Улица Мичурина - одна из старейших в Саратове, была застроена особняками и усадьбами дворян и купцов. Улица начала складываться к середине XVIII века, и к началу XIX века была застроена до нынешней улицы Радищева. Проложена она была параллельно Большой Царицынской улице (ныне ул. им. Чернышевского) и получила название Малая Царицынская, поскольку вела к тракту на город Царицын (ныне - Волгоград). К концу 19 века Малую Царицынскую разделили на три улицы: от границы города на Большой Садовой и заканчиваясь Полтавской площадью (где в 1936 году был организован Детский парк) она оставалась Малой Царицынской, потом в 1932 году стала улицей Пушкина, затем Пушкинским переулком, а в 1977 году была переименована в улицу имени Ивана Артемьевича Слонова, Народного артиста РСФСР, работавшего в театре драмы на этой улице. От Детского парка до Вольской составляла улицу Панкратьевскую. Либо по имени помещиков Панкратовых, живших на улице, либо по загородному саду Панкратова, к которому она вела. В 1955 году Улица Панкратьевская была включена в улицу Мичурина. От Вольской и далее она стала называться Малой Сергиевской улицей, т.к. улицу Большую Царицынскую переименовали по Сергиевской церкви, находившейся на месте здания СарНИИТО - Большой Сергиевской, но одновременно до начала 20 века саратовцы называли её еще и Верхней Сергиевской. С 1931 до 1935 улица Культпоходовская, что должно было увековечить достижения саратовцев в деле ликвидации неграмотности и культурной отсталости. Но эти названия не прижились и в 1935 году улицу переименовали в честь русского ученого и садовода-селекционера Ивана Владимировича Мичурина. Прямого отношения к Саратову Мичурин не имел, однако за большой вклад в науку, именем селекционера были названы улицы во многих городах СССР.
Сегодня улица Мичурина, начинаясь от Детского парка, проходит через исторический центр города и уходит вверх к Соколовой горе, упираясь в старые английские фильтры – комплекс очистки воды, построенный в начале ХХ века. Одностороннее движение от Соколовой горы к Детскому парку с выделенной полосой в обратную сторону для троллейбуса. Троллейбусный маршрут № 3 (Театральная площадь — ул. Грибова) от ул. Горького до ул. Рахова в обе стороны. Самым показательным для восприятия исторической среды является перекресток улиц Мичурина и Московской. На этом перекрестке в первой половине XIX века были построены четыре усадьбы.
1. Детский парк
Детский парк – один из четырёх главных парков Саратова. Детский парк стал третьим большим парком Саратова, появившись после Городского парка им. М.Горького и Парка "Липки", следующим был создан Парк Победы. Детский парк занимает около 6 гектаров и располагается между улицами Советская, Астраханская, Рабочая и улицей Пугачёва Е.И. Современная территория Детского парка ещё в начале XIX века являлась пустовавшей юго-западной окраиной Саратова. В конце 1880-х годов она стала именоваться Полтавской площадью, в 1887 году по ней проложили трамвайные пути. В 1888 году на ней был построен храм во имя просветителя Руси святого князя Владимира. Территория вокруг храма постепенно была благоустроена, в 1903–1904 годах был высажен сад, окружённый оградой вдоль трамвайных путей. В начале 1930-х годов Владимирский храм был полностью разрушен, а на его месте был построен стадион. Из всех зданий храмового комплекса сохранился только дом причта, который ныне занимает Центр детского и юношеского творчества Фрунзенского района. Парк на Полтавской площади был приведён в порядок, получил название Детского парка имени Ленинского комсомола и был открыт 6 августа 1936 года.
Благоустройство территории продолжалось до 1970-х годов. За это время парк изменился до неузнаваемости: старые насаждения сменили молодые (ива, рябина, тополь), появились асфальтированные аллеи, скульптуры, читальня и киноплощадка на открытом воздухе. Были построены спортплощадки, бассейн, футбольное поле, корты для большого тенниса. Появился летний кинотеатр, участок юных натуралистов. Радовал глаз красивый пруд с утками и рыбами. Не затихала здесь жизнь и в зимние холода. Работали два катка, лыжная станция и ледяная горка. В числе последних открылись кафе и фонтан "Ромашка", небольшой зверинец (медведь, обезьяны, лисы, зайцы, кролики, черепахи, птицы), начали работу аттракционы и фонтан. В 90-е годы парк постепенно приходил в упадок, но 2000-х годах началась постепенная реконструкция парка и были обновлены все детские площадки. Появился картинг-центр, новый плоскостной фонтан "Детство", открылась современная спортивная площадка. В 2010 году состоялось освещение нового храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. В 2019 году в Детском парке Саратова состоялось открытие памятника «Позвони маме».
2. Фонтан "Детство"
Официальное открытие плоскостного фонтана "Детство" в Детском парке произошло 1 июня 2015 года, в Международный день защиты детей. Он имеет необычную конструкцию - вода льется прямо из-под земли и уходит туда же, а струи подсвечиваются разноцветными светодиодами. Особенности таких фонтанов в том, что количество и интенсивность струй всё время меняются. Можно пробежать по фонтану и не замочить одежду, а можно попасть в самый эпицентр под высокие струи. Это очень нравится детворе и фонтан в жару всегда заполнен бегающей ребятней. В вечернее время гости парка смогут полюбоваться световыми эффектами фонтана "Детство". Раньше на этом месте размещался фонтан "Ромашка".
