Поиск достопримечательностей по сайту
Логотип сайта Туристический Саратов
Поиск достопримечательностей по району
Войти через соцсети:

Вход на сайт

Слонов Иван Артемьевич

Созданная им саратовская театральная школа и по сей день дарит миру великолепных артистов, и это, пожалуй, лучшая память о мэтре.


Иван Артемьевич Слонов (22 мая (3 июня) 1882, Мо­ск­ва – 19 сентября 1945, Са­ра­тов), российский, советский ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, народный артист РСФСР (1938). С 1915 работал в Са­ра­тов­ском те­ат­ре, на раз­ви­тие ко­то­ро­го ока­зал зна­чит. влия­ние. Основоположник Саратовской театральной школы, легендарный артист, режиссер и педагог Иван Слонов не любил, когда его театр имени Карла Маркса называли провинциальным, и имел на это полное право. В те годы спектакли в Саратове ничем не уступали московским. Сейчас имя Ивана Слонова носит Саратовский театр драмы и одна из соседних с ним улиц.

Сотни различных, порой диаметрально противоположных ролей были сыграны Слоновым за 40 лет его театральной жизни. И вряд ли можно с точностью определить амплуа артиста. Как вспоминала дочь Н.И. Слонова, «сила Ивана Артемьевича была в многообразии, в редкой широте диапазона: и герой, и неврастеник, и любовник, и простак, и характерный. Может быть, поэтому в Саратове и говорили: «Театр Слонова». В 1976 г. Пушкинский переулок Саратова был переименован в улицу И. А. Слонова. В 2003 г. его имя было присвоено Саратовскому академическому театру драмы.

Слонов Иван Артемьевич Слонов Иван Артемьевич

Иван Слонов родился в Москве 22 мая (3 июня) 1882 года. Отец Ивана Аркадьевича мещанин Артемий Слонов служил на Ярославском направлении железной дороги и мечтал, что его сын станет чертежником. По его настоянию будущий актер окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но тайком посещал занятия музыкально-драматического училища филармонического общества и спектакли Малого театра, Художественного театра, воспитывался на творчестве М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой, А. А. Яблочкиной.

Не окончив музыкально-драматического училища, дебютировал в 1903 году в роли Жадова в спектакле Русского театрального общества и был приглашён в Витебский театр. П. Н. Орленев, находясь в Витебске на гастролях, отметил молодого актёра и рекомендовал его в театр В. Ф. Комиссаржевской. Слонов дебютировал здесь в роли Зимина и Власа из «Дачников», Карандышева из «Бесприданницы», Макса из «Боя бабочек» и другие роли. Исполнение этих ролей отличалось эмоциональной силой, ярким темпераментом.

В 1906 году Слонов уходит из театра Комиссаржевской. В этот период он работает в театрах Иркутска, Омска, Екатеринодара, Новочеркасска. На провинциальной сцене Слонов приобрёл опыт, не утратив непосредственности, искренности исполнения.

Омск, Иркутск, Новочеркасск, Одесса, Киев. Подчиняясь общему для всех актеров закону, я перезжал из города в город. Подходил конец сезона, и я с тревогой спрашивал себя: где придется служить в следующем сезоне, куда забросит судьба, кто будет товарищами по сцене? - писал Иван Артемьевич про это время.

В своих воспоминаниях Слонов рассказывал, что застал знаменитую театральную биржу в трактире Рогова. Дореволюционные театры в России принадлежали частным лицам, что зачастую сказывалось на качестве постановок. Актеров нередко приглашали в труппу лишь на один сезон. Вербовкой артистов занимались антрепренеры и их помощники. Сделку заключали прямо в трактире.

По словам Ивана Артемьевича, успех артиста часто зависел от театральной моды. Если зрители предпочитали дешевый фарс и комедию, то актеры-трагики оставались без работы. «Эти высокие люди с громоподобным голосом по нескольку недель могли пьянствовать в трактире и рычать страшными пьяными голосами монологи из классических трагедий. Лишь немногим из них удавалось пробиться в настоящее искусство, а большинство же умирали от пьянства в нищете», - вспоминал Слонов.


