В 1937 году Армянскую улицу переименовали в улицу Немреспублики, в честь образованной в 1924 году АССР Немцев Поволжья. Во время Великой Отечественной войны немцы Поволжья были депортированы, и улицу в феврале 1942 года снова переименовали, теперь уже в Волжскую — в честь реки Волги, на берегу которой стоит Саратов.С 1908 по 1954 год от Радищева (Никольской) до Октябрьской (Полицейской) улиц по Волжской (Армянской) ходил трамвай маршрута «Вокзал — Пристани», в память этому около одного из выходов парка «Липки» установлен старинный трамвай «Семён». С 1955 по 1986 год по этому же участку ходил троллейбус маршрута № 2. Вдоль Соборной улицы проходит восточная граница парка «Сад Липки».
В 2016 году улица Волжская стала пешеходной, частью большого пешеходного кольца Саратова, является продолжением проспекта Столыпина, тогда же была проведена реконструкция улицы. На Волжской улице сохранилась часть старой дореволюционной застройки, большая часть домов которой являются памятниками архитектуры, в том числе особняки выдающихся купеческих династий Саратова – Шмидтов, Рейнеке и Боррелей. Кафе и рестораны, магазины и сувенирные лавки находятся здесь в огромном разнообразии. Наверное самая яркая по оформлению и цветовому решению достопримечательность Волжской - церковь-часовня «Утоли моя печали» — творение архитектора Петра Зыбина, близкая по облику храму Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
1. Дом жилой, кон. XIX в.
Дом жилой, кон. XIX в. - двухэтажный изогнутый дом, относящийся к выявленным объектам культурного наследия, расположен в том месте, где улица Волжская и Октябрьская "вливаются" друг в друга, с него и начинается улица Волжская. Он и находящийся рядом с ним доходный дом В.Ф. Юренковой вся историческая застройка оставшаяся в этой части улицы, вокруг многоэтажные дома советского периода.
В целом историческая застройка улицы Волжской отличается стилистической и масштабной неоднородностью и относится к периодам эклектики, модерна и советского классицизма, конструктивизма
(середина XIX - середина XX веков). Исторические здания, близкие к времени возникновения объекта, расположены на территории рассредоточено, исключение составляет фрагменты исторической застройки. Ниже расположен современный католический собор Петра и Павла. За углом по улице Мичурина находится очень интересный Дом князя Баратаева И. М..
2. Доходный дом Юренковой В. Ф.
Бывший доходный дом В. Ф. Юренковой, двухэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом, построен в 1910-е гг. Количество квартир: 6. Объект культурного наследия местного значения. Ниже вплотную расположен интересный двухэтажный изогнутый дом, относящийся к выявленным объектам культурного наследия - Дом жилой, кон. XIX в.. Улица Волжская начинается от ул. Октябрьской и заканчивается на ул. Радищева. Пересекает Комсомольскую ул., ул. Некрасова и Соборную ул. В 2016 году улица Волжская стала полностью пешеходной.
Улица была застроена к середине XIX века, как видно на старом плане Саратова. Тогда улица начиналась от Волги и проходила мимо усадьбы главного почтамта того времени, поэтому она получила название Почтамтской улицы. Ближе к ул. Радищева поселились купцы-армяне, один из их домов выделялся большими размерами и его прозвали армянским, а по нему и улица стали называть Армянской. С 1937 по 1941 гг. улица стала называться ул. Немреспублики. В феврале 1942 г. улица была переименована и получила нынешнее имя — Волжская — в честь реки Волги, на берегу которой стоит Саратов. На Волжской улице сохранилась часть старой дореволюционной застройки, большая часть домов которой являются памятниками архитектуры.
3. Граффити «Лицо времени»
В сентябре 2021 года в центре Саратова появилось большое граффити «Лицо времени». Рисунок нанесли на фасаде десятиэтажного дома № 28/30 на углу Комсомольской и Волжской (с детской поликлиникой на первом этаже). Граффити представляет собой лысую сине-зеленую голову, разделенную пополам черной вертикальной полосой. Голова объединяет лица двух разных людей, у одного из которых нет глаза. Угадать пол этих людей довольно сложно.