3. Училище 15-е мужское начальное
В 1908 году городской думой было объявлено введении в течение 10 лет всеобщего начального образования. Для этих целей в разных частях города начали строить школы. Здание школы на углу Жандармской (ныне – Хользунова) и Панкратьевской (ныне - Мичурина) является архитектурной достопримечательностью Саратова, оно было построено по проекту С. А. Каллистратова в 1914 году в числе школ-дворцов, возведённых в городе к 300-летию дома Романовых. Здание школы было построено за один строительный сезон 4 мая 1914 года произошла закладка фундамента школы, а к сентябрю 1914 года строительство стен школы закончилось, и началась внутренняя отделка. 13 октября того же года здесь разместилась первая городская начальная школа. Первых учеников школа приняла в сентябре 1915 года. Просторные классы, высокие потолки, широкие коридоры и лучшие архитекторы Саратова и индивидуальный образ каждого здания - всё это сыграло роль в формировании местного термина «школа-дворец».
4. Дом революционера М. С. Ольминского
Дом известный тем, что в нем в 1915 году жил редактор большевистской газеты «Наша газета», революционер М. С. Ольминский. Точна дата постройки и архитектор этого здания не установлены. В 1915 году в Саратове редактор единственной в стране большевистской легальной «Нашей газеты». Наша жизнь: Ежедневная общественно-политическая и экономическая газета. Газета первой русской революции, выходила в 1904-1906 г., в первый раз запрещена в декабре 1905 г.; в 1906 г. издание возобновилось, но в последствие было окончательно запрещено. В наше время здание признано памятником истории регионального значения и его занимает Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области. Хотя это новострой, что тут охранять не понятно, а старый дом снесли до основания. Новый в два раза больше размером и повыше.
5. Доходный дом А.Н. Сырнева
Доходный дом на улице Малой Сергиевской (ныне Мичурина) построен в 1890-е гг был расположен в бывшем 136 плановом квартале. Здание было построено как дом доходный и помещения сдавались внаем. По архивным сведениям, в 1906 году в доме проживал Скорняков Николай Дмитриевич. А на 1914 год владельцем домовладения числился Сырнев Александр Николаевич, который служил коллежским советником, а затем казначеем общества и помощником старшего советника в Саратовском духовном мужском училище. Часть дома занимали внаем Квятковский Александр Яковлевич и его Супруга Квятковская Юлия Киприяновна Квятковская, в девичестве Добровольская (дворяне по происхождению) и их сын Виктор Александрович Квятковский.
6. Дом Ю.А. Корбутовской
Дом Ю.А. Корбутовской - двухэтажный каменный жилой дом посторен на улице Малой Сергиевской (ныне Мичурина) в 1910-1914 гг. С середины XIX века до 1931 года улица Малая Сергиевская или Верхняя Сергиевская, начала складываться к середине XVIII века, и к началу XIX века была застроена до нынешней улицы Радищева. Проложена она была параллельно Большой Царицынской улице и сначала получила название Малая Царицынская. Три квартала этой улицы от Вольской улицы до Полтавской площади (ныне на ней расположен Детский парк) назывались Панкратьевской улицей. Вероятно, что это название связано с жившими здесь помещиками Панкратовыми. Однако существуют и другие мнения: улица являлась дорогой к саду, посаженному за окраиной города Панкратовым; на углу этой улицы и Ильинской располагалась гостиница Панкратича, и проч.
7. Особняк, нач. ХХ в.
Особняк в стиле модерн построен в начале ХХ века, архитектор не известен. История дома так же в данное время не известна. В настоящее время он считается памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. Постановление администрации Саратовской области от 21 июля 1993г. № 201«О постановке на государственный учет памятников истории и культуры Саратовской области». Первый этаж здания арендуется разными организациями.
8. Доходный дом мещан Козловых
Доходный дом мещан Козловых - двухэтажный кирпичный дом был построен мещанами Козловыми, как и соседнее здание, в 1908–1909 годы. В советский период дом был приспособлен под коммунальные квартиры на втором этаже и помещения общественного назначения на первом и подвальном этажах. В процессе эксплуатации происходили выборочные изменения планировки. Дом связан с окружающей застройкой, поэтому стал памятником архитектуры регионального значения.
9. Доходны дом купца И.И. Мордвинкина
Доходны дом на углу улиц Ильинской (ныне Чапаева) и Малой Царицынской (ныне Мичурина) был построен в 1860-х гг. купцом второй гильдии Иваном Ивановичем Мордвинкиным. Дом деревянный, двухэтажный, обложен кирпичом, на каменном полуэтаже. В подвальном этаже дома находился погреб иностранных вин, a во флигеле, что по улице Панкратьевской (Мичурина), была овощная лавка.
Иван Иванович в молодости ходил бурлаком на Волге, позже стал заниматься торговлей, разбогател, держал магазины, склады и даже пароходы. В воспоминаниях И.Я. Славина есть упоминание о «модном гастрономическом и винном магазинах Мордвинкина на углу улиц М. Сергиевской (Мичурина) и Московской». Кроме того Иван Иванович владел многочисленными землями в Саратовской губернии, например в деревне Рамза, недалеко от города Кирсанова (совр. Пензенская область) , до сих пор есть участок, который носит название «Мордвинкин сад». С 1872 года несколько трёхлетий Мордвинкин заседал гласным Саратовской городской Думы.
10. Жилой дом на пересечении улиц Мичурина и Чапаева
Жилой дом на пересечении улиц Мичурина и Чапаева, при его возведении весьма практично и в то же время элегантно были использованы современные конструкционные и строительные материалы - даже стеклопакеты идеально вписались в общую концепцию. Также интересно то, что дом одинаково интересно смотрится практически с любого ракурса. Также интересно решение для угловых квартир, а именно для балконов, которые, по сути, послужили дополнительным инструментом для формирования всего облика здания.
Нестандартные стеклопакеты и ажурные балконы, а что уж не совсем обычно для современной архитектуры - размещение панно, да не просто с абстрактными фигурами, а с портретами прославленных горожан. На панно изображены саратовские градоначальники, внёсшие наибольший вклад в историю: Алексей Панчулидзев, Михаил Галкин-Враской, Андрей Косич и Петр Столыпин. Консультантом выступил известный саратовский краевед Виктор Николаевич Семёнов. Панно размером 3х7 метров изготовил художник Роман Куприянов.