Слонов Иван Артемьевич
Слонов Иван Артемьевич

В Театре Комиссаржевской актер познакомился со своей первой женой - потомственной актрисой Евгенией Козляниновой. В 1906 году у молодых супругов родилась дочь Надя. Вскоре театр возглавил Всеволод Мейерхольд, и из-за его резкого характера и последующего раскола в коллективе Слоновы покинули театр. Иван подписал договор на один сезон с Омским театром и с женой и ребенком поехал в Сибирь. Но переезд в суровый климат для 21-летней Евгении оказался фатальным. Молодая актриса умерла, оставив мужу полуторагодовалую дочку. Растить маленького ребенка самостоятельно странствующий актер не мог, и девочку забрали к себе ее бабушка и дедушка. В Петербурге они окрестили Надю как свою дочь.

Яркая индивидуальность и мастерское умение Слонова погрузиться в каждый персонаж помогали ему получать главные роли. Среди его самых ярких дореволюционных героев - Чацкий в «Горе от ума», Протасов в «Живом трупе», Васька Пепел («На дне») и Нил в «Мещанах».

С 1910 года Слонов - ведущий актёр театров Одессы и Киева. Лучшие работы Слонова в этот период — роли в русском классическом репертуаре. Данная им интерпретация образов Чацкого, Незнамова, Карандышева, Мелузова («Таланты и поклонники» А.Н. Островского), Васьки Пепла («На дне» М. Горького) и особенно Нила («Мещане» М. Горького) имела ярко демократический характер, спектакли с его участием восторженно воспринимались в предреволюционные годы передовой частью зрителей, главным образом молодёжью.

Играя роль Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1911), Слонов глубоко раскрыл тему столкновения человека высокой духовной чистоты с буржуазным обществом (в сценах с Абрезаковым и следователем). В эти годы определилась творческая индивидуальность Слонова, мастерски сочетающего силу чувств с тонким психологическим анализом. Внешний рисунок его ролей был строг, чёток и выразителен.


Слонов Иван Артемьевич
Слонов Иван Артемьевич

За два года до революции судьба забросила 33-летнего актера в Саратовский городской театр (так тогда назывался театр оперы и балета).

Слонов вспоминал про это время: "В 1915 году я попал в Саратов. Тогда этот город называли кулем муки - он жил торговлей хлебом. Вместе с русскими купцами здесь подвизались немецкие. Какое было дело до искусства всем этим дельцам! они приходили в театр или от скуки, или отбывая повинность, чтобы не прослыть отсталыми, а часто и для того, чтобы в антрактах заключить очередную сделку."

Первые ряды городского театра обычно занимали так называемые «крахмальные зрители» - чиновники, фабриканты, немецкие и русские купцы. Их мало интересовали спектакли, они редко улыбались и аплодировали. Многие артисты поэтому играли спустя рукава, толком даже не выучивая текста. «Ведущей фигурой в провинциальном театре был суфлер. От него зависели и перед ним заискивали даже герои и героини. Суфлер мог не подать вовремя текст и тем «зарезать» актера на сцене», - вспоминал Слонов.

Но на театральных задворках за спинами «крахмальной» публики собиралась и саратовская интеллигенция, и студенческая молодежь, и для них актерам хотелось играть. И эта симпатия была взаимной. Вдохновленный поддержкой зрителей, еще молодой Слонов занялся преподаванием актерского мастерства в студии при театре.

Октябрьскую революцию Иван Артемьевич встретил в Саратове. Поздней осенью 1917 года в театре драмы ставили «Потонувший колокол» сверхпопулярного тогда немецкого писателя Гауптмана. Перед началом спектакля в зал вошли три человека и попросили актеров не впадать в панику при звуках выстрелов. «Во втором акте раздался взрыв. Это ударило орудие. Вскоре взорвалось еще несколько снарядов. Актер, игравший Водяного, со страху спрятался. Огни в театре пришлось потушить, публика разошлась. Это шла Октябрьская революция», - вспоминал Слонов. Настало тревожное, тяжелое и одновременно абсолютно новое для артистов время.

После Октябрьской революции Слонов окончательно связывает свою творческую жизнь с Саратовским театром (где работал с 1915 года), на развитие которого он оказал значительное влияние. Слонов создал на сцене этого театра образы героев новой, революционной действительности: Хомутов («Огненный мост» Б. С. Ромашова), Годун («Разлом» Б.А. Лавренёва), Кошкин, Швандя («Любовь Яровая» К.А. Тренёва). За кажущейся обыденностью своих героев, лишённых показного пафоса, актёр раскрывал высокую патетику первых лет революции.

