В июле 1927 года Александровская улица была переименована в "Кооперативную". В 1936 году после смерти писателя М. Горького президиум городского Совета депутатов намеревался переименовать ее в ул. Максима Горького, но это предложение не прошло, и только 27 февраля 1939 года решением президиума областного Совета депутатов трудящихся улица получила имя Горького в центральной части города. Ее продолжение на склоне Соколовой горы осталось с прежним названием - Кооперативной.
Причем название улице присвоено не просто так, Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868—1936) не раз бывал в Саратове. Первая встреча с нашим городом, когда ему было четыре года, описана писателем в повести «Детство». В июне 1903 года, направляясь на Кавказ, Горький, уже будучи известным писателем, во время стоянки парохода осмотрел Саратов, побывал в Радищевском музее. В годы Советской власти Алексей Максимович дважды посетил Саратов. В ночь на 2 августа 1928 года на пароходе «Урицкий» он прибыл в наш город. Спустя год А. М. Горький вновь оказался в Саратове, по пути из Нижнего Новгорода в Сталинград. На пароходе «Карл Либкнехт» он беседовал с представителями советских и комсомольских органов, саратовскими писателями, журналистами и группой волжских грузчиков. Разговор шел о пятилетке, о жизни рабочих в странах капитала и на другие темы.
До 1 июня 2013 года между улицами Кутякова и Б. Горной располагалась часть однопутного кольца трамвая № 11, до 2011 года этим же кольцом пользовался маршрут № 12. В 2019 году по улице Горького проходят троллейбусные маршруты и дублирующие их маршрутные такси: № 2А от Советской улицы до Рабочего переулка в обе стороны; № 3 от Московской улицы до улицы Мичурина в обе стороны.
1. Учебный корпус № 1 СГМУ
Учебный корпус № 1 СГМУ был построен в 1937 г. как общежитие для студентов Саратовского медицинского института. На плане 1881 года - это угол Рабочего переулка и ул. Александровской в 164 квартале. В результате разделения Саратовского Николаевского университета, образованного в 1909 году по указу Императора Николая II, возникли Саратовский государственный университет (СГУ) им. Н.Г. Чернышевского и Саратовский медицинский институт (СМИ). Автором проекта здания является архитектор Георгий Васильевич Белов. В своей автобиографии от 22 октября 1948 г. писал: «С июня 1933 г. по март 1936 г. работал в Саратовском Медицинском Институте, где проектировал и строил общежития для студентов»
Усилившаяся в конце 1930-х гг. опасность новой войны в Европе вынудило руководство Советского Союза резко увеличить численность своих Вооруженных Сил почти в два раза. В связи с этим увеличилась и потребность в военных врачах, удовлетворить которую одна существовавшая тогда Военно-медицинская академия была не в состоянии. Поэтому на базе СМИ в 1939 г. был создан Военно-медицинский факультет, который впоследствии занял здание на пересечении улиц Горького и Рабочего переулка. Факультет продолжал работу и в военные годы, выпустив за годы войны 1184 врача. После войны в здании действовала кафедра иностранных языков, а в 1964 г. для работы Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ), здесь было выделено помещение. В 2010 году ЦНИЛ перевели в 5-й корпус Клинической больницы им. Миротворцева. В наши дни здание является объектом культурного наследия, в нем располагается учебный корпус Саратовского Государственного Медицинского Университета.
2. Комплекс мучных складов Рейнеке
В Саратове имеется несколько памятников архитектуры и истории, связанных с фамилией Рейнеке. Один из них – это комплекс мучных складов Торгового Дома «Кондратий Рейнеке и сыновья» или, как еще по-другому Ансамбль военных провиантских складов. Мукомолы Рейнеке в конце XIX века являлись крупными производителями муки в Саратове и были известны далеко за его пределами. Склады были построены после того, как в 1879 году, в короткий срок была возведена огромная мельница на берегу Волги, и ещё ряд добротных каменных зданий. Сделаны они были по подобию других кирпичных домов того времени. В архитектуре были намешаны и эклектика, и классицизм. Заложенные кирпичом окна, профилированные и циркульные полуколонны, расположенные на фасаде здания, немного выделяющиеся из фасада портики, все это выделяет провиантские склады из окружающей застройки.
В целом склады прекрасно сохранились, поражая хорошим состоянием и прочностью, заложенном при устройстве, комплекс гармонично вписывается в архитектурный ансамбль города. В 2015 году склады пострадали от сильного пожара, в основном сгорели бревенчатые корпуса и кровля некоторых кирпичных. Сегодня на территории объекта культурного наследия «Комплекс мучных складов Торгового Дома «Кондратий Рейнеке и сыновья» (начало 1880-х – конец 1890-х гг.) разместился Саратовский филиал ГМВЦ «РОСИЗО», это многопрофильный культурный центр, включающий выставочные залы, мастерские, кафе, лектории, кинозал.
3. Особняк Е. С. Парусиновой
Этот симпатичный двухэтажный особняк в стиле модерн, с единым стилевым решением и привлекает внимание идеальной композицией, прекрасным лепным орнаментом над центральными окнами первого этажа. Особняк был построен в начале XX века и принадлежал Е. С. Парусиновой, внучке видного саратовского купца третьей гильдии Дмитрия Степановича Парусинова. Располагался он на обширном домовладении Парусиновых, выходившем на улицы Дворянскую (Рабочую) и Александровскую (Горького). Все входы и выходы усадьбы были ориентированы на Дворянскую улицу, через сад и адрес, соответственно, тоже был дан по улице Дворянской. С этим связан и казус с современным адресом здания.
