Согласно распространённой легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии, рождённый уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие. Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий (Юрий) Васильевич. Соломонию силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской. В монастыре Соломония родила Кудеяра и его вывезли в Керженские леса, где тайно воспитывали в лесных скитах. Согласно другой легенде, Кудеяр — сын Жигмонда Батория, рождённый ещё до того, как его родственник Стефан Баторий (Жигмонд приходился Стефану племянником) стал королём польского государства. Поссорившись с отцом, который к тому времени уже был стар, он бежал к казакам на Днепр. Затем он переходит на службу к русскому царю. Кудеяр принадлежал к роду Батори, был отправлен к казакам на Днепр, служил затем Ивану IV опричником, а после царской опалы бежал и разбойничал. Ещё одна версия гласит, что им мог быть предатель Кудеяр Тишенков (XVI в.) — сын боярский, родом из г. Белёва. Современник Ивана Грозного. В мае 1571 года он показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве — тайные броды через реку Оку. Отступая вместе с крымскими татарами, Кудеяр покинул пределы Московского государства и остался в Крыму.Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.
Легенда, записанная в саратовском селе Лох в 1919 году, гласит, что Кудеяр был младшим братом Ивана Грозного. Получив пророчество о том, что повзрослевший родственник лишит его престола, царь якобы приказал слугам Ивану и Симу убить ребёнка, но те вместо с ним бежали к турецкому султану. Здесь царевич был обращен в ислам и получил имя Кудеяр.
С позиции традиционной морали фольклорные злодеи воспринимались негативно. Но в народе к ним относились с сочувствием. Считалось, они за справедливость и борются только с неправедными людьми. А простых защищают. Часто Кудеяр предстает "русским Робин Гудом" — ограбит, например, боярина и отдаст деньги крестьянам. Или вовсе порешит, чтобы не угнетал простой люд.
А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали…
Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.
Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде.
В качестве главаря шайки разбойников, Кудеяр организовывал и участвовал в грабежах богатых обозов на дороге, ведущей из Московии в Золотую орду. Происходило это во времена Ивана Грозного. Скрытые удачливым разбойном награбленные сокровища, до сих пор ищут в Тульской, Саратовской, Воронежской губерниях, а также под Киевом, на Брянщине.
Кудеяр жил в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах. В легендах даже приводится список: «бочки золота, серебра, камни самоцветные, утварь из 12 церквей и колокола». Туда вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Из внутренних помещений до верхней площади горы было отверстие саженей в тридцать длины - "труба", через которое выходил дым наружу. По народным легендам хранятся в его пещере за железными дверями громадные сокровища Кудеяра, но золотой ключ от нее лежит в Симовом роднике, а достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник, или почерпнет воды из Ужиного озера.
Перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, — густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора — высокий конус, поросший в то время соснами. Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом. На Караульной горе Кудеяр ставил своих часовых. В конце дола Соколки, в нынешнем урочище «Пушки» были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, с поросенка величиной, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его.
Пещера Кудеяра одна из самых известных достопримечательностей Саратовской области вместе с Утесом Стеньки Разина и Хвалынским парком. Сама пещера сейчас представляет из себя достаточно узкий проход, местами с расширениями в 1,5 метра высотой и 1,5-2 шириной. Протяженность свободного лаза - 20-30 метров. Далее проходы становятся очень узкими и при физическом воздействии на стены пещеры есть вероятность обрушения.
Правда, археологическая экспедиция Александра Минха, работавшая в окрестностях села Лох в 1880-х гг., никаких кладов не нашла, но раскопала могилу с... захороненной детской тряпичной куклой!
В 1893 году в Саратовском музее все же появились находки, сделанные на Кудеяровой горе. Скупые строки описи экспонатов гласят: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Вот и все сокровища. Правда, рассказывали о каком-то крестьянине, нашедшем целых 12 ведер монет (тоже медных), но это всего лишь слухи, которые так и не нашли документального подтверждения.
В Чертовом Городище, клад охраняет дочь Кудеяра Любаша, в пещерах саратовской Кудеяровой горы на страже стоит сам атаман, а на горе Черный Яр, что в Липецкой области (напротив села Долгого), эту функцию выполняет его конь, превращенный в камень.
Есть сведения о жене Кудеяра Настасье, которая умерла от какой-то болезни, и их дочери Любаше, которая вынуждена охранять пещеру с кладом отца. Народная память сохранила также имена трех видных сообщников знаменитого атамана. Некий Сим (или Симон) погиб, поспорив с Кудеяром, что перескочит на коне с Меркуловой горы на Кудеярову через реку Соколка (Саратовская область). В месте, где он упал и вместе с конем провалился под землю, появился родник, названный Симовым.
