Саратовский железнодорожный мост через Волгу, достроенный в 1935 г., оказался на тот момент самым длинным в Европе. Его строительство было начато В 1930 году, планировалось завершить строительство 15 февраля 1934 года, но сроки были сорваны. Руководство организации «Стальмост», за неудовлетворительную работу по строительству Саратовского моста в августе 1933 года было сменено. Началась гонка по ускорению строительства, которая привела к трагедии — 13 апреля 1934 года одна из опор разрушилась, деформированные части конструкции обрушились на лёд с 14-метровой высоты. Вместе с ними вниз полетели люди, люди падали с 14-метровой высоты прямо в Волгу, пробивая своими телами оставшийся лед.
Холодный волжский панцирь не выпускал из своего плена никого. Точное число погибших установлено не было, считается что их было больше 150 человек. Потом выяснилось, что причиной стала деформация пролетных строений из-за плохого качества металла. Погибших похоронили и был установлен памятник. В списке погибших на нём значится только 21 фамилия и еще 2 фамилии людей, погибших 8 января 1935 года. Если зайти сзади памятника, то можно увидеть, что для него использовали обломки конструкции моста. В мае 1935 года мост был введён в эксплуатацию. длина его 1694 метра.. А сохранившаяся часть архивного фонда (150 килограммов), собравшая в себе доклады, отчеты, проекты, вполне может претендовать на самое большое надгробие для братской могилы героев первых трудовых пятилеток. Более сотни человек при различных обстоятельствах погибли на стройке этого сооружения.
В истории мостостроения, вряд ли найдется мост, постройка которого была бы так богата проектами, схемами, борьбой и спорами за варианты, а главное, трагическими событиями, как строительство железнодорожного моста через Волгу в окрестностях Саратова. Только разговоры о местоположении моста заняли 37 лет. А когда место все-таки было выбрано, казалось, само небо воспротивилось появлению на саратовской земле этого железного монстра.
Вокруг строительства моста через Волгу на рубеже XIX-XX веков шла ожесточенная полемика между обществом Рязано-Уральской железной дороги и управляющими структурами города Саратова. Для городских структур, по преимуществу купеческих и помещичьих, сооружение моста сулило большой торговый оборот и значительное повышение стоимости городских земель, как в Саратове, так и в Покровской Слободе (ныне город Энгельс). Поэтому они настаивали на его сооружении в самом городе, в районе Глебучева оврага. Железнодорожники были заинтересованы в наиболее выгодной эксплуатации железнодорожной переправы, поэтому лучшим вариантом для общества РУЖД был переход Волги у поселка Увек.
В 1900 году общество РУЖД сообщило в особую комиссию при Казанском округе путей сообщения, что оно готово построить мост в самом Саратове, выше Глебучева оврага. В 1915 году в эту борьбу за варианты включается инженер Лахтин В.М., который выдвинул проект перехода в пяти верстах выше Саратова по течению Волги.
Президиум Госплана СССР, рассмотрев в августе 1928 года материал НКПС, согласился с необходимостью первоочередной постройки железнодорожного моста в Увеке и поручил НКПС провести технические изыскания мостового перехода.
Мост строился долго и трудно. Поставленный перед строителями срок пуска моста — 15 февраля 1934 года был сорван. «Стальмост», за неудовлетворительную работу по строительству Саратовского моста в августе 1933 года руководство этой организации было сменено. Началась гонка по ускорению строительства, даже обедали рабочие на своих местах, чтобы экономить время на спуск и подъём. Спешка привела к трагедии — 13 апреля 1934 года одна из опор разрушилась, деформированные части конструкции обрушились на лёд с 14-метровой высоты. Вместе с ними вниз полетели люди. Люди падали с 14-метровой высоты прямо в Волгу, пробивая своими телами оставшийся лед. Холодный волжский панцирь не выпускал из своего плена никого.%
В этот трагический день погибло свыше ста пятидесяти человек. Точных данных о погибших до сих пор никто не знает. Известно только, что именно тела строителей моста дали начало увекскому кладбищу. Погибших похоронили и был установлен памятник. Вот только в списке погибших на нём значится только 21 фамилия и еще 2 фамилии людей, погибших 8 января 1935 года. Если зайти сзади, то можно увидеть, что для памятника использовали обломки конструкции моста.
В апреле 1935 года ценой больших человеческих жертв и огромных усилий строителей, монтажников и проектировщиков железнодорожный мост в районе Увека был сдан в эксплуатацию, длина его 1694 метра. 17 мая по мосту открывается временное движение, и с этого времени, вот уже более 90 лет Саратовский железнодорожный мост добросовестно служит для перевозки грузов и пассажиров , соединяя центральную часть России с Юго-Востоком , Средней Азией, Уралом, Сибирью и т.д.
Саратовский железнодорожный мост стал крупнейшим мостом первой пятилетки (и первым в Европе!) , на строительстве которого были использованы новые и более технологичные для того времени методы строительства подобного рода железнодорожных объектов.
Изначально, проект железнодорожного моста через Волгу, назывался «Линия Саратов – Миллерово» с подзаголовком «Сооружение моста через р. Волгу под г. Саратовом. Предварительный проект». То есть мост, судя по названию, являлся частью более широкого плана.
Во время Великой Отечественной войны мост неоднократно бомбили, так как он был важным стратегическим объектом, обеспечивающим связь с районами заволжья. Но разрушить его или хотя бы повредить врагу не удалось.