Это достойное здание выполнено в едином стилевом решении и привлекает внимание идеальной композицией, прекрасным лепным орнаментом над центральными окнами первого этажа. .В советские годы другие постройки городской усадьбы были снесены в пользу возведённых на их месте пятиэтажных хрущёвок. При этом, несмотря на то, что со стороны Рабочей улицы исторических зданий больше нет, дом Е. С. Парусиновой продолжает относиться именно к ней. В настоящее время он продолжает использоваться как жилой и неплохо сохранился до наших дней. С конца 2000-х годов здание носит статус объекта культурного наследия регионального значения.
4. Особняк Шахматова (Театральный институт)
Здание было построено во второй четверти XIX века. Трехэтажный дом стиля - модерн, из керамического кирпича, прямоугольной формы в плане, с металлической скатной кровлей и главным фасадом на 12 световых осей. В 1850-1860 годы в нем жил саратовский отставной генерал Алексей Шахматов. Именно здесь встретились крепостной Эльпидифор Мусатов, камердинер Шахматова, и Евдокия Гавриловна - Дуняша Коноплева, камеристка Марии Шахматовой. В этом же доме появился на свет их сын – известный русский художник Виктор Борисов-Мусатов.
В 1880-х в бывшем особняке Шахматова разместилась Саратовская Уездная Земская Управа. В 1910 году под нужды Земской управы был надстроен третий этаж и изменена внешняя отделка дома.
5. Музей саратовской гармоники имени А.С. и В.А. Комаровых
Музей саратовской гармошки включает в себя несколько стилизованных выставочных залов, в которых представлены уникальные экспонаты: баяны, аккордеоны, гармони, предметы народного быта, фотографии, на которых запечатлены самые известные мастера гармоники, а также самые яркие моменты, связанные с производством этого инструмента, документы – все это рассказывает об истории появления саратовской гармоники, процессе становления и развития гармонного производства. Здесь есть книги о гармонике, диски и даже виниловые пластинки, благодаря которым можно послушать редкие концерты, ну и, конечно, сами саратовские гармоники. В музее только саратовских гармоник представлено около 15 экземпляров, в том числе инструменты, изготовленные великими мастерами Повериновым, Комаровым, Чушкиным. Большинство инструментов были сделаны в единственном экземпляре, а потому уникальны, например, гармоника-сапожок и уникальная двухрядная гармонь с полутонами, которые изготовлены Андреем Сидоровичем Комаровым. Есть в музее и гармоники пикколо, с которыми выступал и даже снимался в кино (в фильме «Семь невест ефрейтора Збруева») Владимир Комаров
Во время посещения музея саратовской гармоники можно узнать об истории саратовской гармоники, о тех, кто стоял у истоков ее создания и возрождения, об ансамблях саратовской гармоники. Кроме того, можно услышать профессиональную игру на знаменитом саратовском музыкальном инструменте. Музей гармоники в Саратове создавался в рамках реализации проекта «Саратовская гармоника – народный символ земли саратовской» СРО ВОО «ВООПИиК» благодаря инициативе и поддержке его председателя - ректора СГТУ им. Гагарина Ю.А. Игоря Плеве. Проект реализуется на базе Гагаринского университета, в котором еще несколько лет назад был создан Центр саратовской гармоники. В Центр, кроме музея, вошли возрожденное производство народного инструмента и клуб любителей саратовской гармоники.
6. Саратовская православная духовная семинария
Саратовская православная духовная семинария – высшее духовное учебное заведение Саратовской епархии Русской православной церкви. В 1770 году в Саратове, входившем в Астраханскую епархию, открылось духовное мужское училище (семинария). Однако уже в начле 1777 года в связи с открытием в Астрахани новой семинарии его упразднили, и о духовном образовании в Саратове пришлось на долгие годы забыть, несмотря на многочисленные инициативы возродить училище. Не изменило ситуацию и образование в 1799 году Саратовской епархии, фактическим центром которой стала Пенза. Лишь в 1820 году в Саратове основали начальное духовное училище.
Долгожданное открытие семинарии состоялось в 1830 году. Торжественная церемония прошла 26 октябpя (7 ноября) в Тpоицком собоpе: после молебна участники прошли крестным ходом к соседнему зданию (бывший дом Котенева и затем Устинова, ныне Русская классическая гимназия), выкупленному для семинарии Святейшим Синодом годом ранее. Также занятия проводились и в стоявшем рядом другом особняке Устиновых (ныне краеведческий музей), где помимо учебных классов разместилось общежитие семинарии. В 1870-х годах было принято решение о строительстве нового просторного здания, первые проекты которого выполнил А. М. Салько. Утверждён в конечном итоге был проект синодального архитектора Н. Н. Маркова, после чего Салько подготовил смету на строительство, начатое в 1882 году подрядчиком купцом А. И. Селивановым. В 1885 году новый учебный корпус семинарии с больницей, баней и службами был сдан в эксплуатацию.
7. Музей истории Саратовской митрополии
Музей истории Саратовской митрополии создан в 2013 году по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Основная экспозиция музея — результат многолетней кропотливой научно-исследовательской и собирательской работы историков Саратовской епархии. Экспонаты музея дают представление о появлении и укреплении Православия на Саратовской земле, отражают основные моменты развития Саратовской митрополии, неразрывно связанные с историей губернии и историей нашей страны, рассказывают о священнослужителях и мирянах, служивших Церкви Христовой. При создании экспозиции впервые в научный оборот были введены уникальные документы государственных архивов Саратовской области, фондов Саратовского областного музея краеведения, Саратовского епархиального архива. Многим здание на Мичурина знакомо, как педагогический институт. Построено оно было в 1885 году для духовной семинарии на средства епархии. В 2008 году здание вернули Епархии. В одном из залов семинарии расположился открытый в 2013 году Музей истории Саратовской митрополии.
