В кино актер Саратовского драматического театра Олег Янковский попал случайно: он встретился в кафе с режиссером Владимиром Басовым. Артист прославился уже благодаря первым своим ролям в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища». В 1970-х и 1980-х он так часто снимался в кино, что критики назвали этот период «временем Янковского». Среди знаменитых ролей артиста — барон Мюнхгаузен из картины «Тот самый Мюнхгаузен», Волшебник из «Обыкновенного чуда» и Отец из «Зеркала». Богатая фильмография актера насчитывает порядка 100 фильмов. Параллельно артист играл в театре — на сцене Ленкома он был Тригориным («Чайка»), Лениным («Синие кони на красной траве»), Петром Первым («Шут Балакирев») и, конечно, Гамлетом («Гамлет»).
Родители будущего актера были представителями старинных дворянских родов. До революции Иван Янковский служил в Семеновском полку, участвовал в Первой мировой войне, награждён орденом Святого Георгия. Во время Брусиловского прорыва был тяжело ранен. Служил вместе с Михаилом Тухачевским, который тоже начинал карьеру в Семёновском полку. В 1930-х он был репрессирован, а в 1936 году освобождён. В 1937 году он был снова арестован — как утверждал сам актёр, — «погорел» за то, что «был другом Тухачевского». Вскоре освобождён. Во время войны работал в тылу — сначала на плавильном комбинате в Джезказгане, а затем, уже после рождения Олега, на закрытом комбинате в Ленинабаде (сейчас — Худжанд, Таджикистан), где добывали уран. В 1951 году семья перебралась в Саратов, а в 1953 году отец скончался (дало знать о себе ранение, полученное в Первую мировую войну). Позднее Олег Янковский вспоминал: «Я практически не помню своего отца: он был репрессирован, долго находился в заключении. Мы встретились только незадолго до его смерти».
Мать Янковского Марина Ненастьева в детстве занималась танцами и мечтала стать балериной, а позже выучилась на бухгалтера. Когда Ивана Янковского арестовали, ей пришлось одной воспитывать троих детей: у будущего актера были старшие братья Ростислав и Николай. В 1951 году Янковские переехали в Саратов. Там за детьми следила бабушка Ольга Ненастьева, которая учила их французскому языку.
У них была большая библиотека, которую собрал отец и сумела сохранить мать. Когда семья переехала из Джезказгана в Саратов, увлечением сыновей стал театр — старший, Ростислав, занимался в кружке художественной самодеятельности, средний брат, Николай, — в театральном кружке. Братья обожали спектакли местного ТЮЗа. Ростислав, окончив театральную студию в Ленинабаде, стал работать в местном театре. В 1957 году он перебрался в Минск, где начал играть на сцене Минского русского драматического театра им. М. Горького (сейчас — Национальный академический драматический театр имени М. Горького). Чтобы избавить мать от части материальных забот (в семье остался один кормилец — средний брат Николай), через год Ростислав забрал к себе 14-летнего Олега, который как раз окончил седьмой класс.
В старших классах Янковский увлекался театром: часто ходил на спектакли, занимался в школьном драмкружке. В свободное время он играл в футбол и даже думал стать профессиональным спортсменом. Однако это увлечение пришлось бросить. В футбол запретил играть старший брат: Янковский так много участвовал в матчах, что начал прогуливать уроки. А однажды он даже пропустил спектакль, в котором должен был вновь подменить заболевшую актрису.
В 1961 году по просьбе матери Олег Янковский вернулся в Саратов. Там же он окончил школу №67. Поступить Янковский решил в медицинский институт на стоматолога. Он хотел хорошо зарабатывать и помогать матери.
В Саратовское театральное училище Янковского зачислили случайно. Он зашел туда, когда возвращался домой из магазина, — хотел спросить, как будут проходить экзамены в следующем году. Вместо этого директор училища сразу зачислил его на первый курс.
Несколько месяцев Янковский даже не ходил на занятия. Он думал, что его приняли по ошибке или из-за недобора. Лишь к концу семестра Янковский узнал, что вступительные экзамены в училище втайне от семьи прошел его старший брат Николай, но в итоге уступил свое место.
