К XIX веку Саратов вырос в крупный портовый город на Волге, при этом сама береговая часть была малопригодной для использования в качестве пристани из-за неустойчивости, неглубокого дна и регулярных разливов. Пассажирские вокзал и причалы отсутствовали, их роль выполняли дебаркадеры. С последней четверти XIX века одно за другим основывались пароходные общества, вносившие в саратовское судоходство порядок и организованность.
Первое здание вокзала
Советской властью волжские пристани и суда были национализированы, уже в мае 1918 года правительство выделило первые средства на берегоукрепительные и дноуглубительные работы вдоль правого саратовского берега Волги. Вплоть до 1930-х годов пассажиров на корабли переправляли дебаркадеры. В 1932–1933 годах был построен первый речной вокзал. Красивое уютное здание находилось у Провиантского взвоза, причал пригородных линий располагался напротив Ленинского взвоза. На послевоенные годы приходится расцвет волжского судоходства и Саратовского в частности.
Под возросшие нужды пассажирских перевозок в 1967–1968 годах был построен и сдан в эксплуатацию современный речной вокзал с просторным залом ожидания, кассовым залом, балконом и медицинским пунктом. Также был открыт пригородный павильон и завершена 550-метровая пристань на восемь причалов.
В 1980-е годы от саратовского речного вокзала отправлялись туристические теплоходы и рейсовые суда в населённые пункты области.
Несмотря на популярность речного транспорта, послесоветский кризис практически полностью свёл на нет пассажирские перевозки. Почти все региональные маршруты закрылись, флот ("Метеоры", "Ракеты", "Кометы") был распродан. Большая часть здания речного вокзала перешла к магазину "Эльдорадо". Играющие песню "Огней так много золотых" часы на башне вызывают скорее тоску и ностальгию. Сегодня в период навигации Саратов принимает по несколько круизных теплоходов в день, также продолжают работу прогулочные корабли.