Легенда звучит так: Был у Кудеяра товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову через Майров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя. В это же время ни с того, ни с сего захворала жена Кудеяра, любимая Настя, и в одночасье умерла. Похоронили ее в дубовом гробу, нарядили в парчу и бархат с жемчугами и самоцветами, зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице, и насыпали над нею курган. Похоронил Кудеяр сразу и друга верного и жену любимую. Постыл ему белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет - грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов своих отпустил и остался один. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горою стал жить.
Другими сообщниками Кудеяра называют Болдыря и Анну. Про эту женщину рассказывали, что она бросилась в реку после того, как молодого купца, которого она любила, родители заставили жениться на богатой невесте. Она не умерла, а лишь разбилась и была вылечена разбойниками Кудеяра. Именно Анна возглавила разбойничью шайку после того, как атаман то ли погиб, то ушел каяться. Погибла она в бою на купеческом корабле, который ее люди пытались ограбить.
Верстах в 20 к ЮЗ от с. Лох около мордовского с. Оркино (Кучугуры), в местности гористой и лесной, рядом с Гремячим родником и Комбраз-панда (Седло-гора) указывают долину "Боже-дом", где по народному преданию Кудеяр (по другим - разбойничий атаман Улан) побил и похоронил много народу.
В Посельской волости Хвалынского уезда на высоком месте близ с. Поселок, лежащем при впадении речки Изба лык в Терешку, есть два бугра, обрытые канавами, под названием "Мары". В старину в 100 саженях от этого места было озеро и осиновый лес. Местные казаки сказывают, что на Саратовской степи есть насыпной мар, близ которого на сеаеро-восток находится болото и осиновая роща. На этом месте стоял однажды Кудеяр с войском. У него была любимая лошадь, которая пала, а затем вскоре и сам он умер. Тогда его посадили на эту лошадь и несли ему со всех сторон дары: золотом, серебром, разными драгоценными вещами, которыми и зарыли его, насыпав над ним мар (курган). При раскопках этих маров сельские жители находили человеческие и лошадиные кости.
Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких городков находилось в пределах Воронежской губернии. Так, в Шиповом лесу у села Ливенки в Павловском уезде, находились остатки «логова» Кудеяра, включавшего дом, кладовые и конюшни. С этим местом связано множество легенд о разбойных делах страшного атамана.
На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде — оно находится в шести верстах от села Белоколодского, по дороге на Липецк. Этот глубокий овраг окружен крутыми, почти отвесными склонами, что делало его надежным убежищем.
Явно сделанное человеческими руками насыпное городище, под названием Кудеяров Притон, было известно в Бобровском уезде. Городище в виде большого четырехугольника, окопанного валами и рвом, со всех сторон окружено болотами и кустарником. Здесь, как говорят легенды, находилась первая ставка Кудеяра.
Рассказывают, что в Караульных горах, в долине разбойники имели землянки и у них был колокол, в который звонили при тревоге для сбора шайки; впоследствии они зарыли все награбленное и самый колокол в землю. Раз в год, на Пасху, между заутренней и обедней, колокол и землянки являются в прежнем виде: в одной из последних горел огонь, а на полу и по углам лежали кучи золота, серебра и разных вещей; тогда же можно было войти в эту землянку до трех раз и брать драгоценности но при попытке вернуться после третьего раза дверь за вошедшим смельчаком затворялась и к нему являлся хранитель этих сокровищ, требуя от него собственную душу, или душу младенца, или того, что для него всего дороже. Говорят, что входившие туда пропадали или немели и потом от испуга скоро умирали; а если кто брал, то деньги эти впрок не шли; червонцы были неразменные и возвращались назад, а за истраченные целые золотые взявший их платился ущербом в хозяйстве и смертью семейных, наконец и сам он делался жертвой сухотки и умирал.
Про то, как найти соровища, в Саратовской области есть две легенды. По первой, сторожит свои богатства до сих пор сам Кудеяр. До сих пор несет он кару божью за разбой в землянке: каждую ночь влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. По другим сведениям, на все свои клады Кудеяр положил зарок на 200 лет. Срок этот уже прошел. Рыть клад нужно в нечетном числе. Золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник или почерпнет воды из Ужиного озера. Где оно - Ужиное озеро - никто не знает.
"Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати,
Что заутра мне, добру молодцу, на допрос идти,
Перед грозного судью самого царя"...
