Поиск достопримечательностей по сайту
Логотип сайта Туристический Саратов
Поиск достопримечательностей по району
Войти через соцсети:

Вход на сайт

Братья Никитины

Саратова помнит несколько цирков, но самым известным считается цирк братьев Никитиных, который не только стал первым действительно русским, но и дал стране многих известных циркачей.


Про Саратов

Сайт "Про Саратов" – это интересные факты, удивительный истории и занимательные гипотезы. Здесь вы узнаете много необычного о Саратове.

Братья Никитины — русские цирковые предприниматели и артисты Дмитрий Александрович (1835, Саратов, Россия – 1918, Россия), Аким Александрович (1843, Саратов, Россия – 1917, Россия), Петр Александрович (1846, Саратов, Россия – 1921, Россия). Основатели первых русских стационарных цирков. родились в семье крепостного крестьянина Александра Никитина в деревне Кропотовка Вязовской волости Саратовской губернии (ныне деревня Нечаевка вошла в черту с.Мизино-Лапшиновка Татищевского района). Саратова помнит несколько цирков, но самым известным считается цирк братьев Никитиных, который не только стал первым действительно русским, но и дал стране многих известных циркачей. К тому же действует до сих пор и носит имя своих основателей.

Раньше по Российской земле передвигались различные цирковые балаганы, которые давали свои представления в различных городах России. Конечно, заезжали они и в Саратов. Но именно в 1873 году, Аким Никитин, оформил документ, подтверждающий право владения имуществом цирка, которое раньше принадлежало иностранцу по имени, Эммануэль Беранек. В собственность семьи Никитиных, кроме имущества Беранека, перешли цирковые реквизиты и цирковые лошади. И, именно этот год считается в России, годом основания национального русского цирка. А вот самое первое представление нового цирка состоялось в соседней с Саратовской губернией, городе Пенза, на зимнем льду симпатичной речки, Сура. А уже в 1876 году, вернувшись со своим передвижным балаганом в родной город, наши земляки , братья Никитины, основали на Митрофановской площади ( на месте современного кинотеатра "Победа") цирк с постоянным местом дислокации.




Братья родились в семье крепостного крестьянина Александра Никитина, шарманщика, работавшего на оброке. Отец знаменитых цирковых артистов, родился приблизительно в 1815 году в Саратовской губернии. В середине 1850-х годов отец получил вольную, барин, выходец из Саратовской губернии, отпустил своего крестьянина на оброк. Обычно они служили ямщиками, но Александр выбрал другое ремесло – ходил с шарманкой. Семья Никитиных перебралась в Саратов и снимала домик в Печальном переулке (ныне проезд Серова у областного телецентра). Основным заработком семьи, становится хождение по трактирам и ярмаркам, а так же городским дворам с шарманкой через плечо и развлекать народ. Шарманщик вращал ручку шарманки и из нее неслись звуки популярных в то время песен. Со временем, звуки шарманки стали сопровождать небольшие цирковые представления. В месте выступления артиста, устанавливалась ширма, из которой появлялись веселые клоуны Петрушки, представления которых сразу же полюбил местный народ. Сценки Александра Никитича были очень понятны простому народу, который всегда ходил на его импровизированные представления с удовольствием.

С раннего детства братья выступали вместе с отцом. Они работали на ярмарках и базарах в балаганах, заходили во дворы и давали представления на площадях. Расстилался коврик и семейная труппа артистов «газировала» и собирала «тренгель» (от фр. gazonner - работать на газоне, на открытом воздухе и от нем. trinkgeld - чаевые, собираемые артистом с тарелкой среди публики). Дмитрий пел, плясал, играл на балалайке, Петр был гимнастом на трапеции, прыгуном и шпагоглотателем (позд­нее был ак­ро­ба­том, на­езд­ни­ком, ис­пол­ни­те­лем саль­то-мор­та­ле на не­осёд­лан­ной ло­ша­ди), Аким выступал как жонглер и рыжий клоун в образе Иванушки-дурачка.

