На улице Чапаева расположены несколько архитектурных и культурных достопримечательностей На улице Чапаева находится Саратовский цирк, основанный в 1876 году цирковыми предпринимателями и артистами братьями Никитиными, и ставший одним из первых русских стационарных цирков. В декабре 1916 года было сдано в эксплуатацию здание Главпочтампта, на углу улиц Московской и Ильинской (Чапаева), на которой оно занимает целый квартал. И вот уже целый век здание исправно выполняет свои функции. На улице Чапаева расположен Крытый ранок Саратова, построенный в 1916 году. Именно по Ильинской улице в 1907 году началась укладка трамвайных рельсов для первого саратовского трамвая. 1 октября 1908 года по Ильинской улице прошёл первый (пробный) трамвай. До этого по Ильинской улице с 1 мая 1887 года пассажиров перевозила "конка" - конно-железная городская дорога.
1. Ильинская площадь
Ильинская площадь — площадь в историческом центре Саратова, с 1925 года по 1993 год носила имя Михаила Фрунзе. Ильинская площадь в Саратове начала формироваться две сотни лет тому назад. Тогда местность эта была городской окраиной. В конце 18 века здесь была построена деревянная церковь. По некоторым сведениям, это случилось ещё раньше – в 1692 году. Исторические границы площади ограничиваются улицами Чернышевского и Шелковичной. Является началом улицы Чапаева, которая наискосок пересекает площадь. Общая площадь (учитывая сквер) — около 13 600 м². Многолюдная площадь с транспортной развязкой. Возле нового храма расположен уютный сквер с фонтаном советских времен посередине. Рядом киоски с кофе, кафе и многоуровневый музей «Россия — моя история», который понравится детям и взрослым. В 15 минутах ходьбы находится Городской парк с прудами, аттракционами и детской площадкой.
В 1772 году на южной окраине Саратова было открыто новое городское загородное кладбище. В том же году на кладбище была заложена деревянная церковь, единственный престол которой при освящении 18 июля 1773 года получил имя Ильи Пророка, что дало название не только церкви, но формировавшейся вокруг неё площади и начинавшейся от неё улицы. Сама площадь была образована примерно на рубеже XVIII—XIX столетий, когда городская застройка вплотную подошла не только к церкви, но и к находившейся вокруг неё кладбищу (Первые очертания площади заметны на составленном землемером М.Решетниковым плане города 1809 года).
2. Храм Святого пророка Божия Илии
В старину ее называли «7-я церковь пророка Божия Ильи, деревянная, а ныне каменная, называемая кладбищенской» . Построена в 1818 году, хотя в отдельных источниках говорится, что «Ильинская церковь — памятник архитектуры, построена в 1692 году, пристроена в 1817 году». В 1810 году церковь «запечатана по ветхости» (дневник Скопина). Спустя восемь лет на ее месте построена каменная. Колокольня возведена лишь в 1832 году. «Ограда при ней каменная с деревянной решеткой. Церковь крыта железом. При расширении церкви в 1888—1889 годах приделы были из трапезной перенесены в ряд с главным престолом и освящены: правый 12 февраля 1889 года, а левый 11 декабря 1894 года. Престолов в церкви три: «во имя св. пророка Божия Ильи, во имя св. Николая Чудотворца, в честь иконы Казанской Божией Матери». В 1925 году площадь была переименована и получила имя советского военачальника Михаила Фрунзе, а 13 августа 1934 года президиум Саратовского горсовета вынес решение о закрытии Ильинской церкви, после чего она была снесена.
На месте разрушенной Ильинской церкви построили здание городского профессионального технического училища № 4 (ныне — корпус Профессионально-педагогического колледжа СГТУ имени Ю. А. Гагарина), а на большей части площади разбили сквер. В здании церковно-приходской Ильинской женской школы 1870 года постройки сейчас расположен детский сад № 104. В 1993 году площади было возвращено ее историческое название. В 2016 году начато строительство здания храма в честь Пророка Божия Илии. Храм строится по «Программе строительства 20 православных храмов в г. Саратове». Так как на историческом месте храма сейчас учебное заведение, новый храм предстояло возвести неподалеку. 25 августа 2018 года, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, в сослужении духовенства епархии, совершил Великое освящение храма и Божественную литургию в новоосвященном храме.
3. Бизнес-центр на Ильинской площади
Бизнес-центры в Саратове растут, как грибы, к сожалению, большая часть из них не представляет особого интереса с точки зрения архитектуры, сочетания традиций и возможностей, которые предоставляют современные технологии и конструкционные материалы. Почти все они безлики и однотипны, как говорится, большой сарай для зарабатывания денег. Из всего нагромождения стекла и бетона можно выделить один из них, а именно "Ильинская площадь". Здание построено в 2010 году. Основной материал - армированный бетон и стекло. 18 этажей типового проекта. Называют его почему-то по-разному, бизнес-центр "Ильинская площадь" или "Лик-М", а на верху на крыше долгое время висит название швейцарского часового бренда Ulysse Nardin.