11. Дом М. С. Фофанова
Этот двухэтажный особняк в стилистике классицизма в 1890-х годах выстроил по проекту известного саратовского архитектора Ю. Н. Терликова чиновник М. С. Фофанов. Деревянный дом, обложенный керамическим кирпичом, выходил на улицу Малую Сергиевскую (Мичурина) и имел флигель с правой стороны. Здание двухэтажное, средней величины, на шесть окон по фасаду. Фасад достаточно эклектичен: щипцовые фронтоны и их способ обработки сухариками и слуховым окном отсылает к "неоготике". В 1900-х годах особняк Фофанова приглянулся мещанину П. П. Дубову, который заказал у Терликова практически точно такой же проект, по которому вскоре построил копию дома на улице Цыганской (Кутякова) Дом П. П. Дубова.
12. Дом саратовских губернаторов
Дом саратовских губернаторов – это надстроенное вторым этажом и перестроенное под казенные нужды бывшее жилое здание на дворовом месте купца К. К. Рейнеке на углу Вольской и Мало‑Сергиевской (Мичурина), купленных МВД под размещение саратовских губернаторов. Всего было приобретено 4 дворовых места позже составленные в одно. В этом доме с 1903 по 1906 годы жил и работал выдающийся государственный деятель России, саратовский губернатор Петр Аркадьевич Столыпин. Осенью 1903 года П. А. Столыпин перешел жить в новый дом, который окончательно был достроен к осени 1904 года. «В здании несколько комнат были отведены под рабочие кабинеты губернатора, причем один кабинет был решен в Декадентском стиле, второй в Мавританском. Одна комната была отделана в стиле Немецкий Ренессанс, потолки: Аравийский Мавританский и т. д. Особенно роскошно выглядела «Зеркальная зала». В 1904-1905 гг было выстроено соседнее здание комплекса по улице Вольской - Губернская канцелярия. В него переехали канцелярия, Губернское по воинской повинности присутствие, Губернский статистический комитет, Губернское присутствие. В архитектурный ансамбль "Усадьба саратовских губернаторов" входит несколько объектов, расположенные на едином земельном участке, кроме жилого дома губернатора и канцелярии в него включены еще кухня с галереей, каретник с хозяйственными службами, ограда и ворота.
13. Мемориальная доска П.А. Столыпину
На здании дома губернаторов, доме специально построенном для нового саратовского губернатора П.А. Столыпина, 25 декабре 1993 года была открыта памятная доска с бюстом Петра Аркадьевича и надписью: "В этом здании в 1903-1906 гг жил и работал выдающийся государственный деятель России Саратовский губернатор Петр Аркадьевич Столыпин." Ее авторы скульпторы Александр и Владимир Пальмины. В феврале 1903 года П.А. Столыпин был назначен Николаем II на пост губернатора Саратовской губернии.
14. Дом усадебный А.К. Рейнеке
В первой половине XIX-го века административный и торговый центр Саратова располагался в районе старого Троицкого собора. После частых и больших пожаров бывших в Саратове, в особенности после пожара 1811 года, в котором погибло более тысячи домов и разных строений, часть жителей из центра Саратова стала переселяться. Место на углу улиц Малой Сергиевской и Вольской приобрёли Саратовский купцы-мукомолы братья Александр и Константин Кондратьевичи Рейнеке. Константин был главным распорядителем торгового дома «Кондратий Рейнеке и С-я в Саратове», основанного его отцом в январе 1899 года. Братья Александр и Константин Рейнеке после покупки соседних мест начали одновременно в 1902 году строительство жилых домов для своих семей.
Дом-усадьба А.К.Рейнеке представляет интерес в архитектурном плане. Архитектура здания проста – выполнена в стиле классицизм, без каких-либо излишеств, только главный и боковой фасады выполнены в неоклассическом стилелавный и боковой фасады выполнены в неоклассическом стиле, сочетая оштукатуренные поверхности с лицевой кирпичной кладкой. Главный фасад симметричен. Фланги здания подчеркнуты ризалитами с выделенными по первому этажу порталами входов. Стены оштукатурены частично – выделены цоколь и декоративные детали фасада: полукруглый фронтон портала, сандрики, пилястры с коринфскими капителями, карнизы здания. В настоящее время кирпичный забор, отделяющий усадьбу А.К.Рейнеке от Губернаторского дома и Губернской канцелярии, не сохранился. Не сохранилась и парадная веранда дома, которая находилась по центру бокового фасада, обращенного на дом Губернатора. В настоящее время из веранды сделали служебное помещение, надстроив вторым этажом. В целом усадебный дом дошел до нас без значительных изменений и утрат.
15. Флигель Католической духовной семинарии (дом Симонова)
Мрачноватый и таинственный дом на улице Мичурина, связаны с этим местом в Саратове и Духовная католическая семинария и командирское общежитие, а ныне управление по культурному наследию. В этом доме в 30-е годы ХХ века жил русский писатель Константин Симонов. Симонов прожил в Саратове четыре года (1927 — 1931), здесь он сделал первые шаги в самостоятельную жизнь, о чём он сам признавался: «Саратов – город моей юности. Любил его и люблю». Здесь он окончил семилетку, поступил в фабрично-заводское училище, а затем работал токарем на инструментально-механическом заводе «Универсал», а потом жил в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Именно в Саратове он написал первые стихи. Саратовские воспоминания на всю жизнь остались в памяти писателя. Недаром главным героем пьесы, затем ставшей фильмом, "Парень из нашего города" стал простой саратовский парень Сергей Луконин. После смерти писателя 30 октября 1980 года второму городскому профессионально-техническому училищу было присвоено имя Симонова, а рядом с главным входом был открыт памятник Симонову.
