Принцип распределения помещений был почти одинаков как в аристократическом городском особняке, так и в купеческом доме губернской провинции. Первый этаж, как правило, был служебным и предназначался в дворянских домах для размещения многочисленной прислуги. В купеческих домах в первых этажах размещались торговые помещения или кладовые для хранения товаров и других ценностей. Комнаты на втором этаже были гораздо теплее и светлее, топки печей находились в первом этаже. Многие бывшие особняки сегодня нашли своего хозяина, это обычно организации, торговые компании, но встречаются и частные владельцы, однако многие до сих пор находятся в плачевном состоянии — в ожидании часа, когда решится их судьба.
1. Особняк со львами П. И. Шмидта
Иван Петрович Шмидт, представитель известного рода богатейших купцов города, один из братьев, организовавших торгово-промышленное товарищество «Братья Шмидт», которое обладало крупнейшими мельницами в черте города. Решил обустраивать свою семейную жизнь, выкупил место на углу Соборной и Армянской (нене Волжской) для строительства собственного особняка. Для проектирования дома он пригласил столичного архитектора Капитолия Авраамовича Дулина, который построил в Москве хлебную биржу и ряд доходных домов, который в 1912 году поставил особняк в центре Саратова.
Здание увенчано куполом, украшено растительными орнаментами, сценами на античные темы и фигурами грифонов. Парадная выходит во двор, где находится грот с чудовищем. При парадной лестнице установлены скульптуры двух львов. Гармоничный архитектурный стиль здания смешивался из нескольких, свободный план и асимметричные фасады, явно от модерна. Рустованный цоколь, лепнина и скульптура, а также отдельные детали и формы, например, портал входа, аттики и пилястры, от неоклассицизма, ограниченный набор материалов и мотивов, большие квадратные окна – естественные проявления рационализма, который и преобладает в общем настроении памятника. Архитектурные украшения выдержанны в явной сдержанности деталей, но в то же время орнамента обладает неким аристократизмом, сюда плавно втекают усадебные фрагменты садовой части здания – фигуры львов у входа и манерно-пластичный грот. Одноэтажный, кирпичный, с подвалом, дом этот оформляет угол улиц Волжской и Соборной и является центром городской усадьбы, состоящей собственно из особняка, двора с парадной лестницей, фонтана-грота и хозяйственных помещений, уходящих в глубь двора.
2. Особняк А.И. Скворцова
Особняк А.И. Скворцова — здание в стиле модерн, в архитектурном плане наиболее примечательными элементами постройки являлись облицовка кафелем и барельеф головы Сфинкса. Особняк был выстроен на углу Введенской и Гимназической улиц в 1906 году и принадлежал присяжному поверенному, видному адвокату, члену дирекции музыкального училища и консерватории Александру Ивановичу Скворцову, племяннику саратовского мукомола Н.В.Скворцова, имевшего паровую мельницу и маслобойный завод. Скворцов с женой и двумя сыновьями располагался на втором этаже, а первый сдавал состоятельным квартирантам.
Добротное двухэтажное строение с красивой облицовкой под светлый кафель, изящно разукрашенное с фасада экзотическими рельефными и барельефными деталями, с огромными окнами и искусно вырезанной массивной дубовой дверью имеет неповторимый облик. Особо привлекает жителей Саратова гордо замершая над домом голова сфинкса, в недвижном величии которого и таинственно опущенном взоре скрыта мучительно непостижимая загадка. Здание тяготеет к рациональному модерну. Его композиция подчёркнуто симметрична. Пилон и окно — два основных элемента, чередование которых формирует фасады. В отделке особняка использованы глазурованный кирпич и керамическая плитка. По контрасту с фасадной плоскостью решены ключевые фрагменты – завершения угловых пилонов (маска сфинкса и фигуры загадочных птиц) и входной портал (ещё одна маска, резная дверь).
