Юрий Николаевич Терликов (13 [25] сентября 1864, Москва — 16 [29] апреля 1914) — российский архитектор, один из наиболее ярких и значимых архитекторов Саратова рубежа XIX—XX веков. В 1911 году получил высокую должность губернского архитектора. Он соединял русское и византийское в архитектуре, работая в основном над культовыми постройками, к сожалению храмы построенные Терликовым не пережили 30-е годы прошлого столетия, до наших дней сохранился лишь один храм в Хвалынске. В начале ХХ века, он реализовал себя как мастер модерна, Юрий Николаевич занимался и гражданской архитектурой, в том числе проектированием жилых домов.
Юрий Николаевич Терликов в профессиональном отношении воспитан на отечественных образцах архитектуры и продолжительное время воплощал в своих произведениях «кирпичный стиль», которому свойственны традиционно русские мотивы, влияние отечественной архитектурной школы: затейливые орнаменты из кирпича, декоративные карнизы, веселые кокошники, башенки с мотивами старинных боярских палат, кремлёвской зубчатки. Выделяют следующие характерные черты творчества Терликова: в композиции фасада преобладание оси, смещенной на угол; тектоника ордерной системы, преимущественно ионический ордер в различных переработанных вариациях, часто пилоны различной высоты; рустованный нижний этаж; башенки-анты, обрамляющие аттики криволинейной формы; сандрики лучковой ступенчатой формы в сочетании прямоугольными проемами; декоративный мотив «слезки», растительный декор; кованые ограждения балконов, парапетов, створки ворот и калиток. К сожалению, ранняя смерть оборвала его творчество в самом расцвете.
Юрий Николаевич Терликов по одним данным родился в бедной дворянской семье в Москве, по другим — в Саратове 13 [25] сентября 1864. При этом источники, в которых местом рождения указана Москва, отмечают, что его отец служил чиновником в Межевой канцелярии и в 1869 году семья переехала в Саратов из-за назначения отца по работе. Окончил Саратовское первое Александро-Мариинское реальное училище.
Окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1882-1887) со званием гражданского инженера с правом на чин 10-го класса (коллежский секретарь). Во времена Александра III этот институт стал архитектурной школой византийского стиля – одного из направлений историзма в архитектуре России второй половины XIX – начала XX века. Наряду с русским стилем, он задумывался как государственная программа создания самобытной церковной архитектуры. Выпускники Санкт-Петербургского института составляли основу кадров губернских инженерных и архитектурных учреждений и распространяли этот стиль по всей империи, превращая его в большой стиль эпохи.
В 1888 году назначен младшим инженером строительного отделения Саратовского губернского правления, с 1900 года — младший архитектор. Поначалу профессиональная деятельность Терликова в Саратовском строительном отделении была в основном связана с сооружением церковных зданий в городах и селах губернии. Большинство из них – из экономии средств – строились по образцовым проектам, а Юрий Николаевич делал привязку к месту и рассчитывал стоимость постройки храма. Для молодого архитектора подобная работа стала хорошей школой, возможностью на практике применить знания и умения, полученные в петербургской архитектурной школе.
В конце XIX века купеческая вдова Анна Семидетнова пожертвовала сто тысяч рублей на сооружение храма в Крестовоздвиженском женском монастыре на Покровской улице (ныне Лермонтова) в Саратове.
В 1898 году Терликов разработал этот проект первого из двух саратовских храмов, выполненных в византийском стиле. Как следует из самого названия стиля, он активно использовал и интерпретировал исторические формы средневековой архитектуры Византийской империи. Такие храмы отличали плавные линии силуэта и всей композиции, обилие декоративных деталей. Стены, как правило, декорировались "полосатой" кладкой, имитирующей средневековую византийскую.

Терликов Юрий Николаевич
Николаевская церковь в Крестовоздвиженском женском монастыре была заложена в мае 1899-го и освящена ровно через четыре года, в мае 1903 года. Храм поражал своей грандиозностью и великолепием. Внутри высокий и светлый, с двухъярусными хорами, он вмещал тысячу богомольцев. Николаевская церковь стояла по красной линии Покровской улицы, и с двух сторон почти вплотную примыкала к двухэтажным каменным монастырским зданиям. Нижний этаж колокольни был открытым и оформлен в виде сквозного прохода. С другой, восточной стороны между храмом и монастырским зданием Терликов спроектировал въездные ворота во двор обители. Только они и остались от храма, разрушенного в 1930-е годы.