4. Исторический парк «Россия-Моя история»
Исторические парки «Россия – Моя история» - самый масштабный экспозиционный комплекс в России. География его площадок простирается от Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга, от Перми до Махачкалы и насчитывает более 15 городов. Создатели парка - а это историки, художники, кинематографисты, дизайнеры, специалисты по компьютерной графике - сделали всё, чтобы российская история перешла из категории чёрно-белого учебника в яркое, увлекательное и вместе с тем объективное повествование, чтобы каждый посетитель почувствовал сопричастность к событиям более, чем тысячелетней истории своего Отечества.
«Россия – моя история» не позиционирует себя как музей – это именно парк. Цель комплекса —трансформировать культурную жизнь города, дать возможность по-другому взглянуть на музейные пространства. Не важно, пришли вы с семьей или с друзьями – здесь можно будет провести весь день. Участвовать в мероприятиях, смотреть фильмы и гулять по экспозициям. В здании есть кафе и рекреационные зоны. Приятным бонусом для посетителей станет возможность снимать фото и видео – в отличие от многих музеев, здесь это бесплатная опция. Планируется активное сотрудничество с культурными и образовательными учреждениями города, чтобы сделать представляемый контент еще более интересным и разнообразным. Помимо прочего, здесь можно будет проводить корпоративные мероприятия: большой конференц-зал способен вместить 600 человек.
5. Казармы Деконского
Трёхэтажное каменное здание, где в советское время размещались аудитории военно-медицинского факультета медицинского университета построено в начале 60-х годов XIX-го века, в стиле позднего классицизма, архитектор неизвестен. Значительное по протяжённости кирпичное здание, вытянуто вдоль Печального переезда (ул. Серова), а торцевым фасадом обращено на пл. Ильинскую. Архитектура здания неброская. Широкие межэтажные тяги усиливают горизонтальную протяжённость. Декор сдержан, состоит из фриза с кирпичным орнаментом в виде сухариков, руста 1-го и 3-го этажей и пилястр, фиксирующих и оформляющих углы здания. Пилястры членятся поэтажно и имеют различный рисунок в каждом последующем этаже. Оконные проёмы узкие, арочного завершения, выделены кирпичной кладкой, не выступающей из плоскости стены. Здание имеет высокий оштукатуренный цоколь. Есть высокая вероятность, что пристройка 3-го этажа была выполнена уже после приобретения комплекса казарм в 1907 году городом.
Впервые упоминание о доме есть в «Адрес-календаре за 1867 год». Владельцем дома был капитан Генерального штаба в отставке Григорий Кузьмич Деконский (1822-1892). Скончался и похоронен в Саратове на Спасо-Преображенском кладбище. Г.К.Деконский был крупным землевладельцем, имел несколько домов в городе и владел крупным участком земли в пригороде Саратова. Старожилы Заводского района еще помнят, как поселок, где позже появился завод Комбайнов, называли «Деконкой» по имени их владельца. Так же он именовался и на городских картах. Одним из видов деятельности дворянина, отставного офицера Генштаба, было строительство объектов для нужд армии. Предприниматель на свои средства отстраивал казармы и другие объекты, а позже передавал их государству в длительную аренду. Так на полученную из казны ссуду, в 60-х годах 19 века, Деконским был воздвигнут большой казарменный комплекс на Ильинской полощади. Многие годы в них располагались артиллеристы, в 1917 году еще и пулеметчики. А в мае 1918 года солдаты из этих казарм устроили трехдневный контрреволюционный мятеж, который был подавлен большевиками.
6. Особняк И. Э. Бореля (Особняк Болотникова)
С 1850 года до национализации в 1918 году домовладельцем строения на углу улицы Ильинской (ныне улица Чапаева) и Белоглинской была купеческая семья Болотниковых. Потом много лет при советской власти в доме размещались подразделения милиции. Сейчас он сильно выбивается из окружающей застройки, но каких-то сто лет назад хорошо вписывался в пейзаж. Когда было построено данное здание, домовладельцем числился Константин Фёдорович Болотников, гласный городской думы, член городской управы.
Константин Фёдорович Болотников был очень известным купцом и общественным деятелем Саратова. 1865 года рождения, он в 1901 году был выбран в гласные (депутаты) Саратовской городской думы. С середины 1900-х годов состоял членом Торговой депутации и Комиссии по общественным работам, а с 1908 года стал членом Городской управы. Но и это не было его последней общественной должностью. В 1910 году он был избран членом Саратовских Губернского и Городского по квартирному налогу Присутствий. «За отлично-усердную службу» ему была высочайше пожалована серебряная медаль для ношения на груди на Станиславской ленте. Годовой оклад его жалования, как члена Управы, составлял 3600 рублей в год. Занимаясь купеческими делами и имея очень приличный доход по должности, Константин Фёдорович перестроил угловой дом на дворовом месте для своей большой семьи – жены Евлампии Никифоровны и четырёх детей – сыновей Николая, Михаила и дочерей Лидии и Анны.
