Клементьев Александр Николаевич (23 августа (4 сентября) 1852 в Орловской губернии — 1919 Саратов), инженер, архитектор, проработал в Саратове более двадцати лет. Он строит в основном общественные и государственные учреждения, в его стиле соединяются начала неоклассики и рационального модерна, ясная простота и гармония, рациональность планировочных и объемно-пространственных решений.
Александр Николаевич Клементьев родился 23 августа (4 сентября) 1852 года в Орловской губернии, где его отец, дворянин, владел небольшим имением. В 1874-м окончил Строительное училище в Петербурге. Получив звание архитектурного помощника и право на чин 10 класса (коллежского секретаря), был определен в Витебское губернское правление на должность младшего инженера строительного отделения. Через два года его назначили младшим архитектором, а в 1887-м в возрасте 35 лет Александр Николаевич становится губернским архитектором. Одновременно в 1878–1890 годы он был епархиальным архитектором при Витебской духовной консистории, а также архитектором местной женской гимназии. По его проектам в Витебске были построены духовное училище, флигель надсмотрщика при Губернаторском дворце, городской клуб и губернское правление. Также Клементьев проводил реконструкцию после пожара городского театра.
1 июня 1895 года Александр Николаевич приехал в Саратов, где вступил в должность губернского архитектора Саратовской строительной и дорожной комиссии. Через два года переходит на должность второго городского инженера-архитектора. Дослужился до чина статского советника, был награжден орденами Святого Владимира 4-й степени, Святой Анны 2-й и 3-й степеней и Святого Станислава 2-й и 3-й степеней.
В служебные обязанности Александра Николаевича как инженера входил контроль за строительством казенных и общественных зданий. Но и по своим проектам он построил в Саратове немало.
В конце 1890-х годов в российской архитектуре на фоне эклектики начали формироваться модерн и неоклассицизм. Общественные и государственные учреждения строятся в то время в основном в стилистике неоклассицизма. Приверженцем именно этого стиля был Клементьев. И одним из образцов неоклассики стало возведенное по проекту Александра Николаевича здание 2-й мужской гимназии на углу Московской и Царевской улиц (ныне ул. Пугачевская, 123).
Его строительство началось в 1900 году, а уже два года спустя здесь уже велись учебные занятия. Здание в плане имеет п-образную симметричную форму, на Пугачевскую выходит хорошо спропорционированный, довольно протяженный главный фасад. Его левый и правый фланги акцентированы по углам ризалитами, увенчанными фронтонами. Подобные ризалиты украшают и боковой фасад, выходящий на Московскую. Планы и фасады здания построены по каноническим композиционным правилам: симметрия с четким выделением оси, иерархия всех элементов, артикулированность форм. Центральная часть главного фасада, более высокая и активно выступающая по отношению к основному фронту корпуса, решена как парадный вход в здание. Она выделена и композиционно, и пластически. Высокие арочные окна второго этажа, за которыми сияет люстрами огромный по тем временам актовый зал на 600 человек, акцентирующий вход неширокий балкон с балюстрадой, сдержанный и гармоничный декор на основе дорического и коринфского ордеров – все говорит о незаурядном таланте и высоком мастерстве архитектора. И по сей день здание служит делу народного просвещения – сегодня здесь располагается средняя школа № 67.
Примерно в таких же композиционных приемах, с элементами, свойственными неоклассицизму, по проекту Клементьева в 1902 году была осуществлена пристройка операционного зала Саратовского отделения государственного банка (ул. Советская, 2). В 1930 году одноэтажное здание было надстроено в стилистически близких формах по проекту архитектора Николая Усова.
Клементьев Александр Николаевич
В 1900 году купец Николай Очкин заказал Александру Клементьеву проект театра. Не кафешантан "Сад Ренессанс", что содержал его покойный отец Григорий Васильевич, а настоящий, оперный. Новое здание располагалось рядом с кафешантаном почти на углу улицы Никольской (Радищева) и Соборной площади. Театр Очкина имел двухъярусный зал с прекрасной акустикой, вместимостью на 900 мест, хорошо оборудованную сцену, фойе и актерские уборные. 16 мая 1904 года состоялось его открытие. Фасады здания театра хотя и были выполнены в открытом керамическом кирпиче, что характерно для эклектики, но сама архитектура несла в себе гораздо больше классических черт. Симметрия, равновесие и сдержанность – так можно охарактеризовать его фасады. К сожалению, здание очкинского театра не дожило до наших дней – сгорело в 1920-е. Сейчас на его месте располагается жилой дом (Соборная площадь, 11).