8. Дом В. В. Недоноскова
Красивый каменный дом в два этажа на улице Горького - новодел, выстроенный в конце прошлого века и повторяющий дом стящий на этом месте и снесенный за несколько лет до этого. Историческое каменное двухэтажное здание с мезонином в стиле русского классицизма было построено в середине 1820-х годов, на «пустопорожней земле», его первыми владельцами были некто Веденяпин, а затем Ремизов. В 1840-х годах помещения в доме арендовала Губернская строительная комиссия, а в 1857 году провизор И. И. Шмидт открыл здесь "Александровскую" аптеку по имени улицы (с 1924 года — ул. Максима Горького). В 1871 году газеты сообщили о продаже дома Ремизова со всеми строениями (еще одним двухэтажным домом по Александровской улице и двумя флигелями во дворе) и плодовым садом купцу 2-й гильдии Н. С. Азарову.
Опись 1876 года констатирует его как каменный дом в два этажа с мезонином и подвалом. Дом выстроен в стиле русского классицизма: высокая цокольная часть, рустованные стены первого этажа, стены второго этажа с окнами, отделанными порталообразными обрамлениями с сомкнутыми сандриками, хорошо профилированный карниз. Фасад здания был спроектирован по «образцовому проекту» из серии разработок, принадлежащих столичному архитектору К. И. Росси.
9. Дом А. А. Масленникова
Усадьба на углу улиц Александровской (Горького) и Малой Сергиевской (Мичурина) была построена в середине XIX века, ориентировочно в 1853 году. Главный дом был одноэтажным, имел подвал и стоял по красной линии застройки Александровской улицы. Ниже располагался угловой флигель усадьбы, построенный примерно в то же время. Здание представляет собой трехэтажное кирпичное строение прямоугольной формы в плане. Главный фасад выполнен в классическом стиле, декор минимален. В советское время здание было надстроено 2-я этажами и использовалось под жилой дом. Дом являлся флигелем для прислуги в Усадьбе.
10. Мариинская женская гимназия
Мариинская женская гимназия находится на улице Максима Горького города Саратова. В Саратове Мариинскую женскую гимназию открыли в 1859 году. Изначально она располагалась на Приютской улице в доме купца Мамина. Как свидетельствуют архивные материалы, Мариинская женская гимназия была открыта «для обучения приходящих девиц из благородных семей» и за долгую свою историю сменила множество помещений, пока наконец не обрела специально построенное для неё здание.
В 1905 году на углу Александровской и Константиновской улиц, по проекту архитектора А.Н.Клеменьтьева открылось учебное заведение, ставшее в Саратове на многие годы образцово-показательным. Мариинская женская гимназия ведомства учреждений императрицы Марии с высококвалифицированным педагогическим персоналом, с классами и кабинетами оснащёнными всеми необходимыми учебными пособиями и материалами всегда содержалась в чистоте и порядке. Актовый зал был украшен портретами высочайших особ в золочёных рамках.
11. 3-й дом облисполкома
3-й дом Облисполкома был построен в 1938 году по проекту архитекторов Владимира Дыбова и Дмитрия Карпова. Они же стали авторами Дома СарГРЭС на Рабочей улице, который тоже формирует собой перекрёсток и был построен примерно в то же время, что и дом №18 на Советской улице. В ряду трёх похожих домов, спроектированных Карповым и Дыбовым - Дома работников милиции на Чапаева/Сакко и Ванцетти и Дома СарГРЭС на Рабочей/Провитантской, этот отличается своей небывалой для тех времён высотой в угловой части - 6 этажей.
В первоначальном проекте 3-го дома крайисполкома, как и в случае с домом Жилкоопсоюза, на его крыше планировалось разместить скульптуры. В 1934 году вместе с Нижне-Волжского краем, канул в лету и крайисполком. Поэтому строился дом уже для облисполкома. В этом доме в 1940-50-е годы жили семьи первых секретарей обкома партии, в том числе и первый секретарь областного комитиета КПСС Шибаев. Бюст Шибаеву стоит на набережной Космонавтов. Как говорят, именно для него был построен лишний шестой этаж. Не чтобы жить выше, а чтобы на законных основаниях в этом подъезде полагалось разместить лифт! На арке внутрь двора написан 1957 год. Это дата постройки второй очереди дома, которая выходит на Пушкина. Как и во многих домах того времени, подъезды имели парадные и дворовые входы. Теперь все парадные входы переделаны под магазины.
12. Гимназия Горенбург-Островской
Гимназия Горенбург-Островской представляет собой внушительных размеров двухэтажный дом, который был возведён в 1860-х годах на углу улиц Малой Кострижной (Пушкина) и Александровской (Горького). Автор проекта не установлен. Первоначально владельцем здания был купец 1 гильдии И.Е.Аносов, затем в 70-х годах XIX века - почетный гражданин города, купец-мануфактурщик 1-й гильдии, Василий Яковлевич Агафонов, сдавал в аренду. Здесь в 1879 году врач Мария Игнатьевна Островская-Горенбург открыла частную гимназию для девочек, выкупив здание у купца. В 1909 году к зданию была сделана пристройка, которая довела дом до улицы Большой Кострижной (ныне Сакко и Ванцетти). Пристроенный корпус выглядел совершенно иначе, не было обильного кирпичного декора, которым изобиловал старый корпус. Однако на фронтоне нового корпуса красовалось лепное панно. На нём между колоннами и горящими факелами (символами просвещения) изображена богиня Афина в кольчуге и шлеме, с развевающимися волосами. В 1913 году гимназия из частной преобразуется в женскую гимназию № 4 министерства народного просвещения.