Эскиз Владимира Куца "Лицо времени" стал победителем отбора на втором фестивале стрит-арта "ФормАрт". Проект организован по инициативе полпреда президента в ПФО Игоря Комарова и направлен на развитие уличного искусства и поддержку молодых граффити-художников. По задумке автора, лицо на новом мурале на Комсомольской разделено на две половины вертикальным рядом окон. Работа символизирует прогресс технологий, которые проникли во все аспекты человеческой жизни, и существующий разрыв между материальным и цифровым, выделяясь яркими цветами на фоне архитектуры прошлого века. Отметим, итоговая композиция отличается от оригинального эскиза.
4. Административное здание на Волжской
Современное административное трехэтажное здание, расположенное в юго-восточном углу квартала, образованным улицами Волжской и Комсомольской. Здание выполнено в архитектурном стиле арт-деко . Этот эклектический стиль представляет собой синтез модернизма и неоклассицизма. Фасады здания облицованы по принципу "вентилируемый фасад", украшены декоративным орнаментом, пилястрами и балюстрадой. Облик здания символизирует преемственность компании "Сарград" классических традиций в архитектуре. На месте пристройки находился небольшой участок свободного пространства с городской скульптурой, лавочками и клумбой-этакая городская микро-зона отдыха.
Здание построено в «ретроперспективном» стиле и неплохо согласуется с исторической застройкой и ее масштабом, и представляет удачный пример симбиоза исторической и современной застройки. Занималась строительством известная саратовская компания Сарград, какое-то время она и занимала это здание. Сейчас здесь расположены кофе Coupe, кофейня Portland Coffee и магазин одежды Sense. В целом историческая застройка на улице Волжской отличается стилистической и масштабной неоднородностью и относится к периодам эклектики, модерна и советского классицизма, конструктивизма (середина XIX - середина XX веков). Исторические здания, обычно середины-конца 19 века, расположены на территории рассредоточено, исключение составляет фрагменты исторической застройки в верху Волжской улицы и отдельные дома ниже.
5. Лечебница гинекологическая Медведевых
Лечебница гинекологическая Медведевых. Купец 2-й гильдии, владелец колокольного завода Медведев Илья Афанасьевич выстроил на Армянской улице (ныне Волжская улица) в 1909 году здание гинекологической лечебницы и стационара при ней на 4 койки. Место предоставила бесплатно Ольга Яковлевна Пауль. Прекрасное и компактное это сооружение, проект которого готовил архитектор В. А. Люкшин (автор проекта здания Крытого рынка), и теперь используется по назначению. Здание было оснащено отопительной системой инженера Вячеслава Яхимовича — автора проекта знаменитого доходного дома с кариатидами.
Данное медицинское учреждение официально именовалось лечебницей имени И.А. и О.И. Медведевых (Ильи Афанасьевича и его супруги Олимпиады Ивановны, владельцев колокольного завода в Саратове). В ней вели прием опытные специалисты, штатные сотрудники медицинского факультета только что открытого Императорского Николаевского университета. В советские времена в здании лечебницы располагалась клиника профессиональных болезней института сельской гигиены. Хотя здание лечебницы не расширялось, но количество мест в стационаре было увеличено до 40. В настоящее время здесь размещается аптека и другие организации. В неизменном виде здание сохранилось на улице Волжской до наших дней.
6. Дом В. М. Беклемишева
Здание представляет собой двухэтажное с подвалом и аттиковым этажом кирпичное строение, прямоугольной формы в плане, с вальмовой кровлей. Точная дата строительства и автор проекта не известны, принято считать, что здание построено в конце ХIХ в. Владельцем дома был В.М. Беклемишев, дворянин, председатель Императорского общества правильной охоты, которое размещалось на 1-м этаже его дома. В свое время дом Беклемишева был достаточно крупным строением и выделялся габаритами среди окружающих зданий. Дом занимает угловое положение в квартале на пересечении ул. Волжской и им. Некрасова Н.А. Стилистически здание относится к «кирпичной эклектике», широко распространенной в к. ХIХ в., с высокой плотностью фасадного декора.