Открытие в Саратове духовной семинарии для Тираспольской римско-католической епархии было утверждено императором Александром II в феврале 1856 года. После решения организационных вопросов 24 января 1857 года образовательное учреждение было открыто и освящено. Вскоре здесь, помимо существовавшего двухэтажного дома, в котором расположили католическую семинарию, были выстроены по бокам главного здания два флигеля для квартир ректора, эконома, преподавателей и секретаря семинарии. В начале 1910-х годов левый деревянный флигель, где располагались квартиры эконома и секретаря семинарии, а также погреб, был перестроен в гостевой дом. Здание было двухэтажным, с мезонином, а в оформлении были использованы готические мотивы.
16. Училище Александро-Мариинское 1-е реальное
В тихом саратовском дворике на улице Мичурина, 88, уже более ста лет стоит большое трехэтажное здание. Когда-то здесь было Александро-Мариинское реальное училище, одно из первых в России. Училище было учреждено в 1873 году. Здание было возведено и открыто 1 ноября 1890 года по проекту архитектора А. М. Салько. В 1890 году оно въехало в это здание, при котором спустя три года в пристройке был освящён домовый Алексиево-Сергиевский храм. Газета «Саратовский дневник» отмечала: «Здание училища представляет собой громадный трехэтажный дом, не считая подвального этажа... Классы и актовый зал поражают своей величиной и красотой отделки... Каждый класс представляет собой комнату, отделенную от соседних капитальными стенами». «Вообще, – подводит итог газета, – про всё здание можно сказать, что оно построено просто, прочно и со всеми удобствами»
Позже училище было реорганизовано в трудовую школу, с 1931 по 1941 годы – средняя школа №16. В период ВОВ здание занимали интернат для испанских детей и эвакогоспиталь №3931. В 1948 году после капитального ремонта начала работу 19-я средняя общеобразовательная школа (в первые годы мужская), переименованная в 1990 году в гимназию №1.
17. Дом Раушенбах Л.К.
Каменный жилой дом, кон. XIX - нач. ХХ вв., предположительно первоначальный проект был сделан архитектором Терликовым Юрием Николаевичем (1864-1914). Предположительно дом был одноэтажный и надстроен в конце 30-х, начале 40-х годов 20-го столетия. Дом Лидии Константиновны Раушенбах, он стоит на том дворовом месте, которое Л.К. Раушенбах купила 20.06.1892 за 10 тыс. руб. серебром: “мерою земли: шириной с садом по улице с обеих сторон по 20 саж., а длиной во двор - 35 саж. (т.е на всю ширину квартала, с выходом на Крапивную улицу)”. В этом доме проживала семья Александра Ивановича Раушенбах, пока повзрослевшие дети не обзавелись своими семьями. Какие-то квартиры сдавались внаем. Почему домовладельцем с самого начала был не глава семьи, а его жена, непонятно. По воспоминаниям родственников, дом был одноэтажный, из шести комнат, с садом. Лидия Константиновна жила там с сыном Александром, старшей дочерью Ольгой и ее сыном Шурой, а находился он на М.Сергиевской, неподалеку от гимназии Ульрих. Объект культурного наследия регионального значения. Решение исполнительного комитета Саратовского областного Совета народных депутатов от 29 июля 1991 г. №187 «О постановке на государственный учет памятников истории и культуры Саратовской области».
18. Дом Раушенбаха Ф.К.
Дом принадлежал в начале 20 века известному в Саратове врачу Федору Карловичу Раушенбаху. Построен видимо в 1899 году, архитектор не известен. Рядом по Малой Сергиевской улице (ныне адресу Мичурина 77) был расположен кирпичный, тогда еще одноэтажный дом, принадлежавший Лидии Константиновне Раушенбах, семья Раушенбах имела целый ряд домов в Саратовской Губернии и хутор близ нее. Чуть дальше, домовладение на углу Александровской и Малой Сергиевской улиц (ныне Чернышевского и Мичурина) принадлежало купцу В.В. Недоноскову; часть его он продал, и в 1899 г. между домом Лидии Константиновне Раушенбах и угловым домом Недоноскова водворился доктор Ф.К. Раушенбах. Он построил на этом месте двухэтажный каменный дом.
И так получилось, что в начале 20-го века на М. Сергиевской улице находились рядышком два дома, один из которых принадлежал Лидии Константиновне Раушенбах, другой – известному в Саратове врачу Федору Карловичу Раушенбаху. Оба сохранились до наших дней, теперь у дома Лидии Константиновны номер 77 по улице Мичурина, у дома Федора Карловича номер 79. Следы “домовладения Раушенбаха” в этом месте прослеживаются до середины 1917 г. О каком Раушенбахе речь – неизвестно. Федор Карлович умер бездетным в 1910 г., кто ему наследовал, не известно.
19. Дом В. В. Недоноскова
Красивый каменный дом в два этажа на улице Горького - новодел, выстроенный в конце прошлого века и повторяющий дом стящий на этом месте и снесенный за несколько лет до этого. Историческое каменное двухэтажное здание с мезонином в стиле русского классицизма было построено в середине 1820-х годов, на «пустопорожней земле», его первыми владельцами были некто Веденяпин, а затем Ремизов. В 1840-х годах помещения в доме арендовала Губернская строительная комиссия, а в 1857 году провизор И. И. Шмидт открыл здесь "Александровскую" аптеку по имени улицы (с 1924 года — ул. Максима Горького). В 1871 году газеты сообщили о продаже дома Ремизова со всеми строениями (еще одним двухэтажным домом по Александровской улице и двумя флигелями во дворе) и плодовым садом купцу 2-й гильдии Н. С. Азарову.