3. Особняк К. К. Рейнеке
Особняк Константина Кондратьевича Рейнеке – один из самых красивых домов в Саратове, его считают лучшим творением в стиле модерн на территории города. Время возведения дома на Соборной – 1909-1911 годы. Над постройкой усадебного дома Рейнеке, работал Ф.О. Шехтель, автор таких шедевров архитектуры, как особняк Рябушинского в Москве (ныне Музей-квартира А.М. Горького), Художественный театр, Ярославский вокзал, павильон в Глазго, индивидуальный почерк архитектора легко узнается на всех уровнях, например, особенностью данного особняка является то, что у него нет одного главного фасада. Главный фасад, обращенный на Соборную улицу – броский и асимметричный, он тактично отодвинут чуть в глубину участка за решетку ограды. В общем, можно долго ходить вокруг особняка Рейнеке, открывая все новые повороты и углы. Весь он наполнен множеством деталей, которые заставляют рассматривать его вновь и вновь.
Над парадным входом располагается большое многоцветное панно с изображением кружащихся танцовщиц в голубых платьях, выполненное по мотивам сюжетов австрийского художника Ф.Штука (с картины «Танцовщицы» (1898). Над окнами уличного и дворового фасадов по фризу перламутрово-розовые и фиолетово-голубые майоликовые вставки. Керамическое убранство здания было выполнено в лучшей в то время мастерской П.К. Ваулина. Незатейливый лепной орнамент, изящные кронштейны карниза, оригинальный водосток, глазурованные лицевые кирпичи, поливные изразцы, кованая сталь, формованный бетон, керамическая и металлическая плитки, тонированное стекло и даже черепица – все это придает особняку некий торжественный и благородный вид.
4. Усадьба П. П. Шмидта
На пересечении Мичурина (бывшей Малой Сергиевской) и Радищева (бывшей Никольской) стоит прекрасный дом, который нельзя не заметить. Пётр Петрович Шмидт купив это место, возвёл здесь в 1893-1895 гг великолепную городскую усадьбу, заказав проект одному из самых популярных в Саратове архитекторов Алексею Марковичу Салько. На фоне окружающих его ветхих деревянных построек он выглядел настоящим дворцом. Двухэтажный дворцовый особняк из красного кирпича состоял из жилого дома на подвалах с угловым эркером и фасадом с балконом, обращенным на Волгу, блока хозяйственных построек, включавшего в себя здание манежа фасадом на нынешнюю Радищева и сада, спускавшегося к Волге. С балкона тогда открывался великолепный вид на Волгу, другой фасад с фигурным аттиком открывал вид на Никольскую улицу. Внутренняя отделка интерьеров холла, лестниц, коридоров и залов отличалась простором, хорошей освещённостью и удобством. Усадьбу окружала небольшая площадь, которая сейчас относится к Саратовскому финансово-технологическому колледжу. Усадьба Шмидта включала в себя также различные хозяйственные постройки и сад. Электричество для освещения усадьбы генерировал паровой локомобиль.
5. Особняк А.Э. Бореля
Особняк А.Э. Бореля представляет собой шедевр провинциальной архитектуры начала ХХ века, одно из красивейших зданий Саратова. Новый отрезок пешеходной зоны по улице Волжской подарил возможность неторопливо рассмотреть во всех деталях этот красивейший дом купеческого Саратова. Изначально двухэтажный особняк на пересечении Армянской и Гимназической улиц (ныне Волжская и Некрасова) принадлежал купеческой чете Аносовых. Семён Исаевич и его жена Елена Александровна заказали себе этот дом в стиле модерн у архитектора П. М. Зыбина, построен он был в 1901 году. Благодаря красоте своей хозяйки дом был известен как "замок Елены Прекрасной". После развода Аносовых в 1909 году особняк был продан П. И. Карепанову, который через год перепродал его представителю рода крупных саратовских мукомолов Александру Эммануиловичу Борелю.
Дом на Волжской, привлекает балконами, окнами различной формы, филенками, угловой лоджией и выступающими карнизами крыши, использованными как элементы декора. Внутри особняк очень просторен и даже велик. Элементы интерьера, хоть и осовремененные, держат модерновый колорит. Дубовая изгибающаяся лестница играет ключевую роль в организации внутреннего пространства. Вытянутые, особого изящества формы царят и в оформлении внутренних помещений: библиотеки, каминного зала, гостиных. Камин, отделка стен, оформление окон, светильники, даже дверные ручки – всё находится в стилевом единстве с внутренним пространством и фасадом здания. Сейчас особняк, один из лучших особняков "чистого" модерна в Саратове - объект культурного наследия федерального значения.
