Саратов издавна был купеческим городом. Отсюда по Волге отправлялось огромное количество товаров. Но дальние поставки сухопутным транспортом, были затруднительны. По этой причине в 50-х годах позапрошлого века было принято решение о начале строительства участка железной дороги Москва – Саратов. Работы по строительству железной дороги шли тяжело и были завершены лишь к 1871 году. Примерно в то же время в Саратове появилось небольшое здание железнодорожной станции. Архитектор проекта, к сожалению, остался неизвестным.
Первый железнодорожный вокзал был небольшим и довольно быстро перестал справляться с растущим числом пассажиров. Поэтому в 1899 году руководство Рязано-Уральской дороги приняло решение реконструировать здание вокзала. Автором нового проекта стал главный архитектор дороги Пётр Зыбин. Проектом был слегка изменён фасад главного корпуса и сделаны боковые пристройки, в которых разместились лучший в городе ресторан, залы ожидания и билетные кассы. На фасаде были установлены часы. В облике здания появились башенки, флюгеры. Появление вокзала неизбежно привело к появлению площади, которую стали называть «привокзальной».
В советские годы население города и, соответственно, поток пассажиров быстрыми темпами увеличивались, развивалась также сеть пригородных поездов, появлялись новые направления дальнего следования. Определённой разгрузкой главного вокзала служило появление станций и платформ в новых районах, где останавливались региональные электрички, однако проблема небольшой вместительности вокзала вставала всё острее.
В 1977 году была проведена реконструкция здания, основной целью которой была реорганизация помещений, а главным результатом стала утрата одного из красивейших памятников архитектуры Саратова. В период экономного строительства и моды на стекло-бетон архитекторами был разработан проект, полностью заменявший изящные башенки и богатый фасад вокзала на стеклянный монолит. Лишь со стороны перрона здание частично сохранило исторический облик.
Современный вокзал рассчитан на 3200 пассажиров, ежедневный поток составляет в среднем 4000 человек. Переход через пути к платформам и находящемуся на другой стороне автовокзалу осуществляется по пешеходному мосту и тоннелю. От станции отправляются поезда на Москву и Санкт-Петербург, волжские Астрахань, Волгоград, Казань и Нижний Новгород, в южных направлениях (Ташкент, Астана, Баку, Адлер, Махачкала), на украинские Киев, Симферополь и Харьков, болгарскую Варну, немецкий Берлин. Пригородные пассажироперевозки в настоящее время переживают кризис.
Услуги для пассажиров
На первом этаже вокзала расположены билетные кассы, табло прибытия поездов, расписание поездов, терминалы для покупки жд билетов онлайн. Залы ожидания для пассажиров, кафе находятся на втором этаже вокзала. Один из залов – повышенного комфорта. Вход в него платный. За символические сто рублей пассажир получает горячие напитки, доступ к бесплатному беспроводному интернету. Бесплатно услугами «бизнес» зала пользуются пассажиры фирменных поездов с билетами в СВ.
Пассажиры пользуются услугами вокзала:
справочная информация;
камера хранения;
почтовые услуги;
магазин;
кафе;
уютный ресторан «Улей»;
кофейный автомат;
сувенирные и газетные киоски;
система электронной очереди;
медпункт;
комната матери и ребенка;
туалетные комнаты;
система безопасности пассажиров;
распечатка онлайн билетов.
Получить информацию о стоимости билетов, наличии мест на проходящие поезда можно, позвонив в справочную жд вокзала: телефон +7 (8452) 41-00-05 (или короткий номер 005). Здесь же вы узнаете стоимость проезда и наличие мест в вагоны разных классов поездов дальнего следствия. На первом этаже вокзала расположены терминалы, где без очереди удобно купить жд билеты в Москву. Оплата производится, в том числе банковской картой.