Водоемное здание (водонапорная башня), 1892 г., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль зданий, сооружений и объектов науки и техники железнодорожного вокзала станции «Покровск». Башня располагается в северной части Привокзальной территории, на расстоянии 18,0м от ж/д путей ветки "Анисовка-Саратов". Отдельно стоящее кирпичное здание, выполненное по типовому проекту, круглое в плане с куполом. Башня перекрыта шестигранным металлическим куполом с 4-мя круглыми окнами и вентиляционным фонарём. Фасады решены в стиле эклектика с открытой кирпичной кладкой, акцентированы окнами по 4-м сторонам, главный вход выделен выступающим объемом.
В 2020 году прошло восстановление объектов исторического комплекса железнодорожной станции «Покровск» - памятника культурного наследия регионального значения. На башню водрузили восстановленную куполообразную крышу с изящно декорированными окнами. Была произведена внутренняя отделка башни, восстановлена мерная линейка для отслеживания уровня воды в бака, восстановление лестниц, устройство смотровой площадки, в дальнейшем здесь была размещена музейной экспозиции. Здесь теперь можно ознакомиться с тем, как работала башня. Стоит отметить, что внутри купола размещен утеплитель из конского волоса, как это и было при строительстве башни в 1900 году. Делалось это специально. В случае пожара сильный дым, который дает конский волос при возгорании, скорее увидят и поспешат на тушение огня. А снаружи была добавлена деталь - чугунная чаша с питьевым фонтанчиком, которая является рабочей. В Энгельсе на башне эта деталь была утрачена. Для комплекса экспонаты искали по всей Приволжской железной дороге! Самые старые артефакты - остатки деревянного водопровода.
Здание водонапорной башни – это сохранившаяся постройка конца XIX века, входит в ансамбль зданий, сооружений и объектов науки и техники железнодорожного вокзала ст. Покровск и является типовым сооружением, которое возводилось при железнодорожных станциях на всей линии Рязанско-Уральской железной дороги в конце XX века. Ранее называлось водоемным зданием.
Для заправки паровозов водой на пунктах экипировки паровозов вместо раздаточных колонок устанавливались гидроколонны и сооружались специальные устройства водоснабжения – водонапорные башни. Водоемные здания выполняли важную роль в инфраструктуре железных дорог, их строили в огромных количествах — на каждые 100-150 км пути. Башня не качала воду самостоятельно, а аккумулировала объем, поступающий из насосной станции.
Бак находился на высоте, чтобы обеспечить давление, необходимое для прохождения воды по трубам от башни до гидроколонн, стоящих на железнодорожных путях. Из-за больших расстояний между пунктами водоснабжений и для создания условия для бесперебойной работы башни стали строиться с двойными баками, расположенными один над другим (нижний рассматривался как запасной). Это давало возможность заниматься ремонтом бака без перерыва в работе водоемного здания.
Для удешевления постройки водоемные здания роектировали круглые снаружи и внутри и покрытые купольной крышей. Для удобного осмотра и ремонта баков между баком и стеной имелось свободное пространство, имевшее достаточное освещение через окна. Под днищами баков организовывались площадки для осмотра и ремонта. Для возведения стен здания использовался местный кирпич или бутовый камень на известковом растворе. Для вентилирования здания на крыше устраивался деревянный фонарь с устройством в нем жалюзи.
В зависимости от вмещаемого запаса воды водоемные здания подразделялись на три типа: на двойные четырехкубовые (полный запас воды 8саж3), шестикубовые (полный запас воды 12саж3) и восьмикубовые (полный запас воды 16саж3). Баки имели цилиндрическую форму со сферическими днищами.
В стенах водоемного здания, изнутри, на высоте, соответствующей размещению баков, сделаны два уступа. На эти уступы («обрезы стен») опираются две железные сплошные конические фермы («подданные конические кольца»), на верхних основаниях которых непосредственно и покоятся водяные баки. По нижнему поясу баки опоясывались фермами, опиравшимися на выступы стен с внутренней стороны. В кольцевых фермах вокруг каждого бака были сделаны по одному овальному (чтобы не ослаблять конструкцию ферм) люку-лазу для прохода наверх. Считалось необходимым обойтись без наружной лестницы, поэтому с первого этажа на второй вела винтовая чугунная лестница вдоль стены, а выше - подвесные лестницы с этажа на этаж. К 1898 году водоёмных зданий такого типа было построено уже больше восьмидесяти.
В зимнее время башни нужно было отапливать. На первом этаже устанавливали водоподогреватель, к водяной части которого подключали баки. К тому же, часть тепла давала дымовая труба, проходившая сквозь баки на крышу. Каждый бак парой труб соединялся с водяным пространством обогревателя так, что нижняя труба из бака шла к нижней части подогревателя, а выходящая труба из верха подогревателя шла до половины высоты каждогомбака. Это было сделано для получения циркуляции подогреваемой воды. Длямбашен разной емкости предназначались подогреватели с разной величиной поверхности нагрева.
Водоемное здание является важнейшим и незаменимым объектом инфраструктуры железной дороги и не могло быть построено позднее открытия заволжской линии Рязано-Уральской железной дороги (Ветка Покровск-Уральск), которое произошло в 1894 году.