В театральном училище Олег Янковский учился плохо. В его характеристике педагог по сценической речи писал: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжелым, рот открывал неправильно». Однако за дипломный спектакль он получил отличные оценки.
На втором курсе артисты поженились. Зорина была одной из лучших выпускниц театрального училища. Именно по ее просьбе Янковского позвали в Саратовский драматический театр, хотя сначала не хотели приглашать туда. В 1960-х Зорина была одной из ведущих актрис коллектива. Янковский писал: «Когда мы поженились и вместе работали в Саратовском театре, меня долгое время называли «мужем Зориной». Она была героиней, а я оперяющимся актером. Но в какой-то момент Людмилу стали называть «женой Янковского»… Семье порой бывает очень сложно пройти такие виражи судьбы без потерь. <…> Но мы справились». В 1968 году у Янковского и Зориной родился сын Филипп, который, как и родители, стал актером.
Когда в 1965 году Янковский окончил училище, его пригласили в Саратовский драматический театр. Несколько сезонов актер играл только в эпизодах и массовке. Вместе с труппой Саратовского драматического театра в 1967 году Янковский поехал на гастроли во Львов. Там в одном из кафе он встретился с Владимиром Басовым. Режиссер тогда искал актера на роль немца Генриха Шварцкопфа в своем новом фильме «Щит и меч». Пригласить в картину Янковского Басову предложила его жена Валентина Титова: заметила, что у начинающего актера «типично арийская внешность».
На пробах Янковский репетировал сцену из фильма вместе со Станиславом Любшиным, которого уже утвердили на роль разведчика Александра Белова. Артист рассказывал в интервью «Российской газете»: «Олег так стал переживать! <…> Все трагическое состояние было выражено на его благородном лице. <…> Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». <…> И Басов согласился: «Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем». Картина «Щит и меч» вышла в четырех сериях в 1968 году. Первый эпизод фильма «Без права быть собой» стал лидером кинопроката. Его посмотрели почти 70 миллионов зрителей.
В том же году Янковский получил еще одну главную роль — красноармейца Андрея Некрасова в ленте «Служили два товарища». Вначале он пробовался на роль поручика Брусенцова, но режиссёр, увидев его на пробах, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим». На съёмках этого фильма актёр встретился сразу с двумя звёздами — Роланом Быковым, который играл Ивана Карякина, и с Владимиром Высоцким, сыгравшим поручика Брусенцова. С Роланом Быковым молодой актёр подружился. Совет Быкова стал пророческим для него и запал ему в память:
Ты не рвись сразу в Москву, Олег. Москва задыхается, ей не хватает талантливых людей. А ты будешь популярным, как только выйдет этот фильм. Звать будут многие театры — и московские, и ленинградские
В 1972 году сыграл в фильме «Гонщики» Игоря Масленникова. Фильм был снят как реклама экспортного варианта автомашины «Москвич-412». Как и в первых двух его фильмах, у него был партнёр Евгений Леонов. В салоне машины они фактически прожили несколько месяцев, выезжая на съёмки в Абхазию, Прибалтику, Финляндию. Именно Леонов порекомендовал вновь назначенному главному режиссёру Ленкома Марку Захарову присмотреться к нему. Захаров специально съездил в Саратов (как он описывает этот эпизод в своей книге «Театр без вранья») и посмотрел спектакли «Идиот» и «Таланты и поклонники» с участием Олега Янковского (в августе 1973 года Саратовский академический театр драмы гастролировал на сцене Большого драматического театра имени М. Горького). Работа актёра была отмечена ленинградской прессой. Ленинградская газета «Смена» в 1973 году писала:
"Мешем в «Стакане воды» — классический герой-любовник, да ещё у Скриба — и вдруг, простак! Неплохо придумано. И блистательно сыграно.
… если говорить о роли, определяющей главное в творчестве актёра, то это князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского."