Кудеяр здесь является выразителем русского удальства, русской силы, пролагавшей пути русскому человеку к "вольным степям", к шири и простору отнятых у татарщины земель. По народным рассказам, "лицом он был пригож", "телом статен", "ум имел обширный", "силу богатырскую", "народу честно жаловал", "во пиру был ласков, во хмелю весел", "к красным девицам ластился", "молодцам проходу не давал". На основании народных легенд о Кудеяре Костомаров написал свой известный роман. Много легенд, относящихся к Кудеяровой горе, приурачивают к находящейся в ней пещере.
Историки долго спорили о датах жизни прототипа этого персонажа, пока не нашли один очень интересный документ — отчет тульского воеводы для царя Алексея Михайловича. Датируется он 1640 годом. "Сказывали давно старые люди, лет сорок назад, про атамана Кудеяра и его разбойников, которые грабили много и убивали", — говорилось там. По всей видимости, полагают ученые, жил он в конце XV — первой половине XVI века. На это косвенно указывает и народная легенда о загадочном "князе Юрии Васильевиче, истинном наследнике московского престола".
В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем.
В 1866 году в журнале «Рязанские губернские летописи» была впервые напечатана легенда о камне. Долговское городище тогда называли Городком или Чёрным Яром. Рассказывают, что Кудеяр, вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Донские казаки, заинтересованные в безопасности торгового пути, решили поймать Кудеяра. Но он долго им не давался, ускользал. Сначала они разгромили шайки Болдыря и Анны, а уж потом нашли логово Кудеяра — около этого самого камня. Долго осаждали они укрепление Кудеяра, а затем догадались обложить его хворостом и поджечь со всех сторон. Тогда Кудеяр якобы закопал награбленное добро в землю, коня своего превратил в камень, чтобы охранял клад, а сам бросился в огонь и в виде дыма улетел в далёкие края.
По другой версии, атаман выскочил из огня, но казаки погнались за ним, взяли в плен, сковали цепью, посадили в мешок и бросили с Чёрного Яра в Дон…
1890 г. Легенда о Кудеяровой горе довольно подробно изложена А.Н.Минхом в «Известиях Императорского Русского географического общества» и в «Этнографическом обозрении». Рукопись Минха «Разбои и клады Нижнего Поволжья», где есть рисунок Кудеяровой горы и другие материалы о лоховской легенде, хранится в Саратовском областном архиве. Данных о том, что А.Н.Минх посещал пещеру нет. Рисунок, выполненный его сыном Н.А.Минхом, является единственным свидетельством посещения Кудеяровой пещеры.
1891 г. В музей Саратовской ученой архивной комиссии от Г.П.Светского поступили две медные монеты, найденные в Кудеяровой горе. Одна без имени хана чеканена в Полистане в 761 г. и другая турецкая монета 1223 г. Им же вроде бы найдено в пещере железное изделие в виде «кресала и отвертки», но оно не сохранилось. Г.П.Светсков проник в пещеру на 30 метров и видел в боковом отверстии, ведущим в пещеру, на стенах вделанные большие кольца.
1903 г. В «Приволжском крае» приводиться описание пещеры с двумя отверстиями, которые завалены щебнем. Три человека предлагали провести на Кудеяровой горе несколько взрывов.
1919 г. Б.Б.Зайковский записал легенду, которая бытовала в селе Лох в начале века. По ней Кудеяр был царского роду и приходился младшим братом Ивану Грозному.
1920 г. В.Ф.Миющенко пробрался через боковое отверстие на глубину 20 метров. Вход шёл вглубь горы извилисто, расширяясь через каждые 4−6 метров и образуя полости в виде небольших «комнат».
1990 г. Комплексное обследование территории Кудеяровой пещеры и ее ближайших окрестностей по программе «ГЕРМЕС» сотрудниками НИИ Геологии СГУ. Проведенные электроразведочные работы позволили расчленить приповерхностную толщу пород, что было невозможно иными методами и выявить две аномальные зоны — первая предположительно связывается с известной пещерой, второй объяснения не найдено.
С этого момента на горе проводились различные исследования и экспедиции. Много было и кладоискателей, которые приезжали сюда в поисках сокровищ Кудеяра. К несчастью, никаких крупных находок сделано не было, а если кто-то и нашел клад разбойников, то предпочел сохранить это в секрете.
А вскоре сотрудники НИИ Геологии СГУ в отчётах о раскопках вынесли разочаровывающий приговор: никаких археологических материалов, подтверждающих наличие культурного слоя от древнего поселения, не обнаружено. Несмотря на это, на Кудеярову гору ежегодно приезжает множество людей, и каждый из них хранит в душе надежду найти легендарные сокровища и увидеть своими глазами места из местных легенд.
Возможно, в горе есть и другие полости, неизведанные по сей день. Об этом свидетельствуют характерные провалы на вершине Кудеяровой горы.