Поиск достопримечательностей по сайту
Логотип сайта Туристический Саратов
Поиск достопримечательностей по району
Войти через соцсети:

Вход на сайт

Бабочкин Борис Андреевич Бабочкин Борис Андреевич

Бабочкин Борис Андреевич

Бабочкин Борис Андреевич

Борис Бабочкин был на редкость талантливым артистом. Андрей Гончаров называл коллегу великим мастером с поразительной узнаваемостью, а Олег Ефремов считал, что система Константина Станиславского списана с таких людей, как он.

20.05.2024 21:14

Бабочкин, Борис Андреевич (1904, Саратов — 1975, Москва) — советский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1974), Народный артист СССР (1963). Борис Бабочкин был на редкость талантливым артистом. Андрей Гончаров называл коллегу великим мастером с поразительной узнаваемостью, а Олег Ефремов считал, что система Константина Станиславского списана с таких людей, как он. Исполнитель покорял окружающих не только обаянием и мастерством, но и человечностью, порядочностью, чем заслужил уважение как современников, так и у последующих поколений.

Фильм “Чапаев” вошел в первую сотню лучших мировых киноработ. На маршала Ворошилова игра Бориса Андреевича произвела такое впечатление, что он подарил актеру квартиру в Москве. Дочь Бориса Бабочкина вспоминает огромную народную любовь, которая выплеснулась на ее отца. Актер действительно создал настоящий шедевр. Спустя сорок лет гениальный режиссер Тарковский назвал Бабочкина-Чапаева “завораживающим бриллиантом, в котором каждая грань контрастирует с соседними, образуя монолитную характерность.” Благодаря этой киноработе Бабочкин стал в 1935 году самым молодым Народным артистом России. Борис Бабочкин — один из столпов советского театра, легенда БДТ и Малого, «великий старик» — для подавляющего числа людей так навсегда и останется Чапаевым.




Бабочкин родился в январе 1904 года в Саратове. Отец служил на Рязано-Уральской железной дороге, мать преподавала в школе. Анна Маркеловна с ранних лет прививала Боре и его брату Виталию любовь к творчеству. Она читала детям произведения А. С. Пушкина, что приводило их в восторг. Неудивительно, что оба мальчика с ранних лет начали декламировать стихи, а позже решили стать артистами. Дети очень любили листать альбом, в котором мама собирала фотографии провинциальных актеров. Она, кстати, о каждом могла рассказать интересно. И больше того — старалась выводить сыновей в люди.

Первые публичные выступления состоялись благодаря отцу, который взял сыновей на празднование Нового 1908 года вместе с другими семьями железнодорожников. Мальчики охотно радовали зрителей, путешествуя со станции на станцию, Борису было четыре.

В 1912—1919 годах учился в Саратовском I-ом Александро-Мариинском реальном училище. Там он продолжил увлечение творчеством, читал стихи на публичных мероприятиях. Борис читал перед учащимися монологи из произведений Гоголя, Грибоедова, Некрасова, причем с каждым разом у него это получалось все лучше и лучше. Не в последнюю очередь из-за того, что мама часто водила детей в Саратовский драматический театр, где младшие Бабочкины знакомились с лучшими образцами искусства.

Гражданская война нарушила привычную жизнь Бабочкина. В пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта. Юноша активно участвовал в митингах, но политическая жизнь не увлекала его так сильно, как театр. Вернувшись к мирной жизни, поступил в драматическую студию при Саратовском драматическом театре под руководством А. И. Канина. Руководитель кружка Александр Канин был покорен талантом юного воспитанника. Он написал рекомендательное письмо и отправил парня в Москву — поступать к Владимиру Немировичу-Данченко. Но встретиться с ним тогда так и не удалось.

Вместо этого Бабочкин подал документы сразу в два учебных заведения — в школу прославленного Михаила Чехова и в студию Иллариона Певцова «Молодые мастера». Подход последнего оказался молодому актеру ближе, и в дальнейшем он не называл мастера иначе как «учителем навсегда, на всю жизнь». Когда Борису было семнадцать лет, он после окончания театральной студии «Молодые мастеры», летом 1921 года в числе выпускников во главе с И. Н. Певцовым Бабочкин провёл свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска.