В 1860-е гг. на­ча­ли вы­сту­пать в ба­ла­ганах, а за­тем в цир­ках. Никитины втро­ём ис­пол­ня­ли груп­по­вые ак­ро­ба­ческие но­мера, да­ва­ли ку­коль­ные пред­став­ле­ния. Дмитрий, самый старший, отличался недюжинной силой, что и определило его амплуа силового жонглера. Аким выступал как клоун и гимнаст. Выдающимся универсальным артистом был Петр. Но, главное, братья и их сподвижники воплощали в выступлениях на арене стиль, который впоследствии будет назван русским. В интермедии «Камаринская» плясала под дудку Иванушки-дурачка дрессированная лошадь. Групповой комико-акробатический номер исполнялся под музыку из «Снегурочки» Петра Чайковского. В подготовленной для бенефиса Дмитрия «Карусели» водили традиционный хоровод девушки-красавицы. Так начинался творческий путь знаменитых цирковых артистов. К началу 70-х годов XIX века они накопили достаточно средств, чтобы открыть собственное дело. В 1873 году, после длительных гастролей по России, молодые, но уже знаменитые цирковые артисты возвращаются в родной Саратов. Здесь они начинают работать в цирке австрийского подданного Эмануэля Беранека.

Накопив деньги, они сначала открыли балаган для выступлений, а в 1873 году выкупили у гастролировавшего в Саратове владельца цирка чеха Эмануэля Беранека, в труппе которого выступали с акробатическими номерами, цирковое имущество и животных. Сохранилась расписка, которая говорит о том, что цирк был куплен за 1800 рублей. И получено пока только 100 рублей задатка. Так что цирк купили в рассрочку на несколько лет. В этом же году они открыли собственный цирк, первое представление которого состоялось 25 декабря 1873 года в Пензе на льду реки Сура, однако первое стационарное здание цирка в стране было построено именно в Саратове. В первое время Никитинский цирк ставился а Саратове как временный, передвижной шапито на Московской площади, у маслобойного завода (ныне на этом месте стоит здание военного училища МВД на проспекте Ленина) или на торговой Митрофаньевской площади.

Наконец на торговой Митрофаньевской площади Саратова (на месте нынешнего кинотеатра «Победа» » Мирном переулке) было построено круглое деревянное здание с парусиновой крышей. Вывеска на нём гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». Здесь впервые было дано представление. На арене выступали только русские цирковые артисты, это было важным условием. Как раз это было необычным: до этого момента основными артистами и владельцами цирков были иностранцы. Никитины даже добавили в представления типичных русских героев, например, Иванушку-дурачка. Жили в эти годы они неподалеку от своего цирка в 1-м квартале на Михайловской улице (ныне улица Вавилова).

Программа имела огромный успех в течение месяца, после чего помещение цирка было продано на слом, и братья Никитины поехали по летнему гастрольному маршруту: Поволжье — центр России — Украина — Дон — Закавказье – Поволжье. «Гвоздь» первой программы цирка братьев Никитиных – французская борьба. Этот номер был дополнен участием «Черной маски», в качестве которой выступал рабочий Кашин с паровой мельницы Зейферта в Саратове. Этот силач поднимал полтонны веса! Он побеждал каждого вызвавшегося и провоцировал ажиотаж среди публики. По ковру саратовского цирка ступали во всем блеске своих регалий, с лентами на груди мускулистые борцы: негры и французы, венгры и эстонцы, итальянцы и немцы, сухопарые великаны и коротышки-толстячки - кого только здесь ни перебывало. Чтобы переманить какую-нибудь знаменитость, дирекция не останавливалась перед баснословными гонорарами.

Братья Никитины первыми противопоставили иностранному стилю, господствующему на арене, русский стиль, опирающийся на знание особенностей своих соотечественников, на их слагавшиеся столетиями вкусы, привычки, уклад жизни. Например, был комический номер на мотив народной песни “Было у тещи семеро зятьев”. Блистательная находка! Но тем временам довольно дерзкий режиссерский замысел: оживить известную шуточную песню, решить ее в образной форме, средствами цирковой выразительности.

В этом забавном номере, а точнее сценке, жонглерско-акробатические трюки, пантомима и пластика становились как бы зримой речью. Семерых зятьев играли акробаты и жонглеры, а тещу — тучный “плечевик” — нижний Гусев. В женском обличье: в длиннополом капоте с подложенным пышным бюстом, в рыжем парике и белом чепце — он был бесподобен. Теща ловила на свои могутные плечи зятьев и ловко перебрасывалась с ними блинами и сковородками. По воспоминаниям очевидцев, сценка была полна жизнерадостного веселья и пользовалась большим успехом.