7. Усадьба И. П. Горизонтова
В самом центре Саратова доживает последние годы удивительный дом, а точнее, целая усадьба. Провалившееся крыльцо, пустые окна – вот что сейчас представляет собой одно из зданий некогда богатого комплекса, принадлежащего издателю "Саратовского листка" Ивану Парфёновичу Горизонтову. Городская усадьба Ивана Горизонтова – комплекс 1890-х гг. Дом жилой, дом доходный, дворовый флигель – судя по документам, весь комплекс является объектом культурного наследия муниципального значения. Впрочем, сейчас состояние его составляющих частей такое, как будто он не несет никакого значения, а даже наоборот, портит внешний вид. В начале 2000-х гг. усадьба была на грани исчезновение в том числе и потому, что рядом грозились возвести многоэтажку ЖСК "Чайка-6". Были снесены несколько ближайших домов на Рабочей между Чапаева и Вольской, однако усадьбу не тронули – памятник же! Хоть и местного значения.
В 1853 году домовладение на углу улиц Ильинской (Чапаева) и Аничковской (Рабочей) принадлежало помещикам Соколовым. Южную часть усадьбы занимал сад, доходивший до Бахметьевской улицы, в северной размещались жилые дома и службы. Главный особняк был деревянным, имел мезонин и выходящую в сад веранду с видом на Волгу. В июле 1892 года усадьбу у Соколовых выкупил потомственный почётный гражданин, гласный городской думы и известный журналист Иван Парфёнович Горизонтов. Флигели со стороны Аничковской улицы новый хозяин перестроил в обложенные кирпичом каменные доходные дома, которые арендовали в числе прочих генерал-майор П. А. Петров, дворянин Н. В. Комаров, статский советник Л. Н. Орлов, учитель музыки Л. М. Рудольф. Сам Горизонтов проживал в главном усадебном доме вместе с женой Татьяной Николаевной и сестрой Александрой Парфёновной.
8. Жилой дом на пересечении улиц Мичурина и Чапаева
Жилой дом на пересечении улиц Мичурина и Чапаева, при его возведении весьма практично и в то же время элегантно были использованы современные конструкционные и строительные материалы - даже стеклопакеты идеально вписались в общую концепцию. Также интересно то, что дом одинаково интересно смотрится практически с любого ракурса. Также интересно решение для угловых квартир, а именно для балконов, которые, по сути, послужили дополнительным инструментом для формирования всего облика здания.
Нестандартные стеклопакеты и ажурные балконы, а что уж не совсем обычно для современной архитектуры - размещение панно, да не просто с абстрактными фигурами, а с портретами прославленных горожан. На панно изображены саратовские градоначальники, внёсшие наибольший вклад в историю: Алексей Панчулидзев, Михаил Галкин-Враской, Андрей Косич и Петр Столыпин. Консультантом выступил известный саратовский краевед Виктор Николаевич Семёнов. Панно размером 3х7 метров изготовил художник Роман Куприянов.
9. Административно-торговый комплекс на Чапаева
Административно-торговый комплекс на углу улиц Чапаева и Шевченко – современная архитектурная достопримечательность Саратова, современная постройка с оригинальной отделкой. Этот многоэтажный дом по праву может считаться одной из наиболее примечательных построек в Саратове XXI века. Его возведение велось в начале 2000-х годов на месте старого, ветхого двухэтажного жилого дома. Автором проекта, удостоившегося премии "Лучшее административное здание", является саратовский архитектор Ольга Александровна Протопопова.
Выдержанное в духе модерн и во многом схожее с саратовскими постройками в этом стиле начала прошлого века, оно стало настоящим украшением улицы Чапаева, "задавив" при этом соседний старинный особняк братьев Грингофф по улице Шевченко. Сегодня в здании в числе прочих размещаются Экономбанк, салон ткани "Джерси" и магазин модной одежды "Zena".
10. Дом архитектора Терликова Ю. Н.
На пересечении улиц Чапаева (бывш. Ильинская) и Советской (бывш. Константиновская) находится красивое угловое здание в стиле модерн - Дом Юрия Николаевича Терликова, постройки начала ХХ века, отнесено к выявленным объектам культурного наследия. Почерк известного архитектора виден невооружённым взглядом, дом представляет собой двухэтажное строение из керамического кирпича на известковом растворе с металлической скатной кровлей, Г-образной формы в плане. Дом во дворе ещё более удивителен, особенно выделяется красивая деревянная веранда. Сейчас здание известно по магазину "Улей".
До Ю.Н.Терликова это дворовое место принадлежало семье Алфимовых. Читаем справочник на 1901 год: Алфимовъ Гр. Степ., уг. Констант. и Ильинской, кв. 133, д. 41. Алфимов Г.С. упоминается как кассир отделения Волжско-Камского банка. Его сын, Алфимов Леонид Григорьевич, в памятной книге за 1903 год обозначен как адьютант-шт.капитан 227-го Балашовского резервного батальона.
11. Скульптура "Хлеб всему голова"
Есть скульптуры понятные всем, особенно если на них изображены знаменитые личности. В случае с "хлебным памятником" необходимо вслушаться в комментарии создателя памятника Владимира Анатольевича Пальмина, 1965 года рождения. Хотя с центром композиции можно разобраться без помощи её создателя. Хлеб, а вернее судя по форме саратовский калач стоит на снопе пшеницы. В самом низу корзина с овощами и фруктами, ведь не только хлебом славна саратовская земля. А вот для того, чтобы понять что за люди присутствуют в скульптурной композиции, обратимся к помощи скульптора.