После успешных гастролей в Ленинграде ему стали поступать предложения играть в различных московских и ленинградских театрах, но он ждал предложения от Марка Захарова. На встречу с ним Марк Захаров не пришёл, что не обескуражило молодого актёра, который сам позвонил режиссёру и напомнил о встрече. В 1973 году по приглашению Марка Захарова перешёл в Московский театр имени Ленинского комсомола («Ленком») и начал репетировать там главную роль — Горяева, молодого секретаря парторганизации на стройке гигантского автозавода в «молодёжно-музыкальном» спектакле «Автоград XXI», первой постановке Марка Захарова в качестве главного режиссёра этого театра. Пьеса была написана им в содружестве с Юрием Визбором. Спектакль недолго просуществовал в репертуаре, был прохладно принят критиками, но актёр вспоминал о нём с добрым чувством, как «совместный с Захаровым дебют в Ленкоме». Олег Янковский вспоминал о том времени: «Мой переход в Москву был труден в основном в бытовом отношении. Пятиметровая комната в общежитии, маленький сын… Но профессионально я не чувствовал никаких опасений».
В первой же совместной работе над спектаклем «Автоград-XXI» <…> я ощутил необыкновенную человеческую и актерскую собранность Янковского. Он всегда очень внимательно следил за режиссером, за собой и своими партнерами, был очень нацелен на предстоящее дело. <…> Он постоянно и умело сочиняет, исследует, просчитывает варианты, делает смелые и неожиданные предложения. <…> У него необыкновенно выразительный взгляд. Ему вовсе не обязательно говорить слова, он умеет излучать нервную энергию, «сгорать», не двигаясь с места. Так, как умеет это делать он, пожалуй, никто другой не умеет.
Режиссер Марк Захаров, книга «Театр без вранья»
В «Ленкоме» Янковский работал более 30 лет. Он играл Гамлета, Владимира Ленина в «Революционном этюде», Постороннего в спектакле «Диктатура совести».
В 1974 году Андрей Тарковский пригласил Янковского на роль Отца в свой фильм «Зеркало». Режиссеру показалось, что артист внешне очень похож на Арсения Тарковского. В этой же картине сыграл и сын актера Филипп Янковский: «Я взял в фильм сына, хотя нормальный человек, знающий кинематограф, в общем-то, не имеет права это делать. Я довольно жестоко поступил, застудил его там. Но, надеюсь, Бог меня простит».
Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям.
Тарковский мечтал экранизировать пьесу Уильяма Шекспира «Гамлет» и предложил ему роль Гамлета, но снять фильм Тарковскому не дали. И тогда он решил поставить эту пьесу на подмостках сцены. Олег Янковский принёс эту пьесу в «Ленком», уговорил Марка Захарова, ждал два года, но за пять дней до начала репетиций (премьера состоялась в 1977 году) Тарковский сказал: «Ты, Олег, герой романтический, твоя роль — Лаэрт, а Толя Солоницын сыграет Гамлета» (также в постановке сыграли Инна Чурикова и Маргарита Терехова). Тот обиженно отказался от участия в спектакле. Это охладило отношения между режиссёром и актёром.
Захаров вспоминал, как Янковский помогал ему своим киноопытом на съёмочной площадке. Захаров противопоставлял Волшебника всем остальным персонажам своего мира. Он — единственная фигура с философским характером. Остальные — или лирические, или сатирические. Он — главное лицо, и именно он поведал мораль этой сказки: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны». Волшебник Янковского не потерялся на фоне мужественного обаяния Медведя-Абдулова, фееричной гротескности Короля-Леонова и нежного очарования Принцессы-Симоновой.
Несмотря на то, что средств для создания его образа режиссёр отпустил актёру меньше, скупыми красками он сумел показать сущность Творца — он обладал способностью творить чудеса, но при этом был вполне реальным человеком — эгоистичным, властным, подчас жестоким, и в то же время мудрым. Захаров заявлял: если бы не было Волшебника, потом не было бы и Мюнхгаузена, Свифта и Дракона. Благодаря успеху «Обыкновенного чуда» режиссёр, наконец, смог доказать, что он «не случайный человек в кинематографе».