После этого последовало возвращение в российскую столицу, где артиста приняли в труппу драматического театра, которым руководил Василий Сахновский. Но в молодости Борис хотел как можно больше играть, а такая возможность была только в провинциальных театрах. Поэтому в дальнейшем он успел пожить в Воронеже, Костроме, Самарканде. Репертуар исполнителя регулярно пополнялся, в его послужном списке за этот период появилось около 200 ролей. Не жалея себя, Бабочкин по несколько раз в день выходил к зрителям, что помогло довести мастерство до совершенства.

Позднее, в конце 20-х, судьба привела актера в Ленинград. Сначала он участвовал в постановках Театра сатиры, затем — драматического театра имени А. С. Пушкина. В 1936-м Борис пришел в Большой драматический театр, где вскоре стал главным режиссером, а затем и руководителем. Но после того как художественный совет запретил показ его спектакля «Царь Потап», Бабочкин сгоряча подал заявление об увольнении, о чем позже пожалел.

Следующим пристанищем в творческой биографии знаменитости стал Театр имени Евгения Вахтангова. В нем были поставлены пьесы «Учитель» и «Фронт». Позже были и другие труппы, но больше всего времени артист послужил в Малом театре. В 1951-м он уходил оттуда со скандалом, но вернулся спустя четыре года.

Отношения с директором Михаилом Царевым складывались непросто. Борис Андреевич винил его в смерти Всеволода Мейерхольда, к тому же у них были разные взгляды на репертуар. Но Бабочкину все равно удалось поставить на этой сцене свои самые заметные спектакли, а в его актерском репертуаре были постановки по Максиму Горькому, Александру Островскому, Николаю Гоголю.




В кино актер пришел в 1928 году, когда искал хоть какую-то работу на бирже труда. Ему было предложено сняться в массовке фильма «Мятеж». Для этого нужно было ехать в Среднюю Азию, где снимал Семен Тимошенко. Через два года Борис Андреевич снова снимается у этого режиссера в фильме «Заговор мертвых», где сыграл уже более заметную роль красноармейца. Оба фильмы были немыми. Позже исполнитель признавался, что проникся любовью к кинематографу только после съемок драмы «Заговор мертвых» об обороне Петрограда от белогвардейских войск Николая Юденича.

В дальнейшем фильмографию пополнили такие работы, как «Первый взгляд» и «Дважды рожденный». Но популярность пришла к артисту только после знакомства с друзьями-однофамильцами Георгием и Сергеем Васильевыми, которых с легкой руки Виктора Шкловского называли братьями. Их первые киноленты «Спящая красавица», «Подвиг во льдах», «Личное дело» и «Невероятно, но факт!» зритель знал, но большим успехом они не пользовались. Они решили экранизировать роман Дмитрия Фурманова и позвали Бабочкина на главную роль.

Когда Бориса Бабочкину предложили прочитать сценарий, он буквально «загорелся» этим проектом. Его цель была – сделать своего героя не плакатным, а настоящим. Он ведь и сам в 1919 году был зачислен в Первый Саратовский резервный полк, который ожидал нападения Деникина. Играя Василия Чапаева, актер опирался на воспоминания о временах Гражданской войны. Образ получился собирательным, списанным с командиров, которых лично знал Борис Андреевич. На площадке он много импровизировал, бескомпромиссно выстраивая линию героя такой, какой ее представлял. Поэтому начдив получился столь смелым, обаятельным, мудрым.

На первых афишах писали "В главных ролях В. МЯСНИКОВА и II. СИМОНОВ Режиссеры БРАТЬЯ ВАСИЛЬЕВЫ". Даже имени Бабочкина решили не писать, оно в 1934 году никому ничего не говорило. Варвара Мясникова, которая исполнила роль Анки-пулеметчицы, к тому моменту снялась уже в 8 картинах. У Николая Симонова было 16 фильмов, и его действительно публика отлично знала. Но после «Чапаева» именно Бабочкин стал актером номер один в СССР.

