Экологическая тропа "Пещера монаха" начинается в окрестностях территории санатория "Черемшаны 1", где в прошлом веке находился мужской старообрядческий скит и далее по смешанному кленово-липовому лесу ведет в меловую пещеру Монаха, в которой раньше жили монахи отшельники. Пещера расположена на вершине меловой горы на склоне ущелья Черемшан. Она состоит из трех комнат, соединяющихся между собой. На меловых стенах вырезана икона. В наше время последнее помещение разрушено и смыто дождевыми потоками, осталось дальнее, но и оно почти полностью заполнено намытыми глинами. Последний старец – монах Серафим проживал в ней уже в начале двадцатого века. Запомнился местным жителям как хороший врачеватель – умел лечить травами.
На протяжении маршрута встречаются дикие плодовые деревья, как воспоминание о купеческих садах, ранее распологавшихся на данной территории. Тропа оборудована смотровой вышкой с которой открывается живописный вид на меловые горы, р. Волгу, яблоневые сады и город Хвалынск - родину знаменитого художника К.С. Петрова-Водкина. Горы, ущелья, смешанный лес, реликтовые сосны, родники и чистые пруды. Это место часто называют храмом под открытым небом. Протяженность маршрута - 3,5 км. Предполагаемое время прохождения маршрута - 1,0 – 1.5 часа. Способ передвижения посетителей по маршруту - пеший. Сезонность использования маршрута - с апреля по ноябрь.
Все эко-тропы: Заповедный край, По дну древнего моря, Святой родник, Пещера монаха, Елшанский хребет, В царстве птиц, Гора Беленькая, Барский пруд, Лесные фантазии, Березовая роща.
Экологическая тропа проходит по ущелью «Черемшан» от санатория «Черемшаны-1» до верхней горы, где находится пещера Монаха. Она проходит по смешанному лесу до родника, который протекает по дну ущелья «Черемшан». На остановке у родника рассказ о Хвалынских родниках. На следующей остановке открывается ущелье «Черемшан» необычайной красоты. Название оно получило от тюркского «Черемшан» — «Темный лес». Это необычное место. Еще в ХVII веке сюда пришли старообрядцы. После раскола Русской Православной Церкви опальные старообрядцы бежали в здешние дремучие леса. Интуитивно они искали такое место, где бы все их помыслы были направлены вверх, к Богу. И они нашли его. Это и было ущелье «Черемшан».
Первые скиты появились в этих местах, после разгрома старообрядческих скитов на Иргизе - в 40-х годах 19 века. Местные староверы дали у себя приют иргизским беглецам. Постепенно, сами собой, образовывались и монастыри, записанные в официальных бумагах как хутора. Периодически их громили официальные власти - староверы продвигались все глубже в леса, отыскивали более скрытые пустыни, зарывались в подземелья... И в итоге - все дальше от людей, возникали новые обители...
На начало 20 века, таких скитов на Черемшане было 8. Один - мужской и 7 женских. Они принадлежали к разным согласиям и отличались внутренними порядками.
Пройдя импровизированные ворота, попадаем сразу в лес, где дорога уходит в небольшую горку. Поднявшись, встречаем развилку, на которой тропа уходит направо, по всей тропе стоят указатели. И местами встречаются и информационные столики с различной информацией о природе этих мест.
Дальше начинает небольшой спуск в ущелье, идешь по его склону вниз. Дальше родник "Петрянинский". Идем дальше по Черемшанскому ущелью. И вскоре начинается подъем на другой склон. Еще вверх и выходим на "Поляну Любви", ниже которой видны остатки заброшенного монастырского сада, а слева уходит вниз Черемшанское ущелье. Стоит запах земляники и тут её действительно много. Здесь же стоит смотровая вышка, с которой открывается неплохой обзор. Чуть выше стоят лавочки, на которых можно передохнуть и посмотреть в сторону Волги. Почему поляна любви? Рассказывают, что тут монахи из мужского монастыря, что находился по другую сторону горы, встречались с монашками из монастыря на территории которого теперь санаторий. Пили медовуху, устраивали игры и всякое. А позже, в пруду на территории монастыря нашли много останков новорождённых.
Дальше тропа опять углубляется в лес. Тут начинается довольно длинный и затяжной подъем. Не зря перед ним стояли лавочки, чтобы передохнуть. Где-то на половине пути ещё обустроенное место для отдыха. И наконец-то, забравшись ещё выше, тропинка уходит на склон горы где сделана небольшая лестница к пещере. Раньше тут был один вход, общая комната и проходы в две кельи. Но какое-то время назад, часть потолка первой комнаты обвалилась и теперь тут скорее две небольших отдельных пещеры. Если заглянуть в правый лаз, видно, что пещера совсем небольшая, от входа видно заднюю стенку. Тут только на корточках сидеть удобно, во весь рост не встанешь. Углубление в дальней стене. Видимо, тут отшельник и спал, этакое ложе. И вход довольно узкий, приходится протискиваться. Раньше, говорят, можно было пройти просто нагнувшись, видимо, уровень пола сильно поднялся из-за осыпающейся породы. В левую пещеру вход чуть пошире. Да и сама она побольше, но не на много. Очень сложно представить, как тут можно одному жить.
Когда появилась пещера никто не знает, существует лишь один письменный источник, описывающий обитателей пещеры в начале прошлого века. А сколько до этого существовала пещера не знают даже легенды и предания. Только в одном они сходятся, что жил в пещере в XIX веке отшельник по имени Серафим. Спал он в гробу, установленном в одной из комнаток пещеры, а после его смерти мощи сохранялись нетленными более десятка лет, пока их не осквернили. В начале прошлого века в пещере жила благочестивая старушка Феодора, о чем сохранилось воспоминание одного из священников, побывавших в пещере в 1912 году. В 1914 году в гости к "пещерной старушке" заглядывал художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
Горы, ущелья, смешанный лес и реликтовые сосны, родниковые воды и чистые пруды, особое состояние воздуха с повышенной ионизацией, целительные туманы и необыкновенная духовность этого намоленного места неиспорченной верой… Именно благодаря уникальному сочетанию природных факторов и особого духовного поля о «Пещере Монаха» говорят как о храме под открытым небом, о том самом месте, где происходит исцеление разума, тела и духа… Гористый рельеф местности, каньонообразные ущелья глубиной до 100-170 м. Горы вокруг поднимаются на 340 - 350 м над уровнем моря.
Пещер таких, надо сказать, в окрестностях было когда-то довольно много. И еще в начале 20 века видели их посетители этих мест. В некоторых тогда были целы и кости прежних обитателей - отшельников, замуровавших себя в подземельях.