6. Жилой дом А. И. Шумилина
Это двухэтажное каменное здание с мезонином на Большой Казачьей улице заметно выделяется своим видом среди других. Дом построен в конце 19-го века в стиле ретроспективное барокко. Раньше по центру второго этажа был устроен большой чугунный балкон, от которого сейчас осталась лишь дверь. Убран был видимо еще в 80-х годах 20 века. Точная дата постройки и архитектор не известны.
Среди окружающих построек дом напоминает дворец в миниатюре: шатровая кровля, бриллиантовый руст на цоколе и первом этаже, пилястры второго этажа, капители, фигурный аттик, лепной декор на аттике, лепной декор на фризе замковые камни, дентикулы, наборные кронштейны, интересные форма и обрамление оконных проемов, аркатурный поясок междуэтажного карниза. На фасаде ярко выделяются колонны, расположенные между окнами второго этажа. Раньше дом составлял великолепный ансамбль с одноэтажным зданием справа, но оно было снесено.
7. Особняк архитектора П.М.Зыбина
Особняк архитектора П.М.Зыбина. В 1900г. Павел Митрофанович Зыбин покупает дворовое место на улице Царицынской (ныне Киселёва), вблизи Камышинского бульвара (ныне ул. Рахова) под постройку собственного дома. По проекту самого архитектора строится красивейший двухэтажный особняк с шатровой башенкой и оригинальным балконом в виде замочной скважины. К дому примыкал уютный дворик, где чета Зыбиных посадила фруктовые деревья и разбила грядки. Терраса дома, выходящая в сад, была любимым местом отдыха семьи в тёплое время года.
В архитектуре особняка прослеживается, пока еще новый для того времени, стиль модерн, сочетающий в себе полную асимметрию здания, оригинальную лоджию, яркие изразцовые вставки. Ассиметричная композиция дома П.М. Зыбина завершается в правом крыле трехъярусной башней-шатром, в которой располагались мастерская и библиотека архитектора; напротив, над входом — оригинальная лоджия в виде замочной скважины, впоследствии ставшей излюбленным приемом мастера. Отдельное слово о лоджии. Её украсили изящная кованая решетка и круглое окно с переплетами в виде ромашки. Яркие изразцовые вставки под окнами дополняют общий вид здания – творения эпохи модерна.
8. Дом А. И. Крафта
Дом А. И. Крафта – бывший купеческий особняк, архитектурная достопримечательность города. Изящный кирпичный одноэтажный (на 11 комнат) особняк члена Саратовского биржевого общества, видного купца Александра Ивановича Крафта был построен на рубеже XIX и XX веков по проекту архитектора П. М. Зыбина на месте бывшего домовладения дворянина Дубяго.
В России в конце XIX — начале XX века обедневшие дворяне часто продавали свои усадьбы "новым русским" того времени — купцам и промышленникам, зачастую вышедших из крестьян. Не стал исключением дворянин Дубяго, чей род был включён в "Список дворянских родов, внесённых в Родословную книгу Дворянского Депутатского собрания Саратовской губернии". Такие Родословные книги являлись документом , оформляющий привилегии дворянской части населения каждой губернии Российской империи и в неё вносились только потомственные дворяне.
9. Дом П.А. Никитина
Двухэтажный особняк Петра Александровича Никитина — яркая архитектурная достопримечательность Саратова, находится на углу проспекта Столыпина и Вольской улицы. Пётр Александрович Никитин (1846—1921) был самым младшим из трёх братьев Никитиных — русских цирковых предпринимателей. К концу XIX в. братья добились известности и богатства. Их стараниями в круглом деревянном сарае на краю Митрофаньевской площади (ныне — площадь Кирова) был отрыт один из первых в России стационарный цирк. Пётр Александрович, заказал постройку особняка в самом центре города на быстро застраивавшейся в те годы Немецкой улице (ныне — проспект Кирова) одному из самых популярных в Саратове архитекторов Алексею Марковичу Салько, и в 1890 году дом с закруглённым фасадом, эркерами и кариатидами был построен. Дом отличается торжественной парадной лестницей и эркерной башенкой. Фасад здания декорирован сложными барельефами с хорошо проработанными деталями. Вход украшен кариатидами, сохранившимися до настоящего времени. Второй этаж особняка занимал Пётр Никитин с семьёй, первый этаж он сдавал под магазины, рестораны и конторы (ресторан «Германия», аптека братьев Хазан, Саратовский городской ломбард и др.).
