Саратов подарил России несколько великих актеров. Многие знают Олега Табакова и Олега Янковского. Но уже мало кто помнит великого русского актера Бориса Андреева – первого из Саратова, кто стал народным артистом СССР. Что важно - не только по «званию», но и по сути. Этот актер никогда не писал мемуары, он не считал себя выдающейся личностью, о жизни которой нужно издавать толстенные книги. Борису Андрееву было интересно другое – афоризмы, анекдоты, крылатые выражения, которые он собирал в тоненькой коричневой тетрадочке под названием «Афористический роман». Его имя знал каждый житель Советского Союза, он купался в лучах славы и всенародной любви. Внешне он напоминал былинного богатыря, такого же мощного и неуязвимого. И только самые близкие знали что это внешнее богатырство скрывает тонкую и ранимую душу. Как у ребенка. Слава к Борису Андрееву пришла после выхода ленты «Трактористы», а всенародная любовь и популярность после проката картины «Большая жизнь». Борис Андреев, а для близких друзей просто БэФэ, снимался всю свою жизнь, почти до самой смерти.

О том, что при комбайновом заводе есть кружок самодеятельности, Борис Андреев узнал случайно. Будущего актера попросили построить декорации для спектакля, и он пришел за досками в разгар репетиции. Юношу сразу заметил художественный руководитель Иван Слонов: внешне сильный, крупный Андреев подходил на роли передовиков производства. Режиссер предложил ему записаться в драмкружок. Слонов учил технике речи и показывал приемы, которые помогали вжиться в роль. Вскоре Андреев исполнял все главные роли в заводских спектаклях.
В 1933 году Борис Андреев по совету режиссера поступил в Саратовский театральный техникум (с 1933 года — имени И. А. Слонова, ныне Театральный институт Саратовской государственной консерватории им. Собинова). Совмещать работу и учебу удавалось с трудом — он даже думал бросить техникум. Однако Слонов убедил дирекцию завода, что Андреев станет знаменитым актером. Администрация пошла на уступки. Чтобы слесарь смог сосредоточиться на учебе, ему снизили количество часов в сменах, а на четвертом курсе и вовсе освободили от работы и назначили стипендию из фонда предприятия. В 1937 году Андреев закончил техникум и получил диплом актера. Он вспоминал: «На всю жизнь останется в моей памяти день, когда я пришел после защиты диплома в родной цех завода. Вместо обычной замасленной спецовки я явился в белой накрахмаленной рубашке, впервые надел галстук. Торчащие вихры были старательно приглажены. Кругом веселые, радостные лица, все поздравляли меня с окончанием». На ежегодном собрании цеха старший слесарь Королев сказал: «В этом году наш завод выпустил 1738 комбайнов и одного актера».

Антона Чехова, в котором ему досталась эпизодическая роль — он озвучивал собаку.
"Я исполнял эту роль в течение сезона. Делал я ее со всей искренностью души человека, влюбленного в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке."
вспоминал Борис Андреев.
В 1938 году Борис Андреев вместе с Саратовским театром отправился на гастроли в Москву. После одного из спектаклей к актеру подошли ассистенты известного режиссера Ивана Пырьева: они искали артистов для музыкального фильма «Трактористы». Андреев вспоминал: «Я стоял за кулисами и курил. В это время ко мне подошли двое и поинтересовались, я ли актер Саратовского театра Андреев. «Если надо, я сейчас же затушу сигаретку», — сказал я. А в ответ получил приглашение прийти на киностудию». На следующий день актер получил роль Назара Думы — грубоватого и порывистого колхозника. По сюжету герой Андреева притворялся женихом ударницы Марьяны Бажан и этим чуть не помешал ей найти настоящую любовь. Исполнитель главной роли Николай Крючков писал: «Это была первая его роль в кино, а сыграл он ее очень уверенно, профессионально, с чувством меры, нигде не «пережимая», хорошо взаимодействуя с партнерами. В нем сразу же обнаружился недюжинный актерский талант».
Во время съёмок фильмов «Трактористы» и «Истребители» Борис Андреев приобрёл двух очень близких друзей — П. Алейникова и Н. Крючкова. Впоследствии в кругу киноактёров он называл эту компанию «святой троицей». После выхода на большой экран «Трактористов» в 1939 году Алейников предложил другу переехать в Москву и найти работу в кино. Андреев согласился. Уже через несколько месяцев они вместе сыграли лейтенантов в картине Эдуарда Пенцлина «Истребители». В это же время режиссер Леонид Луков одобрил Бориса Андреева на эпизодическую роль шахтера Харитона Балуна в фильме «Большая жизнь». Обе ленты стали лидерами кинопроката в 1940 году: «Истребителей» посмотрели 27 миллионов советских зрителей, «Большую жизнь» — почти 19 миллионов. Андреев стал знаменитым. Его герои были из народа, поэтому их так тепло принимали зрители. Сам актер тоже никогда не отрывался от простых людей, принимал их любовь и знаки внимания.