С одной стороны изображены в полный рост мужчина и юноша. Они олицетворяют хлебороба- комбайнёра и его сына — студента аграрного ВУЗа. Ведь не зря памятник установлен возле стен СГАУ (Саратовской Государственной Аграрной Академии). С другой стороны — женщина и девушка. Мама — работник сельского хозяйства, как бы сказали в прошлом, напрочь неполиткорректном, веке — рядовая колхозница. Девушка — школьница, видимо в будущем также станет аграрием.
12. Дом работников милиции
В центре Саратова есть три необычных многоэтажных дома, которые привлекают внимание и запоминаются благодаря не только своей необычности, но и сходству. Один находится рядом с Крытым рынком – на углу улиц Чапаева и Сакко и Ванцетти. Второй 3-й дом облисполкома – на углу улиц Горького и Советской. Третье здание Дом СарГРЭС менее известно. Оно расположено на углу улиц Провиантской и Рабочей. Все три дома построены во второй половине 1930-х годов по проекту саратовских архитекторов В.П. Дыбова и Д. В. Карпова. Дома очень похожи, но не одинаковые. Дома милиции, Облисполкома и Саргрэса построены по одному типовому проекту ... Однако, если приглядеться, можно заметить, что архитектура дома милиции более упрощенная.
В газете «Коммунист» от 28 февраля 1936 года № 48 (636) сообщалось: «В этом году заканчивается строительство большого жилого дома работников милиции на углу Колхозной площади и Чапаевской улицы (против Крытого рынка). Наружные стены дома облицуются цементом под гранит, у входа в здание будут установлены небольшие колонны, отделанные под мрамор, и вазы для цветов. На фасаде дома пристраиваются балконы для каждой квартиры. Здание четырехэтажное, с угловой пятиэтажной надстройкой. В доме 24 квартиры (трех- и четырёхкомнатные). В каждой квартире просторная, светлая кухня, ванна. В толще стен комнат устраиваются шкафы, в стенах кухонь — холодильники. В квартирах будет горячее водоснабжение. Вестибюль отделывается под мрамор. Полы во всем здании выстилаются паркетом, в ванных и кухнях метлахской плиткой».
13. Аптека и магазин А.Г. Фридолина
Здание аптеки на углу улиц Сакко и Ванцетти (ранее Кострижной) и Чапаева (ранее Ильинская) в самом центре Саратова, напротив здания Крытого рынка, построено в 1898-1899 гг. Проект главного здания со службами был выполнен младшим инженером строительного отделения Губернского правления, надворным советником Юрием Николаевичем Терликовым, автором многих интереснейших общественных, культовых и жилых зданий в Саратове и губернии. Двухэтажное кирпичное здание принадлежало одному из братьев фармацевтов - Александру Георгиевичу Фридолину, титулярному советнику и магистру фармации. Для хозяина дома здание имело несколько предназначений: жилое помещение на втором этаже, аптека с парадным входом на первом и складские помещения в полуподвале дома.
Фасады здания, выходящие на ул. Чапаева и Сакко и Ванцетти, идентичны, имеют по два боковых ризалита, переходящие на уровне второго этажа в четырёхколонные ионические портики с тремя окнами. Г-образное в плане, здание выполнено в стиле эклектики с применением классических форм. Пластическим акцентом здания служит угловой эркер в уровне второго этажа, расположенный над главным входом, композиционно оформляет угол квартала, а купол, покрытый чёрной чешуёй из кровельной жести, долго являлась ориентиром в строящемся Саратове конца девятнадцатого века. Ещё одна особенность выделяет аптеку: лепнина с медицинской эмблемой - чашей, обвитой змеёй, - подчёркивающая функцию здания.
Аптека брата Георга Георгиевича Фридолина построенная в 1910 году в стиле модерн, не столь выразительна, как эта аптека, но тоже занимает особое место в архитектуре Саратова.
14. Городской крытый рынок
Крытый рынок — рынок в центре Саратова, построенный в 1916 году по проекту архитектора В. А. Люкшина. Здание занимает квартал от проспекта Кирова до улицы Василия Люкшина (до 29 декабря 2016 года — улица Сакко и Ванцетти); главный фасад обращён на улицу Чапаева. Строительство нового рынка цели имело простые: Благоустроить город и избавить его от антисанитарии. Переместить уличную торговлю в специально предназначенные для этой цели удобные здания. Саратовские власти долго решали, что для этого лучше подходит — отдельные корпуса или единое здание, выбрали вариант единого вместительного крытого рынка. В 1907 году за подготовку проекта берется Василий Люкшин, ему в это время сорок лет, он городской инженер-архитектор. В его подчинении целый штат специалистов. Совместно с представителем Саратовской думы Люкшин объехал Одессу, Ригу, Санкт-Петербург и Москву где осматривал рынки, на что ушло три года. В 1911—1912 году шло проектирование здания, строительство велось в 1914—1916 годах.