В наше время дом П.А. Никитина - объект культурного наследия регионального значения и яркая достопримечательность Саратова, неоднократно меняло своих хозяев и в настоящее время оно принадлежит Саратовскому управлению МВД. На Доме П.А. Никитина установлена мемориальная доска говорящая, что с 1890 по 1917 год дом принадлежал выдающимся деятелям отечественной культуры братьям Никитиным, а Саратовский цирк с гордостью носит имя этих незаурядных артистов, режиссеров и предпринимателей. Сейчас восточная часть площади Кирова прилегающая к цирку является уютным сквером братьев Никитиных, здесь установлен памятник братьям Никитиным, который представляет собой скульптурную композицию из трех фигур братьев Никитиных, стоящих на круглом постаменте высотой около трех метров.
10. Особняк А.Г. Дыбова
Дом Дыбова - этот симпатичный особняк, построенный в стиле модерн, принадлежал присяжному поверенному Александру Григорьевичу Дыбову, члену Саратовского общества пособия бедным. В конце XIX века в этом месте Царицынской улицы уже существовал кирпичный флигель. В начале XX века дворовое место вместе с этой постройкой перешли к присяжному поверенному Александру Григорьевичу Дыбову, который перестроил здание в 1910–1911 годах, превратив его в изящный особняк в стиле модерн. Предположительно архитектором проекта был Мечислав Пульман. На центральной улице города Пугачев есть очень похожий Особняк приказчика конезавода видимо построенный этим же архитектором.
После смерти Дыбова в 1916 году его вдова продала домовладение мещанке М. М. Бажановой, которая в свою очередь перепродала его О. А. Юдиной. Последняя его вскоре лишилась в ходе национализации большевиками частных домов. Советская власть разместила в доме сначала коммунальные квартиры1, а затем детский сад №50, который занимает бывший особняк Дыбова и в наши дни. Вековое здание, несмотря на активную эксплуатацию, неплохо сохранилось, а его зал и сегодня украшает старинный камин, установленный его первым владельцем. В 2020-е годы фасад здания обновили, восстановили плитку, но почему то в серых тонах, в связи с этим дом стал выглядеть гораздо строже и не столь ярко. Вернули ограду на крыше, подновили лепнину и крыльцо.
11. Дом статского советника Н.О.Намврина
Одной из наиболее ярких дореволюционных построек улицы Чернышевского (в прошлом Большая Сергиевская) является дом статского советника Николая Олимпиевича Намврина, железнодорожного чиновника и, позже, служащего Контрольной палаты. В Саратове Намврин некоторое время жил на съёмной жилплощади, после чего в 1894–1896 годах выстроил солидный двухэтажный особняк, проект которого выполнил выдающийся саратовский архитектор А. М. Салько, создавший такие шедевры архитектуры в Саратове как Покровский собор, гостиницу «Московская», малую мельницу Шмидта и множество других объектов.
Практически сразу после этого Намврин по службе переехал в Ригу, а затем в Ярославль. Свой дом в Саратове он, очевидно, использовал как доходный и сдавал в аренду. В советские годы национализированное здание было превращено в многоквартирный жилой дом. Сегодня бывший особняк Намврина носит статус объекта культурного наследия регионального значения. Рядом расположен печально известный Сквер имени Бабушкина
12. Особняк И. Э. Бореля (Особняк Болотникова)
С 1850 года до национализации в 1918 году домовладельцем строения на углу улицы Ильинской (ныне улица Чапаева) и Белоглинской была купеческая семья Болотниковых. Потом много лет при советской власти в доме размещались подразделения милиции. Сейчас он сильно выбивается из окружающей застройки, но каких-то сто лет назад хорошо вписывался в пейзаж. Когда было построено данное здание, домовладельцем числился Константин Фёдорович Болотников, гласный городской думы, член городской управы.