В мае 1939 года режиссер Эдуард Пенцлин начал съемки картины «Истребители». Бориса Андреева и Петра Алейникова пригласили на роли. Съемки проходили в Киеве, куда оба актера приехали из Москвы. Первые дни Андреев и Алейников в перерывах между съемками осматривали достопримечательности, и ничего такого не вытворяли. Но хватило их не на долго. Вскоре начались походы по местным кабакам и веселые посиделки. Как-то после очередных таких посиделок приятели прогуливались по Крещатику и увидели папиросный киоск. По воспоминаниям Андреева, Алейников спросил его тогда: «А слабо тебе эту киоску свалить?».
Андреев ответил, что совсем даже не слабо, навалился плечом и повалил киоск со всем его содержимым на землю. Довольные, приятели отправились прогуливаться дальше, а когда возвращались назад, увидели, что киоск так и лежит на земле. Алейников посетовал, что оставлять так киоск нехорошо, люди же утром за папиросами придут, а киоск вповалку. Борисов без разговоров поставил злополучный киоск на место.
Однажды приятели так набрались, что сил добраться до гостиницы у них уже не осталось. Они еле передвигали ноги и тут увидели странную картину, перед ними прямо на улице возникли кровати, с пышными перинами и подушками, украшенные украинской вышивкой. Рядом стоял уютный диван и тумба. Андреев крикнул Алейникову, что перед ними гостевая хата, и дальше можно не идти, они направились к кроватям, которые так и манили прилечь. Потом что –то треснуло и лязгнуло, но хмельные артисты не обратили на это никакого внимания, просто улеглись на кровати и уснули.
А на утро артистов разбудил наряд милиции. Когда они открыли глаза, то увидели, что находятся в витрине магазина, за разбитым стеклом которой уже собралась хихикающая толпа. Друзей сразу же забрали в отделение. Молодой лейтенант в отделении жутко ругался и грозился упечь артистов за хулиганство. Андреев громовым голосом произнес: "Эх ты, чернильная душа. Что станешь делать, когда чернила кончатся?". И выпил содержимое чернильницы до дна! Потом довольно причмокнул – чернила были на спирту, а актер мучился после вчерашнего… Милиционер оторопел от такой наглости. Пока он искал другую чернильницу в отделение прибыл начальник с супругой, которая обожала Алейникова и Андреева. Ведь тогда фильм «Трактористы» уже гремел на всю страну… Тут же началась раздача автографов, разговоры, смех. Лейтенанту приказали отпустить дебоширов с миром и не составлять протокол. Когда Андреев и Алейников с разбитыми об витрину лбами и с сильным перегаром вернулись на съемочную площадку, ярости режиссера не было предела!

В 1942 году Леонид Луков приступил к съемкам картины «Два бойца». Сценарий фильма о фронтовой дружбе написали по повести Льва Славина «Мои земляки». Режиссер объяснял: «Главная сила на войне — это люди. И цель моя была показать эту главную силу войны — простых советских людей, не совершивших, на первый взгляд, никаких выдающихся подвигов, но чья повседневная жизнь и борьба сами по себе подвиг».
На главную роль Саши Свинцова Бориса Андреева одобрили сразу. Критик Татьяна Иванова писала: «В этом фильме Андреев доказал, что способен играть по самому большому счету. Не только умножать варианты своих упрямых парней, но и превращать их в выразителей народного характера, народной души, всполыхнутой войной, потрясенной, но непоколебимой». Режиссер снимал днем и ночью: картину нужно было закончить как можно скорее. Специально для картины композитор Никита Богословский
сочинил знаменитые военные песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали». В октябре 1943 года ленту показали солдатам на передовой.