Для его выполнения было использовано значительное количество видов лекального кирпича. Уличные фасады имеют довольно частое членение по горизонтали, отмеченное не только традиционными, для этого направления, ризалитами, но и промежуточными пилястрами. Каждый из ризалитов увенчан аттиками в форме лучковой арки с люкарнами различной формы. Боковой фасад по ул. им. Некрасова Н.А. завершается парапетом со сложным стилизованнымаркатурным поясом. Фриз и венчающий карниз здания развиты и имеют сложную конфигурацию.
7. Особняк А.Э. Бореля
Особняк А.Э. Бореля представляет собой шедевр провинциальной архитектуры начала ХХ века, одно из красивейших зданий Саратова. Новый отрезок пешеходной зоны по улице Волжской подарил возможность неторопливо рассмотреть во всех деталях этот красивейший дом купеческого Саратова. Изначально двухэтажный особняк на пересечении Армянской и Гимназической улиц (ныне Волжская и Некрасова) принадлежал купеческой чете Аносовых. Семён Исаевич и его жена Елена Александровна заказали себе этот дом в стиле модерн у архитектора П. М. Зыбина, построен он был в 1901 году. Благодаря красоте своей хозяйки дом был известен как "замок Елены Прекрасной". После развода Аносовых в 1909 году особняк был продан П. И. Карепанову, который через год перепродал его представителю рода крупных саратовских мукомолов Александру Эммануиловичу Борелю.
Дом на Волжской, привлекает балконами, окнами различной формы, филенками, угловой лоджией и выступающими карнизами крыши, использованными как элементы декора. Внутри особняк очень просторен и даже велик. Элементы интерьера, хоть и осовремененные, держат модерновый колорит. Дубовая изгибающаяся лестница играет ключевую роль в организации внутреннего пространства. Вытянутые, особого изящества формы царят и в оформлении внутренних помещений: библиотеки, каминного зала, гостиных. Камин, отделка стен, оформление окон, светильники, даже дверные ручки – всё находится в стилевом единстве с внутренним пространством и фасадом здания. Сейчас особняк, один из лучших особняков "чистого" модерна в Саратове - объект культурного наследия федерального значения.
8. Первый дом ИТР
Первый дом ИТР был построен в первой половине 1930-х годов кооперативом Инжкоопсоюз для инженерно-технических работников, по проекту архитектора Дмитрия Васильевича Карпова. Всего планировалось построить три, рядом чуть ниже по Некрасова расположен второй дом ИТР. Строительство шло по типу кооператива, жильцы стали дольщиками, была создана специальная артель "Инженерный труд". Строительство шло очень тяжело, так как практически не было никаких стройматериалов, они добывались с боем и по крохам. Тем не менее дом строился и его сдали в эксплуатацию 15 декабря 1934 г.
Запроектированное в виде составной части целого комплекса жилых домов, это угловое четырехэтажное здание ярко отражает приемы конструктивистического течения: острые углы, угловые окна, ниспровергающие общепринятое представление о конструктивной значимости углов здания, ленточная расстекловка подъездов, торцевая эркерная коробка, по своей фактуре и колерному решению нарочито чуждая основному зданию, высокая гладкая шапка – парапет, венчающая угол здания по всей его торцовой протяженности – все это должно подчеркнуть превалирующую роль конструкции над эстетикой. В контрасте с этим ярко выраженным углом не только самого здания, но и всего квартала застройки решен преимущественно в горизонталях фасад остальной части здания, посекционно перебиваемый слегка западающими, неотъемлемыми для данного периода вертикальными лестничными оконными проемами и обогащенный значительным количеством легких балконов с решетчатым ограждением. У двух квартир эркера похожи на закрытые, как принято в наше время, балконы - лоджии. Настоящее балконы легкие, ажурные. Квартиры в доме совсем обычные. По две на этаже подъезда.