Опись 1876 года констатирует его как каменный дом в два этажа с мезонином и подвалом. Дом выстроен в стиле русского классицизма: высокая цокольная часть, рустованные стены первого этажа, стены второго этажа с окнами, отделанными порталообразными обрамлениями с сомкнутыми сандриками, хорошо профилированный карниз. Фасад здания был спроектирован по «образцовому проекту» из серии разработок, принадлежащих столичному архитектору К. И. Росси.
20. Музей саратовской гармоники имени А.С. и В.А. Комаровых
Музей саратовской гармошки включает в себя несколько стилизованных выставочных залов, в которых представлены уникальные экспонаты: баяны, аккордеоны, гармони, предметы народного быта, фотографии, на которых запечатлены самые известные мастера гармоники, а также самые яркие моменты, связанные с производством этого инструмента, документы – все это рассказывает об истории появления саратовской гармоники, процессе становления и развития гармонного производства. Здесь есть книги о гармонике, диски и даже виниловые пластинки, благодаря которым можно послушать редкие концерты, ну и, конечно, сами саратовские гармоники. В музее только саратовских гармоник представлено около 15 экземпляров, в том числе инструменты, изготовленные великими мастерами Повериновым, Комаровым, Чушкиным. Большинство инструментов были сделаны в единственном экземпляре, а потому уникальны, например, гармоника-сапожок и уникальная двухрядная гармонь с полутонами, которые изготовлены Андреем Сидоровичем Комаровым. Есть в музее и гармоники пикколо, с которыми выступал и даже снимался в кино (в фильме «Семь невест ефрейтора Збруева») Владимир Комаров
Во время посещения музея саратовской гармоники можно узнать об истории саратовской гармоники, о тех, кто стоял у истоков ее создания и возрождения, об ансамблях саратовской гармоники. Кроме того, можно услышать профессиональную игру на знаменитом саратовском музыкальном инструменте. Музей гармоники в Саратове создавался в рамках реализации проекта «Саратовская гармоника – народный символ земли саратовской» СРО ВОО «ВООПИиК» благодаря инициативе и поддержке его председателя - ректора СГТУ им. Гагарина Ю.А. Игоря Плеве. Проект реализуется на базе Гагаринского университета, в котором еще несколько лет назад был создан Центр саратовской гармоники. В Центр, кроме музея, вошли возрожденное производство народного инструмента и клуб любителей саратовской гармоники.
21. Дом А. А. Масленникова
Усадьба на углу улиц Александровской (Горького) и Малой Сергиевской (Мичурина) была построена в середине XIX века, ориентировочно в 1853 году. Главный дом был одноэтажным, имел подвал и стоял по красной линии застройки Александровской улицы. Ниже располагался угловой флигель усадьбы, построенный примерно в то же время. Здание представляет собой трехэтажное кирпичное строение прямоугольной формы в плане. Главный фасад выполнен в классическом стиле, декор минимален. В советское время здание было надстроено 2-я этажами и использовалось под жилой дом. Дом являлся флигелем для прислуги в Усадьбе.
22. Саратовская православная духовная семинария
Саратовская православная духовная семинария – высшее духовное учебное заведение Саратовской епархии Русской православной церкви. В 1770 году в Саратове, входившем в Астраханскую епархию, открылось духовное мужское училище (семинария). Однако уже в начле 1777 года в связи с открытием в Астрахани новой семинарии его упразднили, и о духовном образовании в Саратове пришлось на долгие годы забыть, несмотря на многочисленные инициативы возродить училище. Не изменило ситуацию и образование в 1799 году Саратовской епархии, фактическим центром которой стала Пенза. Лишь в 1820 году в Саратове основали начальное духовное училище.
Долгожданное открытие семинарии состоялось в 1830 году. Торжественная церемония прошла 26 октябpя (7 ноября) в Тpоицком собоpе: после молебна участники прошли крестным ходом к соседнему зданию (бывший дом Котенева и затем Устинова, ныне Русская классическая гимназия), выкупленному для семинарии Святейшим Синодом годом ранее. Также занятия проводились и в стоявшем рядом другом особняке Устиновых (ныне краеведческий музей), где помимо учебных классов разместилось общежитие семинарии. В 1870-х годах было принято решение о строительстве нового просторного здания, первые проекты которого выполнил А. М. Салько. Утверждён в конечном итоге был проект синодального архитектора Н. Н. Маркова, после чего Салько подготовил смету на строительство, начатое в 1882 году подрядчиком купцом А. И. Селивановым. В 1885 году новый учебный корпус семинарии с больницей, баней и службами был сдан в эксплуатацию.
23. Музей истории Саратовской митрополии
Музей истории Саратовской митрополии создан в 2013 году по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Основная экспозиция музея — результат многолетней кропотливой научно-исследовательской и собирательской работы историков Саратовской епархии. Экспонаты музея дают представление о появлении и укреплении Православия на Саратовской земле, отражают основные моменты развития Саратовской митрополии, неразрывно связанные с историей губернии и историей нашей страны, рассказывают о священнослужителях и мирянах, служивших Церкви Христовой. При создании экспозиции впервые в научный оборот были введены уникальные документы государственных архивов Саратовской области, фондов Саратовского областного музея краеведения, Саратовского епархиального архива. Многим здание на Мичурина знакомо, как педагогический институт. Построено оно было в 1885 году для духовной семинарии на средства епархии. В 2008 году здание вернули Епархии. В одном из залов семинарии расположился открытый в 2013 году Музей истории Саратовской митрополии.
24. Серафимовский вдовий дом
Бывший вдовий дом Тита Чудотворца, официальное название этого дома - «Серафимовский вдовий дом». Он был построен на углу улиц Малой Сергиевской, а архитектором здания стал Г.Г. Плотников. Его оконные, арочные своды, кресты на фасадах здания, до сих пор напоминают о религиозном прошлом этого здания. По одной версии Серафимовский вдовий дом, или Вдовий дом Тита Чудотворца был построен и открыт в 1904 году. По другой версии строительство по проекту архитектора Г. Г. Плотникова было завершено в 1909 году. В 1910 году при богадельне была освящена домовая церковь во имя святых блаженного Тита и преподобного Серафима Саровского. Штат причта храма состоял из одного священника.
