Фильм “Чапаев” вошел в первую сотню лучших мировых киноработ. На маршала Ворошилова игра Бориса Андреевича произвела такое впечатление, что он подарил актеру квартиру в Москве. Дочь Бориса Бабочкина вспоминает огромную народную любовь, которая выплеснулась на ее отца. Актер действительно создал настоящий шедевр. Спустя сорок лет гениальный режиссер Тарковский назвал Бабочкина-Чапаева “завораживающим бриллиантом, в котором каждая грань контрастирует с соседними, образуя монолитную характерность.” Благодаря этой киноработе Бабочкин стал в 1935 году самым молодым Народным артистом России. Борис Бабочкин — один из столпов советского театра, легенда БДТ и Малого, «великий старик» — для подавляющего числа людей так навсегда и останется Чапаевым.
Первые публичные выступления состоялись благодаря отцу, который взял сыновей на празднование Нового 1908 года вместе с другими семьями железнодорожников. Мальчики охотно радовали зрителей, путешествуя со станции на станцию, Борису было четыре.
В 1912—1919 годах учился в Саратовском I-ом Александро-Мариинском реальном училище. Там он продолжил увлечение творчеством, читал стихи на публичных мероприятиях. Борис читал перед учащимися монологи из произведений Гоголя, Грибоедова, Некрасова, причем с каждым разом у него это получалось все лучше и лучше. Не в последнюю очередь из-за того, что мама часто водила детей в Саратовский драматический театр, где младшие Бабочкины знакомились с лучшими образцами искусства.
Вместо этого Бабочкин подал документы сразу в два учебных заведения — в школу прославленного Михаила Чехова и в студию Иллариона Певцова «Молодые мастера». Подход последнего оказался молодому актеру ближе, и в дальнейшем он не называл мастера иначе как «учителем навсегда, на всю жизнь». Когда Борису было семнадцать лет, он после окончания театральной студии «Молодые мастеры», летом 1921 года в числе выпускников во главе с И. Н. Певцовым Бабочкин провёл свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска.
После этого последовало возвращение в российскую столицу, где артиста приняли в труппу драматического театра, которым руководил Василий Сахновский. Но в молодости Борис хотел как можно больше играть, а такая возможность была только в провинциальных театрах. Поэтому в дальнейшем он успел пожить в Воронеже, Костроме, Самарканде. Репертуар исполнителя регулярно пополнялся, в его послужном списке за этот период появилось около 200 ролей. Не жалея себя, Бабочкин по несколько раз в день выходил к зрителям, что помогло довести мастерство до совершенства.
Следующим пристанищем в творческой биографии знаменитости стал Театр имени Евгения Вахтангова. В нем были поставлены пьесы «Учитель» и «Фронт». Позже были и другие труппы, но больше всего времени артист послужил в Малом театре. В 1951-м он уходил оттуда со скандалом, но вернулся спустя четыре года.
Отношения с директором Михаилом Царевым складывались непросто. Борис Андреевич винил его в смерти Всеволода Мейерхольда, к тому же у них были разные взгляды на репертуар. Но Бабочкину все равно удалось поставить на этой сцене свои самые заметные спектакли, а в его актерском репертуаре были постановки по Максиму Горькому, Александру Островскому, Николаю Гоголю.
В дальнейшем фильмографию пополнили такие работы, как «Первый взгляд» и «Дважды рожденный». Но популярность пришла к артисту только после знакомства с друзьями-однофамильцами Георгием и Сергеем Васильевыми, которых с легкой руки Виктора Шкловского называли братьями. Их первые киноленты «Спящая красавица», «Подвиг во льдах», «Личное дело» и «Невероятно, но факт!» зритель знал, но большим успехом они не пользовались. Они решили экранизировать роман Дмитрия Фурманова и позвали Бабочкина на главную роль.
Когда Бориса Бабочкину предложили прочитать сценарий, он буквально «загорелся» этим проектом. Его цель была – сделать своего героя не плакатным, а настоящим. Он ведь и сам в 1919 году был зачислен в Первый Саратовский резервный полк, который ожидал нападения Деникина. Играя Василия Чапаева, актер опирался на воспоминания о временах Гражданской войны. Образ получился собирательным, списанным с командиров, которых лично знал Борис Андреевич. На площадке он много импровизировал, бескомпромиссно выстраивая линию героя такой, какой ее представлял. Поэтому начдив получился столь смелым, обаятельным, мудрым.
«"Чапаев" для зрителей 30-х годов — или, во всяком случае, для громадного большинства этих зрителей — был не фильмом, заранее придуманным, подготовленным, срепетированным, а потом снятым на пленку. Это был подлинный, несомненный и реальный кусок жизни, захватывающий и трагический...» — писал Бабочкин в воспоминаниях.