Или придумали для бенефиса старшего брата “Карусель”, которую тот держал на плечах, а вокруг девушки водили хоровод. В газетной заметке тех лет читаем:
“Молодеческая удаль русского богатыря в окружении пестрых сарафанов являла собой живую картинку праздничного народного гулянья на Семик, и мнилось, будто все мы отсюда отправимся на реку пускать по течению венки...”

Никитины сами были плоть от плоти народа, и потому им не нужно было разгадывать вкусы, привычки, запросы зрителей, в основном городской бедноты и крестьян, приезжавших на ярмарки. Русский профессиональный цирк, таким образом, нес в себе черты народности, формировался как самое демократическое искусство. Нельзя назвать какую-либо определенную дату, с которой цирк Никитиных наконец-то сделался подлинно русским. Приглашать иностранных артистов они будут по-прежнему (и платить им гораздо больше, чем своим). Сохранились “рапортички” актерских ставок. Но цирк Никитиных, как гордо написали вскоре после его появления в одной из газет, был «единственным в России русским цирком, директора которого наши же саратовцы...».




В 1886 году братья приехали в Москву и купили пустовавшее круглое здание «панорамы Плевны» на Цветном бульваре, соседствовавшее с цирком Саламонского. Круглая панорама легко была приспособлена под представления цирка. Два цирка начали жестко конкурировать – Никитины побеждали. В том числе и переманивая из других цирков лучших исполнителей, – как, например, аттракцион с дрессированными слонами.

Вся Москва была у них - «Русский цирк братьев Никитиных» был новым, там работали русские артисты. Главное место было прочно занято Петром Никитиным – наездником, прыгуном, акробатом и гимнастом, исполнявшим мимико-акробатические конные номера.

Разоряющийся Саламонский решил откупиться от соперников - 35 000 рублей, за которые он получил здание панорамы и подписку Дмитрия Никитина о выезде из Москвы. Никитины уехали. И через год снова открыли на Воздвиженке цирк Никитиных. Саламонский подал в суд, где выяснилось, что обязательство не выступать и уехать из Москвы Дмитрий Никитин дал только за себя и выполнил его, а его братья работают. Суд отказал в иске и возложил все издержки на Саламонского.

В конце 1880-х начале 1890-х годов Никитины снова уехали из Москвы и поехали в гастрольный тур по провинциальным городам и ярмаркам. Они стали повторять гастрольный тур каждый сезон как маршрут с учетом местных особенностей: до поста выступление в Тифлисе, во время поста - Баку, с началом речной навигации - Астрахань, потом в верховья Волги в Царицын, Саратов, Самару, Казань, затем на ярмарку в Нижний Новгород, потом в Иваново-Вознесенск, Харьков и возвращение в Тифлис.

Во время гастролей по провинции братья Никитины строили деревянные или каменные здания цирков. В Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Нижнем Новгороде братья возвели 28 цирковых зданий и балаганов.

Успех цирка братьев Никитиных был так велик, что именно их цирк пригласили выступить на церемониях в честь коронации Александра III в 1883 году и в 1896 году на праздновании коронации Николая II. Им был предоставлен огромный ипподром для конских скачек с двумя цирковыми аренами и мачтой для акробатов. Представление цирка Никитиных состояло из «45 отдельных номеров, исполненных при участии 100 артистов и 100 лошадей».

К 1890 годам братья Никитины разделились: старший брат Петра Дмитрий осел в Нижнем Новгороде, где содержал зверинец и паноптикум, средний Аким стал владельцем Московского цирка на Садово-Триумфальной, а Петр открыл цирк в Саратове, сосредоточившись на цирковом предпринимательстве и антрепренерстве. У Никитиных, как и в других цирках России того периода, формировались целые поколения выдающихся русских артистов, многие из которых впоследствии вписали памятные страницы и в историю советского цирка. Так отсюда вышли создатели остросюжетной клоунады с использованием разных видов животных и птиц, Владимир и Анатолий Дуровы. У Никитиных начинали свою карьеру такие известные артисты, как Иван Поддубный, Иван Заикин, «руский чёрт» Николай Сычёв, «рыжий прыгун-кошка» Виталий Лазаренко, он соединил сатирические номера клоунады с акробатикой.