9. Арт-объект "Трамвай №6"
На улице Волжской в Саратове установлен исторический трамвай в качестве арт-объекта. В 1908 году именно по Волжской улице (тогда она называлась Армянской) запустили первый в городе трамвай. Ретротрамвай установили посреди новой пешеходной зоны рядом с одним из входов в парк «Липки» на пересечении Волжской и Соборной. Хотя на вагоне ничего не написано, но у трамвайного вагона имеется имя собственное "Семён", в отличие от собрата по имени "Яша", который бегает по рельсам и подрабатывает в качестве экскурсионного. Считается, что имена трамвайным вагонам дали их водители в далёком 1936 году. Есть еще их безымянный собрат, установленный в 1979 году в Парке Победы на Соколовой горе.
10. Сад "Липки"
Парк "Сад Липки", в отличие от городского парка, с самого начала был задуман не в качестве частных владений, а как доступный общественный сад. Кстати сказать, он стал одним из первых общественных садов в России. В память победы над Наполеоном в августе 1815 года был заложен в центре Саратова собор Александра Невского. В марте 1824 года Саратовская Городская Дума приняла решение об устройстве около Александро-Невского собора бульвара "с посажением липок и с приличной огородкою". Все это происходило при живейшей поддержке саратовского губернатора А.Д. Панчулидзева. Через год на Ново-Соборной площади (ныне площадь им. Чернышевского) был разбит бульвар. Он занимал большую часть площади вокруг собора и составлял с ним единый архитектурно-ландшафтный ансамбль.
Первоначальной основой бульвара стали молодые деревца липы. В парке мещанином М. Смирновым и крестьянином Н. Федоровым было высажено 1080 липок. В честь собора бульвар назывался Александровским. Позже, когда липы разрослись, саратовцы окрестили бульвар "Липками". Естественно, кроме лип были высажены и другие деревья: из местных - клен, вяз, береза, рябина, калина, а из пород иноземного происхождения - пирамидальный тополь, белая и желтая акация, бирючина. За более чем 170-летнюю историю бульвара его, конечно же, неоднократно дополняли новыми деревьями и кустариниками. Например, в 1876 году здесь были высажены еще две тысячи экземпляров различных древесных пород. Посреди новой пешеходной зоны на улице Волжской рядом с одним из входов в парк «Липки» в качестве арт-объекта установлен исторический трамвай "Семён". Один из символов Саратова Памятник Н. Г. Чернышевскому располагается на одноимённой площади (в прошлом Новособорной) у входа в парк Липки.
11. Особняк со львами П. И. Шмидта
Иван Петрович Шмидт, представитель известного рода богатейших купцов города, один из братьев, организовавших торгово-промышленное товарищество «Братья Шмидт», которое обладало крупнейшими мельницами в черте города. Решил обустраивать свою семейную жизнь, выкупил место на углу Соборной и Армянской (нене Волжской) для строительства собственного особняка. Для проектирования дома он пригласил столичного архитектора Капитолия Авраамовича Дулина, который построил в Москве хлебную биржу и ряд доходных домов, который в 1912 году поставил особняк в центре Саратова.
Здание увенчано куполом, украшено растительными орнаментами, сценами на античные темы и фигурами грифонов. Парадная выходит во двор, где находится грот с чудовищем. При парадной лестнице установлены скульптуры двух львов. Гармоничный архитектурный стиль здания смешивался из нескольких, свободный план и асимметричные фасады, явно от модерна. Рустованный цоколь, лепнина и скульптура, а также отдельные детали и формы, например, портал входа, аттики и пилястры, от неоклассицизма, ограниченный набор материалов и мотивов, большие квадратные окна – естественные проявления рационализма, который и преобладает в общем настроении памятника. Архитектурные украшения выдержанны в явной сдержанности деталей, но в то же время орнамента обладает неким аристократизмом, сюда плавно втекают усадебные фрагменты садовой части здания – фигуры львов у входа и манерно-пластичный грот. Одноэтажный, кирпичный, с подвалом, дом этот оформляет угол улиц Волжской и Соборной и является центром городской усадьбы, состоящей собственно из особняка, двора с парадной лестницей, фонтана-грота и хозяйственных помещений, уходящих в глубь двора.