В 1917 году в здании была открыта школа № 3, затем она стала средней. В 1919 году в здании состоялся 1-й губернский съезд коммунистических союзов молодежи (в честь этого события на фасаде здания установлена мемориальная доска, сохранившаяся до наших дней). В 1937 году школе было присвоено имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. 19 октября 1993 года школа стала Лицеем. Здесь учились писатели Константин Михайлович Симонов, посвятивший зданию строки в стихотворении "Улица Сакко и Ванцетти". Сегодня в помещениях бывшей гимназии, признанной объектом культурного наследия, размещаются Отдел образования Октябрьского района и целый ряд мелких организаций и магазинов.
13. Торгово-офисный центр "Европа-Сити"
Торгово-офисный центр "Европа-Сити" – современный саратовский торговый комплекс. В прошлом на месте современной "Европы-Сити" находился популярный старый ресторан "Европа", открытый ещё в конце XIX века саратовским купцом 2-й гильдии Моисеем Николаевичем Ивановым, имевшим также гастрономический магазин в соседней гостинице "Европа". Здание было одноэтажным со стороны улицы и двухэтажным со двора.
Ресторан был весьма популярен в городе вплоть до конца 1970-х годов, после чего был сильно повреждён пожаром и снесён. В начале 2000-х годов на его месте выросло современное семиэтажное хай-тек здание торгово-офисного центра, унаследовавшее имя своего предшественника. В эксплуатацию оно было введено 15 декабря 2005 года. Одно из самых неудачных размещений современных зданий в исторической городской среде. Наиболее известным арендатором помещений нового молла является популярная пекарня "Чудо-мельница", также в здании размещаются обувной магазин, свадебный салон и различные частные фирмы.
14. Гостиница "Европа" (доходный дом купца П. Л. Санина)
Здание возводилось в 1874–1885 годах на средства купца П. Л. Санина, лишь несколько месяцев не дожившего до завершения строительства. Первый этаж арендовал под винно-гастрономический магазин предприниматель М. Н. Иванов, на втором в 1888–1898 годах размещалось Саратовское музыкальное училище, на третьем наследник Санина сдавал гостиничные номера, которые впоследствии также перенял Иванов, сделавший их них гостиницу "Европа". 40 номеров располагали электрическим освещением, паровым отоплением, душевыми, рестораном и собственной парикмахерской. Владельцем здания после Саниных до 1912 года был купец В. И. Кузнецов, а затем Г. М. Любимов. Гостиница продолжила работу и в советский период, а на первом этаже до 1990-х годов располагался популярный магазин "Рыба", который затем сменил знаменитый фаст-фуд "KFC". 27 апреля 2011 года в помещениях "Европы" произошёл пожар, унесший жизни двух постояльцев гостиницы и причинивший серьёзный ущерб помещениям. После этой трагедии горевшие верхние этажи здания временно законсервированы. Объект культурного наследия регионального значения. Постановление администрации Саратовской области «О постановке на государственный учет памятников истории и культуры Саратовской области» № 201 от 21.07.1993 г. Предметы охраны кирпичный декор фасадов: руст, филенки, кирпичные кронштейны, фриз, карнизы, сандрики, между оконные пилястры, форма и обрамление окон и входа; козырек чугунного литья
15. Доходный дом Мещеряковых
Дом Мещеряковых – бывший доходный дом, архитектурная достопримечательность Саратова. В середине XIX века это землевладение принадлежало братьям Андрею и Ивану Бурбах, державшим в старом одноэтажном здании гостиницу "Гамбринус". В середине 1870-х годов дворовое место было выкуплено представителями купеческой семьи Мещеряковых, у которых в гостином дворе были две лавки по продаже мануфактуры. В 1880 году они заказали архитектору А. М. Салько проект нового двухэтажного здания, которое уже через год было построено.
16. Дом Блюм
Это знаковое для старой части Саратова здание было построено в 1870 году домовладельцем Петерсоном в стиле эклектики, его предположительным автором является архитектор К. В. Тиден, автор первого здания оперного театра. Дом построен как замкнутое пространство с двором-колодцем внутри, как в Питере. В 1874 году дом был выкуплен предпринимателем Иоганном Генриховичем Блюмом, который открыл в нём заведение по изготовлению и продаже шляп и фуражек гражданского и военного образца. Часть помещений Блюмы сдавали в аренду, в том числе под оружейный магазин Онезорге, банкирскую контору Н. П. Коппе, нотариальную контору А. А. Гримм, мастерскую портного М. Медведицкого, Ростовское депо вин Донского товарищества Д. А. Соколова, Главное агентство страхового общества "Россия".
17. Дом И. И. Зейферт (Гостиница "Россия")
Здание на углу Немецкой и Александровской улиц, ныне на пересечении улицы Горького и проспекта Кирова, самое старое на проспекте, известное как «Гостиница «Россия» на самом деле гостиницей давно не является. Не являлось оно гостиницей и в момент постройки. Немец Дубек выстроил здесь, среди тогда деревянных одноэтажных домов, просторный двухэтажный дом, сразу ставший доминантой улицы. Случилось это в 1840-е годы, и долгое время дом оставался самым крупным в округе. Потом дом перешел к Афанасьеву, и затем в 1853 году к отставному генералу с фамилией Македонский. Македонский продал своё дворовое место в 1857 году пензенскому купцу Александру Осиповичу Барсукову, но с 1860 года распоряжался им его сын, Николай, который переоборудовал, а по сути перестроил заново в 1861 году жилые дома в номера для приезжих (гостиницу). В зале ресторана выступали цыгане, музыкальные ансамбли, цирковые труппы. На нижнем этаже стали снимать помещения местные предприниматели под модные магазины. В 1869 году прибыльное место выкупили купеческие братья Гудковы и тогда же сделали перестройку зданий в одно большое каменное здание. Первая фотография этой гостиницы («Номера для приезжающих Гудкова») показывает нам трехэтажное здание без балконов с подобием мезонинов, выходящих на обе улицы. Братья Гудковы сначала сами держали гостиницу, но с 1882 года её в аренду взял купец Поляков. В начале 1880-х годов «угольный магазин» заняла аптека провизора Шмуккера, положив тем традицию нахождения здесь аптеки и аптекарского магазина в течение более чем 125 лет.
