Раньше по Российской земле передвигались различные цирковые балаганы, которые давали свои представления в различных городах России. Конечно, заезжали они и в Саратов. Но именно в 1873 году, Аким Никитин, оформил документ, подтверждающий право владения имуществом цирка, которое раньше принадлежало иностранцу по имени, Эммануэль Беранек. В собственность семьи Никитиных, кроме имущества Беранека, перешли цирковые реквизиты и цирковые лошади. И, именно этот год считается в России, годом основания национального русского цирка. А вот самое первое представление нового цирка состоялось в соседней с Саратовской губернией, городе Пенза, на зимнем льду симпатичной речки, Сура. А уже в 1876 году, вернувшись со своим передвижным балаганом в родной город, наши земляки , братья Никитины, основали на Митрофановской площади ( на месте современного кинотеатра "Победа") цирк с постоянным местом дислокации.

С раннего детства братья выступали вместе с отцом. Они работали на ярмарках и базарах в балаганах, заходили во дворы и давали представления на площадях. Расстилался коврик и семейная труппа артистов «газировала» и собирала «тренгель» (от фр. gazonner - работать на газоне, на открытом воздухе и от нем. trinkgeld - чаевые, собираемые артистом с тарелкой среди публики). Дмитрий пел, плясал, играл на балалайке, Петр был гимнастом на трапеции, прыгуном и шпагоглотателем (позднее был акробатом, наездником, исполнителем сальто-мортале на неосёдланной лошади), Аким выступал как жонглер и рыжий клоун в образе Иванушки-дурачка.
В 1860-е гг. начали выступать в балаганах, а затем в цирках. Никитины втроём исполняли групповые акробаческие номера, давали кукольные представления. Дмитрий, самый старший, отличался недюжинной силой, что и определило его амплуа силового жонглера. Аким выступал как клоун и гимнаст. Выдающимся универсальным артистом был Петр. Но, главное, братья и их сподвижники воплощали в выступлениях на арене стиль, который впоследствии будет назван русским. В интермедии «Камаринская» плясала под дудку Иванушки-дурачка дрессированная лошадь. Групповой комико-акробатический номер исполнялся под музыку из «Снегурочки» Петра Чайковского. В подготовленной для бенефиса Дмитрия «Карусели» водили традиционный хоровод девушки-красавицы. Так начинался творческий путь знаменитых цирковых артистов. К началу 70-х годов XIX века они накопили достаточно средств, чтобы открыть собственное дело. В 1873 году, после длительных гастролей по России, молодые, но уже знаменитые цирковые артисты возвращаются в родной Саратов. Здесь они начинают работать в цирке австрийского подданного Эмануэля Беранека.

Наконец на торговой Митрофаньевской площади Саратова (на месте нынешнего кинотеатра «Победа» » Мирном переулке) было построено круглое деревянное здание с парусиновой крышей. Вывеска на нём гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». Здесь впервые было дано представление. На арене выступали только русские цирковые артисты, это было важным условием. Как раз это было необычным: до этого момента основными артистами и владельцами цирков были иностранцы. Никитины даже добавили в представления типичных русских героев, например, Иванушку-дурачка. Жили в эти годы они неподалеку от своего цирка в 1-м квартале на Михайловской улице (ныне улица Вавилова).
Программа имела огромный успех в течение месяца, после чего помещение цирка было продано на слом, и братья Никитины поехали по летнему гастрольному маршруту: Поволжье — центр России — Украина — Дон — Закавказье – Поволжье. «Гвоздь» первой программы цирка братьев Никитиных – французская борьба. Этот номер был дополнен участием «Черной маски», в качестве которой выступал рабочий Кашин с паровой мельницы Зейферта в Саратове. Этот силач поднимал полтонны веса! Он побеждал каждого вызвавшегося и провоцировал ажиотаж среди публики. По ковру саратовского цирка ступали во всем блеске своих регалий, с лентами на груди мускулистые борцы: негры и французы, венгры и эстонцы, итальянцы и немцы, сухопарые великаны и коротышки-толстячки - кого только здесь ни перебывало. Чтобы переманить какую-нибудь знаменитость, дирекция не останавливалась перед баснословными гонорарами.