В 1949 году Борис Андреев снова снялся у Пырьева: режиссер работал над фильмом «Кубанские казаки». Музыкальную комедию о социалистическом соревновании между колхозами отметил Иосиф Сталин. Посмотрев фильм, он сказал: «А все-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством».
Вскоре Бориса Андреева пригласили на главную роль в киноэпопее «Падение Берлина» Михаила Чиаурели. Отказаться от роли он не мог: идея картины принадлежала самому Сталину. История сталевара, которого дважды благодарит за трудовые и военные подвиги лично глава государства, стала третьей по популярности в прокате 1950 года. После выхода фильма съемочную группу наградили Сталинской премией I степени. Киновед Ростислав Юренев вспоминал: «Официальный успех в «Падении Берлина» меня от Андреева оттолкнул, и надолго. Понимаю и понимал, что актер не во всем виноват. Но в помпезном фильме Чиаурели Андрееву довелось олицетворять русский народ». В 1950 году Борису Андрееву присвоили звание народного артиста РСФСР.
Отношение к фильмам изменилось сразу после смерти Сталина. На ХХ съезде КПСС Никита Хрущев назвал фильм «Кубанские казаки» «лакировкой действительности» и постановил снять картину с показа. Ту же судьбу разделила лента «Падение Берлина»: по сюжету Иосиф Сталин единолично командовал советской армией и прибыл в Берлин поздравить бойцов с окончанием войны (чего не было в действительности) — фильм обвинили в мифологизации лидера.

На ближайшей остановке в салон ввалилась целая молодёжная компания. И среди них девушка, которая сразу приглянулась актёру. Борис Андреев тут же познакомился с Галиной и отправился её провожать. Правда, до женитьбы на ней ему пришлось выдержать противостояние с родителями девушки. Репутация дебошира и любителя спиртных напитков уже тогда прочно закрепилась за артистом, и отец Галины, служивший в милиции, ни в коем случае не соглашался отдать дочь замуж за Андреева.
Но со временем сопротивление родителей всё же удалось преодолеть, и влюблённые отправились в ЗАГС. Борис Фёдорович и Галина Васильевна прожили вместе целую жизнь, в 1952 году у пары родился сын Борис. Они воспитали замечательного сына, которого назвали, как и отца, Борисом. Впоследствии он стал доктором философских наук, профессором университета культуры и искусств в Москве.

В 1954 году Андреев получил главную роль в «Большой семье» режиссера Иосифа Хейфица. Киноленту о судьбе трех поколений судостроителей оценили и за рубежом: фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший ансамбль». Борис Андреев работал на площадке вместе со знаменитыми актерами Сергеем Лукьяновым и Верой Кузнецовой. «Большая семья» стала режиссерским дебютом артиста Алексея Баталова, который отзывался об Андрееве: «К нему было удивительное доверие у миллионов людей. Появление Андреева на огромном, битком забитом стадионе, где проводилась программа «Товарищ кино», вызывало не просто хлопанье под барабан, это был поток, обвал любви, восторга, признания».