Когда хозяином гостиницы в 1889 году стал известный мукомол Иван Иванович Зейферт, здание подверглось реконструкции. По проекту архитектора Ф.И. Шустера угол здания выдвинулся на тротуар в виде высокой башенки со шпилем и флюгером. На башенке была сделана монограмма владельца – переплетающиеся буквы «И» и «З» (существует до сих пор), а на металлическом флюгере появилось новое название гостиницы - «Россия». Над тротуаром, прилегающим к зданию по обоим улицам был устроен чугунный навес, центральная часть которого продолжалась в огромный угловой балкон второго этажа – летнюю площадку для гостиничного ресторана. На углу перед входом был поставлен электрический фонарь. Собственная электростанция отвечала за ночное освещение здания. Все работы проводились специалистами фирмы "Сименс и Гальске". Первый этаж гостиницы "Россия" занимали различные магазины, наиболее известным из которых была аптека, принадлежавшая поочерёдно предпринимателям Шмуккеру, Паппе и Талену. На втором этаже располагался ресторан, в летнее время выставлявший столики на уже упомянутый чугунный балкон-навес.
18. Центральные номера Очкина
Это массивное трёхэтажное здание появилось на углу бывших улиц Александровской и Малой Казачьей в 1880-х годах. Принадлежало оно крупному саратовскому предпринимателю Очкину, который открыл в нём "Центральные" номера, известные также как гостиница "Центральная", позже "Бристоль". Бывшая гостиница "Центральная" – архитектурная и историческая достопримечательность Саратова. Дом находится на углу улиц Горького и Яблочкова.
19. Дом доходный Болдыревых
Дома доходные Болдыревых, их вообще два здания 1870-80-е гг., и пристройка по ул. Горького, 37, 1911 г. Основное здание угловое каменное двухэтажное с подвалом семья Болдыревых выстроила в конце 1860-х - начале 1870-х как доходный дом. Здание, с кирпичными оштукатуренными стенами, имеет плоскостное решение уличного фасада в классических традициях. Украшение фасада очень скромное. Высокие арочные окна на втором этаже имеют лепной орнамент и завершаются сандриком. На первом этаже ряд окон обычных пропорций, а три окна по улице Горького – это широкие витрины (укрупнены в 1930-е годы), над которыми находятся замковые камни в виде львиных голов. Межэтажная тяга в виде «пояса» – с лепным орнаментом в виде «бегущей волны». И на первом, и на втором этаже здание имело просторные зальные помещения. С 1938 года это здание занимает Саратовская областная библиотека для детей и юношества имени А.С. Пушкина. Второе здание, так же носит название Доходный дом братьев Болдыревых и находится рядом по ул. Яблочкова (Малая Казачья), дом 4.
20. Особняк Ниденталь
Особняк Ниденталь находится на улице Максима Горького города Саратова. С 1861 года на этом месте находися одноэтажный дом, в 1868 выдано разрешение на строительство уже двухэтажного дома, который до 1885 года дом принадлежал семейству Ниденталь. В нём располагались в 1873-85 Волжско-Камский коммерческий банк и магазины, в том числе музыкальный магазин "Лирофонъ". В 1891 году именно в этом доме проходила демонстрация первого в Саратове граммофона.
В 1885 году дом отошёл городскому общественному банку по причине финансовой несостоятельности Ниденталь, но спустя некоторое время семейство купило двухэтажный дом с одноэтажным флигелем по соседству. В 1900 гг дом выкупил дворянин Карпов, занимающийся торговлей табаком в Саратовской губернии, однако колбасный магазин В.Ниденталя всё время работал в доме.
21. Доходный дом В.Я. Агафонова
Доходный дом Василия Яковлевича Агафонова построен во второй половине XIX века на Александровской улице (ныне улица Горького), недалеко от Большой Казачьей. Один из домов купца-мануфактурщика Василия Яковлевича Агафонова, начинавшего свою деятельность приказчиком у саратовского купца Григория Васильевича Очкина. Василий Яковлевич Агафонов родился в 1838 году. В 1860-е годы включён в купеческое сословие купцом-мануфактурщиком второй гильдии.
Свое дело Агафонов вел уверенно и в 1874 году он уже купец первой гильдии, а значит состоятельный человек с большим доходом. В следующем десятилетии он был избран ктитором домовой церкви 1-го Мариинского детского приюта, а потом стал членом Совета благотворительного Союза Братства Святого Креста и заведующим Учебно-заработным детским домом. От его фамилии происходит название Агафоновского посёлка — жилого района, известного каждому жителю Саратова.
22. Дом купца Д.Б.Зейферта
Двухэтажный доходный дом в стиле классицизма был построен в 1890-х годах на углу улиц Александровской и Большой Казачьей видным немецким купцом Давидом Богдановичем Зейферт. Его помещения арендовали сначала редакция частной литературно-политической газеты "Саратовский дневник", в которой в 1893 — 1899 годах в газете работала известная украинская писательница Марко Вовчок. Известную всем по литературному псевдониму писательницу звали на самом деле по второму мужу Мария Александровна Лобач-Жученко (1834–1907), девичья фамилия — Вилинская, а по первому мужу она была Маркович. Затем в начале XX века Саратовское отделение товарищества "Проводник" (известное рижское предприятие по производству резиновых изделий). В Первую мировую войну в доме Зейферт работал лазарет №6 Всероссийского земского союза, созданный на средства немецкого населения.