Актеры теперь могли не только играть, но и заниматься общественной работой. Ивана Слонова избрали в городской Совет, и ему пришлось решать проблемы горожан. По роду новой деятельности он много общался с разными людьми, от которых получал массу впечатлений.

«Работая над той или иной ролью в советских пьесах, я убеждался, как помогает моему творчеству общественная работа, - говорил он. – Мне, первому любовнику – Чацкому, Фердинанду, Арману Дювалю – очень не хотелось играть хромого матроса, но я играл Братишку в «Шторме» и, несмотря на драматургические недочеты пьесы, эта роль стала мне близкой».

Слонов Иван Артемьевич Слонов Иван Артемьевич



Еще в 1919 году в нашем городе существовали Высшие свободные театральные художественные мастерские, где познавали азы актерской игры молодые артисты, но город наш, несмотря не это, конечно же, продолжал ощущать настоятельную потребность в притоке свежих актерских сил, талантливой и энергичной молодежи Поэтому еще до образования театрального техникума (а впоследствии училища), при театре им. К. Маркса были созданы две театральные студии, которые вели И.А. Слонов и П.А. Карганов. Когда же открылся театральный техникум, Иван Артемьевич продолжал свою преподавательскую работу, неизменно «выкраивая» для нее время в своем напряженном рабочем дне.

В начале 20-х Слонов неожиданно получил письмо от дочери, которая только после смерти деда узнала, кто ее настоящий отец. Иван Артемьевич очень обрадовался и пригласил 14-летнюю Надю в Саратов, где познакомил со своей второй женой, артисткой Лидией Лидиной-Линской. Спустя несколько лет имя «Надежда Слонова» все чаще стало мелькать в афишах театра Карла Маркса. Уже профессиональная актриса использовала фамилию своего легендарного отца в качестве творческого псевдонима, оставив при этом отчество деда. В спектакле «Человек с портфелем» 1928 года Надя впервые сыграла вместе с Иваном Артемьевичем. Впоследствии она выступала в эстрадном дуэте с мужем-комиком Андреем Петровским, служила в Московском театре сатиры и преподавала в столичном цирковом училище, где среди ее учеников были Геннадий Хазанов, Илья Олейников и певица Елена Камбурова.

В 1933 году в театре Карла Маркса торжественно отметили 30-летие сценической деятельности актера. В честь юбиляра преобразованному в училище театральному техникуму, где преподавал Слонов, присвоили имя актера. На торжественном вечере по этому случаю наш земляк, воспитанник Саратовской театральной студии, исполнитель роли Чапаева в одноименном фильме братьев Васильевых, народный артист СССР Борис Бабочкин вспомнил, как саратовцы любили Слонова. Однажды после спектакля «Мещане», где он играл Нила, овации достигли такого предела, что одна девушка, не удержавшись, упала с галерки в партер.

Сам Иван Артемьевич, отметив 30-летие творческой деятельности, увлекся режиссерской работой. В послереволюционной России требования к театру изменились, и теперь актеры упорно работали над каждым спектаклем. В своих постановках Слонов строго определял задачи каждой пьесы, ярко выделял основной конфликт и добивался от актеров максимального погружения в текст. Поэтому его герои всегда были сложными и многогранными. Поставил спектакли: «Гроза» (1933), «Аристократы» Н.Ф. Погодина, «Лес» (1936), «Любовь Яровая» (1938) и др. Являлся горячим поклонником творчества А. Н. Островского, много играл в его пьесах и сам ставил их на сцене театра. В 1938 году Ивану Артемьевичу Слонову было присвоено звание народного артиста РСФСР.

«Нас уже не называют провинциальным театром, и это правильно. В Советской стране провинции в этом понимании слова вообще нет. Наш театр нельзя сравнивать со старым провинциальным театром», - говорил мэтр.


Слонов Иван Артемьевич
Слонов Иван Артемьевич

Успех своего детища Слонов связывал со своей уникальной методикой. В актерской, режиссерской и педагогической деятельности он основывался на принципах Малого театра, системе Станиславского и создании крепкого и сплоченного актерского ансамбля. Именно из этих составляющих и сложилась знаменитая саратовская «слоновская» школа, ставшая самой признанной и авторитетной в России.