«"Чапаев" для зрителей 30-х годов — или, во всяком случае, для громадного большинства этих зрителей — был не фильмом, заранее придуманным, подготовленным, срепетированным, а потом снятым на пленку. Это был подлинный, несомненный и реальный кусок жизни, захватывающий и трагический...» — писал Бабочкин в воспоминаниях.

После премьеры фильм одобрил лично Иосиф Сталин, а зрители пересматривали по несколько раз, отстаивая длинные очереди в кинотеатры. Чапаев в его исполнении получился очень убедительным. Удивительный случай – зрители десятки раз ходили в кино, чтобы посмотреть этот фильм. Такое бывало крайне редко. Имя Чапаева после этого стало нарицательным.

Позже, в годы репрессий, именно кинолента «Чапаев» спасла жизнь Бабочкину и его семье. Тогда многие актеры Большого драматического театра, на сцене которого играл актер, попали под арест. За Бабочкиным тоже велась слежка, и он уже был готов к задержанию. Но руководство НКВД не решилось на арест народного героя именно из-за его роли в фильме «Чапаев».

После «Чапаева» Бабочкин очень скоро перешел в разряд неоспоримых авторитетов. Он служил в Ленинграде в Большого драматического театра имени Горького (ныне — имени Г. А. Товстоногова), был главным режиссером, потом художественным руководителем. Там он в 1939 году поставил свой спектакль «Дачники» (по Горькому), который стал событием всесоюзного масштаба.

Фильм «Чапаев» был не единственной заметной работой Бабочкина. Актер активно снимался в годы Великой Отечественной войны, даже несмотря на то, что над головой кружили фашистские бомбардировщики. Он участвовал в агитационном ролике «Чапаев с нами», чтобы поднять боевой дух солдат и сограждан. Во время войны он — актер и режиссер театра им. Вахтангова, позже Театра киноактера, Малого...

В 1951-1952 годах Борис Андреевич работал в Софии, поднимая болгарский театр. Вернувшись, поступил в Театр им. Пушкина. А в 1955 году перешел в Малый театр, в котором и служил до конца жизни. Он продолжал сниматься в кино, хотя для актера такого уровня картин у него совсем немного, около 20.

И конечно, до конца жизни Борис Андреевич переживал из-за того, что его помнят по одной, пусть и ярчайшей роли. По возвращении в СССР, в 1952—1953 годах, был главным режиссёром Московского драматического театра имени А. Пушкина, а в 1954 году — актёром Киевского театра русской драмы имени Л. Украинки. В 1955 году Бабочкин вернулся в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до конца жизни.

После войны Бабочкин снял ленту «Повесть о "Неистовом"», где также исполнил главную роль. Драма была тепло принята советской публикой. В дальнейшем в качестве режиссера Борис Андреевич был более активен в театре. На экранах он предпочитал оставаться только исполнителем, к каждой роли подходил ответственно, сам выполнял даже сложные трюки.

В 1967 году кинематографист представил публике экранизацию пьесы Максима Горького «Дачники». Ранее он уже ставил по ней спектакль в Малом театре в 1964 году. В кадре артист предстал в образе Петра Суслова. На площадке ему составили компанию Элина Быстрицкая, Николай Анненков и Георгий Куликов.

Борис Бабочкин был счастлив в браке, свою любовь он нашел еще в 1920-е. Во время работы в передвижном театре в Самарканде актер познакомился с прекрасной балериной Екатериной Георгиевой, она происходила из дворянского рода, по материнской линии состояла в дальнем родстве с Натальей Николаевной Гончаровой. Танцовщица в тот момент была замужем, муж был старше и сильно ревновал молодую жену. Но, ради любви, по словам их дочери Натальи, «сбежала к папе через окно в одном легком платье». Екатерина Михайловна и Борис Андреевич всю жизнь прожили душа в душу, на всех фото супруги с нежностью смотрят друг на друга.