В 1978 году сыграл следователя Камышева в фильме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте». «Красивый человек в белом костюме», как написал об этом Захаров. Эту роль актёр посвятил своей маме, Марине Ивановне. Фильм был плохо принят критикой из-за вольного обращения с первоисточником, но имел успех у зрителей, а Янковский после фильма стал «секс-символом». В киноконцертах сцена, где Камышев — Олег Янковский кружит на руках Оленьку — Галину Беляеву — под звуки знаменитого вальса Евгения Доги, была обязательной.
В 1978 году Захаров поставил в «Ленкоме» спектакль «Синие кони на красной траве» по пьесе Михаила Шатрова. Актёр сыграл не просто Ленина, но Ленина без грима, без привычной картавости вождя, сыграл его не бронзовым памятником, а обычным человеком, больным, уставшим. Даже те, кто не принял спектакль, восхищались работой актёра, который смог отойти от традиционного отображения Ленина. Актёр играл не реального Ленина, а его романтическое представление в умах людей, не того человека, каким он был, а каким его хотели видеть.
. Главные роли в постановке играли Владимир Зельдин и Людмила Касаткина. Горин хотел позвать их и в фильм. Однако Захаров предложил сыграть барона Карла Мюнхгаузена Янковскому. Актера долго не хотели утверждать на эту роль. В художественном совете студии «Мосфильм»
посчитали, что он не умеет играть комических героев. А еще для роли барона актер казался им слишком молодым. Горин писал: «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей — волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера».
Как вспоминал потом Горин — «во время озвучивания фильма выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом и с большим трудом выговаривает некоторые слова и выражения, присущие германской аристократии». Горин не присутствовал во время озвучивания в тон-студии финальной сцены, где барон Мюнхгаузен говорит фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Умное лицо — это ещё не признак ума, господа». В сценарии фраза звучала так: «Серьёзное лицо — это ещё не признак ума, господа», но актёр оговорился при озвучивании, и так эта фраза, к неудовольствию Горина, стала крылатой.
В прокате фильм получил название «Тот самый Мюнхгаузен». Его премьера прошла 1 января 1980 года. Роль барона Мюнхгаузена критики назвали визитной карточкой Олега Янковского. В его исполнении Мюнхгаузен предстал вовсе не тем бароном-вралём, который знаком по книге Эриха Распе и каноническим иллюстрациям Гюстава Доре. Это притча о мужестве человека, который способен остаться самим собой, не пасуя перед лицемерами и ханжами. Янковский вспоминал в своих интервью о «формуле роли», которую нашёл для него Марк Захаров.
Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу: Распяли человека и спрашивают: «Ну, как тебе там?» — «Да ничего… Только улыбаться больно». Мюнхгаузен идёт обходным путём, и, наверное, в этом его сила. Выйти на площадь и кричать о своих убеждениях — не самый сложный путь.
Марк Захаров подвёл черту:
Глаза у Олега Янковского оказались умными, а внешний облик — хотя и не слишком комическим, но достаточно забавным. Янковский очень тонко, очень трепетно аккумулировал в себе нашу общую печаль. И восторг сочинителя. И пафос истинного правдолюбца.
"Олег Янковский — один из немногих актеров, для которых не существует больших и маленьких ролей, и это на деле, а не на словах… Он привел с собой на экран героя, которому веришь. Обремененный раздумьями и тревогой, он мыслит, волнуется, живет — и след его присутствия остается надолго в душе зрителя. Мне нравится молчание Янковского — я назвал бы его красноречивым…" Режиссер Эмиль Лотяну.
В 1982 году сыграл главную роль в фильме Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию». Актёр попал в этот фильм благодаря Евгении Глушенко, которая была уже утверждена на главную роль Веры. Глушенко уговорила режиссёра Сергея Микаэляна прекратить поиски главного героя и пригласить Янковского: «Только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!» Микаэлян согласился, несмотря на то, что главному герою фильма по сюжету 27 лет, а Янковскому было уже 38, и уже не видел другого актёра в этой роли. Когда «Ленком» должен был уехать на съёмки в Среднюю Азию, Микаэлян настоял, чтобы всю киногруппу отправили вслед за ним. Фильм посмотрело почти 25 миллионов зрителей, а Янковский был признан лучшим актёром года по опросу читателей журнала «Советский экран».