12. Дом Жилкоопсоюза
Дом Жилкоопсоюза – многоэтажный жилой дом, архитектурная достопримечательность Саратова, он строился с названием "3-й дом ИТР" или "Дом Инжкоопсоюза". Это прекрасно известное в Саратове здание – один из наиболее ярких архитектурных памятников советской эпохи – является последней работой архитектора Фёдора Францевича Леонгарда. Оно было сдано в эксплуатацию в 1940 году через два года после его смерти. По внутренней планировке дом – типичная "сталинка" с высокими потолками и дорогими квартирами. Внешний облик П-образного пятиэтажного здания примечателен в первую очередь благодаря тематическим барельефам на парапетах и зеленому курдонеру, являющемуся своего рода отражением находящегося через дорогу городского сада Липки.
Являясь украшением Волжской улицы, этот дом радует взор каждого. И тем досаднее, что до сих пор здесь имеются недоделки, нарушающие общую композицию: отсутствуют предусмотренные проектом металлическая изгородь вдоль тротуара и скульптурные украшения, которые должны дополнять парапеты углов здания. На парапетах торчат лишь металлические штыри, поставленные, чтобы крепить статуи». 9 мая 1936 года в газете «Коммунист» был опубликован проект 3-его дома ИТР. На нём видно, что на первом этажа здания должны были располагаться магазины, а на крыше – две скульптурные группы. Первый дом ИТР был построен в первой половине 1930-х годов кооперативом Инжкоопсоюз для инженерно-технических работников, по проекту архитектора Дмитрия Васильевича Карпова на улице Некрасова, рядом расположен и второй дом ИТР.
13. Архиерейское подворье: дом архиерейский
Проходя возле парка “Липок” и памятника Чернышевскому, невозможно не залюбоваться самой красивой в городе церковью “Утоли моя печали” в прошлом это — домовая церковь саратовских епископов, а за ней в глубине, и сам архиерейский дом. Дом епископов стоит не в одном ряду со всеми постройками по улице Волжской, а дальше, внутри двора, в нём разместились личные покои и канцелярия Владыки
От угла улицы Радищева и Волжской тянется вдоль всего квартала улицы Радищева другое здание относящееся к бывшей архиерейской усадьбе. Народное название этого длинного двухэтажного здания: архиерейский корпус. Дом епископа, и архиерейский корпус, и стоящее рядом с ним здание, в котором раньше была консистория — все эти сооружения являлись частью одного комплекса, архиерейской усадьбы. Она занимала целый квартал — между улицами Первомайской и Волжской, Радищева и Соборной. Многих ныне стоящих здесь домов не существовало сто лет назад, зато на территории усадьбы, принадлежавшей епископам Саратовским и Царицынским, были другие сооружения.
14. Архиерейское подворье: церковь «Утоли моя печали»
Церковь «Утоли моя печали» - каменная шатровая церковь на трех рядах кокошников с двумя симметрично расположенными притворами удачно вписалась в застройку архиерейской усадьбы и в архитектурный ансамбль центра Саратова. Изюминка архитектурного решения в том, что крупный шатёр окружён многочисленными пёстро разукрашенными мелкими главками, видимо, в подражание собору Василия Блаженного в Москве.
Церковь-часовня при Архиерейском доме саратовских владык, церковь «Утоли моя печали», была построена по благословению священномученика Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского. Её проект в 1903 (по другим данным — в 1904) году сделал саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин. Вскоре началось строительство, закончившееся в 1906 году. Престол был один — в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». По преданию, храмовая икона была заказана владыкой Гермогеном на Святой Горе Афон и представляла собой точную копию с чудотворного афонского первообраза. В народе церковь называли ещё «Утоли моя печали». Богослужения в храме-часовне совершались ежедневно монашеской братией из Архиерейского дома. В начале XX века в составе братии было 16 иноков и 13 послушников. В годы Советской власти здание сохранилось практически в первозданном виде, однако, как и многие другие храмы России, не использовалось по назначению — здесь был открыт Саратовский планетарий.