Сейчас в кинематографе вовсю используются компьютерные технологии, спецэффектами мало кого удивишь, но сказка про легендарного Илью Муромца все еще восхищает. А в 50-е вообще производила фурор! Андрееву был 41 год, а Илье Муромцу вначале фильма, согласно сюжету, около 30. Для того, чтобы показать его более молодым, требовался сложный грим. Артисту "подтянули" лицо сильным клеем, сверху которого нанесли толстый слой косметики. Естественно, боль, раздражение и зуд стали постоянными "спутниками" Бориса Федоровича. От всего этого, конечно, он был не в восторге, мягко говоря. И вдруг из-за какого-то разногласия артист впал в ярость, схватил здоровенную дубину и стал гоняться за всеми подряд. Перепуганные люди бросились врассыпную и прятались. Например, 57-летний Сергей Мартинсон, игравший Мишату, спрятался под кровать в избе Ильи. У тех кто попался "под горячую руку" дело обошлось синяками, но за дебош Андреева хотели снять с роли. Тогда вмешался Сергей Столяров, игравший Алешу Поповича и режиссер Александр Птушко. В итоге знаменитость отстояли и съемки продолжились.
"Киев-град" возвели на Чайной горке в окрестностях Ялты и местное население приходило посмотреть на съемки. Андреев нередко был на взводе. Актер играл на палящем солнце в настоящих доспехах. В таком «обмундировании» даже стоять трудно, а приходилось еще и играть, причем повторяя сцены по несколько дублей. В один из дней, когда Борис был особенно не в духе, на съемочной площадке оказался милиционер довольно крупного телосложения. Взглянул на Андреева, а потом усмехнулся: "Слабак! А еще Муромца играешь! Я, брат, поздоровее и посильнее буду!" Тогда актер, ни слова не говоря, схватил насмешника в охапку и выбросил в море. Милиционер был в ярости. На следующий день вышла газета с язвительной статьей про то, как столичная звезда "топит в море" скромных стражей порядка. Возник очередной скандал и Птушко опять был вынужден замять дело, а актер дал себе слово никогда больше в Ялту не приезжать. И он это свое слово сдержал. Однажды в 70-е годы, когда вместе со своими коллегами — артистами он приехал на теплоходе в Ялту, то на берег так и не сошел, предпочтя наблюдать за городом с борта теплохода.
Вообще гениальный Александр Птушко использовал множество новаторских идей, к кинокартине подошел очень ответственно. К съемкам готовились около трех лет: изучали документы, иконы, мозаику, былинную живопись, гравюры. Образы богатырей создавали в соответствии с одной из самых известных картин Васнецова. Свист Соловья-разбойника создавался с помощью двух самолетов. Помните сцену, где жуткому звуку и ветру противостоит богатырь на коне? Обычный конь против такого не выдержал бы. Поэтому сделали искусственного, который с помощью механизмов шевелил ушами, мотал головой, выглядел как настоящий.
Отдельного внимания заслуживает Змей Горыныч, извергающий огонь. Эпизод со Змеем длится несколько минут, но снимали его почти 9 дней. Горынычей было три: самый маленький снимался в полете на струнах, его постоянно передвигали. Чудище покрупнее, около восьми метров приземлялось, а самый большой - 20-метровый, снимался в главных сценах. Голова чудища была в рост человека, причем крупного! Внутри монстра прятались люди, которые им управляли. Там же располагались огнеметы, которыми "рулили" солдаты". Пламя "стреляло" на 35-40 метров. Захватчиков-тугар играли студенты-башкиры, а русичей - солдаты-срочники.
Картина очень понравилась как кинокритикам, так и зрителям. Многие государства эту киноленту приобрели, как и многие работы талантливого режиссера. В США по ее подобию сняли фильм "Меч и дракон", а потом выпустили серию комиксов. А в Японии Змей Горыныч вдохновил на создание фильмов про трехголового монстра.

