В 1990 году на привокзальной площади Ртищева был установлен оригинальный памятник В.И. Ленину, представляющий собой большой бюст Владимира Ильича водруженный на постамент из кирпича, никаких надписей на постаменте нет. До этого на месте памятника стоял серийный Ленин с 1970 по 1990 годах. Открытый в самом конце существования Советского союза этот памятник можно считать самым последним памятником вождю пролетариата в Саратовской области.
Одним из старейших зданий города Ртищево является железнодорожный вокзал, который построен по проекту знаменитого в Саратовской области архитектора Петра Зыбина. Вокзал Ртищево построен в 1870 г., является памятником архитектуры - узловая участковая железнодорожная станция Мичуринского региона Юго-Восточной железной дороги.
Первое поселение возникло в этих местах на рубеже XVI и XVII веков. На реке Ольшанка, недалеко от слияния с Хопром появилось село Альшанка или Покровское (по престолу стоявшей в нём церкви). Позже оно получило еще одно название – Ртищево, так как принадлежало помещикам Ртищевым, которым его в 1723 году за проявленный в Северной войне героизм пожаловал император Пётр I.
Во времена строительства Тамбово-Саратовской железной дороги часть земель местных крестьян были отчуждены под строительство станции второго класса. В 1871 году станция Ртищево была сдана в эксплуатацию, а при ней возник пристанционный посёлок Ртищево. Статус города поселок получил в 1925 году. Село Ртищево располагалось к северу от него и вошло в состав его состав уже в советское время.
Интересно, что город пытались переименовать, но обе попытки закончились неудачей. Когда город должен был получить имя наркома внутренних дел СССР Н.И.Ежова (а вместе с ним переименовывались район и станция), историческое название спасло лишь то, что в момент принятия решения в 1938 году Ежова сняли с должности, а впоследствии арестовали и расстреляли.
В 1967 году возникло новое движение по переименованию, как и в первый раз, по причине связи названия города с именем боярина Ртищева, а бояре «всегда утверждали зло и мракобесие». В качестве вариантов предлагались «железнодорожные» имена, в честь революционерки А. М. Коллонтай, и даже по названию популярной тогда песни Эдиты Пьехи «Манжерок». Но после статьи историка-краеведа А. В. Куванова в местной газете, где он доказал, что Ртищевы горячо любили и стойко защищали Родину, вопрос был закрыт.