Параллельно с режиссерской работой Слонов продолжал играть на сцене. Среди его актерских достижений довоенного периода критики особенно выделяли императора Николая в «Декабристах» Лернера, купца Восьмибратова в «Лесе», Чернышевского в «Что делать?», прапорщика Мурзавецкого в «Волках и овцах», полководцев Кутузова и Брусилова в одноименных биографических пьесах, герцога Фердинанда в «Орленке» Ростана, Арбенина в «Маскараде», Вершинина в «Трех сестрах», а также его Гамлета и Хлестакова и Раскольникова. Говорят, что за годы жизни Иван Слонов сыграл едва ли 500 ролей.

«Это актер высокого профессионального уровня, глубокий, думающий. Играть с ним было как-то особенно легко и радостно», - делилась впоследствии воспоминаниями о мэтре актриса Саратовского театра драмы Валентина Соболева. «Сила таланта этого актера, проникновенность, искренность и сила сценического темперамента волнует и трогает зрителя», - писали о Слонове в Москве и в Саратове.

В 1945 году Иван Артемьевич в последний раз вышел на театральную сцену, на несколько часов победив тяжелый недуг, отнимавший все силы. Иван Слонов умер в сентябре 1945 года. По воспоминаниям коллег, даже будучи прикованным к постели тяжелой болезнью, он продолжал строить планы о новых постановках.

Легенду Саратовского театра похоронили на 1-м участке Воскресенского кладбища. Вместе с ним тут покоится и его супруга, Лидия Васильевна (своего мужа она пережила на 7 лет). Сейчас могила Ивана Артемьевича включена в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации.

Единственная дочь Ивана Слонова народная артистка РСФСР Надежда Слонова прожила очень долгую и яркую жизнь и умерла в возрасте 96 лет в Москве.

Спустя многие годы после смерти Иван Слонов остается одним из тех людей, которых вспоминают не только как высококлассных профессионалов, но и просто как хороших людей. Созданная им саратовская театральная школа и по сей день дарит миру великолепных артистов, и это, пожалуй, лучшая память о мэтре.

В 1933 году имя И. А. Слонова присвоено Саратовскому театральному училищу, в 2003 году Саратовскому театру драмы. Одна из улиц центральной части Саратова носит имя Слонова.

Источник: Материалы саратовского государственного академического театра драмы имени И.А. Слонова.

Слонов Иван Артемьевич Слонов Иван Артемьевич
Слонов Иван Артемьевич Слонов Иван Артемьевич
0
0
0
1.1K
Оценить статью можно только один раз
Для добавления в закладки войдите под своим именем
Для добавления на свою стену войдите под своим именем
В раздел Деятели культуры и искусства На главную На следующую страницу
Расскажите о своих впечатлениях от данного места или объекта. (Только русский текст)
Нет фотографии
Для размещения фотографий ВОЙДИТЕ под своим именем или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.


Новые статьи

Читать больше

Карты и справочники


Карты и справочники


Маршруты выходного дня



Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
Саратовский мост
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Радищевский музей

Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Саратовский мост
Гастрономический туризм Святые места Природные памятники Достопримечательности Музеи Саратова Парки и скверы Горнолыжные трассы Водный туризм Сбор грибов Фестивали Этнотуризм Рыбалка Паломничество Сбор ягод Фитотерапия Пляжи и солярии Санатории Турбазы Базы отдыха Интересные места Памятники Пикники Театры Саратова Блюда для пикника Реки области Парк Победы Фонтаны Палатки Монастыри Кумысная поляна Заброшенные церкви Отдых на природе Родники Палеонтология Вольск Конные прогулки Саратовская гармошка Старинные мельницы Хвалынск Саратовский калач Развалины усадеб Лекарственные травы Съедобные грибы Платные пруды Аренда беседок Памятники архитектуры Травник

В статьях используются фотографии известных саратовских блогеров:

Блог Путешественника
Блог Дениса Жабкина
Фотографии старого Саратова
Блог grau59

В статьях используются
материалы сайтов:

Б. Саратовская Энциклопедия
Энциклопедия Википедия

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.