Следующей большой работой Бориса Андреева стал фильм Георгия Данелии о жизни моряков — «Путь к причалу». В 1961 году артиста сразу утвердили на роль сурового и неразговорчивого боцмана Росомахи. Картину снимали осенью в Мурманске. Специально для знаменитого актера командующий Северным флотом лично выделил адмиральский катер. В одном из эпизодов фильма боцман должен был стоять на берегу и бить ногами по воде. В книге «Безбилетный пассажир» Данелия вспоминал: «В Баренцевом море вода очень холодная, поэтому хотели снимать дублера. Андреев запротестовал: «Никаких дублеров, Росомаху играю я». Эту сцену снимали на острове Кильдин, и актер, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру в мокрой одежде и без переодеваний два часа самоотверженно искал варианты. Сняли четырнадцать дублей». Сразу после выхода киноленты в 1962 году Борису Андрееву присвоили звание народного артиста СССР.
В 1963 году Борис Андреев снялся в драме «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова о революции. Актер играл в паре с Вячеславом Тихоновым. В картине долго не могли снять одну сцену: по сюжету герой Тихонова обвинял персонажа Андреева в предательстве, а затем плевал ему в лицо. Тогда известный артист отвел в сторону и подбодрил партнера: «Да не робей ты! Найди в моей харе что-нибудь противное и туда и плюнь».
Когда в 1965 году не стало Петра Алейникова, Борис Андреев тяжело переживал утрату. Он знал, что друг его мечтал покоиться на Новодевичьем кладбище, но власти отказывались выделить там место артисту из-за отсутствия у него каких-либо званий и наград, за исключением ордена «Знак Почёта». Сам Борис Андреев, Народный артист СССР и обладатель множества наград, в том числе и двух Сталинских премий, надел все свои ордена и медали и отправился к председателю исполнительного комитета Моссовета Владимиру Промыслову хлопотать о месте захоронения друга. Услышав отказ, он поинтересовался: где будет похоронен он сам. Услышав о том, что ему положено Новодевичье, Борис Фёдорович потребовал отдать его место другу. А его самого похоронить, где заблагорассудится. Высокий чиновник сдался под напором известного артиста. Борис Андреев был удовлетворён: он исполнил последнюю мечту друга.
Работы у Бориса Андреева было много: он каждый год снимался одновременно в нескольких фильмах. Сын актера вспоминал: «Папа очень быстро уставал, потому что ему приходилось много работать. От колоссального напряжения у него поднималось давление, кровь шла из носа. В перерывах между съемками он плюхался плашмя на диван в павильоне, чтобы хоть немного прийти в себя». У Андреева начались проблемы со здоровьем. Однако меньше работать он не стал: в конце 1960-х годов на экраны вышло пять фильмов с его участием.

Последней работой актера стал фильм «Слезы капали» Данелии. Завязку сюжета режиссер позаимствовал у сказки «Снежная королева»: жителю небольшого города в глаз попал кусок волшебного стекла, и с тех пор он везде видел только плохое. Главную роль исполнил Евгений Леонов, а Борис Андреев сыграл его однополчанина Николая Ваничкина.
Весной 1982 года после съемок актер внезапно почувствовал себя плохо. Незадолго до своего ухода Борис Фёдорович, приехавший в апреле 1982 года с очередных гастролей, признался сыну, что он очень сильно устал, наверное, его жизнь подошла к концу. Уже два года тяжело болела его жена, и актёр не позволял себе уезжать в долгие творческие командировки, стараясь проводить с Галиной Васильевной больше времени. На следующий день после разговора с сыном Борис Андреев оказался в больнице. А когда он уже шёл на поправку, ему вдруг приснился сон. Он видел себя в окружении множества людей у ворот храма. Вечером его не стало. 24 апреля Борис Андреев скончался. Причиной смерти стало переутомление. Его похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы, хотя ему как народному артисту СССР полагалось упокоение на Новодевичьем; в 1965 году законное место на престижном кладбище он уступил своему лучшему другу Петру Алейникову.
С виду Борис Андреев был простым русским мужиком, но внешность часто обманчива. Его начитанность и эрудированность поражала близких и друзей. Он долгие годы собирал, а иногда и сам сочинял разные колкие высказывания, поговорки и пословицы, которые заносил в тетрадку под названием «охренизмы». Мечтой актера был Король Лир, но эта роль так и осталась несыгранной. Борис Андреев говорил о себе: он словно прожил две жизни. Одна была его жизнь, а вторая – жизнь актёра, прожитая в разных образах его героев. Он был очень талантлив и серьёзен по отношению к работе. Всегда тщательно готовился к съёмкам, не позволял себе относиться с пренебрежением к тем, кто находился с ним рядом на съёмочной площадке, будь то режиссёр или же простой техник. Коллеги, режиссёры и рядовые сотрудники студий любили Андреева, а зрители всегда и везде принимали артиста восторженно. Он был поистине всенародным любимцем.
В Москве, на доме по Большой Бронной улице, 2, где проживал актёр, установлена мемориальная доска.
В Мурманске установлен памятник «морскому волку», внешне похожему на главного героя фильма «Путь к причалу» в исполнении Бориса Андреева.
В Аткарске на стене школы № 9 установлена мемориальная табличка об ученических годах артиста (1922—1927).
В июне 2020 года к 105-летнему юбилею Бориса Андреева в аткарском городском парке появилась еще одна местная достопримечательность – единственный в России памятник земляку и легендарному киноактеру Борису Федоровичу Андрееву.
