За свою доблестную службу в течение многих годов паровоз 9П 23534 не был отправлен в утилизацию, а продолжил свою историю в качестве памятника. Паровоз установлен на постаменте, выполненном в виде железнодорожных путей. Кажется, что вот-вот он сорвется с постамента и помчится, выпуская в небо белоснежные клубы дыма.
Памятник был открыт в августе 1994 года к столетнему юбилею Балашовского локомотивного депо, о чем гласит позолоченная табличка на кабине машиниста. Памятник был установлен у администрации локомотивного депо.
Танк-паровоз, это обозначает что данный паровоз эксплуатируется без тендера (прицепной вагон с углем), а вода и топливо хранятся в танках установленных в самом локомотиве. Модель 9П была разработана в 1934 году на Коломенском машиностроительном заводе, в 1935 был выпущен первый паровоз.
Этот паровоз произведен в 1955 году и на данный момент является паровозом данной модели с самым большим серийным номером из известных. Всего за годы производства до 1957 года было построено 3024 паровоза. Паровозы этой модели использовались на подъездных путях промышленных предприятий, в локомотивных депо, благодаря своим небольшим габаритам широко использовались для работы на поворотном кругу.
Модель 9П по праву признавалась самым совершенным промышленным паровозом. Маневренный, простой в обслуживании, способный работать на различном топливе: угле, нефти, торфе и дровах. Паровоз 9П является последним советским паровозом нормальной колеи. Локомотив был отреставрирован в 1994 году. При "реставрации" с паровоза срезали водяные танки, наварили поручни и раскрасили его в попугайские цвета.
Танк-паровоз (Танковый паровоз) — паровоз, не имеющий тендера, то есть специального прицепа для угля и воды: на таком паровозе они хранятся в танках (ёмкостях), установленных на самом локомотиве. На русских и советских железных дорогах применялись для манёвров, работы на фабричных подъездных путях (танк-паровозы «Рак», серии Ь и серии 9П), а также для вождения товарных/грузовых поездов (танк-паровозы серии Ф), поездов пригородных и местного сообщения — «Кукушек» (танк-паровозы серии Ъ). Первоначально назывались тендер-паровозами, так как совмещали в себе функции и паровоза, и тендера. Первый опытный паровоз типа 9П был построен на Коломенском машиностроительном заводе в 1935 году. В следующем году Коломенский завод выпустил ещё 55 паровозов типа 9П. Также эти паровозы стали выпускаться на Новочеркасском паровозостроительном заводе (16 паровозов в 1937 году, 64 - в 1938 году).
С 1939 года Коломенский завод возобновил постройку паровозов типа 9П, при этом конструкция паровозов, выпускавшихся с 1939 года, была улучшена по сравнению с более старыми паровозами этого типаПаровозы 9П использовались Советскими железными дорогами на маневровых работах, эти паровозы также использовались на путях многих заводов и рудников. В 1946—1955 гг. паровозы 9П выпускались Муромским паровозостроительным заводом им. Дзержинского, а с 1955 по 1957 год этот завод выпускал несколько изменённый вариант паровоза, получивший обозначение 9ПМ.Паровозы типа 9П стали основными и самыми массовыми танк-паровозами на советских железных дорогах. Их удобно было использовать на небольших расстояниях (из-за относительно небольших запасов топлива и воды по сравнению с тендерными). Эти паровозы любили за маневренность, компактность и хороший задней обзор (тендер не мешал машинисту смотреть, что происходит сзади). Прослужили до последних дней паровозной эпохи.
Как добраться до Памятник паровозу 9п 23534:
От привокзальной площади по улице Фридриха Энгельса идем около пятисот метров до Локомотивного депо. Здесь у административного здания депо и рядом с памятником железнодорожникам, вы найдете памятник паровозу.