Константин Фёдорович Болотников был очень известным купцом и общественным деятелем Саратова. 1865 года рождения, он в 1901 году был выбран в гласные (депутаты) Саратовской городской думы. С середины 1900-х годов состоял членом Торговой депутации и Комиссии по общественным работам, а с 1908 года стал членом Городской управы. Но и это не было его последней общественной должностью. В 1910 году он был избран членом Саратовских Губернского и Городского по квартирному налогу Присутствий. «За отлично-усердную службу» ему была высочайше пожалована серебряная медаль для ношения на груди на Станиславской ленте. Годовой оклад его жалования, как члена Управы, составлял 3600 рублей в год. Занимаясь купеческими делами и имея очень приличный доход по должности, Константин Фёдорович перестроил угловой дом на дворовом месте для своей большой семьи – жены Евлампии Никифоровны и четырёх детей – сыновей Николая, Михаила и дочерей Лидии и Анны.
13. Особняк М.А Устинова
Известный саратовский купец М.А. Устинов в конце 18 века построил два дома. Но, в начале 19 века, купец решил соединить эти два здания воедино, тем самым соорудив один большой особняк в классическом стиле. В 1813 году из Петербурга в Саратов, в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора, приехал архитектор И.Ф. Колодин – выпускник Императорской академии художеств, ученик и помощник знаменитого архитектора А.Н. Ворохина. М.А. Устинов обратился к известному архитектору со своим заказом, в ответ Колодин предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Планы архитектора не изменились и в этот же год особняк М.А. Устинова в своем новом обличие был готов.
14. Дом купца С.К. Корнилова
Чуть выше Музейной площади, на углу улиц Московской и Чернышевского, стоит бывший особняк купца Степана Корнилова. Построен он в первой трети XIX в. по проекту губернского архитектора Г. Петрова − ученика В. Суранова, развившего традиции саратовского классицизма. Достоинством автора было стремление избежать архитектурного штампа. Двухэтажный особняк надежно закрепил перекресток двух центральных улиц города. Боковые крылья особняка напоминают типовые проекты той поры. Корниловский особняк выделялся среди окружающей застройки размерами, качеством отделки и представительной колоннадой. Дом Корнилова вошел в 2019 г. в новую программу Вячеслава Володина по сохранению памятников историко-культурного наследия. Это перечень объектов историко-культурного наследия, требующих срочной реставрации и которые будут спасать от разрушения.
Особняк С.К. Корнилова – одна из лучших работ архитектора Петрова. Поставленный на углу двух - центральных в то время улиц, – этот дом прочно закрепил перекресток. Его композиция не сложна, но в тоже время очень выразительна и обращает на себя внимание. Выразительная композиция обращает на себя взгляды многих прохожих. Внимание привлекает некая миниатюрность и игрушечность дома. Сейчас особняк смотрится именно так, но 170 лет назад постройка выделялась своими размерами, представительной колоннадой и качеством отделки по сравнению с окружающими дома. Полтора же столетия назад корниловский особняк выделялся размерами, качеством отделки, представительной колоннадой среди окружающей застройки.
15. Особняк Н. П. Корбутовского
На улице Соборной, возле одного из входов в парк «Липки», стоит небольшой, но красивый особняк известного дворянина-помещика, общественного деятеля и сельскохозяйственного предпринимателя Николая Павловича Корбутовского. Дом Н. П. Корбутовского – саратовский памятник архитектуры, бывший особняк и доходный дом, ныне административное здание. В своем селе Злобовка, которое он получил по наследству, Корбутовский занимался выращиванием редких пород деревьев и кустарников, а их семена продавались российским и зарубежным заказчикам.
Изящное двухэтажное здание было построено примерно в 1895 году. Первый этаж занимал магазин живых цветов и товаров для садоводов. Здесь также продавались различные справочные пособия и учебники, черенки и луковицы, можно было сделать заказ на саженцы. На втором этаже находилась просторная квартира, в которой Корбутовский проживал с супругой и шестью детьми.
16. Дом купца К. Т. Тимофеева
Дом купца К. Т. Тимофеева, председателя саратовской хлебной биржи. Оказавшись на углу улиц Шевченко и Вольской, трудно не заметить этот дом. Небольшой особнячок в светло-зеленых тонах заставляет взгляд путника остановиться на себе. Построено это здание в начале двадцатого века и известно, как особняк купца Тимофеева. Здесь останавливался художник Кравченко, картины которого сейчас на аукционах уходят за баснословные суммы. Этот красивый особняк, соединивший в себе классицизм и модерн, был построен в начале XX века по проекту архитектора С. И. Тихомирова. Есть в экспозиции дома и колонны, и башенка, и скошенный фасад, и мансарда. Все эти элементы относятся к трем различным стилям. На Востоке популярны купола со шпилями. Колонны – это уже классицизм. Там любили вспоминать древних греков. Скошенный фасад и мансарду эксплуатировали модернисты. Им нравилась практичность. Ведь даже окно в крыше придумал практик. Эти окна на крышах называются «VELUX». Их придумали после Второй мировой, чтобы использовать все жилое пространство. скошенные фасады используют обычно для того, чтобы не загораживать свет соседям.