Сам Янковский одной из своих лучших работ назвал трагикомедию «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна. В фильме он сыграл сотрудника архитектурного бюро Сергея Макарова. Изначально драматург Виктор Мережко написал сценарий картины специально для Никиты Михалкова. Но Балаяна так поразила игра Янковского в ленте «Мы, нижеподписавшиеся», что он решил позвать именно его: «Почему я так решил? Мне кажется, что у Олега было то, чего нет у многих: он в кадре и над ним. Было еще что-то, кроме того, что он говорил, в его лице, в его глазах». Виктор Мережко позвонил актёру и предложил ему главную роль, но тот, узнав, что фильм будет снимать неизвестный ему режиссёр на киностудии имени Довженко, отказался. Но потом, случайно выяснив детали сюжета от самого Никиты Михалкова, согласился.
Этот фильм стал началом плодотворного сотрудничества актёра с режиссёром Романом Балаяном. Роман Балаян охарактеризовал главного героя фильма так: «Герой в сюжете и такой, и сякой. Вот тебе и не нравится, вот он хороший, вот он почти негодяй, вот он опять замечательный, вот он комикует, вот он плачет. В одном фильме артисту было предоставлено сыграть всё». За роль в фильме «Полёты во сне и наяву» актёр был удостоен Государственной премии СССР. В 1980-х Роман Балаян снял с ним фильмы «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1986) и «Филёр» (1987).
Главную роль в фильме «Ностальгия» должен был сыграть любимый актёр Андрея Тарковского, его друг и протагонист его фильмов — Анатолий Солоницын, но он умер от рака лёгких в июне 1982 года, и Тарковский предложил главную роль Олегу Янковскому. Солоницын умер ещё до написания сценария, и поэтому сценарий был написан специально «под Янковского». Тема фильма заявлена в названии, он раскрывает природу русской ностальгии, которая, по мысли режиссера, больше чем просто тоска. Героем «Ностальгии» вначале должен был быть русский крепостной композитор (прототипом которого служил Дмитрий Бортнянский), отправленный на учёбу в Италию. Но по сценарию главным персонажем фильма стал современный писатель Андрей Горчаков. Он приезжает в Италию, чтобы найти материалы о крепостном графа Шереметева, композиторе XVIII века, Сосновском.
Тарковский решил подготовить актёра к роли. Янковского поселили в гостинице и просто бросили — без знания языка, без денег. Прошла одна неделя, другая, никто не появлялся. Восторг от встречи с капиталистической заграницей сменился тоской. Янковский был уже в отчаянии, и тут явился наконец Тарковский. Увидев потухший взгляд актёра, он сказал: «Теперь тебя можно снимать». Олег Янковский вспоминал о первой встрече с Тарковским в Риме:
Он не вошёл — ворвался, как обычно, нервный, быстрый, худой. Мы обнялись, долго молчали. В этой паузе было всё. И ушедший Толя, и страх моего несоответствия Андрею, несмотря на переделку сценария, и незнание, чего он от меня ждёт. И радость встречи. Но главное — ощущение силы в этом невысоком поджаром человеке. «Как сценарий?» — «Прекрасный». — «Вот, все русские сразу понимают».
Фильм был снят за три месяца. В 1983 году Италия выставила фильм на Каннский фестиваль с расчётом на «Золотую пальмовую ветвь». Но фильм приза не получил, Тарковский обвинял во всём Сергея Бондарчука, который входил в жюри. Руководство Госкино, особенно председатель Госкино СССР Ф. Т. Ермаш, требовало, чтобы Тарковский вернулся в страну. Режиссёр решил остаться в Италии, «Ностальгия» была запрещена к показу в СССР.