Сейчас это обычный жилой дом. На фотографиях хорошо видно, что последние два этажа выделяются из общего фона здания. Это не спроста. Дело в том, что после того, как в советское время домовую церковь закрыли, здание было перестроено. Строители надстроили два верхних этажа, балконы тоже, видимо, пристроены после реконструкции. Это здание очень хороший пример надстроеных домов Саратова, коих по пальцам пересчитать можно.
25. Усадьба П. П. Шмидта
На пересечении Мичурина (бывшей Малой Сергиевской) и Радищева (бывшей Никольской) стоит прекрасный дом, который нельзя не заметить. Пётр Петрович Шмидт купив это место, возвёл здесь в 1893-1895 гг великолепную городскую усадьбу, заказав проект одному из самых популярных в Саратове архитекторов Алексею Марковичу Салько. На фоне окружающих его ветхих деревянных построек он выглядел настоящим дворцом. Двухэтажный дворцовый особняк из красного кирпича состоял из жилого дома на подвалах с угловым эркером и фасадом с балконом, обращенным на Волгу, блока хозяйственных построек, включавшего в себя здание манежа фасадом на нынешнюю Радищева и сада, спускавшегося к Волге. С балкона тогда открывался великолепный вид на Волгу, другой фасад с фигурным аттиком открывал вид на Никольскую улицу. Внутренняя отделка интерьеров холла, лестниц, коридоров и залов отличалась простором, хорошей освещённостью и удобством. Усадьбу окружала небольшая площадь, которая сейчас относится к Саратовскому финансово-технологическому колледжу. Усадьба Шмидта включала в себя также различные хозяйственные постройки и сад. Электричество для освещения усадьбы генерировал паровой локомобиль.
26. Саратовский театр кукол «Теремок»
Театр кукол «Теремок» работает в стиле «Open face», а это значит, что вместе с куклами на сцене вы можете увидеть и самих актёров. Для того чтобы спектакль состоялся, артист и его герой должны стать единым целым. Лишь тогда происходит чудо оживления. Было бы ошибкой считать, что театр существует только для детей. В его репертуаре есть спектакли для зрителей всех возрастов. «Теремок» уникален в своём метафоричном, философском понимании творчества. Как говорит главный режиссёр Геннадий Шугуров: «На самом деле театр кукол – это театр для всех, но это другой театр. Где есть большие актёры – люди, и есть маленькие актёры – куклы. И те, и другие живые. А кто из них по-настоящему маленький, а кто большой – это ещё вопрос».
У посетителей «Теремка» есть возможность записаться на экскурсии по театру, музею и куклохранилищу, творческие встречи с кукловодами. Особой гордостью считается хранилище кукол, вход в которое закрыт обычным посетителям. Там представлено около трёхсот экспонатов: перчаточные, тростевые, теневые, планшетные и ростовые куклы, марионетки. Причём это могут быть как старинные куклы, так и те, что участвуют в современных представлениях. И они, и декорации изготовляются в бутафорских цехах театра.
27. Особняк профессора Ивановского
Дом был построен в 1912 году известным саратовским архитектором В. Люкшиным на улицей Малой Сергиевской (ныне ул. Мичурина). Фасад здания выполнен достаточно просто и односложно, безо всяких мелочей, которые могли бы отвлекать Ваше внимание от просмотра всего здания в целом. Здание не богато разнообразием архитектурных средств или материалов. Здание отличается от других своей продуманной до мелочей так называемой игрой нюансов. Маленький закругленный эркер с башенкой вторгается в строгий порядок симметричной трехчастной композиции, нарушает спокойное равновесие боковых крыльев дома, заставляет излишне правильный фасад ожить, задвигаться – и притягивает взгляд. Хороши и лепные рельефные вставки, а особенно, - решетки парапетов, ограждения балконов, ворота с калиткой, которые, к сожалению, не сохранились до сегодняшнего дня. Однако известно, что забор был украшен лепниной и различными рельефами. Так же, в такой же манере были выполнены решетки балконов здания.
Особняк считается утраченым в 1997 г. После проведенной в 2005 году реконструкции здания, а вернее сноса и последующего воссоздания, большая часть оригинальной архитектуры была утрачена, сейчас на месте исторического особняка стоит новодел повторяющий очертания исторического здания.
28. Мариинский детский приют
Мариинский детский приют – архитектурная и историческая достопримечательность Саратова. 27 августа (8 сентября) 1842 года было учреждено Саратовское губернское попечительство детских приютов, хлопотами которого при содействии губернатора Фадеева и купца Зейферт 1 (13) октября 1843 года открылся первый в городе приют для детей из малообеспеченных семей, существовавший на пожертвования состоятельных лиц и занимавший сначала разные съёмные дома. В описываемое здание на Сергиевском взвозе приют переехал в 1852 году, после чего улица получила название Приютской. Покупка и реконструкция постройки стали возможными благодаря почётному гражданину П. Ф. Тюльпину, он же оплатил ремонт и надстройку верхнего этажа после разрушительного пожара 1855 года.
В просторном новом доме учреждение имело лазарет, столовую, прачечную, баню. Кроме того во всю длину дома, на дворе был разбит сад, устроен фонтан и расположены служебные постройки, в верхнем этаже находилась освящённая в 1859 году церковь (Домовая церковь Марии Магдалины при Мариинском детском приюте) с небогатым, но изящным иконостасом. В 1862 году к приюту пристроили шесть комнат в двух этажах на средства коммерции советника П. И. Кокуева, который через 20 лет оплатил новую пристройку и капитальный ремонт. В 1877 году приют получил название "Мариинский" в честь августейшего имени Ея Императорского Величества. Ежегодно в приюте содержалось более ста приходящих детей обоего пола и сорок девочек-пансионерок. После русско-японской войны в приюте воспитывалась известная в будущем советская певица Л. А. Русланова.