17. Особняк П.П. Иванова
Первым в современном комплексе построек госбанка был возведён корпус, выходящий на улицу Радищева (бывшая Никольская). Произошло это в 1810 году, автором проекта был архитектор В. И. Суранов, заказчиком – советник соляного управления П. И. Иванов. Здание выделялось среди других каменных домов Саратова своей красотой и размерами – в доме было тридцать комнат и бальная зала. Использовалось здание как жилое со сдачей помещений в аренду. В частности, в нём останавливались наследник престола цесаревич Александр II, в свите которого был и его воспитатель — знаменитый поэт Василий Жуковский. Последний сделал ряд карандашных набросков Саратова, изобразив, в том числе, и дом Иванова.
В 1867 году здание было предоставлено Саратовскому отделению Государственного банка. В 1881 году начались работы по его реконструкции и расширении по проекту архитектора М. Н. Грудистова. В результате преобразований здание, не потеряв благородного стиля, было расширено, что дало ему дополнительные помещения. В 1904 году по проекту А. Н. Клементьева на линии Константиновской (ныне Советской) улицы был сооружён одноэтажный корпус, зал был торжественно открыт и освящен в 1908 году. В 1927 году он был надстроен вторым этажом и расширен по проекту архитектора Н.К.Усова.
18. Дом А. А. Тилло
Единственный в Саратове особняк, выполненный в мавританском стиле был построен в середине XIX века купцом Петром Федоровичем Тюльпиным. Дворовое место на Большой Кострижной улице (ныне Сакко и Ванцетти) он ранее выкупил у мещанской вдовы А. Г. Вагнер. Но прожив в нем совсем немного времени Тюльпин, будучи почетным гражданином Саратова, продал дом своему родственнику вице-губернатору А.А. Тилло. (По другим данным, дом построен для А. А. Тилло в 1901 году по проекту архитектора А. М. Салько). Именно за время проживания в нем Альфреда Андреевича дом в буквальном смысле слова преобразился. При дворе появилась своя конюшня, очень красивый забор, канализация, которая была в диковинку для Саратова, одним словом двор приобретал невиданную по тем временам красоту. Архитектура этого дома уникальна, только потому, что это единственный в Саратове особняк, выполненный в мавританском стиле, и действительно, смотря на пентаграммы и различные узоры, выступающие по всему периметру дома, легко прослеживается некий арабский стиль. В дополнение ко всему, особую элегантность особняку придают красивые колонны, стоящие у подъезда дома и практически у каждого окна.
Мавританский стиль - ретроспективное направление в архитектуре, широко распространённое на рубеже XIX—XX веков, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества. Отличительные черты – настенная резьба в виде восточных узоров по фасадам, наличие цветных витражей и куполов.
19. Дом А.И. Шумилина
Особняк купца первой гильдии А.И. Шумилина построен в 1911-1914 гг. в стиле неоклассицизма, история не сохранила для нас имя архитектора, приложившего руку к созданию столь замечательного здания в центре города. В архитектуре дома Шумилина прослеживается изящное решение создателя: колонны утопают в плоскости стены, слегка намеченные выступы ризалитов гармонично сочетаются в облике здания. Удивительная лепнина орнамента, кронштейна балкона капителей пилястр делает их отличными друг от друга. Ажурный рисунок стальных решеток на парапетах и балконе привлекает внимание. Такой эффект постройки достигается за счет детальной проработки формы, тщательной разработки рисунка для каждой детали, а также игры фактур. Использование классических пропорций, прямых геометрических линий, украшения в виде листьев, фронтоны, античные элементы. В похожем стиле в Саратове были построены университетские здания, школы-дворцы, гимназия Куффельд (Первомайская, 75), особняк врачей Соколовых (Советская, 57). Возможно, что архитектор был столичный. Продуманность рисунка каждой детали, игра фактур, изысканная лепнина орнамента, медальонов, капителей пилястр, частей интерьера делают дом на Большой Казачьей подлинным украшением города. Таким он является и до сих пор.