У Бабочкиных родились две дочки Наталья и Татьяна. Старшая вспоминала, что во время срочной эвакуации из Ленинграда родители специально решили ехать в разных концах поезда. Чтобы в случае бомбежки кто-то из них выжил и мог позаботиться о детях.

Бабочкин был человеком добрым, но с характером. После войны он отказывался от пайков и подарков, которые полагались актерам-фронтовикам. «Я на фронте никогда не был, — сказал он, — поэтому на такой подарок не имею права».

На протяжении многих лет Борис Бабочкин занимался педагогической деятельностью: с конца 1930-х годов преподавал в студии при Большом драматическом театре, с 1944 года — во ВГИКе (Москва), где руководил актёрской мастерской. В 1966 году получил звание профессора.

Автор множества статей, отзывов, заметок, публиковался в журналах «Советское искусство», «Рабочий и театр», «Театр», «Огонёк», «Искусство кино», «Москва», «Октябрь», газетах «Ленинградская правда», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия», «Советская культура» и др.




В 70-е зрители чаще видели кумира в телеспектаклях. Последняя лента в фильмографии блистательного артиста — «Бегство мистера Мак-Кинли». Бабочкин сыграл богача, создавшего сеть подземных убежищ, в которых люди могли проспать не один десяток лет и проснуться в светлом будущем без войн и болезней.

Режиссер фильма Михаил Швейцер вспоминал, что никогда не встречал столь подготовленного к съемкам актера, как Борис Андреевич. Исполнитель знал все монологи, ему не требовалось ничего объяснять. Готовую картину, принесшую Государственную премию СССР, Бабочкин уже не увидел.

В последние годы Бабочкин часто болел. Он перенес несколько инфарктов, имел проблемы с почками. Но артист все равно не делал себе поблажек, продолжал вести творческую жизнь.

Борис Андреевич умер в июле 1975 года в своей машине по пути на кинофестиваль. Причиной смерти стал сердечный приступ. Исполнитель не успел принять лекарство, но позаботился о том, чтобы никто не пострадал, аккуратно припарковав автомобиль у тротуара. Даже перед смертью он думал не о себе, а об окружающих.

Похоронен актер на Новодевичьем кладбище, на могиле был установлен памятник. Жена Бориса Андреевича пережила его на 13 лет, и не было ни дня, чтобы она не вспоминала о муже.

0
0
0
343
Оценить статью можно только один раз
Для добавления в закладки войдите под своим именем
Для добавления на свою стену войдите под своим именем
В раздел Саратов - годы и судьбы На главную На следующую страницу
Расскажите о своих впечатлениях от данного места или объекта. (Только русский текст)
Нет фотографии
Для размещения фотографий ВОЙДИТЕ под своим именем или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.


Новые статьи

Читать больше

Карты и справочники


Карты и справочники


Что посмотреть в Саратовской области



Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
Саратовский мост
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Радищевский музей

Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Саратовский мост
Гастрономический туризм Святые места Природные памятники Достопримечательности Музеи Саратова Парки и скверы Горнолыжные трассы Водный туризм Сбор грибов Фестивали Этнотуризм Рыбалка Паломничество Сбор ягод Фитотерапия Пляжи и солярии Санатории Турбазы Базы отдыха Интересные места Памятники Пикники Театры Саратова Блюда для пикника Реки области Парк Победы Фонтаны Палатки Монастыри Кумысная поляна Заброшенные церкви Отдых на природе Родники Палеонтология Вольск Конные прогулки Саратовская гармошка Старинные мельницы Хвалынск Саратовский калач Развалины усадеб Лекарственные травы Съедобные грибы Платные пруды Аренда беседок Памятники архитектуры Травник

В статьях используются фотографии известных саратовских блогеров:

Блог Путешественника
Блог Дениса Жабкина
Фотографии старого Саратова
Блог grau59

В статьях используются
материалы сайтов:

Б. Саратовская Энциклопедия
Энциклопедия Википедия

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.