23. Дом доходный А.П. Тилло-Тюльпиной
Дом А. П. Тилло-Тюльпиной – архитектурная достопримечательность Саратова. Здание расположено на углу улицы Горького и Театральной площади. Данное двухэтажное кирпичное здание является одним из старейших в этой части города: построено оно было в 1850-х годах, когда торговый центр Саратова начал перемещаться от Старого собора к Верхнему базару. Осенью 1864 года в нём начала работу гостиница и увеселительное заведение Беляева "Вновь открытый вокзал". В 1880-х годах здание занимала "Театральная" гостиница Волкова. В 1886 году в левом крыле дома была основана литография Г. X. Шельгорн. В начале XX столетия на втором этаже работал ресторан "Медведь". В этот период собственницей доходного дома была Аглаида Петровна Тюльпина, супруга саратовского вице-губернатора А. А. Тилло. При ней в предреволюционные годы помещения в числе прочего сдавались парикмахерской И. В. Куклова и Второму обществу взаимного кредита, которое в 1916 году выкупило дом у Тюльпиной.
24. Здание театра оперы и балета
История театра оперы и балета началась с того, что губернатор А. Д. Панчулидзев взялся а обустройство площади перед Верхним базаром, которая в 1810 году представляла собой пустырь. Ее в то время знали как Хлебную площадь. Саратовский губернатор Панчулидзев, большой охотник до всяческих увеселений, построил здесь для своей крепостной труппы деревянное здание театра (более похожее на «поместительный сарай»), а площадь переименовали по такому поводу из Хлебной в Театральную. Этот театр долгие годы был единственным распространителем театрального искусства в губернии. Труппа крепостных актеров играла в нем 15 лет, а потом здание театра было передано в собственность города, само здание было плохо обустроенным, сохранились в частности сведения о слабой освещённости, которую давала люстра на сальных свечах, с которых к тому же в ходе спектаклей обильно капало на зрителей, но за полвека работы он вырастил в городе настоящую «театральную публику». Давались здесь гоголевский "Ревизор", крыловские комедии, водевили Шахновского.
Первое здание театра простояло 49 лет и так обветшало, что его решено было снести и построить новое - тоже деревянное. 30 августа 1860 года на месте первого театра был возведён новый, также деревянный, но более просторный. Простояло здание лишь два года и было уничтожено пожаром, и тогда Саратовское городское общество получило Высочайшее повеление употребить из городских средств 40 000 рублей на строительство каменного здания театра (постройка в итоге обошлась – вместе с прокладкой водопровода, покупкой люстр и проч. – в 79 780 руб. 45 копеек серебром). Проект его формально подготовил губернский архитектор К.В.Тиден, но фактически автором проекта следует считать молодого в то время архитектора А.М.Салько, который и руководил строительством, завершив его в 1865 году. " Открытие состоялось 4 (16) ноября 1865 года. Изначально драматический, к 1890 году театр начал давать и оперные спектакли. Наблюдатели отмечали, что внешне это здание напоминало один из венских театров, а внутри - Московский Малый театр. Указывалось, что "внутренняя отделка соединяет в себе не так часто встречаемые простоту и изящество... Мебель приличная, освещение удовлетворительное и даже щеголевато...
25. Здание Азово-Донского коммерческого банка
Здание Азово-Донского банка находится на улице Максима Горького города Саратова. Здание было построено в 1913 году по проекту выдающегося петербургского архитектора Иоганна Лидваля. Четырехэтажное здание с небогатой лепниной и высокими окнами представлено в стиле модерн, в то время оно считалось одним из лучших архитектурных украшений города. В 1913 году в этом здании свою работу начало отделение Азово-Донского коммерческого банка. При советской власти здание сохранило свои первоначальные функции – в 1923 году здесь открылась первая Саратовская губернская государственная трудовая сберегательная касса №19 (сегодня об этом событии напоминает мемориальная доска на фасаде банка). Помимо сберкассы в здании в разные годы размещались Дом трахомных больных №2, магазины "Пропагандист" и "Мелодия". До наших дней здание прекрасно сохранилось, сегодня его верхние этажи занимает отделение Сбербанка. В торговых помещениях размещаются магазины одежды "Богема" и "Софи". Здание признано памятником архитектуры и градостроительства регионального значения.
26. Торговый дом Э. И. Борелей
Здание, когда было построено в 1874 году, первоначально было двухэтажным и принадлежало известному саратовскому купцу и мукомолу Э.И.Рейнеке. Род Рейнеке был многочисленным и в Саратове множество зданий принадлежало различным представителям этого разветвленного семейства. В начале 1880 годов его купил другой мукомол Эммануил Иванович Борель(1837-1905), по совместительству владевший небольшой пароходной компанией. Когда дом перешел в его собственность, то он реконструировал его и надстроил третий и отделал по новой моде. Тогда и появился этот глазированный кирпич. В 1892 Эммануил Иванович Борель учредил торговый дом "Э.И.Борель". Здание получило название "Торговый дом Бореля". Одновременно с этим добавились удивительные барельефы над оконными проёмами, которые до сих пор выглядят просто замечательно.
27. Театральная площадь
Саратов — старый театральный город с несколькими веками театральной истории. Первый крепостной театр, принадлежавший пензенскому купцу Гладкову, появился в Саратове ещё в 1803 году. Поэтому не удивительно, что и главная, центральная площадь города носит название - Театральная площадь. Театральная площадь до 1812 именовалась Хлебной площадью, в начале XIX официально носила название Торговая площадь (Верхний рынок), в советское время с 1920 по 1991 называлась площадь Революции и только после 1991 года обрела нынешнее название.