А.И. Шумилин был владельцем крупнейшего в Поволжье маслобойного производства, которое находилось на пересечении улиц Кутякова и Астраханской. Многие еще наверное помнят затейливые корпуса завода в центре города, в начале 21 века его снесли и сейчас на месте маслобойного завода построен торгово-развлекательный центр "Триумф Молл". До окончания постройки дома в 1914 году, когда вся семья А.И. Шумилина переехала в новое жилище, жила при фабрике. Кроме завода и еще ряда производственных предприятий, А.И. Шумилин вместе с купцами В.А. Красулиным, И.С. Левковичем и дворянином Г.Ю. Зацвилиховским возглавлял «Товариществу по изданию газеты «Саратовский вестник». Купец первой гильдии Шумилин финансировал и поддерживал многие благие начинания, он состоял в попечительских советах двух училищ, а также Саратовского общества пособий для бедных. Регулярно перечислял суммы – это видно из финансовой документации — на содержание детского приюта, богадельни, столовой для сирот и больных.
20. Дом А. И. Славина
Каждый проходящий мимо этого здания, хотя бы нанемного задерживает взгляд на красивой лепнины на здании, построенного в стиле классицизма в 1895 году, архитектором В.А. Владыкиным. Сейчас здание немного пооблупилось, но в позапрошлом веке это было самое красивое здание в городе. Оно принадлежало Анатолию Ивановичу Славину, являвшивмся с 8 ноября 1908 года действительный членом Саратовской ученой архивной комиссии.
Желто-белый дом Славина поражает проходящего мимо человека своим фасадом и лепниной. Между окнами второго этажа замечательно вписываются в композицию здания пилястры и ионическим ордерам. Кроме того, над каждым окном первого и второго этажа, можно заметить небольшой маскарон, а над центральными окнами – фигуры мифологических полуживотных-полулюдей. Над крайними окнами второго этажа расположены большие маскароны греческой богини. Сейчас объект культурного наследия «Дом А.И. Славина, 1895 г., арх. В.А. Владыкин» находится в заброшенном состоянии, часть лепнины на фасаде уничтожена, ни строительные, ни работы по консервации не ведутся. Расползающееся по швам здание реставрации, по всей видимости, уже не подлежит. В настоящее время разрабатываются более реалистичные планы по его сносу и восстановлению с сохранением исторического облика.
21. Дом Ю.Н. Терликова
На Провиантской улице расположены два очень красивых особняка, один из них – дом архитектора Ю.Н. Терликова, второй усадьба принадлежавшая Кондратию Штафу, одному из братьев основателей тобачной фабрики в Саратове. Свой особняк один из главных саратовских архитекторов, творивших в стиле модерн, Юрий Николаевич Терликов спроектировал и построил в 1910 году на тихой улочке рядом с центром города. Этот дом, выполненный, конечно же, в стиле модерн, впечатляет своей лаконичностью и одновременно изяществом, которое ему придают характерные круглое окно и волнообразный аттик. Дом Терликова имеет великолепно выполненный барельеф в виде человеческого лица, точнее маски, обрамленной различными цветовыми узорами. К сожалению, Терликов ушёл из жизни очень рано в возрасте 50-ти лет в 1914 году. Особняк же и через сто лет после смерти автора и хозяина выполняет функции жилого дома и находится в неплохом состоянии. Сегодня он признан памятником архитектуры и градостроительства регионального значения.
22. Особняк Г.Г.Плотникова
Напротив главного почтамта (угол улиц Московская и Чапаева) находится двухэтажное здание ,в котором сейчас находится парикмахерская "Шанс" и несколько небольших магазинов. Построено в начале 20 века, имеет статус памятника архитектуры. Когда то принадлежал архитектору Саратовской губернской земской управы Плотников Георгию Герасимовичу.
По его проектам были построены театр, богадельня св. Тита Чудотворца , два городских училища и комплекс жилых домов им. 8-го Марта. «Устремленный вверх эркер задает движение всему зданию. Мотивы модерна угадываются в вытянутой форме окон, пластике орнамента балконной решетки. Особую выразительность фасаду придают задумчивые маскароны над окнами и выразительный рельеф с мифологическими сюжетами на уровне третьего этажа» (М. В. Провоторова «Модерн»). Слева к зданию примыкает другое здание, в историческом стиле – торгово-офисный центр. Центр расположен на месте расселенного и снесенного разрушающегося двухэтажного дома, не являвшегося памятником, датируется началом XXI века
23. Дом Тихомировой Л. И.