29. Дом князя Баратаева И. М.
Дом князя И.М. Баратаева, постройки начала ХIX века. Изначально на этом месте было городское ограждение, которое состояло изо рвов и валов. Однако в восемнадцатом веке такие укрепления сочли непригодными и территорию сравняли. Тайный советник, князь Иван Михайлович Баратаев построил свою усадьбу на месте развалин бывшего городского крепостного вала в тридцатые годы XIX века. Именно когда наконец-то появился великолепный дом, это место было названо «Князевским». Это было невообразимо красивое место для строительства усадьбы, так как ее окна выходили на красоты Волги. Да и сама усадьба была окутана фруктовыми садами. Но не только это великолепие вызывало восторг горожан, потому что сам дом был невероятно красив. Ведь построили его на возвышенности, что придавало какую-то воздушность и легкость.
Однако единственным украшением усадьбы были колонны, так как не было никаких барельефов, лепнины. Но этот дом по сей день притягивает к себе восторженные взгляды, хотя находится эта историческая достопримечательность за бетонным забором. Один из объектов культурного наследия федерального значения в Саратове . И.М. Баратаев был известен тем, что в 1804-1806 годах был губернским предводителем дворянства, в чьи обязанности входило решение внутренней жизни дворянского общества. В Саратовской губернии эта должность просуществовала с 1780 по 1863 год. Эта почётная общественная должность не оплачивалась, поэтому предводителем дворянства старались избрать человека богатого, влиятельного и что было немаловажным хлебосольного и гостеприимного.
30. Кафедральный Собор Святых Апостолов Петра и Павла
Организация первых католических приходов в Саратове, да и во всём Поволжье, связана с появлением в этих краях немцев-колонистов, приглашённых Манифестом Императрицы Екатерины II от 8 июля 1763 года. В результате этого в 1763-1769 гг. в Россию из Европы прибыло около 27 тысяч переселенцев, из них около 10-ти тысяч были католиками. Из возникших в Поволжье 104-х немецких колоний, 31 были католическими. В 1763 году во вновь созданные католические колонии был приглашён первый немецкоязычный священник. Через 4 года их уже было шесть. В течение 40 лет в Поволжье было построено 33 церкви.
31. Дом В.В. Богословского
В число хорошо сохранившихся зданий исторической застройки Малой Сергиевской улицы, ныне Мичурина, входит изящный одноэтажный дом с закругленным углом на перекрестке улиц, ранее называвшихся Архангельской и Малой Сергиевской (а еще раньше Малой Царицынской) купца Василия Васильевича Богословского, сделавшего состояние на производстве и торговле водочными изделиями и мукой. Построен он был в 1870-х годах и принадлежал Ивану Ефремовичу Рождественскому, у которого Богословский работал и сначала снимал, а затем выкупил этот особняк (перешедший к тому времени уже к вдове Рождественского). Кроме этого дома о купце Богословском напоминает задание огромной пятиэтажной мельницы Богословского, построеной в 1899 году в районе Улешей, сейчас недалеко от ул. Чернышевского, хотя и выполняет теперь функцию жилого дома.
32. Дом купца И.И. Мордвинкина
Дом купца И.И. Мордвинкина - двухэтажный каменный жилой дом, построенный в стиле классицизма в 1-ой половине ХIХ века на углу улиц Московской и Малой Царицынской (ныне Мичурина). Дом был построен в купцом второй гильдии Иваном Ивановичем Мордвинкиным для гастрономического и винно-бакалейного магазина. Ниже по улице Московской была одноэтажная пристройка для торговле, как магазин используется и сейчас, там расположен магазин Чаинка. Саратов первой половины 19 века, имел, кажется, единственный гастрономический и винно-бакалейный магазин Мордвинкина на углу Малой Сергиевской и Московской улиц. Этот магазин в течение длинного ряда лет снабжал гастрономическими и винными раритетами и деликатесами не только капитальный, дворянский, чиновничий, Саратов, но и помещичьи усадьбы уездов, благоденствовавших под сенью крепостного права . Пользовались магазином Мордвинкина и уездные города. Старые истые и тонкие гурманы и гастрономы находили то, что нужно, только у Мордвинкина. Писал И.Я Славин в книге "Материалы по истории Саратова 19-начала 20 в". Памятник архитектуры регионального значения входит в ансамбль застройки перекрестка из 4-х домов. Кроме данного дома на перекрестке находятся дом Василия Викуловича Гудкова, дом-усадьба Тимофея Ефимовича Жегина и дом Н.Е. Мещеряковой.
Второй подобный дом купец Мордвинкин построил позже в 1860-х годах на пересечении Малой Царицынской (ныне Мичурина) и Ильинской (ныне Чапаева). Мордвинкин был степенный, почтенный, уважаемый старозаветный купец-единоверец с прямым пробором на голове, с окладистой седой бородой, в длинном сюртуке, с запущенными в сапоги панталонами. Он стоял в первых рядах саратовского купечества и принимал деятельное и влиятельное участие в дореформенном городском управлении. Мордвинкин был старожилом Саратова. (И.Я Славин "Материалы по истории Саратова 19-начала 20 в")
33. Дом Н.Е. Мещеряковой
Дом Н.Е. Мещеряковой - двухэтажное с подвалом здание выполнено в стиле классицизм, построено в нач. XIX в., безусловно является украшением города. Владельцы дворового места на углу улиц Московской и Малой Сергиевской (Мичурина) в 282-м планном квартале города Саратова прослеживаются с середины ХIХ-го века. Это были купцы Мещеряковы, представители нескольких ветвей большой семьи, одну из которых возглавлял Логин Семёнович Мещеряков. Именно он и являлся владельцем указанного городского имения. С начала 1870-х года всё домовладение на углу Московской и Мичурина было записано на его жену, Надежду Емельяновну Мещерякову.