Площадь считается центром города, так как находится на пересечении важнейших центральных улиц города и на ней расположены основные областные и городские органы власти, на площади проводятся главные массовые мероприятия, праздники и парады. Театральная площадь имеет площадь более 64 тыс. кв.м. На площади расположены некоторые строения, такие как Театр оперы и балета, Универсальная научная библиотека, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева и здание бывшей биржи, филиал музея, а так же большой сквер - Сад им. А. Н. Радищева и более скромный Сквер имени Олега Табакова, ограничивающие свободную часть площади до 10,2 тыс. кв.м. На площади расположен ряд исторических памятников, главные из них Памятник Владимиру Ильичу Ленину в центре площади, Памятник Борцам революции 1917 года перед театром и Памятник О. П. Табакову тут же, а перед музеем Памятник А. Н. Радищеву.
28. Дом Ф. А. Сатова
Особняк на Александровской улице (ныне — улица Горького), щедро декорирован мифическими существами и пейзажами из лепнины. Русалки, пауки, змеи, медузы, сказочные рыбы и морское чудище, охраняющее балкон, - всё это просто завораживает, уводя в мир древнегреческой мифологии. Сказка, созданная в начале 1870-х годов архитектором П. М. Зыбиным по заказу купца Ф. А. Сатова, владевшего мануфактурными лавками на Верхнем базаре и домом на Царицынской улице. Особняк располагался в самом выгодном по тем временам районе; в непосредственной близи с Театральной площадью и Верхним рынком, обеспечивая хозяина дома постоянной прибылью.
В доме Сатова на Александровской улице в разное время размещалась гостиница, торговые дома «Братья Давыдовы» и «И. И. Лисунов и Ко», которые вели оптовую торговлю мануфактурными изделиями и мукой, магазин алкогольной продукции Я. Б Зейфарт, винно-гастрономический магазин В. А. Феокритова, контора торгового посредника И. П. Бочарова и др. На втором этаже дома были жилые помещения. С 1912 по 1915 года в апартаментах на втором этаже располагался владелец торгового дома Отто Петрович Шмидт. Сбоку дома было предусмотрено помещение для слуг, соединённое переходом. Во дворе здания находились различные службы: каретник, конюшня и коровник.
29. Народная аудитория
Саратовская областная универсальная научная библиотека – одна из старейших библиотек России. Она была открыта 4 марта 1831 года по инициативе президента Императорского Вольно-экономического общества адмирала Н.С. Мордвинова. За свою долгую историю областная универсальная научная, тогда городская публичная библиотека сменила не одно помещение, в котором располагалась. Сначала это была мужская гимназия, потом Дворянское собрание, здание которого, к сожалению, не сохранилось, городская Дума, и с 1885 года - Радищевский музей. С 1856 года библиотека официально называется публичной.
В 1899 году было построено всем известное здание на углу улиц Московской и Александровской (ныне М. Горького) по проекту петербургского архитектора Н.М. Проскурин с залами библиотеки и синематографа. С переездом в Народную аудиторию, как ее тогда называли, библиотека развернула бурную просветительскую деятельность. Общедоступные лекции по естествознанию и другим наукам, которые читали видные ученые и политики пользовались большой популярностью.
30. Дом П. П. Борисова-Морозова
Дом купца 1-й гильдии П.П. Борисова-Морозова, бывший доходный дом, архитектурная достопримечательность Саратова. Эта внушительных размеров двухэтажная постройка появилась на углу Александровской и Московской улиц в 1860-х годах на месте старых деревянных лавок. Хозяйкой домовладения являлась купчиха Матрёна Захаровна Зыкова, от которой в 1890-х годах оно перешло к крупному саратовскому предпринимателю, купцу первой гильдии Павлу Прокофьевичу Борисову-Морозову. Его предприятия выпускали кирпич, муку, масло, мыло и глицерин. Новый хозяин обновил фасад главного здания в стиле классицизма с элементами барокко. Тогда же в картуше на одном из аттиков были помещены инициалы владельца Павла Борисова «ПБ», сохранившиеся до нынешних времён. В начале XX века, однако, дела Борисова-Морозова пошатнулись, и в марте 1906 года домовладение было продано купцу первой гильдии И. З. Левковичу. Использовалось выгодно расположенное через дорогу от Верхнего базара здание как доходный дом. Наиболее известным арендатором помещений был купец Тимофей Дмитриевич Тименков, державший на первом этаже в угловой части здания чайный магазин. Чайный магазин Т.Д. Тименкова, здесь торговлю чаем сахаром и кофе. Также практически с самого появления здания его второй этаж занимала гостиница «Биржевая», а точнее "Меблированные комнаты "Биржа"
31. Гостиница «Московская»
Одно из самых интересных исторических зданий, которое может смело претендовать на статус одного из символов города Саратова – гостиница «Московская», стоящая на пересечении улиц Московской и Горького (до 1924 г. носившей название улицы Александровской). Первая гостиница на этом месте была открыта еще в 1873 году Г. И. Барыкиным. В 1901 году на средства Саратовского Общества взаимного кредита по проекту А. М. Салько было возведено её современное здание, в котором гостиница вновь открылась под своим современным названием. Помимо роскошно обставленных номеров она располагала рестораном и двусветным залом. На первом этаже традиционно разместились магазины, в советские годы их сменили гастроном и кулинария, пользовавшиеся большой популярностью.
Гостиница «Московская» - красивейший архитектурный объект чайного перекрестка в Саратова примечателен своей угловой башенкой с флюгером, изящными чугунными балконами, сложной фигурной кладкой с элементами старорусского зодчества. Два разноликих фасада гостиницы соединяет угловая башня. Фасад на ул. Александровскую (Горького) значительно короче, однако он несколько отличается от фасада на ул. Московскую, хотя и не нарушает общей целостности здания. Внутри образуется большой двор. Литые балконные перила и ограды здания до сих пор оригинальные, они были изготовлены на чугунно-литейном заводе купчихи А.В. Чирихиной.