После премьеры фильм одобрил лично Иосиф Сталин, а зрители пересматривали по несколько раз, отстаивая длинные очереди в кинотеатры. Чапаев в его исполнении получился очень убедительным. Удивительный случай – зрители десятки раз ходили в кино, чтобы посмотреть этот фильм. Такое бывало крайне редко. Имя Чапаева после этого стало нарицательным.
Позже, в годы репрессий, именно кинолента «Чапаев» спасла жизнь Бабочкину и его семье. Тогда многие актеры Большого драматического театра, на сцене которого играл актер, попали под арест. За Бабочкиным тоже велась слежка, и он уже был готов к задержанию. Но руководство НКВД не решилось на арест народного героя именно из-за его роли в фильме «Чапаев».
Фильм «Чапаев» был не единственной заметной работой Бабочкина. Актер активно снимался в годы Великой Отечественной войны, даже несмотря на то, что над головой кружили фашистские бомбардировщики. Он участвовал в агитационном ролике «Чапаев с нами», чтобы поднять боевой дух солдат и сограждан. Во время войны он — актер и режиссер театра им. Вахтангова, позже Театра киноактера, Малого...
В 1951-1952 годах Борис Андреевич работал в Софии, поднимая болгарский театр. Вернувшись, поступил в Театр им. Пушкина. А в 1955 году перешел в Малый театр, в котором и служил до конца жизни. Он продолжал сниматься в кино, хотя для актера такого уровня картин у него совсем немного, около 20.
И конечно, до конца жизни Борис Андреевич переживал из-за того, что его помнят по одной, пусть и ярчайшей роли. По возвращении в СССР, в 1952—1953 годах, был главным режиссёром Московского драматического театра имени А. Пушкина, а в 1954 году — актёром Киевского театра русской драмы имени Л. Украинки. В 1955 году Бабочкин вернулся в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до конца жизни.
После войны Бабочкин снял ленту «Повесть о "Неистовом"», где также исполнил главную роль. Драма была тепло принята советской публикой. В дальнейшем в качестве режиссера Борис Андреевич был более активен в театре. На экранах он предпочитал оставаться только исполнителем, к каждой роли подходил ответственно, сам выполнял даже сложные трюки.
В 1967 году кинематографист представил публике экранизацию пьесы Максима Горького «Дачники». Ранее он уже ставил по ней спектакль в Малом театре в 1964 году. В кадре артист предстал в образе Петра Суслова. На площадке ему составили компанию Элина Быстрицкая, Николай Анненков и Георгий Куликов.
У Бабочкиных родились две дочки Наталья и Татьяна. Старшая вспоминала, что во время срочной эвакуации из Ленинграда родители специально решили ехать в разных концах поезда. Чтобы в случае бомбежки кто-то из них выжил и мог позаботиться о детях.
Бабочкин был человеком добрым, но с характером. После войны он отказывался от пайков и подарков, которые полагались актерам-фронтовикам. «Я на фронте никогда не был, — сказал он, — поэтому на такой подарок не имею права».
На протяжении многих лет Борис Бабочкин занимался педагогической деятельностью: с конца 1930-х годов преподавал в студии при Большом драматическом театре, с 1944 года — во ВГИКе (Москва), где руководил актёрской мастерской. В 1966 году получил звание профессора.
Автор множества статей, отзывов, заметок, публиковался в журналах «Советское искусство», «Рабочий и театр», «Театр», «Огонёк», «Искусство кино», «Москва», «Октябрь», газетах «Ленинградская правда», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия», «Советская культура» и др.
Режиссер фильма Михаил Швейцер вспоминал, что никогда не встречал столь подготовленного к съемкам актера, как Борис Андреевич. Исполнитель знал все монологи, ему не требовалось ничего объяснять. Готовую картину, принесшую Государственную премию СССР, Бабочкин уже не увидел.
В последние годы Бабочкин часто болел. Он перенес несколько инфарктов, имел проблемы с почками. Но артист все равно не делал себе поблажек, продолжал вести творческую жизнь.
Борис Андреевич умер в июле 1975 года в своей машине по пути на кинофестиваль. Причиной смерти стал сердечный приступ. Исполнитель не успел принять лекарство, но позаботился о том, чтобы никто не пострадал, аккуратно припарковав автомобиль у тротуара. Даже перед смертью он думал не о себе, а об окружающих.
Похоронен актер на Новодевичьем кладбище, на могиле был установлен памятник. Жена Бориса Андреевича пережила его на 13 лет, и не было ни дня, чтобы она не вспоминала о муже.