Крытый рынок строился под влиянием передовых конструктивных тенденций того времени: каркасная система, использование стальных ферм, новые материалы. Этот образец архитектурной и инженерной мысли предполагал центральное отопление, использование электрического освещения, установку мощных холодильников в подвалах здания и лифтовых подъемников с электроприводом. Сочетание стекла входных и оконных проемов с железобетонными конструкциями придаёт выразительность и лёгкость зданию. Благодаря разнице в высоте крыши и стеклянному куполу — фонарю получилось осветить торговый зал полным дневным светом и создать впечатление простора.
15. Саратовский цирк имени братьев Никитиных
Капитальная реконструкция 2017-2020 года затронула все здание от фасада до крыши, которую пришлось полностью менять, а также внутреннее убранство, заменили все кресла для зрителей и арену. Практически полностью заменили звуковое и световое оборудование. Если начать внимательно смотреть на элементы оформления, то можно заметить много интересных отсылок и параллелей. Например, фигуры на фасаде: справа — ретро-стиль, слева — современные гимнасты, акробаты и другие артисты. Эти же фигуры присутствуют на стенах лестницы, но уже выполнены в золотом цвете. Красивейшие центральные двери, необычные детали гардероба, фигуры цирковых животных в стойках - все очень креативно. Проект создавали более 70 специалистов из местной, саратовской компании.
В 1876 году братья Никитины построили в Саратове стационарный цирк, ставший первым русским стационарным цирком. В конце 1928 года старое здание цирка было снесено. В 1931 году было возведено новое здание по проекту архитектора Б. С. Виленского. В 1963 году производилась капитальная реконструкция здания и его внешний вид значительно изменился. В 1998 году была проведена ещё одна реконструкция здания цирка. Весной 2017 года цирк был закрыт на реконструкцию, затянувшуюся на несколько сезонов. Цирк открылся после реконструкции 25 декабря 2020 года. 25 декабря 2020 года в центре Саратова, в сквере имени братьев Никитиныхрядом со зданием цирка, прошло торжественное открытие памятника братьям Никитиным (Дмитрию, Акиму и Петру) – основателям саратовского цирка. Композиционный центр сквера — фонтан «Одуванчик», построенный в 1972 году.
Саратов театральный. Все театры Саратова.
16. Фонтан "Одуванчик"
Когда фонтан, расположенный напротив цирка имени братьев Никитиных, работает, он и в самом деле напоминает большой одуванчик, а его струи создают шапку одуванчика из воды. Идею "Одуванчика" в начале семидесятых годов прошлого века привез из Австралии тогдашний директор цирка Иосиф Дубинский. А построен фонтан был в 1971 году. В 1999 году объект капитально отремонтировали. Каскады убрали, подсветка к тому времени уже не функционировала. По краям квадратной чаши появились фигуры цирковых животных. Весной 2021 года Администрация Саратова приняла решение вернуть ему облик 70-х годов, когда фонтан построили. Саратовский фонтан был каскадным, вода ниспадала по ступеням и подсвечивалась разноцветными скрытыми фонарями.
18 апреля 2022 года, после капитальной реконструкции обновленный фонтан «Одуванчик» начал работу, в мае 2021 года фонтан полностью демонтирован. В течение года его полностью переоборудовали, и теперь по дизайну он приближен к варианту, который разработали в 1971-ом году: три чаши и одуванчик (фигуры животных пока решено демонтировать, их хотели разместить в сквере имени братьев Никитиных рядом, но в последнее время пошли слухи, что их вернут в композицию фонтана). Отныне этот фонтан вновь светомузыкальный, причем даже зимой его цветок "разбрызгивает" цветовые всполохи. Предполагается, что «Одуванчик» будет действовать ежедневно с 10.00 до 23.00, в светомузыкальном режиме – в пятницу и субботу с 20.00 до 23.00, а также в воскресенье с 20.00 до 22.00.
17. Сквер Братьев Никитиных
Площадь Кирова – одно из самых оживлённых мест Саратова. На восточной стороне площади расположен сквер продолговатой формы типа бульварной полосы, берущий начало от здания цирка имени Братьев Никитиных и заканчивающийся у Мирного переулка. Он занимает территорию немногим более гектара, и создан в конце 30-х годов. 25 декабря 2020 года в центре Саратова, в сквере рядом со зданием цирка, прошло торжественное открытие памятника братьям Никитиным (Дмитрию, Акиму и Петру) – основателям саратовского цирка. Композиционный центр сквера — фонтан «Одуванчик», построенный в 1972 году. Сквер находится на солнечной стороне, поэтому в нем было высажено много деревьев с густыми раскидистыми кронами. Породный состав насаждений в основном такой же, как и в сквере у кинотеатра «Победа», но характер их расположения иной. Сквер имеет неофициальное название «Собачьи Липки» или просто "Собачка". После проведения реконструкции сквера в 2000-х годах он приобрел официальное наименование "Сквер Братьев Никитиных".
В последние годы сквер был почти полностью реконструирован: дорожки замощены бетонной плиткой, установлены низкие, удобные скамьи оригинальной конструкции, современные светильники. Часть старых деревьев, потерявших декоративную ценность, была убрана, подсажены молодые деревца и кустарники. Приятное впечатление оставляет живописная группа молодых березок и голубые елочки. Сквер украшают нарядные цветники, зеленый ковер газонов, декоративные вазы с цветами. Сквер за последнее время как бы помолодел, обрел более живописный и современный вид. В начале сквера установлен камень с надписью о том, что на этом месте будет установлен памятник братьям Никитиным. С двух сторон вдоль центральной дороги с плиточным покрытием протянувшейся вдоль всего сквера был создан розарий. Нельзя не остановиться, не полюбоваться чудесными розами самых разных, ярких колеров. У центральной дорожки после этого прижилось название "Аллея роз" иногда этим же названием называли и сквер.