Ректификационный завод и склад для продажи водки на 500.000 ведер в год, был построен в 1901 году под руководством архитектора А.Н.Клементьева во время экономических реформ С.Ю.Витте, которые вводили госпонополию на производство и продажу спиртных напитков. Строительство велось по типовым проектам, разработанным по распоряжению Министерства финансов Российской Империи.
В 1903 году назначенный в Саратовскую губернию Петр Столыпин обратился в Министерство внутренних дел с ходатайством купить или построить дом для резиденции губернаторов. Для этих целей был выкуплен строящийся дом мукомола Карла Рейнеке на углу улиц Вольской и Малой Сергиевской (ныне ул. Мичурина). Необходимо было произвести внутреннюю перепланировку и отделку неоконченного первого этажа и сделать надстройку второго.
Проектные работы и технический надзор был поручен Клементьеву. Ввиду срочности работ в помощь Александру Николаевичу придали младшего архитектора Д.Ф. Стерлигова и губернского инженера С.И. Тихомирова. К осени того же года здание в основном было готово, хотя отдельные работы продолжались до ноября 1904 года.
В окончательном виде дом губернатора представлял собою двухэтажное здание сложной формы. По сути, в плане здание состоит из двух смещенных относительно друг друга прямоугольных объемов. В зоне пересечения этих объемов располагается обширный холл с двухсветной лестницей, освещенной верхним светом. Особенно поражал современников зал для балов, прозванный за оформление "зеркальным". Губернаторский дом – прекрасный образец неоклассицизма, усложненный асимметричным решением фасадов. Каждый из его фрагментов, принадлежащих разным объемам, решен в классических канонах с широким использованием ордерной системы, портиков, ротонд. В академической манере, с подчеркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, были решены и интерьеры.
А для размещения губернской канцелярии было куплено дворовое место врача К.П. Лециуса, находившееся по соседству с усадьбой, на углу улиц Вольской и Крапивной (ныне ул. Шевченко). Проектные чертежи и строительную смету здания канцелярии составил архитектор Дмитрий Стерлигов, работавший под непосредственным руководством Клементьева. Здание было введено в эксплуатацию в 1905 году и составило с губернаторской усадьбой единый архитектурный ансамбль.
В 1905 году по проекту Александра Клементьева было построено здание Мариинской женской гимназии. Как и в большинстве творений архитектора, в основу композиции вновь были положены симметрия с четким выделением осей, иерархичность построения, артикулированность форм. Но в отличие от других своих проектов, здесь Клементьев отказывается от ордерной системы и обращается к открытому кирпичу, выразительно обыгрывая контраст расшитой кладки с гладко оштукатуренными горизонтальными поясами и обрамлениями арочных окон на центральном ризалите. Саратовцы хорошо знают это здание в центре города: долгие годы здесь располагался авиационный техникум, сейчас – колледж информационных технологий и управления (ул. Советская, 17).
Последней саратовской постройкой Александра Николаевича стал храм во имя Владимирской иконы Божией Матери на углу улиц Астраханской и Большой Казачьей. Проект церкви был подготовлен Клементьевым в 1909 году. Строительство началось в 1911 году, но из-за нехватки средств на столь обширный проект шло медленно. Только к началу Первой мировой войны храм был вчерне готов. Однако его внутренняя отделка и освящение так и не состоялись. Здание храма так и стояло заброшенным до 1931 года, когда его участь, как и большинства церквей Саратова, была решена окончательно.
Вместе с супругой Ольгой Николаевной архитектор воспитывал сына и двух дочерей. Смерть двух дочерей (Лидии в 1916 году и через два года Нины) подкосила здоровье Александра Николаевича. Он скончался после болезни в январе 1919 года в Саратове.
Архитектор награждался орденами святого Станислава 3-й и 4-й степеней, святой Анны 2-й и 3-й степеней, святого Владимира 4-й степени
В Саратове по проектам Клементьева были возведены:
дом губернатора – угол Вольской и Мичурина, ныне туберкулёзный диспансер;
Мариинская женская гимназия – угол Советской и Горького, ныне колледж информационных технологий и управления (бывший авиационный);
средняя школа №67 – угол Пугачёвской и Московской, бывшая 2-я мужская гимназия;
второй корпус Государственного банка – улица Советская 2;
театр Очкина – Соборная площадь, ныне утрачен (на его месте построена филармония);
новая Богородице-Владимирская церковь – угол Астраханской и Большой Казачьей, не завершена и впоследствии разобрана.
Также архитектор участвовал в расширении детской больницы Позднеевой1, строительстве главпочтамта, дома А. Н. Вольского (с бюстами Пушкина и Мицкевича)3, дома призрения престарелых купцов и мещан (ныне физико-технический лицей)4; в селе Переезд (Екатериновский район) по проекту Клементьева был выстроен храм Архангела Михаила, прекрасно сохранившийся до наших дней