Пещера Монаха - знаменитая пещера в национальном парке "Хвалынский", своеобразное сакральное место недалеко от пос. "Санаторий Черемшаны-1". Когда появилась она никто не знает, существует лишь один письменный источник, описывающий обитателей пещеры в начале прошлого века. А сколько до этого существовала пещера не знают даже легенды и предания. Только в одном они сходятся, что жил в пещере в XIX веке отшельник по имени Серафим. Спал он в гробу, установленном в одной из комнаток пещеры, а после его смерти мощи сохранялись нетленными более десятка лет, пока их не осквернили. В начале прошлого века в пещере жила благочестивая старушка Феодора, о чем сохранилось воспоминание одного из священников, побывавших в пещере в 1912 году. В 1914 году в гости к "пещерной старушке" заглядывал художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
Горы, ущелья, смешанный лес и реликтовые сосны, родниковые воды и чистые пруды, особое состояние воздуха с повышенной ионизацией, целительные туманы и необыкновенная духовность этого намоленного места неиспорченной верой… Именно благодаря уникальному сочетанию природных факторов и особого духовного поля о «Пещере Монаха» говорят как о храме под открытым небом, о том самом месте, где происходит исцеление разума, тела и духа… Гористый рельеф местности, каньонообразные ущелья глубиной до 100-170 м. Горы вокруг поднимаются на 340 - 350 м над уровнем моря. К пещере ведет экологическая тропа "Пещера монаха" с территории санатория "Пещера Монаха" (бывший Черемшаны-1). Её протяженность около 1,5 километров.
Первые скиты появились в этих местах, как уже было сказано ранее - после разгрома старообрядческих скитов на Иргизе - в 40-х годах 19 века. Местные староверы дали у себя приют иргизским беглецам. Постепенно, сами собой, образовывались и монастыри, записанные в официальных бумагах как хутора. Периодически их громили официальные власти - староверы продвигались все глубже в леса, отыскивали более скрытые пустыни, зарывались в подземелья... И в итоге - все дальше от людей, возникали новые обители...
На начало 20 века, таких скитов на Черемшане было 8. Один - мужской и 7 женских. Они принадлежали к разным согласиям и отличались внутренними порядками.
1. Верхний черемшанский мужской монастырь, основанный иноком Серапионом. Был очень богат и знаменит при жизни основателя, но - после его смерти приемники не смогли удержать планку на прежней высоте. Монастырь погряз в дрязгах и начал хиреть. В женских царила железная дисциплина и они процветали. Самым известным, большим и богатым из них был
2. Фелицитин. Основательница - Фелицата, по всеобщему мнению современников была человеком выдающимся. Железная баба! Король! - таковы были их отзывы об этой незаурядной женщине. По происхождению была она из родовитой дворянской семьи (в миру - Фекла Евдокимовна Толстикова), и с ранних лет всецело посвятила себя созданию обители, в чем ей активно помогали сохранившиеся связи и богатые родственники. Обитель была образцом порядка и хозяйственности.
В 70 лет стан настоятельницы был прям, а поступь легка и упруга. Воля ее была законом для всех обитателей монастыря.
3. Платонидин. Основательница была бойкая и говорливая русская женщина, дочь новочеркасского заводчика.
4. Маргаритин. Основательница - был сборщицей денег в монастыре Филицаты - и - обзаведясь связями, основала свой скит.
5. Енфин. Основательница - другая сборщица средств из Фелицатиного монастыря. Откололась аналогично Маргарите.
6. Повольгин.
7. Нижний Елесин.
Все эти обители полумесяцем окружали мужской монастырь. Внутренний распорядок жизни в монастырях был очень жестким. Большую часть времени их обитатели проводили в молитвах и на службах.
Старообрядческие, а тем более, монастырские службы, правила и поклоны не идут ни в какое сравнение с самыми продолжительными богослужениями православного чина. Старый обряд исполнялся истово, протяженно, без каких-либо пропусков и сокращений. На общие молитвы отводилось до 12 часов в сутки. Но и в промежутках монахи обязаны были молиться, а кроме этого - каждый из них обязан был выполнять ту или иную монастырскую работу. Такими средствами, да еще молчанием и послушанием достигались крепость веры и незыблемость дисциплины.
Пещер таких, надо сказать, в окрестностях было когда-то довольно много. И еще в начале 20 века видели их посетители этих мест. В некоторых тогда были целы и кости прежних обитателей - отшельников, замуровавших себя в подземельях.
Раньше в пещеру был один вход, общая комната и проходы в две кельи. Но какое-то время назад, часть потолка первой комнаты обвалилась и теперь тут скорее две небольших отдельных пещеры. Если заглянуть в правый лаз, видно, что пещера совсем небольшая, от входа видно заднюю стенку. Тут только на корточках сидеть удобно, во весь рост не встанешь. Углубление в дальней стене. Видимо, тут отшельник и спал, этакое ложе. И вход довольно узкий, приходится протискиваться. Раньше, говорят, можно было пройти просто нагнувшись, видимо, уровень пола сильно поднялся из-за осыпающейся породы.
В левую пещеру вход чуть пошире. Да и сама она побольше, но не на много. Очень сложно представить, как тут можно одному жить. Но вот такая история. Уже в 1912 году Ф.П. Еланский писал, что никто из старожилов не помнит, когда и кем была вырыта эта пещера. Бытовало предание, что жил в ней подвижник - раскольник, по имени Серафим. В начале 20 века, пещера внутри состояла из 3-х отделений - келий. Темная - передняя, размерами примерно 2х1,5х2 метра, главная - 3,5х2 метра - в ней проживал очередной отшельник (в период визита Еланского это была женщина - Федора), с нишами для икон, окошком и печкой, и склеп, в котором находился иссеченный из камня гроб с останками. Предполагалось, что это останки самого Серафима. Кем он был? Точно никто не знал.
Остались скудные сведения, которые приводят авторы нач. 20 века, что был он современником Серапиона, и время от времени приходил к нему в монастырь на причастие. Лет десять после кончины останки его были нетленными. Но потом начали лазать в пещеру любопытные - порубщики леса, в том числе - и вели себя неприлично - так и начали останки постепенно истлевать. К началу 20 века были похищены крест и личные вещи покойного, а так же - его череп и кисти рук. Многие монахи пытались жить в этой пещере после смерти Серафима, но никто долго не продержался - жутко было. Помимо этой, было в округе несколько аналогичных пещер - но они или засыпались или были разрушены.