Финно-угорская община «Софун» представляет жителям и гостям Саратова традиционный дом мордовской эрзянской семьи "Кудо", одно из самых красивых подворий, представленных в Этнопарке "Национальная деревня народов Саратовской области". В Саратовской области численность мордовской народности составляет более 11 тыс. человек. Проживают в Российской Федерации около 744 237 мордовской народности, около трети — в Мордовии, а также в Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской, Саратовской областях. Относятся к коренному населению Центральной России. Мордва — финно-угорский народ, который делится на два субэтноса—мокша и эрзя. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. Верующие — в основном православные, есть также приверженцы народной религии (традиционная религия мокшан - мокшень кой), лютеране и молокане.
Традиционное жилище мордвы было в основном двух типов: двух-раздельное и трех-раздельное. Как правило, мордва строила деревянные дома, предпочитая при этом сосну. Дом — (куд — мокшанский, кудо — эрзянский), традиционный тип жилья, основная часть мордовского хозяйственного комплекса. Конструкция дома мордвы совершенствовалась от землянок и полуземлянок до наземных бревенчатых строений срубной конструкции (2 камерные: изба—сени, изба—изба, изба—придел; 3 камерные: изба—сени—клеть, изба—изба—сени, изба—сени—изба). До 18—19 вв. сохранялись дома с печью по чёрному (курная изба). На рубеже 20 в. появились 5 стенные дома.
Основным материалом для строительства домов была древесина хвойных и лиственных пород. Издревле для мордвы характерны способы рубки сруба «в угол», «в чашу», «в лапу», «в крюк», «в замок». Делали также саманные, глинобитные и глинолитные дома. Ставили с фундаментом или без него.
У эрзи бытовали дома на деревянном столбчатом фундаменте с подклетями высотой 20—40 см. В домах без фундамента делали глинобитные или из горбыля полы; наличие дощатых полов археологи отмечают в срубных домах 14 в., а их широкое применение — в 18—19 вв. Пространство под полом (седял — мокшанский, аксялкс, каська — эрзянский) использовали для хранения картофеля, домашних заготовок. Потолки в домах — из брёвен, колотых пополам, и досок. Окна (2 — 3, реже 4) прорубали на южную и юго-западную стороны.
Дверь всегда открывалась в сени и на восход солнца. В домах по-чёрному навешивали 2-ю, внутреннюю, дверь, сверху наполовину ниже наружной. Во время топки открывали наружную, а внутренняя, оставаясь закрытой, задерживала доступ холодного воздуха в избу.
Крыши у мокшанских домов были костровой, у эрзи — самцовой конструкции. Традиционные кровельные материалы — дрань, тёс, солома. Наиболее древнее покрытие — из соломы и долгой драни. Щепу и тёс применяли с конца 19 в. В местах проживания мокши преобладали дома, крытые путаной соломой, придерживаемой скреплёнными попарно и перекинутыми через конёк крыши жердями. Крыши «под щепу», «под глину» свойственны для эрзянских домов.
Внутреннюю планировку домов (расположение печи, переднего угла и входа) определяли климатические условия, этнические особенности и инонациональное окружение. В южно-русской планировке (преобладала у мокши) печь примыкала к стене, параллельной входу. Средне-русский и западно-русский типы (очаг — рядом с входной дверью) были характерны для эрзянских домов.
От внутренней планировки зависело решение интерьера дома. Южно-русскому и западно-русскому типам свойственны дощатые нары (эзем ланга — мокшанский, эзем ланго — эрзянский), кершпелькс (эрзянский), неподвижные лавки вдоль стен (эзем — мокшанский, эрзянский). Непременной принадлежностью дома средне-русского типа были полати (полка ланга — мокшанский, полок ланго — эрзянский).
Традиционными элементами интерьера мордовского дома являлись лавка-шкаф (потмар — мокшанский, постав — эрзянский), печная лавка (мъргаэзем — мокшанский, моргаэзем — эрзянский), деревянные столы (шъра — мокшанский, столь — эрзянский), полка шкаф (лавцяланга — мокшанский, лавцяланго — эрзянский), печь.
В мордовской культуре основное развитие имело устное творчество. Одним из ранних представителей мордовского сказительного искусства была Ефимия Петровна Кривошеева. В конце 1920-х годов появились журналы «Мокша» на мокшанском языке и «Сятко» на эрзянском; письменная литература стала развиваться с 1930-х годов. Во внешнем быту мордвы, её жилищах, способах земледелия и т. д. сохранилось мало оригинального, хотя в старину мордовские селения и избы отличались от русских большей разбросанностью и постановкой избы посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора.
К специально- мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях, производства поташа, конопляного масла, домашних сукон (любимый цвет мордвы - белый). К искусству мордва равнодушнее чуваш и черемис, у которых, например, многие предметы украшаются резьбой; только мордовские женщины не менее заботятся об украшении своего костюма и старательно вышивают свои рубашки и головные уборы. В свадебных обрядах и обычаях мордвы сохранились ещё многие черты старины, отголоски старинного брачного и родового права.
Мордовская кухня во многом напоминает русскую благодаря тесной и многовековой интеграции двух народов. Доказательством этого может служить тот факт, что самые распространённые блюда — это щи со свежей капустой, сваренные на мясном бульоне, а также каши из различных круп, картофель. Центральное место в национальной кухне занимают мордовские блины. Если брать мясо, то больше всего используется свинина и говядина, баранина намного реже, ещё реже рыба. В то же время в блюдах практически отсутствуют острые добавки, соусы, специи, зато большим разнообразием отличается домашнее консервирование: соление или квашение овощей на зиму.
Особое внимание уделяли декоративному оформлению дома. Более развиты архитектурные формы дома северо-восточного и северо-западного районов проживания мордвы: богато украшенные фронтоны, затейливые конструкции крыльца, резные наличники окон. В южном и юго-западном районах резьбой украшали в основном карниз и наличники окон. Цветовое оформление домов мордовских сёл выполнялось в приглушенных тонах.