Здание на Вольской в стиле модерн, входит в ансамбль "Жилые дома Тихомировой Л. И." постройки начала ХХ века, расположен рядом с историческим зданием театра юного зрителя. В начале ХХ века земельные участки на нечётной части улицы Вольской от Немецкой (пр.Кирова) до Большой Казачьей принадлежали Л.Д. Ушаковой, мещанам Селезнёвым, дворянке Л.И. Тихомировой и купцам Арлениновым. На месте Ушакова в середине 1930-х годов воздвигнут «Дом книги». Своё домовладение в 1911 году мещане Павел и Василий Дмитриевичи Селезневы продают дворянке Любови Ивановне Тихомировой, которая владела смежным дворовым местом. Таким образом, Тихомирова значительно увеличила свои владения.
На момент покупки участок Селезнёвых был застроен шестью одноэтажными деревянными флигелями, по одной квартире в каждом. После покупки Тихомирова выстроила на месте сломанных флигелей несколько капитальных доходных домов. В первую очередь – дом для себя. Двухэтажное здание в модном на тот момент стиле модерн с круглым окном второго этажа, витыми коваными элементами, резными дверями. Специалисты ещё говорят об уникальной для Саратова особенности здания – пространство между двумя ризалитами (средняя часть здания) оформлена кровельным железом, с имитацией кирпичной кладки и руста.
24. Особняк Ниденталь
Особняк Ниденталь находится на улице Максима Горького города Саратова. С 1861 года на этом месте находися одноэтажный дом, в 1868 выдано разрешение на строительство уже двухэтажного дома, который до 1885 года дом принадлежал семейству Ниденталь. В нём располагались в 1873-85 Волжско-Камский коммерческий банк и магазины, в том числе музыкальный магазин "Лирофонъ". В 1891 году именно в этом доме проходила демонстрация первого в Саратове граммофона.
В 1885 году дом отошёл городскому общественному банку по причине финансовой несостоятельности Ниденталь, но спустя некоторое время семейство купило двухэтажный дом с одноэтажным флигелем по соседству. В 1900 гг дом выкупил дворянин Карпов, занимающийся торговлей табаком в Саратовской губернии, однако колбасный магазин В.Ниденталя всё время работал в доме.
25. Особняк Е. С. Парусиновой
Этот симпатичный двухэтажный особняк в стиле модерн, с единым стилевым решением и привлекает внимание идеальной композицией, прекрасным лепным орнаментом над центральными окнами первого этажа. Особняк был построен в начале XX века и принадлежал Е. С. Парусиновой, внучке видного саратовского купца третьей гильдии Дмитрия Степановича Парусинова. Располагался он на обширном домовладении Парусиновых, выходившем на улицы Дворянскую (Рабочую) и Александровскую (Горького). Все входы и выходы усадьбы были ориентированы на Дворянскую улицу, через сад и адрес, соответственно, тоже был дан по улице Дворянской. С этим связан и казус с современным адресом здания.
Это достойное здание выполнено в едином стилевом решении и привлекает внимание идеальной композицией, прекрасным лепным орнаментом над центральными окнами первого этажа. .В советские годы другие постройки городской усадьбы были снесены в пользу возведённых на их месте пятиэтажных хрущёвок. При этом, несмотря на то, что со стороны Рабочей улицы исторических зданий больше нет, дом Е. С. Парусиновой продолжает относиться именно к ней. В настоящее время он продолжает использоваться как жилой и неплохо сохранился до наших дней. С конца 2000-х годов здание носит статус объекта культурного наследия регионального значения.

Познавательный и активный туризм
Отдых на природе
Сбор грибов и ягод
Рыбалка и охота
Путеводители
Городской туризм и отдых
Туристические карты
Саратов и судьбы
Новости туризма
Праздники и народные приметы






































