Репетируя с Янковским в театре капитана Беринга из «Оптимистической трагедии» — роль, в которой совсем немного слов, — я обратил внимание на то, как он умеет молчать. «Глаза — зеркало души», — говорят люди. У него необыкновенно выразительный взгляд. Ему вовсе не обязательно говорить слова, он умеет излучать нервную энергию, «сгорать», не двигаясь с места. Так, как умеет это делать он, пожалуй, никто другой не умеет.
В 1986 году сыграл роль Гамлета в постановке Глеба Панфилова в «Ленкоме». Это была первая работа кинорежиссёра в театре. Спектакль недолго продержался в репертуаре и был недооценён критиками. Они не приняли трактовку знаменитой пьесы Шекспира режиссёром-дебютантом в театре. Самую большую неприязнь вызвала роль Гамлета в исполнении Олега Янковского. Актёр играл не духовные искания, а конечный результат. Это не был безумец или человек, притворяющийся безумцем, это был холодный, трезво мыслящий человек. Несмотря на то, что Олег Янковский от спектакля к спектаклю всё лучше и лучше понимал свою роль, спектакль был снят с репертуара, и актёр считал, что эта роль была его неудачей.
Вскоре Янковский сыграл в новом фильме Марка Захарова «Убить дракона». Режиссер много лет хотел экранизировать пьесу Евгения Шварца
«Дракон». Ему удалось только поставить спектакль по ней в студенческом театре МГУ, но и его закрыли после нескольких показов. Сюжет произведения рассказывал о вымышленном городе, которым правил тиран Дракон. Однажды туда приехал рыцарь Ланцелот, который попытался освободить жителей. Однако они так привыкли к своему угнетателю, что мешали герою.
Фильм вышел на экраны в 1988 году и стал последней киноработой Марка Захарова. Актёр сыграл в фильме Дракона, который держит в страхе весь город. В город прибывает странствующий рыцарь Ланцелот, который хочет освободить жителей от его господства. Но люди так привыкли к тирану, что чинят всяческие препятствия освободителю. Критики написали отрицательные отзывы на картину и назвали ее «излишне политизированной». Однако они хвалили игру Янковского. Актер исполнил в «Убить дракона» роль тирана. Киновед Кирилл Разлогов писал: «Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия — все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства».
В начале 1990-х «в стране всё рухнуло, кинопроизводство в том числе», — вспоминал Олег Янковский. По приглашению французского режиссера Клода Режи Янковский уехал во Францию. Полгода он играл главную роль в спектакле «Падение». Артист вспоминал: «Тяжелее всего было ежедневно играть. Мы не привыкли к такой поденной работе, и в этом была, пожалуй, главная трудность. К тому же играть на французской сцене, не зная языка, тоже дело непростое. Но, сознательно включившись в эту авантюру <…>, сумел открыть в себе неведомые доселе возможности. Не ожидал, что могу работать, как хороший компьютер».
Играл Янковский и в иностранных кинофильмах. Он снялся в картине английского режиссера Салли Поттер «Человек, который плакал». Партнерами артиста по съемкам были иностранные актеры Джонни Депп, Кристина Риччи и Кейт Бланшетт.
Весной 1992 года он вернулся в страну и не узнал её:
Я ехал по центру родного города и испытывал чувство, будто попал на чужую планету. Больше всего поразили барахолки у Большого театра и «Детского мира». Примерно в то же время в Москве открыли гостиницу «Савой», и бьющая в глаза роскошь на фоне костров на улице, людей, с рук торгующих шмотками, казалась жуткой нелепицей, сюрреализмом.
В это время актёр тоже много снимался, но некоторые картины с его участием так и не были завершены. Сергей Соловьёв не смог доснять фильм «Иван Тургенев. Метафизика любви», где он играл Ивана Тургенева, а Татьяна Друбич — Полину Виардо. Режиссёр Семён Аранович умер, так и не завершив свой фильм «Агнец божий», где актёр сыграл полковника НКВД. Съёмки запущенного в производство в 1993 году многосерийного фильма Сергея Соловьёва «Анна Каренина» из-за финансовых проблем затянулись на 16 лет.