18. Памятник братьям Никитиным
25 декабря 2020 года в сквере у цирка в торжественной обстановке был открыт новый памятник - скульптурная группа, посвященная основателям Саратовского цирка - братьям Никитиным. Скульптура представляет собой отлитых в бронзе братьев Никитиных, встречающих зрителей. Над бронзовым изваянием высотой в 2,2 метра работали известные саратовские скульпторы Андрей и Сергей Щербаковы. По задумке автора, зрителей, приходящих на цирковые представления, будут ещё на улице встречать Дмитрий, Аким и Петр Никитины. Установку долгожданного монумента приурочили к не менее долгожданному событию - открытию после затянувшейся реконструкции Саратовского цирка. Братья Никитины Дмитрий, Аким и Пётр — русские цирковые предприниматели и артисты, с детства гастролировали по стране. В 1873 году братья открыли стационарный цирк в Пензе и в 1876 году - в Саратове. Впоследствии ими были открыты цирки в Москве, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани и других городах. На пересечении ул. Вольской и проспекта Кирова стоит двухэтажный дом основателей российского цирка – братьев Никитиных: Дмитрия, Петра и Акима. На доме установлена мемориальная доска, что с 1890 по 1917 год дом принадлежал выдающимся деятелям отечественной культуры братьям Никитиным.
19. Здание института "ГИПРОНИИГАЗ"
Благоприятное впечатление производит этот пример конструктивизма, «до боли знакомый» жителям Саратова, – открывающее проспект Кирова здание с буквами «ОАО ГипроНИИгаз» на фасаде, построено в 1933 году. Архитектором его был Владимир Дыбов, построивший немало домов в Саратове совместно с другим зодчим – Дмитрием Карповым. На счету последнего – здания, без которых Саратов трудно представить. Например, Дом книги или помпезный жилой дом на Московской, напротив сквера, где установлен памятник первой учительнице.
Родившийся в 1891 году на железнодорожной станции в семье безземельного крестьянина, Карпов даже не окончил институт, но это не помешало ему в 1944-1950 годах быть главным архитектором Саратова. Он автор фасадов саратовского политеха, который специалисты тоже относят к примерам конструктивизма. К этому же стилю принадлежат и два жилых здания Карпова – «дома ИТР» на улице Некрасова. В целом они похожи – оба серые, с декоративными полосами между окон последнего этажа и шахматной мозаикой над окнами парадных подъездов. Только у дома № 19 балконы закругленные, а у его «брата» № 23 – прямоугольные. Похожие решения, включая мозаику над подъездами, можно увидеть и в доме № 34 на улице Октябрьской. В небольшом 3-этажном здании немало примечательных элементов – большие лоджии, всевозможные выступы и углубления, «обнимающие» углы балконы.
20. Дом Королькова-Воробьёва
Этот длинный дом, вытянувшийся напротив цирка на добрую половину квартала между Большой Казачьей улицей и проспектом Кирова, исторически состоял из двух. Его правую часть построил Иван Игнатьевич Корольков в 1890-х годах после того, как выиграл на облигацию Государственного займа 200000 рублей. Чтобы было с чем сравнить, то в те времена средняя зарплата рабочего на заводе едва ли доходила до 15 рублей в месяц. До этого счастливого случая Корольков был простым извозчиком, но, разбогатев, в одночасье и по совету знакомого Якова Тимофеевича Воробьёва стал извозопромышленником.
21. Бизнес центр "Арена"
Бизнес центр "Арена" – современный саратовский торгово-офисный комплекс, расположено за цирком на углу улиц Чапаева и Большой Казачьей. Здание площадью 4 852 м², 2007 года постройки, имеет 8 этажей. Здание выполнено в виде монолитного каркаса с наружными кирпичными стенами. На территории есть парковка - наземная, доступ в здание - пропускная система, 3 лифта, 8 входов, в здании есть салон красоты, отделение банка, кафе, банкомат, торговая зона.
В прошлом на месте "Арены" находился старинный двухэтажный жилой дом с кирпичным первым этажом и деревянным вторым. Дом Вандишникова находился здесь ещё в 1990-е. К концу советской эпохи этот дореволюционный памятник архитектуры обветшал, второй этаж утратил резные элементы фасада. После сноса здания на рубеже XX и XXI веков его место занял небольшой рынок, называвшийся в народе "Саратовской Горбушкой", где торговали одеждой и пиратскими дисками. Выгодное место в самом центре города было затем определено под постройку современного торгового комплекса. В 2005 году участок земли уже стал стройплощадкой. Проект семиступенчатого здания со стеклянным фасадом выполнил архитектор В. А. Архангельский. В мае 2007 года, шли заключительные отделочные работы.
22. Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева
ТЮЗ Киселева - уникальное явление Российской культуры. Это первый профессиональный детский театр, который открылся 4 октября 1918 года. Играли сказку «Синяя птица» по пьесе М.Метерлинка. В стране, истерзанной разрухой, нищетой и голодом, родился театр, чтобы поддержать духовно детей, лишенных детства, чтобы помочь им выжить, распрямиться... В истории детского театра сохранились имена режиссеров и актеров Абрама Роома, Леонида Дашковского, Леонида Браусевича, Александра Соломарского - истинных подвижников сценического искусства для детей, посвятивших свое творчество самой трудной, неугомонной и самой благодарной на свете публике.
К 100-летию Саратовского ТЮЗа на площади перед театром установлен памятник режиссеру Юрию Киселеву. Монумент называется "Приглашение в театр": возле Киселева стоит сказочный герой Буратино, за ними колонна с драпировкой, рядом кубик с азбукой. В центре площади расположен фонтан у нового здания Театра юного зрителя, известный под названием фонтан "Театральный", под музыку исполняет 40 разных мелодий, играя цветом-светом и водой с помощью 75 фонарей и 71 струи. Саратов театральный. Все театры Саратова.
23. Площадь Киселёва
Площадь имени Ю.П. Киселёва - большая площадь перед новым зданием Саратовского театра юного зрителя имени Ю.П. Киселёва, первым в мире профессиональным театром для детей. Открылся в 1918 спектаклем «Синяя птица» М. Метерлинка. В 1943-1956 коллектив возглавлял Ю.П. Кисилев, один из создателей Международной ассоциации детских театров АССИТЕЖ. Спектакли и артисты театра неоднократно удостаивались Государственных премий и дипломов в стране и за рубежом.
К 100-летию Саратовского ТЮЗа на площади перед театром установлен памятник режиссеру Юрию Киселеву. Монумент называется "Приглашение в театр": возле Киселева стоит сказочный герой Буратино, за ними колонна с драпировкой, рядом кубик с азбукой. В центре площади расположен фонтан у нового здания Театра юного зрителя, известный под названием фонтан "Театральный", под музыку исполняет 40 разных мелодий, играя цветом-светом и водой с помощью 75 фонарей и 71 струи.
24. Фонтан "Театральный"
Фонтан на площади имени Киселева у нового здания Театра юного зрителя в Саратове назвали "Театральным", под музыку исполняет 40 разных мелодий, играя цветом-светом и водой с помощью 75 фонарей и 71 струи.
На конкурс "Лучшее название для фонтана на площади имени Киселева" было предложено более 200 названий. Напомним, конкурс организовал ТЮЗ вместе с министерством культуры и администрацией Саратова. Инициировал установку фонтана Вячеслав Володин.
25. Памятник Ю. П. Киселеву
Памятник Ю. П. Киселёву – памятник главному режиссёру Саратовского ТЮЗа. Установлен памятник в центре города на углу улиц Чапаева и Киселёва на площади Киселёва перед новым зданием ТЮЗа. Монумент называется "Приглашение в театр": возле Киселева стоит сказочный герой Буратино, за ними колонна с драпировкой, рядом кубик с азбукой. Памятник сделан из бронзы, весит около 1 600 кг. В центре площади расположен фонтан у нового здания Театра юного зрителя, известный под названием фонтан "Театральный", под музыку исполняет 40 разных мелодий, играя цветом-светом и водой с помощью 75 фонарей и 71 струи.
26. Жилой дом, 1890-е гг.
Одноэтажный кирпичный дом находится в самом центре Саратова, буквально напротив нового ТЮЗа. Дворовое место на углу улиц Ильинской (Чапаева) и Царицынской (Киселёва) в 1863г. принадлежало мещанке Дьяковой Прасковьи Егоровне . В 1870г. Прасковья Егоровна умерла и место перешло её наследникам Елатомцевой и Уфимцевой, опекуном был назначен сосед по Царицынской (Киселёва) ул. Бадров Яков Андреевич. Угловое место с деревянным сараем пустовало до 1882г.
Затем на этом месте был выстроен каменный одноэтажный дом с новыми надворными постройками, который был передан суффрагану (викарному епископу) Тираспольской римско-католической епархии в Саратове Антонию Иоганну фон Падуа Церру. Выплата налога за недвижимое имущество и страхование его производилось на основании Высочайшего повеления от суммы ассигнуемых средств на содержание Римско-католического Духовенства Империи по сметам МВД, предоставляемых в Саратовскую казённую палату. Незадолго до отъезда Церра из Саратова в августе 1901г. описываемый дом покупает прихожанин евангелиста лютеранского прихода в Лютеранской церкви г. Саратова -купец Карл Кондратьевич Миллер.
27. Особняк Г.Г.Плотникова
Напротив главного почтамта (угол улиц Московская и Чапаева) находится двухэтажное здание ,в котором сейчас находится парикмахерская "Шанс" и несколько небольших магазинов. Построено в начале 20 века, имеет статус памятника архитектуры. Когда то принадлежал архитектору Саратовской губернской земской управы Плотников Георгию Герасимовичу.