15. Архиерейское подворье: корпус архиерейский торговый
Эта прекрасно всем известная двухэтажная постройка, примыкающая с одной стороны к церкви в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и вытянутая вдоль улицы Радищева (бывшей Никольской) с другой, находится в самом сердце Саратова и является одним из главных его украшений. Построен корпус архиерейский торговый, по-другому архиерейские ряды, был для использования епархией как доходный дом. В нижнем этаже его все помещения арендовались саратовскими купцами для устройства лавок и магазинов. Во втором этаже архиерейского ряда была устроена гостиница для пребывающих в Саратове священнослужителей. Это здание, примыкавшее к резиденции управляющего Саратовско-царицынской епархией, по неточным данным, построено было в 1874 году на средства церковного ведомства. Решение о его сооружении было принято Епископом Саратовским и Царицынским Ионикием II (Рудневым) в 1872 году. Архитектура рядов, много позднее - в начале XX века - поддержанная изящной церковкой «Утоли моя печали», долгое время ярко выделялась в застройке улицы. Здание являло собой переходный тип от гостиных дворов с изолированными повторяющимися ячейками лавок, когда, чтобы попасть в следующую лавку, надо было выходить снова на улицу, к объёмным решениям новых магазинов.
Здесь череда магазинов перемежалась большими витринами, некоторые магазины занимали несколько помещений, объединённых одним залом. Длинное здание разбито сдвоенными аттиками, линию которых повторяет карниз верхнего этажа. Фасад здания далек от монотонности, его синкопированный ритм задают спаренные щипцовые выступы стены - аттики. Их силуэт повторяет линия карниза второго этажа, то плавными волнами перетекающая над окнами, то взлетающая неспокойным острием. Прообраз постройки - старорусские терема и хоромы. От них взяты силуэт и форма деталей (например, очертания окон верхнего этажа). Ну, а декоративные вазы, венчающие аттики, и мастерская кирпичная кладка (здание, сложенное из красного кирпича, не нуждалось в "украшении" побелкой) - признаки, типичные для архитектуры второй половины XIX века.
16. Площадь Чернышевского
Небольшая площадь, находится между садом «Липки» и улицей Радищева, одно из красивейших мест Саратова, сосредоточие местных достопримечательностей и символов Саратова. Классический вид для фотографии Саратова – вид на площадь из сада Липки, когда через красивую кованную ограду видно памятник Чернышевскому и здание консерватории. Отсюда начинаются многие экскурсии и пешие прогулки. Площадь эта была и в дореволюционный период и носила имя Новособорной площади по Александро-Невскому "Новому" кафедральному собору в отличии от Старой Соборной площади с Троицким собором, ныне Музейная площадь. Собор находился на месте современного стадиона Динамо и парка Липки. В 1934 году площади было присвоено имя С.М.Кирова. В 1953 году на площади был открыт монументальный памятник великому русскому писателю, уроженцу Саратова Н.Г.Чернышевскому, а в 1966 году и площади было присвоено имя Н.Г.Чернышевского.
Памятник Николаю Гавриловичу Чернышевскому расположен на месте памятника царю-освободителю – Александру Второму. Вокруг располагались, и сохранились до сих пор, памятники архитектуры – Консерватория им. Собинова, церковь «Утоли моя печали», здание присутственных мест, архиерейский дом и торговые ряды. К 400-летию города, на площади открывают уникальную диораму "Саратов: вчера, сегодня, завтра", по которой можно проследить историю формирования областного центра.

Познавательный и активный туризм
Отдых на природе
Сбор грибов и ягод
Рыбалка и охота
Путеводители
Городской туризм и отдых
Туристические карты
Саратов и судьбы
Новости туризма
Праздники и народные приметы





















