В этом забавном номере, а точнее сценке, жонглерско-акробатические трюки, пантомима и пластика становились как бы зримой речью. Семерых зятьев играли акробаты и жонглеры, а тещу — тучный “плечевик” — нижний Гусев. В женском обличье: в длиннополом капоте с подложенным пышным бюстом, в рыжем парике и белом чепце — он был бесподобен. Теща ловила на свои могутные плечи зятьев и ловко перебрасывалась с ними блинами и сковородками. По воспоминаниям очевидцев, сценка была полна жизнерадостного веселья и пользовалась большим успехом.
Или придумали для бенефиса старшего брата “Карусель”, которую тот держал на плечах, а вокруг девушки водили хоровод. В газетной заметке тех лет читаем:
“Молодеческая удаль русского богатыря в окружении пестрых сарафанов являла собой живую картинку праздничного народного гулянья на Семик, и мнилось, будто все мы отсюда отправимся на реку пускать по течению венки...”
Никитины сами были плоть от плоти народа, и потому им не нужно было разгадывать вкусы, привычки, запросы зрителей, в основном городской бедноты и крестьян, приезжавших на ярмарки. Русский профессиональный цирк, таким образом, нес в себе черты народности, формировался как самое демократическое искусство. Нельзя назвать какую-либо определенную дату, с которой цирк Никитиных наконец-то сделался подлинно русским. Приглашать иностранных артистов они будут по-прежнему (и платить им гораздо больше, чем своим). Сохранились “рапортички” актерских ставок. Но цирк Никитиных, как гордо написали вскоре после его появления в одной из газет, был «единственным в России русским цирком, директора которого наши же саратовцы...».

Вся Москва была у них - «Русский цирк братьев Никитиных» был новым, там работали русские артисты. Главное место было прочно занято Петром Никитиным – наездником, прыгуном, акробатом и гимнастом, исполнявшим мимико-акробатические конные номера.
Разоряющийся Саламонский решил откупиться от соперников - 35 000 рублей, за которые он получил здание панорамы и подписку Дмитрия Никитина о выезде из Москвы. Никитины уехали. И через год снова открыли на Воздвиженке цирк Никитиных. Саламонский подал в суд, где выяснилось, что обязательство не выступать и уехать из Москвы Дмитрий Никитин дал только за себя и выполнил его, а его братья работают. Суд отказал в иске и возложил все издержки на Саламонского.
В конце 1880-х начале 1890-х годов Никитины снова уехали из Москвы и поехали в гастрольный тур по провинциальным городам и ярмаркам. Они стали повторять гастрольный тур каждый сезон как маршрут с учетом местных особенностей: до поста выступление в Тифлисе, во время поста - Баку, с началом речной навигации - Астрахань, потом в верховья Волги в Царицын, Саратов, Самару, Казань, затем на ярмарку в Нижний Новгород, потом в Иваново-Вознесенск, Харьков и возвращение в Тифлис.
Во время гастролей по провинции братья Никитины строили деревянные или каменные здания цирков. В Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Нижнем Новгороде братья возвели 28 цирковых зданий и балаганов.
Успех цирка братьев Никитиных был так велик, что именно их цирк пригласили выступить на церемониях в честь коронации Александра III в 1883 году и в 1896 году на праздновании коронации Николая II. Им был предоставлен огромный ипподром для конских скачек с двумя цирковыми аренами и мачтой для акробатов. Представление цирка Никитиных состояло из «45 отдельных номеров, исполненных при участии 100 артистов и 100 лошадей».

Конкурентов у Никитиных в Саратове хватало, но одним из самых серьезных в 1890-е был для них цирк Павла Федосеевского. Павел, его дети и ученики славились как непревзойденные наездники. Помимо лошадей были у Федосеевского и дрессированные медведи, свиньи, козы, петухи. Цирк его, пишут краеведы, отапливался и освещался электричеством, а располагался на перекрестке улиц Вольской и Большой Кострижной (которая теперь называется Советской на месте сегодняшнего расположения Дома Профсоюзов). Однако 1 февраля 1900 года цирк Федосеевских сгорел до основания вместе со всем цирковым имуществом.
Интересно, что за считанные минуты до пожара одна из цирковых артисток успела вывести на улицу всех лошадей, а впоследствии эта же дама получила собственный номер в цирке Никитиных, - рассказал Александр Константинов. - По городу поползли слухи, что пожар - дело рук братьев. Никаких доказательств, впрочем, эти слухи не получили. А погорельцам после пожара пришлось наниматься к Никитиным на работу.
В самом центре Саратова на пересечении улиц Вольской и Немецкой (проспект Кирова) Петр Александрович Никитин захотел построить для себя красивый дом с кариатидами, держащими угловой эркер по проекту архитектора А.М. Салько, и в 1890 году дом с закруглённым фасадом, эркерами и кариатидами открыл свою парадную дверь для именитых хозяев. Вместе с семьей Петр Александрович жил на втором этаже, а нижний сдавал различным коммерческим организациям. Здесь размещались ресторан «Германия», аптека братьев Хазан, отделение городского ломбарда. Здесь у гостеприимных братьев находили приют приезжавшие на гастроли многие цирковые знаменитости, в том числе дрессировщики Дуровы, борцы Заикин и Поддубный. В наше время Дом П.А. Никитина - объект культурного наследия регионального значения и яркая достопримечательность Саратова, неоднократно меняло своих хозяев и в настоящее время оно принадлежит Саратовскому управлению МВД.