По его проектам были построены театр, богадельня св. Тита Чудотворца , два городских училища и комплекс жилых домов им. 8-го Марта. «Устремленный вверх эркер задает движение всему зданию. Мотивы модерна угадываются в вытянутой форме окон, пластике орнамента балконной решетки. Особую выразительность фасаду придают задумчивые маскароны над окнами и выразительный рельеф с мифологическими сюжетами на уровне третьего этажа» (М. В. Провоторова «Модерн»). Слева к зданию примыкает другое здание, в историческом стиле – торгово-офисный центр. Центр расположен на месте расселенного и снесенного разрушающегося двухэтажного дома, не являвшегося памятником, датируется началом XXI века
28. Почтамт городской
Комплекс главного почтамта города Саратова был построен в 1914-1916 годах по проекту архитекторов Главного управления почт и телеграфов России. Торжественное открытие состоялось 28 декабря 1916 года. Для своего времени это было грандиозное сооружение, построенное по проекту П.Колпакова, М,Кобелев. Масштабная композиция, массивные ризалиты, крупные коринфского ордера колонны, формы и детали из стилистики классицизма, органично соединились здесь с простотой внутренних помещений, разумностью их расположения. Здание городского почтамта соединяло в себе начала неоклассицизма и рационального модерна. Несколько гипертрофированная по масштабам композиция, массивные ризалиты, крупные коринфские колонны заявляют амбиции ретростиля; в то время как простота внутренних помещений, разумность их взаиморасположения, удобство (и даже уют) операционного зала, наконец, чистота фасадных поверхностей привлекают симпатии к этой постройке. Это хорошо сохранившееся здание до сих пор сохраняет свое функциональное назначение.
29. Памятная доска по случаю 100-летия здания Саратовского почтамта
Интересным арт-объектом стала памятная доска, которая была торжественно открыта в октябре 2017 года по случаю 100-летия здания Саратовского почтамта на его фасаде. Его автор - заслуженный художник России Андрей Щербаков. Здание стоит на земельном участке площадью 880 кв. м., его стоимость 100 лет назад составляла больше 112 тыс. руб. Возвели почтамт за 2 года и 5 мес. на народные средства. По словам автора барельефа Андрея Щербакова, «в барельефе отражены этапы становления почты. И, конечно же, главным действующим лицом композиции является почтмейстер начала века».
30. Доходный дом Подклетова
Доходный дом семьи Подклетновых был возведён на бывшем дворовом месте купца Ф. Г. Тумакова в 1908–1909 годах по проекту архитектора Ю. Н. Терликова. Состоял он из двух отличающихся друг от друга зданий в стиле модерн (деревянных, обложенных кирпичом), соединённых каменной аркой с воротами. Квартирантами у Подклетновых были хорошо обеспеченные и заслуженные люди Саратова, в частности врачи Н. И. Ковалевский и З. С. Рейхман, будущий ректор СГУ В. Д. Зернов и профессора Н. С. Троицкий и К. А. Юдин. На первом этаже арендовали помещения мануфактурный магазин Л. М. Шофер и фотографическое заведение С. Морозова. Два двухэтажных деревянных, обложенных кирпичом здания на углу улиц Московской и Чапаева по документам дореволюционной поры были записаны на Подклетнову Веру Романовну, жену мещанина. Это были доходные дома в стилистике модерна, соединенные каменной аркой, с комфортабельными квартирами для обеспеченных жителей, поэтому всё дворовое место занимают постройки, оставляя лишь немного пространства для небольшого дворика без всякой растительности. Дом Подклетновых имеет статус регионального памятника культуры, беда в том, что он стал им очень поздно. Долгое время дом был в числе выявленных объектов культурного наследия, а в реестр областных памятников вошел только в апреле 2020 года.
31. Усадьба городская, кон. XIX в.
Данная усадьба принадлежала купцу Н.И. Мордовкину, мясному торговцу и скотопромышленнику, в то время известному на базаре и в городе под прозванием «Бараний задок». Из ведомости водопроводной компании по расходу воды можно увидеть, что Мордвинкиным И.П. было потреблено воды 17800, а вывезено 2520 ведер в нечистотах. Достаточно значительная цифра потребления воды, возможно говорит о том, что рядом с домом на дворовом месте в подсобках располагался разделочный цех и ледники для хранения мяса. В 1892 г. событие, произошедшее в Саратове, впоследствии круто изменило жизнь скотопромышленника и торговца мясом Мордвинкина И.П., сведя все его достижения на нет. В этом году он был приговорен к смертной казни через повешение как один из руководителей погромов во время так называемого «холерного бунта». В последствии, приговор был обжалован и изменен на 20 лет каторги. В 1917 году в усадьбе располагалось лечебница Саратовского фельдшерско-акушерского общества.
Уже в советское время большая часть дворового места Мордвинкиных была прибрана заводом «Электродеталь», который занимал целый квартал в глубину. На территорию завода было два входа: со стороны ул. Московской,116 ( бывшая зеркальная фабрика Седова, позже гараж Соколова и Иванова), в историческом доме находилось заводоуправление и штамповочный цех, и со стороны Челюскинцев, 137 (ул. Часовенной, флигель-магазин Мордвинкина). До наших дней сохранился главный дом, к которому в советское время была приделана пристройка и одноэтажный флигель, а так же ворота.