Этот огромных размеров храм виден далеко за пределами села Кутьино. Построили ее в 1911 году и закрыли уже в двадцатых. В начале века храм передали епархии и даже рядом построили "временную" часовню. Однако, за реконструкции самой церкви явно еще не брались. Размеры и антураж постройки на самом деле впечатляют. Архитектурой не похож ни на один храм. Невероятные орнаменты присутствуют в кладке. Храм после закрытия не использовался ни в каком качестве, в отличии от подавляющего большинства. Это позволило более-менее сохранить настенную роспись и даже плитку на полу. Церковь в селе Кутьино построена в русском классическом стиле. Церковь однокупольная с колокольней. Построена она из кирпича, стоит в центре села. Видна издалека, так как высота её примерно 35 метров. Церковь имеет вид четырёхугольника, длина 34 метра, ширина 26 метров.
С востока стена закруглена в виде трёх полукруглых бастионов. Церковь имеет три входа: с севера, с юга. Центральный вход – с запада. Окна прочные, между двойными рамами вставлены узорчатые решётки. На стенах выложены кресты, различные узоры, небольшие ниши. С востока на стене вделана большая икона из нержавеющего железа. Нет острых углов, с запада сделано по 2 уступа к центральному входу. Вверху идёт архитектурный пояс.
Когда подходишь ближе, чувствуешь её монументальность. Внутри была очень красивая роспись на библейские сюжеты, но многое уже осыпалось.
В настоящее время в помещении церкви колхозный склад. Здание находится в заброшенном состоянии: крыша на куполе и колокольне ободрана, кирпичи осыпаются, стёкла в окнах выбиты.
А это здание достойно к себе бережного отношения, так как в него вложили большие средства, труд и талант наши русские мастера- -умельцы, хотя имена их никто не помнит. Возможно, где-нибудь в архиве, в Саратове, можно найти хотя бы фамилии, имена архитектора и живописцев
« Сначала церковь была деревянная, был пожар и старая церковь сгорела. После деревянную продали в Гремячку. Церковь строили из красного кирпича, в селе был свой кирпичный завод, за СТФ, ближе к Прошину мосту. Церковь строили вручную; когда заложили фундамент и стены, сделали трапы; по ним поднимались на колокольню и на потолок. Носили в мешках кирпичи, землю и женщины, и мужчины. Барашкина Александра Елисеевна рассказывает, что самой пришлось принимать участие в строительстве. Вместе с мужиками поднимались высоко, даже кружилась голова, тогда ношу принимали мужики и передавали выше стоящему. Мастера, плотники были приглашены из Саратова, Петровска. Подрядчик тоже был из города Петровска.
Мастера жили у Карпухиной Марии Арефьевны (сын был Николай Васильевич, дед Бабушкина А.Г. и Мальцевой М.Г). На строительство церкви собирал деньги сборщик, давали сколько могли. Церковь строили в 1911 году, ждали архирея, но он не приехал, приезжали священники из других сёл, городов. Работали попы: батюшка Иван Шанский, батюшка Егор, дьякон Николай Михайлович Белоусов, батюшка Антонин. Закрыли церковь в 1929 году. Попа Егора арестовали, потом отпустили, он очень переживал, после этого поболел неделю и умер. Брат его был расстрелян. Всех попов схоронили у церкви, перед иконой Исуса Христа, восточная сторона, внутри церковной ограды, которая была украшена, на столбах были стеклянные шары.
В церкви алтарь был богатый: золотой сосуд, из него приобщали людей, ещё было два золотых креста. Предполагают, что церковный староста (по прозвищу «Шалаш») один успел взять, уехал в Среднюю Азию и купил детям 5 домов. Последующими старостами были Барашкин Степан Васильевич, Мухин Василий Яковлевич, 6 лет работал Петров Елисей Спиридонович. В алтаре стоял стол, на нём евангелие, крест, сосуд, свечки, просвирки. В алтаре находился поп, дьяки, женщин туда не впускали. Рядом ещё два алтаря — крыльцы, на них подстраивались певчие. Поп входил в церковь, переодевался, шёл к алтарю, и служба начиналась.
Священники жили в поповом дому, где старое зернохранилище, северная сторона церкви. У церкви 3 входа, в центральный всегда ходили, остальные входы открывали только летом, когда было жарко. Служба шла каждый день: заутреня начиналась в 2 часа ночи, обедня в 3 часа дня, а вечерня в 5 часов вечера. Отпевание было тоже каждый день. В церкви стены, купол расписаны. Есть картины, расписанные на библейский сюжет «Исус Христос едет на вербный праздник на осле», — южная внутренняя сторона церкви. В куполе евангелист Лев, ещё другие: Матвей, Лука, Иоан. Росписи заказывали хозяева села Кутьино, у кого были деньги. Пол церкви паркетный, было паровое отопление, вверху сохранилась батарея, вход в котельную с южной стороны. На колокольне было 3 колокола, звон был очень красивый, его было слышно за 20 километров и дальше, в зависимости от погоды. На церкви было 3 креста, но только не золотые. Стены её будут вечно стоять, так как раствор мастера делали, добавляя яйца и ещё какой-то состав. С восточной внешней стороны были две иконы, всего их три».
В наши дни: В 1988 г. жители с.Кутьино Новобурасского р-на обратились в Саратовскую епархию с прошением об открытии в селе православного прихода. Сохранившееся здание Никольского храма было передано верующим в полуразрушенном состоянии. Здание является памятником архитектуры.
В 1991 г., недалеко от исторического здания Никольского храма, было построено одноэтажное здание Свято-Никольского храма.
В 2004 г., по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина, иерей Алексий Земцов совершил чин положения Антиминса. Настоятель:иерей Иоанн Ковач.
В начале декабря 2018 года начались работы по консервации храма святителя Николая Чудотворца в селе Кутьино. Работы будут проходить в 3 этапа:
1. Накрыть центральный купол.
2. Накрыть колокольню.
3. Накрыть стены.
20 декабря 2018 года в храме святителя и чудотворца Николая в селе Кутьино закончилась консервация центрального купола, и сразу преступили к покрытию колокольни.