Конкурентов у Никитиных в Саратове хватало, но одним из самых серьезных в 1890-е был для них цирк Павла Федосеевского. Павел, его дети и ученики славились как непревзойденные наездники. Помимо лошадей были у Федосеевского и дрессированные медведи, свиньи, козы, петухи. Цирк его, пишут краеведы, отапливался и освещался электричеством, а располагался на перекрестке улиц Вольской и Большой Кострижной (которая теперь называется Советской на месте сегодняшнего расположения Дома Профсоюзов). Однако 1 февраля 1900 года цирк Федосеевских сгорел до основания вместе со всем цирковым имуществом.

Интересно, что за считанные минуты до пожара одна из цирковых артисток успела вывести на улицу всех лошадей, а впоследствии эта же дама получила собственный номер в цирке Никитиных, - рассказал Александр Константинов. - По городу поползли слухи, что пожар - дело рук братьев. Никаких доказательств, впрочем, эти слухи не получили. А погорельцам после пожара пришлось наниматься к Никитиным на работу.

В самом центре Саратова на пересечении улиц Вольской и Немецкой (проспект Кирова) Петр Александрович Никитин захотел построить для себя красивый дом с кариатидами, держащими угловой эркер по проекту архитектора А.М. Салько, и в 1890 году дом с закруглённым фасадом, эркерами и кариатидами открыл свою парадную дверь для именитых хозяев. Вместе с семьей Петр Александрович жил на втором этаже, а нижний сдавал различным коммерческим организациям. Здесь размещались ресторан «Германия», аптека братьев Хазан, отделение городского ломбарда. Здесь у гостеприимных братьев находили приют приезжавшие на гастроли многие цирковые знаменитости, в том числе дрессировщики Дуровы, борцы Заикин и Поддубный. В наше время Дом П.А. Никитина - объект культурного наследия регионального значения и яркая достопримечательность Саратова, неоднократно меняло своих хозяев и в настоящее время оно принадлежит Саратовскому управлению МВД.

В 1890 году, полностью отойдя от участия в номерах цирковых программ, Петр становится директором Саратовского цирка. Вместе с Акимом они вытраивают стратегию и тактику ведения своего циркового бизнеса. Постоянно обновляя свои программы. Петр Александрович был грамотным управленцем. Цирковые представления, которые организовывал Никитин младший пользовались большой популярностью у населения. Публика, как говорится была в восторге. Городские чиновники считали за счастье иметь в друзьях такого успешного человека. Так же, бывший артист поддерживал достаточно тесные дружеские отношения с популярными артистами того времени Иваном Поддубным, братьями Дуровыми, Иваном Заикиным. Отличная и успешная работа, гармонично дополнялась еще и успешной и счастливой семейной жизнью.

В 1915 году братья собирались построить в Саратове самый большой в России каменный цирк на 2000 мест, оснащенный всеми современными техническими средствами: электрическим освещением, бассейном для водных феерий, сложным инженерным оборудованием. Но реализации проекта мешали начавшаяся первая мировая война, а потом случилась революция.

Аким хотел, чтобы у семейства был свой фамильный склеп. В расположенном в Саратове Спасо-Преображенском монастыре (позже на его месте находилось военное училище химзащиты) на средства, пожертвованные им, была построена церковь-колокольня. На втором этаже располагался храм, внизу – склеп.

В 1917 году Аким ушел в мир иной в Москве, и согласно завещанию его сын Николай перевез прах в Саратов. Дмитрий жил в Нижнем Новгороде, у него было двое сыновей, погибших в белом движении. Дмитрий был беден. После того, как он вышел из семейного бизнеса, занялся ярмарочными забавами типа музея восковых фигур. Но дела шли очень плохо. Аким высылал ему деньги на содержание. Умер в 1918 г., где он похоронен, неизвестно. А основной владелец Саратовского цирка Пётр был объявлен новой властью буржуем и выселен из собственного дома. У него отняли все; недвижимость, его любимый цирк, средства к существованию и буквально выброшенный на улицу человек умер в нищете и полном забытьи, от голода 20 августа 1921 года в Саратове.