В 1993 году Олег Янковский стал президентом Открытого Российского кинофестиваля в Сочи — ОРКФ «Кинотавр». В России Янковский все тоже снимался в кино. Он исполнил роли в фильмах «Роковые яйца», «Райское яблочко», «Ревизор».
Это была «проба пера». В потоке чудовищно-чёрного кино захотелось вдруг снять какую-то добрую, светлую историю, захотелось какой-то сказки и доброты. Хотя я исповедую и люблю другое кино.
В 2001 году Марк Захаров поставил в «Ленкоме» спектакль «Шут Балакирев» по последней пьесе Григория Горина. Драматург умер, не дописав второй акт пьесы, поэтому Марку Захарову пришлось больше года сводить отдельные диалоги второго акта в единое целое, что по отзывам критиков получилось не очень хорошо. Актёр сыграл в этом спектакле Петра Великого. Несмотря на неоднозначные оценки постановки, критики отмечали прекрасную игру актёра, называя эту работу одной из лучших его ролей этих лет. За эту роль он был удостоен Государственной премии РФ, театральной премии имени К. С. Станиславского, премии «Кумир» и был номинирован на театральную премию «Золотая маска».
Применительно к Олегу Янковскому в роли Петра Великого не побоюсь определения «великолепный». Вот кто уж царь, так царь. Коли любит — всё к ногам избранницы положит, трона не пожалеет, если пьёт — так вся округа дрожит, а в гнев войдёт — зубы подданным рвёт голыми пальцами. Цельная, мощная натура имперского масштаба, блестящая работа. — «Известия», 16 мая 2001 года
В 2002 году снялся в фильме Валерия Тодоровского «Любовник». За работу в фильме он был удостоен приза за лучшую мужскую роль XIII открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» и приза гильдии киноведов и кинокритиков России «Золотой овен».
В 2006 году на телеэкраны вышел сериал «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака, за который писатель получил Нобелевскую премию. Авторы фильма поставили в титрах слова «по мотивам», потому что сериал сильно отошёл от первоисточника. Это касалось и отображения адвоката Виктора Иполлитовича Комаровского, персонажа, которого сыграл актёр. В романе Комаровский описан лишь чёрной краской, но Олегу Янковскому не хотелось играть этого персонажа так же поверхностно, как это делали актёры в других экранизациях романа. Он играет яркую личность, человека, который всегда будет в центре внимания в любое время. За сериал «Доктор Живаго» артист получил премии «ТЭФИ» и «Золотой орел».
В 2008 году Олег Янковский сыграл в еще одном фильме Тодоровского. В мюзикле «Стиляги» он исполнил роль отца стиляги Фреда.
Лунгин долго не мог найти исполнителя, который смог бы справиться со сложной ролью митрополита. По словам Ивана Охлобыстина, именно он посоветовал Лунгину взять Янковского на эту роль, которая стала для актёра последней в кино. Когда режиссёру задали вопрос, почему он взял именно Олега Янковского, он ответил: «Потому что лучше актёра у нас сейчас нет». Для этой роли был специально изготовлен нательный крест — точная копия того, который носил митрополит Филипп. В конце съёмок Олег Янковский попросил Охлобыстина освятить этот крест.
Фильм был показан на Каннском фестивале за три дня до смерти актёра. Павел Лунгин вспоминал:
Два года назад, когда я начал снимать «Царя», Олег был ещё здоров… И роль митрополита Филиппа очень была для него важна. И не знаю сейчас, кто смог бы её сыграть. Я видел в Каннах, как плакали не только русские, но и французы, и американцы, посмотрев картину. И я позвонил Олегу Ивановичу, поздравлял его с успехом. За три дня до его гибели. Он ведь никогда не говорил о болезни, мужественно молчал.
Рабочее название фильма «Иван Грозный и митрополит Филипп» было заменено на короткое «Царь», и с таким названием картина открывала 31-й ММКФ. 13 октября в Государственной думе прошёл закрытый просмотр фильма и вызвал бурную дискуссию среди депутатов и представителей РПЦ.