Памятник архитектуры местного значения входит в в ансамбль застройки образцового перекрестка, на этом перекрестке улиц Мичурина и Московской в первой половине XIX века были построены четыре усадьбы. На этом перекрестке, словно попадаешь в купеческий город XIX века. Не хватает лишь лошадей и булыжной мостовой. Кроме данного дома на перекрестке находятся дом Василия Викуловича Гудкова, дом-усадьба Тимофея Ефимовича Жегина и дом купца И.И. Мордвинкина.
34. Дом В.В. Гудкова
Дом Василия Викуловича Гудкова, -двухэтажное кирпичное здание ХIХ века. Владельцами дворового места на углу улиц Московской и Мичурина с первой половины 19 века и до 1897 являлись представители именитого саратовского купечества – владельцы заводов Гудковы. Купцам Гудковым в Саратове принадлежал колокольный завод. Дом относится к числу так называемых «домов образцовых фасадов» или как говорили - «образцовых», построены они были по типовому проекту в стиле классицизма, их фасады строго регламентировались, а планировкой распоряжались сами заказчики. Архитектура этих построек, классицистическая по духу, проста и целесообразна, свободна от излишеств и богатых украшений. В Саратове по «образцовым» проектам построили более 300 домов во втором десятилетии XIX века. Больше всего таких зданий насчитывается на Московской улице, также они встречаются на улицах Октябрьская, Мичурина, Чернышевского, Челюскинцев и других.
Лишь в 1820-х годах стали появляться на Московской улице, среди преобладавших деревянных построек, сооружения из необожженного кирпича. Городская застройка тогда производилась по специальным «образцовым» проектам. В декабре 1854 года Саратовская Губернская Строительная и Дорожная Комиссия, ведавшая строительством в городе, приняла к руководству и исполнению приказ государя: «...постройки каменные без ограничений этажей, деревянные в 1 и 2 этажа утверждает генерал-губернатор, а где генерал-губернаторов нет, Строительная и Дорожная Комиссия утверждает фасад, чтобы были согласно с образцовыми».
35. Дом-усадьба Т.Е. Жегина
Дом-усадьба Тимофея Ефимовича Жегина - Двухэтажный каменный жилой дом, построенный в стиле классицизма, входит в состав ансамбля "Ансамбль застройки перекрестка, нач. XIX в." Дом жилой на Московской улице был построен по типовому проекту и считается одним из «образцовых». Архитектура этих построек, классицистическая по духу, проста и целесообразна, свободна от излишеств и богатых украшений. Здания такой типовой постройки были особенно распространены в начале XIX века, когда городская застройка строилась на регулярных началах.
Типовые проекты были особенно популярны при строительстве хозяйственных, административных и жилых зданий. В Саратове «образцовую» застройку можно наблюдать на улицах Московская, Чернышевского, Октябрьская, Челюскинцев и других. Дом №22 находится в окружении таких же типичных зданий, одним из которых является и Дом Гудкова, они похожи даже цветом стен. Сейчас в этом здании находятся различные организации и магазины. Сейчас здание объект культурного наследия регионального значения.
36. Английские фильтры
В середине XIX века в Саратовской Губернии, с растущим и уже перевалившим за 100 000 человек населением г. Саратов испытывал большие трудности с подачей в городской водопровод чистой воды из реки Волга, поэтому 28 июня 1872 г. городской думой было принято решение о строительстве нового механизированного водопровода. Для осветления грязной речной воды на Соколовой горе было построено два отстойных озера с английской подземной системой фильтров, которые очищали воду пропуская через толщу песчаной загрузки. Такая система "Английских фильтров" впервые была применена инженером Симпсоном в 1829 г. в Лондоне. Спустя 46 лет, эта технология очистки воды доходит до Саратова. Далее отфильтрованная вода с фильтров поступала в сборочный напорный резервуар, из которого распределялась при помощи чугунных водопроводных труб в 15 водозаборных будок, расположенных в разных частях города.
Старая система фильтров - одно из первых сооружений по очистке воды в городе Саратов, построенное английскими инженерами, историческое название «Английские фильтры», построены в 1875 году. Резервуары выстроены из кирпича. Доставка воды до очистного комплекса осуществлялась с помощью насосной станции, которая находилась на берегу реки Волга. Остальные две системы представляют подземные водохранилища более поздней постройки первой четверти 20 века, построены так же из кирпича.
Всё это сооружение относится к бывшему водопроводному комплексу № 1 «Саратовводоканала», территория состоит из нескольких заброшенных объектов Водоканала, включающая в себя несколько объектов, как наземных, так и подземных находящихся на склоне Соколовой горы, ниже Национальной деревни в Парке Победы и ниже музейного комплекса Нефтегазэнергетики, рядом проходит улица Фильтровая. Очистная система полностью заброшена, однако находится на охраняемой территории. В целом, надземная часть очистных сооружений, на сегодняшний день, представляет собой руины и полуразвалившиеся постройки. Спустившись с улицы под землю, погружаешься в совершенно удивительную атмосферу. Поражает практически абсолютная тишина, которая лишь изредка прерывается падающими каплями воды с потолка, и очень высокий уровень влажности, который без труда способен создать целое облако пара после очередного выдоха. Не меньший антураж, «фильтрам» придают многочисленные корни деревьев, которые окутывают всё вокруг, начиная с потолка, заканчивая стенами и полом. В отблесках фонаря, вырисовывается весьма жутковатая картина.