32. Комплекс Верхнего базара
Верхний базар – комплекс бывших торговых зданий, архитектурная достопримечательность Саратова. Здания занимают квартал между улицами Московской и Кутякова, выходя большей частью на улицу Горького. Территория, на которой сегодня располагается правительство Саратовской области, ещё в начале XIX века находилась фактически за чертой города и была свободна от застройки. При расширении городской территории на этом месте была основана торговая площадь, получившая название Хлебной. Верхний базар (или Верхние ряды - в отличие от Нижних рядов на Старо-соборной площади) образовался одновременно с постройкой в Саратове новой площади – Хлебной. Торговля на ней долгое время была хаотичной, а сам базар оставался практически не благоустроенным. Центром саратовской торговли до середины XIX века оставался Пеший базар в старейшей части города у берега Волги. Хлебная площадь была по настоящему огромной, она разделялась Московской улицей на две части: в дальнейшем правая часть сохранила название Хлебной, затем называлась Торговой или Базарной, а чаще Верхним базаром, а левая, южная сторона по построенному здесь в 1815 году деревянному театру стала называться Театральной.
Ситуация изменилась во второй половине XIX века, когда Хлебная площадь из городских задворков превратилась в экономически привлекательный центр разраставшегося Саратова. В 1854 году для удобства торговцев и покупателей был построен одноэтажный гостиный двор, составивший конкуренцию старому на Музейной площади. В 1895 году это здание, перестроенное по проекту С. И. Тихомирова, стало центром саратовской торговли. Рынок к тому времени по оборотам вышел на первое место в городе, но торговля по-прежнему велась в тесноте и антисанитарии в ветхих, пожароопасных деревянных лавках. В начале 1870-х годах обеспокоенная таким положением дел городская управа поручила архитектору А. М. Салько разработать проект нового базара с каменными павильонами. Первые шесть корпусов были возведены в 1876–1877 годах, из них четыре двухэтажных выходили на улицу Александровскую (Горького) и сохранились до наших дней. За ними в 1881 году последовало строительство ещё трёх каменных торговых зданий, в том числе одноэтажного на улице Петропавловской (Кутякова). В 1885 году в девяти новых каменных корпусах размещались 95 лавок, на открытом воздухе насчитывалось 770 торговых точек, ещё 116 ютились в старых деревянных галереях.
33. Жилой дом, нач. XX в.
Жилой дом, построенный начале XX в. на Александровской улице (ныне улица Горького) и углу Нижней (ныне Зарубина). Выделяется своим видом и размером среди окружающей постройки, выполнен из красного кирпича, строгой формы и своим видом напоминает больше крепость.
34. Здание школы церковно-приходской
Здание школы церковно-приходской построено в 1886 году, по проекту архитектора Алексея Марковича Салько. Первоначально здание было 2-х этажным, третий этаж надстроен во 2-й половине ХХ века (1952 год). Первый этаж сохранился в открытом кирпиче, второй и третий – оштукатурены и рустованы. Окна первого и второго этажей большие, с лучковым завершением, украшены простыми рамочными наличниками. Окна третьего этажа прямоугольные. Главный фасад со второго этажа до фриза украшен угловыми и рядовыми пилястрами. Имеются два аттика и угловые кирпичные столбики, парапетные решётки отсутствуют. Здание расположено в овражной части Саратова у подножия Соколовой горы, и занимает одностороннее положение по улице им. Горько А.М. в непосредственной близости от Покровского храма.
На первом этаже здания разместилась богадельня, на втором — церковно-приходская школа. В начале ХХ века школа, рукодельные классы и воскресная школа грамотности были объединены во Второклассную женскую ремесленную церковно-приходскую школу. В 1918 году была закрыта богадельня при церкви. Церковно-приходскую школу и рукодельные классы сделали 30-й советской школой первой ступени. Сейчас здесь размещается Свято-Покровская православная классическая гимназия Саратова.
35. Церковь Ново-Покровская или «Покровская на горах»
Покровский храм, или церковь Ново-Покровская или «Покровская на горах», имеет свою длинную историю с временами благоприятными и нет. «На горах», на склоне Соколовой горы, заселённых беднейшим населением Саратова, к середине ХIХ века стояли всего две церкви: одна каменная Спасо-Преображенская, почти на берегу Волги, вторая, также каменная, Крестовоздвиженская. Из-за дешевизны земли за оврагом, склоны Соколовой горы отводились городской Управой под многочисленные семейства крестьян и фабричных рабочих. Даже с возведением деревянной церкви Духосошествия, умножающемуся населению «гор» храмов стало не хватать.
В 1859 году на площади при пересечении улиц Александровской (современной М. Горького) и Большой Горной тщанием саратовского купца Воронова был возведен деревянный трехпрестольный храм. Главный его престол был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы; придельные – во имя святых: апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Божия Илии и во имя святых пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мц. Наталии и прмц. Феодосии. Однако эта деревянная церковь была холодной и не вмещала всех прихожан.
В середине 1870-х годов главным саратовским архитектором А. М. Салько было спроектировано новое здание, каменное, с пятью куполами. Проект был утверждён в 1876 году, средства на строительство собирались в основном за счёт местных купцов и мещан, которые также даровали строительные материалы и иконы. Спустя 24 года (в 1883 году) каменное здание Покровской церкви было выстроено, и началась его внутренняя отделка, продолжавшаяся до конца 1884 года. На пожертвования Покровская церковь была богато украшена. При храме имелась церковно-приходская школа, которая помещалась на втором этаже большого каменного дома, стоящего рядом с храмом.