В тридцатых годах монастырь вместе с церковью мученицы Иулиании взорвали. Никто не знает, каким образом прах Никитина сохранился. Считается, что Николай Акимович приехал в Саратов, захоронил прах отца на Воскресенском кладбище, где до сих пор находится его могила, которая является объектом культурного наследия регионального значения. Сын Аки­ма – Ни­ко­лай (5.12.1887 – 24.11.1963), жонг­лёр на ло­ша­ди, дрес­си­ров­щик ло­ша­дей, заслуженный артист РСФСР (1947). По­сле смер­ти от­ца на­сле­до­вал де­ло и вёл его до на­цио­на­ли­за­ции цир­ков. В 1919–1922 га­ст­ро­ли­ро­вал в Ита­лии. Сре­ди зна­ме­ни­тых но­ме­ров – «Жонг­лёр на ло­ша­ди», «Со­ба­ки-жо­кеи». Сын Ни­ко­лая Аки­мо­ви­ча – Ни­ко­лай (1912–43), наезд­ник, жонг­лёр. Вы­сту­пал в цир­ке с дет­ст­ва. По­гиб на фрон­те во вре­мя Великой Отечественной вой­ны.

Могила Петра Александровича Никитина не сохранилась. Зато сохранился памятник, стоявший на могиле Акима в храме. По иронии судьбы он стоит сейчас на том же самом Воскресенском кладбище. Только находится на могиле генерал-майора Стенина, который ушёл из жизни в 1952 году. Видимо, его нашли на складах училища, сбили с одной стороны надпись и сделали новую. Но до сих пор, если приглядеться, можно увидеть надпись от сына отцу Акиму Никитину. На месте последнего пристанища Акима стоит другой памятник. Состояние его оставляет желать лучшего, но поскольку он также считается памятником культуры, заменить его нельзя. Надежда только на реставрацию.

Цирковая династия Никитиных прервалась, но традиции, заложенные ими, продолжают жить. Стараниями этих людей российский цирк стал самобытным и профессиональным, и впоследствии приобрел мировую славу. До 1928 года саратовский цирк стоял на Митрофаньевской площади. С 1929 года начался новый этап – строительство большого современного здания на улице Чапаева. Но это совсем уже другая история.

Саратовский цирк с гордостью носит имя этих незаурядных артистов, режиссеров и предпринимателей братьев Никитиных. В 1973 году цирк был награждён орденом Трудового Красного Знамени. На сцене саратовского цирка выступали звезды СССР и России: братья Дуровы, Эмиль Кио, Михаил Румянцев (Карандаш), Юрий Никулин, наездники Кантемировы, на арене Саратовского цирка сделали первые шаги Вальтер Запашный и Мстислав Запашный и многие другие. В 1951 году именно в Саратовском цирке свой творческий путь начал «солнечный клоун» – Олег Попов.

Сейчас восточная часть площади Кирова прилегающая к цирку является уютным сквером братьев Никитиных, здесь установлен памятник братьям Никитиным, который представляет собой скульптурную композицию из трех фигур братьев Никитиных, стоящих на круглом постаменте высотой около трех метров. На Доме П.А. Никитина установлена установлена мемориальная доска говорящая, что с 1890 по 1917 год дом принадлежал выдающимся деятелям отечественной культуры братьям Никитиным.





0
0
0
1.3K
Оценить статью можно только один раз
Для добавления в закладки войдите под своим именем
Для добавления на свою стену войдите под своим именем
В раздел Саратов - годы и судьбы На главную На следующую страницу
Расскажите о своих впечатлениях от данного места или объекта. (Только русский текст)
Нет фотографии
Для размещения фотографий ВОЙДИТЕ под своим именем или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.


Новые статьи

Читать больше

Карты и справочники


Карты и справочники


Отдых и природа



Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
Саратовский мост
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Радищевский музей

Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Саратовский мост
Гастрономический туризм Святые места Природные памятники Достопримечательности Музеи Саратова Парки и скверы Горнолыжные трассы Водный туризм Сбор грибов Фестивали Этнотуризм Рыбалка Паломничество Сбор ягод Фитотерапия Пляжи и солярии Санатории Турбазы Базы отдыха Интересные места Памятники Пикники Театры Саратова Блюда для пикника Реки области Парк Победы Фонтаны Палатки Монастыри Кумысная поляна Заброшенные церкви Отдых на природе Родники Палеонтология Вольск Конные прогулки Саратовская гармошка Старинные мельницы Хвалынск Саратовский калач Развалины усадеб Лекарственные травы Съедобные грибы Платные пруды Аренда беседок Памятники архитектуры Травник

В статьях используются фотографии известных саратовских блогеров:

Блог Путешественника
Блог Дениса Жабкина
Фотографии старого Саратова
Блог grau59

В статьях используются
материалы сайтов:

Б. Саратовская Энциклопедия
Энциклопедия Википедия

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.