Фильм вышел в широкий прокат 4 ноября и за два дня собрал 25 миллионов рублей, став претендентом на звание самого успешного кинопроекта года. Картина вызвала недовольство критиков из-за вольного обращения режиссёра с историческими фактами, но их большая часть отмечала безупречную игру Олега Янковского.
Митрополит-Янковский и царь-Мамонов, сыгравшие основной конфликт, приковывают к себе всё внимание и вызывают искреннее восхищение. Олег Янковский, сыгравший в фильме свою последнюю роль (которых — без малого восемь десятков), каждый кадр наполняет своей харизмой — в движениях, взглядах, речи сыгранного им митрополита столько достоинства и спокойной силы, что ему веришь до последнего.
Последней работой актёра в театре стала роль моряка Жевакина в спектакле «Женитьба» по Н. В. Гоголю, поставленном Марком Захаровым на сцене «Ленкома».
Выйдя из клиники, актёр вернулся к прежнему образу жизни, и только в конце 2008 года, когда его состояние сильно ухудшилось, он вновь обратился к врачам. Актёр жаловался на постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище, он сильно похудел. После того, как появились серьёзные симптомы заболевания, врачи назначили биопсию, и диагноз подтвердил самые худшие опасения — болезнь (рак поджелудочной железы), вызванная, вероятно, его активным курением, была выявлена на поздней стадии. В конце января 2009 года актёр вылетел в немецкий Эссен для лечения у немецкого онколога профессора Мартина Шулера, специалиста по терапевтическим методам лечения рака. Лечение не помогло, и Янковский, прервав лечение, менее чем через 3 недели возвратился в Москву. В феврале актёр вернулся в театр и 10 апреля 2009 сыграл свой последний спектакль («Женитьба»).
В конце апреля состояние актёра ухудшилось, у него открылось внутреннее кровотечение, и он был опять доставлен в клинику. Утром 20 мая 2009 года Олег Янковский скончался в возрасте 65 лет в одной из московских клиник.
22 мая 2009 года в московском театре «Ленком» прошла церемония прощания, отдать дань его памяти пришли тысячи людей. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
20 мая 2010 года памятные доски были открыты на здании школы № 67 на углу улиц Московской и Пугачёва, где актёр учился с 1951 по 1958 год, и на бывшем здании Саратовского театрального училища на ул. Радищева 24 (ныне корпус Духовной семинарии). Автор проекта — саратовский скульптор Николай Бунин.
В музее саратовского театра, где работал актёр, оформлен мемориальный раздел, где представлены его бюст работы скульптора Клары Матвеевой и афиша спектакля «Идиот» с автографом артиста. С 1990 года в Саратовском областном музее краеведения экспонируется постоянная выставка «Наши знатные земляки», один из разделов которой посвящён жизни и творчеству актёра.
В 2010 году была учреждена ежегодная премия «Творческое открытие» имени Олега Янковского. Вручается за самые яркие творческие открытия года в разных областях искусства: театр, музыка, кино, литература. Учреждена попечительским советом фестиваля «Черешневый Лес» (Москва).
29 сентября 2010 года на могиле актёра был установлен памятник. Он представляет собой стелу с крестом из белого мрамора.
12 сентября 2011 года мемориальная плита, которую создал скульптор Щербаков А. А., была установлена по адресу: Саратов, ул. Большая Казачья 16.
В ноябре 2011 года на базе Саратовского театра драмы состоялся первый Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского. В ноябре 2012 прошёл второй фестиваль.
В 2014 году МОУ «СОШ № 67» Саратова получила имя О. И. Янковского.
В 2015 году в прокат вышел документальный фильм «Янковский», снятый режиссёром Аркадием Коганом на основе воспоминаний коллег и друзей актёра. Картина получила кинопремию «Золотой орёл» в номинации «Лучший неигровой фильм».
В 2015 году скверу перед Саратовским театром драмы им. И. А. Слонова присвоено имя Олега Янковского. 28 мая 2016 года в сквере был торжественно открыт памятник Олегу Янковскому, скульптор А. А. Щербаков.