Параллельно с проектированием и строительством храма в Крестовоздвиженском монастыре Юрий Николаевич работает над проектами еще двух церквей – Ново-Никольским храмом в горной части Саратова, на пересечении улиц Большой Горной и Гимназической (ныне Некрасова), и кафедральным собором Александра Невского в Царицыне.
Ново-Никольский храм также был пятикупольным, но без колокольни. Центральный цилиндрический барабан с большим количеством световых проемов перекрывался шлемовидным куполом. Центральная часть каждого фасада закомара была украшена узорной кирпичной кладкой, а в лопатках прорезаны углубления в виде креста. Центр фасада на уровне второго света украшали три высоких арочных окна. Объемное решение и трактовка фасадов храма были очень схожи с Николаевской монастырской церковью.
В послереволюционные годы храм передали обновленцам, а затем закрыли по причине малой востребованности. Фарфоровый иконостас был уничтожен, а здание в 1930-е годы полностью разрушено.
После Великой Отечественной войны на бывшей площади храма был благоустроен сквер, остатки фундамента храма были заасфальтированы, а на месте алтаря воздвигнут памятник Героям Краснодона.
К сожалению, из всех культовых сооружений, спроектированных Терликовым, до наших дней сохранился лишь один храм. Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Хвалынске, построенная по заказу и на средства Белокриницкой епархии в 1907–1914 годах, и сейчас поражает монументальностью своих форм и проработанностью деталей.
Кроме проектирования и строительства культовых объектов Юрий Николаевич занимался и гражданской архитектурой, в том числе проектированием жилых домов. Одна из ранних работ Терликова в этой типологии – дом аптекаря Фридолина, построенный в Саратове на углу улиц Большой Кострижной (ныне Сакко и Ванцетти) и Ильинской (Чапаева) в 1899–1900 годах. За прошедшие годы здание, выполненное в духе эклектизма, хотя и утратило часть своего убранства, но и сейчас выделяется в окружающей застройке избыточным декором.
Еще один проект Терликова того же времени – реконструкция дома Роберта Эрта на Константиновской (ныне Советской, 10) улице. В 1900–1901 годах владелец торгового дома Роберт Карлович Эрт, поставлявший в Саратов "земледельческие орудия и машины от лучших европейских и американских заводов", отстроил громадные складские помещения и одновременно заказал переработку фасадов уже имевшегося двухэтажного дома.
Здание было дополнено и усложнено многочисленными элементами и деталями: угловыми башенками, орнаментальной кладкой, стрельчатыми окнами с щипцовым завершением наличников, балконом, меняется рисунок переплетов. Его архитектура приобрела черты неоготики – здесь сказалось влияние переселенческого зодчества немцев-колонистов.
В 1909 году по проекту Терликова были построены главный корпус трамвайного управления и ремонтные депо, выходившие торцами на Большую Казачью улицу. Зодчему удалось гуманизировать, примирить крупные, тяжеловесные, протяженные корпуса и с городской средой, и с масштабом человека. Терликов вновь использовал фирменную черту своих зрелых работ – волнообразный аттик в сочетании с профилированными башенками-антами, придающий фасаду напряженную динамичность.
В 1909 году по проекту Терликова возводится комплекс зданий типолитографии товарищества "Г.Х. Шельгорн и Ко". Он включал в себя конторские, производственные, складские и подсобные помещения. Главный разновысотный асимметричный фасад выходил на Московскую площадь (ныне улица Университетская, 55). Двухэтажный симметричный объем с конторскими помещениями оформлен двумя узкими ризалитами, завершающимися знакомыми лучковыми аттиками, зажатыми между башенками-антами. Вплотную к нему примыкает одноэтажный производственный корпус.
В этом же году по проекту Терликова строится хлебная биржа в Покровске (ныне Энгельс). Без труда в этом здании мы узнаем уже знакомые ризалиты, башенки-анты, рисунок обрамления окон и, конечно же, волнообразный аттик над главным фасадом – излюбленный терликовский прием. Вся пластика фасада отдана во власть кирпича – архитектор мастерски владеет этим материалом. И хотя по своему композиционному строю здание, бесспорно, принадлежит рациональному модерну, чувствуется пройденная автором серьезная школа русско-византийского церковного зодчества.
