Паровоз Эу 686-31 установленный в 2020 году на привокзальной площади Аткарска трудился в Аткарске и в качество почетной пенсии был поставлен на запасный путь, вначале неподалеку от депо. В нескольких кварталах от железнодорожного вокзала у путепровода через железнодорожные пути. 9 октября 2019 года в городе Аткарск побывал с рабочим визитом глава ПривЖД Сергей Альмеев. На встрече с главой Виктором Елиным железнодорожники предложили перенести одну из городских достопримечательностей от Московского путепровода на Привокзальную площадь. Установили паровоз-памятник у въезда в юго- восточной части площади, возле Доски памяти, где оборудован специальный комплекс. Посоветовавшись с общественностью, железнодорожники установили паровоз таким образом, чтобы его кабина была обращена в сторону Москвы.
Паровоз – негласный символ Аткарска - города железнодорожников. Далеко не каждый даже крупный населённый пункт может похвастаться таким памятником. На новом месте паровоз превосходно вписывается в архитектурный ансамбль площади и радует аткарчан и гостей города. Планируется, что в завершение композиции рядом с паровозом установят водонапорную башню и семафор. Изменения затронут и прилегающую территорию: совместно с администрацией города намечено создание единого архитектурного ансамбля, который станет настоящим украшением Привокзальной площади Аткарска. Подтип паровоза установленного в Аткарске выпускался с 1926 по 1930 годы и некоторые из них трудились на приволжской железной дороге будучи приписаны к локомотивному депо станции Аткарск, в музее которого хранится трудовая биография этого паровоза Эу-686-31.
По стране стоит немало паровозов-памятников типа Э - самого массового за всю историю паровозостроения. Спроектирован он был ещё до революции, в 1909 году и с постоянными изменениями и улучшениями конструкции паровозы этого типа выпускались до 1957 года. Паровоз Э (прозвища — Эхо, Эшак) — российский и советский грузовой паровоз. Ещё при стадии проектирования этот паровоз несколько лет проходил через различные инстанции и комиссии. В решении вопроса его появления столкнулись интересы многих авторитетных российских учёных по паровозостроению. В результате появился лучший паровоз дореволюционной постройки и один из самых надёжных паровозов в мире.
Считается, что паровозы этой серии - лучшие из дореволюционной постройки и одни из самых надёжных в мире. Они выпускались с 1912 по 1957 год, причём не только в России и Советском Союзе, но и целом ряде зарубежных стран. Во время Великой Отечественной войны из этих паровозов формировали паровозные колонны, которые относились к особому резерву наркома путей сообщения. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска (39 лет) паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.
Паровоз Эу 686-31, установленный в Аткарске, один из оставшихся в живых. А всего паровозов серии Эу было построено меньше 2166 штук. Эу- означает паровозоз серии Э усиленный. Полное их обозначение состояло из буквенной серии (Эу), цифровой трехзначной серии (например 686) и двузначного номера (в нашем случае -31). Выпускались такие паровозы в 1926 — 1931 годах, т.е. Аткарскому паровозу не менее 80 лет. Изготовлялись они на Луганском, Сормовском, Харьковском, Брянском и Коломенском заводах. Снимались паровозы серии Э во многих советских и российских фильмах, среди которых Адмиралъ, Адъютант его превосходительства, Корона Российской империи или Снова неуловимые, Место встречи изменить нельзя, Комедия строгого режима.