В 1915 году братья собирались построить в Саратове самый большой в России каменный цирк на 2000 мест, оснащенный всеми современными техническими средствами: электрическим освещением, бассейном для водных феерий, сложным инженерным оборудованием. Но реализации проекта мешали начавшаяся первая мировая война, а потом случилась революция.
Аким хотел, чтобы у семейства был свой фамильный склеп. В расположенном в Саратове Спасо-Преображенском монастыре (позже на его месте находилось военное училище химзащиты) на средства, пожертвованные им, была построена церковь-колокольня. На втором этаже располагался храм, внизу – склеп.
В 1917 году Аким ушел в мир иной в Москве, и согласно завещанию его сын Николай перевез прах в Саратов. Дмитрий жил в Нижнем Новгороде, у него было двое сыновей, погибших в белом движении. Дмитрий был беден. После того, как он вышел из семейного бизнеса, занялся ярмарочными забавами типа музея восковых фигур. Но дела шли очень плохо. Аким высылал ему деньги на содержание. Умер в 1918 г., где он похоронен, неизвестно. А основной владелец Саратовского цирка Пётр был объявлен новой властью буржуем и выселен из собственного дома. У него отняли все; недвижимость, его любимый цирк, средства к существованию и буквально выброшенный на улицу человек умер в нищете и полном забытьи, от голода 20 августа 1921 года в Саратове.
В тридцатых годах монастырь вместе с церковью мученицы Иулиании взорвали. Никто не знает, каким образом прах Никитина сохранился. Считается, что Николай Акимович приехал в Саратов, захоронил прах отца на Воскресенском кладбище, где до сих пор находится его могила, которая является объектом культурного наследия регионального значения. Сын Акима – Николай (5.12.1887 – 24.11.1963), жонглёр на лошади, дрессировщик лошадей, заслуженный артист РСФСР (1947). После смерти отца наследовал дело и вёл его до национализации цирков. В 1919–1922 гастролировал в Италии. Среди знаменитых номеров – «Жонглёр на лошади», «Собаки-жокеи». Сын Николая Акимовича – Николай (1912–43), наездник, жонглёр. Выступал в цирке с детства. Погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.
Могила Петра Александровича Никитина не сохранилась. Зато сохранился памятник, стоявший на могиле Акима в храме. По иронии судьбы он стоит сейчас на том же самом Воскресенском кладбище. Только находится на могиле генерал-майора Стенина, который ушёл из жизни в 1952 году. Видимо, его нашли на складах училища, сбили с одной стороны надпись и сделали новую. Но до сих пор, если приглядеться, можно увидеть надпись от сына отцу Акиму Никитину. На месте последнего пристанища Акима стоит другой памятник. Состояние его оставляет желать лучшего, но поскольку он также считается памятником культуры, заменить его нельзя. Надежда только на реставрацию.
Цирковая династия Никитиных прервалась, но традиции, заложенные ими, продолжают жить. Стараниями этих людей российский цирк стал самобытным и профессиональным, и впоследствии приобрел мировую славу. До 1928 года саратовский цирк стоял на Митрофаньевской площади. С 1929 года начался новый этап – строительство большого современного здания на улице Чапаева. Но это совсем уже другая история.

Сейчас восточная часть площади Кирова прилегающая к цирку является уютным сквером братьев Никитиных, здесь установлен памятник братьям Никитиным, который представляет собой скульптурную композицию из трех фигур братьев Никитиных, стоящих на круглом постаменте высотой около трех метров. На Доме П.А. Никитина установлена установлена мемориальная доска говорящая, что с 1890 по 1917 год дом принадлежал выдающимся деятелям отечественной культуры братьям Никитиным.