В 1910 году на пересечении Большой Кострижной (ныне Сакко и Ванцетти) и Вольской улиц поднялось величественное здание казначейства и контрольной палаты. Рационализм и целесообразность в сочетании с представительностью и крупномасштабностью отличают эту постройку. Продуманная, крайне функциональная и удобная планировка, хорошо спропорционированные невозмутимо-спокойные фасады без декоративных излишеств делают это сооружение, пожалуй, лучшим произведением рационального модерна в нашем городе. К сожалению, здание не сохранилось до наших дней – осенью 1916 года оно сгорело. Стены, выполненные из пустотелого бетона, выдержали пожар, а вот все деревянные перекрытия и перегородки выгорели. Закопченные руины простояли еще почти двадцать лет – до 1935 года. Сейчас на этом месте расположен Дом книги.
Последним и, возможно, самым крупным и представительным зданием, построенным по проекту Юрия Николаевича, стал Дворянский и Крестьянский поземельный банк. Юрий Николаевич Терликов осуществлял и проектирование, и архитектурно-строительный надзор. Монументальный "столичный" масштаб, симметричность и сдержанность фасада, выразительный декор придают зданию торжественность и солидность.

Терликов Юрий Николаевич
Свой особняк Юрий Николаевич Терликов спроектировал и построил в 1910 году. Этот дом, выполненный в стиле модерн, впечатляет своей лаконичностью и одновременно изяществом, которое ему придают характерные круглое окно и волнообразный аттик. (здесь раньше был балкон). Если вы окажетесь на улице Провиантской, то не сможете пройти мимо этого элегантного и воздушного особняка! Ваш взгляд, невольно, задержится на интересных деталях... придуманных одним из лучших архитекторов нашего города.
Также Юрий Николаевич преподавал рисование и черчение в Александровском ремесленном училище, в 1895 году участвовал во 2-м съезде русских архитекторов в Москве, был одним из основателей Саратовского отделения русского технического общества в 1900 году.
С 1912 года — губернский архитектор. С 1893 года преподавал рисование и черчение в Александровском ремесленном училище города Саратова.
Имел награды: орден Святого Станислава 3-й степени (1891), орден Святой Анны 3-й степени (1901).
К сожалению, ранняя смерть оборвала его творчество в самом расцвете. Скончался в Саратове 16 апреля 1914 года. Юрий Николаевич Терликов ушёл из жизни рано в возрасте 50-ти лет, но здания, построенные по его проектам, украшают наш город до сих пор!
По проектам Терликова в Саратове построены:
церковь Николая Чудотворца в женском Крестовоздвиженском монастыре – улица Лермонтова, в советские годы разрушена;
типография Шельгорн – Университетская улица, дом 55;
Казённая палата и Губернское казначейство – угол улиц Вольской и Сакко и Ванцетти, ныне Федерация профсоюзных организаций;
дом Р. К. Эрта – Советская 10, ныне штаб партии "Единая Россия";
собственный дом – Провиантская 14;
дом П. П. Дубова – Кутякова 46;
дом А. А. Тилло – Сакко и Ванцетти 36;
ансамбль зданий Бельгийского общества трамваев – угол Астраханской и Большой Казачьей улиц, ныне трампарк;
дома Подклетновых – угол улиц Московской и Чапаева;
аптека Фридолина – угол улиц Сакко и Ванцетти и Чапаева;
Крестьянский поземельный и Дворянский земельный банки – Советская 44, ныне суд Октябрьского района.
Также Терликов является автором синематографа "Художественный" и Крестовоздвиженской церкви в Хвалынске, хлебной биржи в Энгельсе.
По инициативе митрополита Саратовского и Вольского Лонгина для строительства нового храма в Заводском районе было решено взять дореволюционный проект Юрия Терликова. Были использованы архивные чертежи, на основе которых в тех же пропорциях составлен новый проект. Основная часть нового Николо-Тихвинского соборного храма повторяет Никольскую церковь женского монастыря, а главный купол количеством окон Ново-Никольскую церковь «на горах». Храм выстроен на проспекте Энтузиастов напротив сквера Заводской в самом центре Заводского района. Таким образом, спустя почти сотню лет, в Саратов вновь вернулась византийская постройка, спроектированная когда-то одним из выдающихся саратовских архитекторов.

Познавательный и активный туризм
Отдых на природе
Сбор грибов и ягод
Рыбалка и охота
Путеводители
Городской туризм и отдых
Туристические карты
Саратов и судьбы
Новости туризма
Праздники и народные приметы






















