Рядом со зданием администрации Балашовского муниципального района, недалеко от берега Хопра стоит не слишком примечательный внешне двухэтажный каменный дом, а ведь построен он более ста лет назад. Этот дом был возведен еще в 1827 году и принадлежал балашовскому купцу II гильдии Денису Ивановичу Какирбашеву. Позже его сын и внук (оба носили имя Иван) построили еще одноэтажный каменный дом, одну двухэтажную баню и две одноэтажных, машинное отделение, просорушку, водокачку, пристань…
Судя по строительству бань и пристани, семья купцов Какирбашевых с выгодой для себя использовала расположение своего домовладения близ берега Хопра. Из перечисленного выше сохранились далеко не все строения, но жилой дом по улице нельзя не заметить издали, хотя облик его достаточно прост и лишен сложных архитектурных «украшений». Если вспомнить дату его постройки, становится понятно: перед нами – одно из старейших сохранившихся зданий в Балашове, если не самое старое.
Что касается пристани Какирбашевых, то она была не единственной в пределах Балашова и не самой большой. Например, совсем рядом, чуть ниже по течению, находились пристани купцов Кускова (там причаливали плоты с лесом) и Косенкова (от нее ходил до села Никольевка катер«Заря», здесь же загружались и разгружались барки). Уже спустя много лет, когда от пристани Косенкова давно ничего не сохранилось, местные жители все еще называли это место на берегу ниже мельзавода №7 словом «косенки», и с удовольствием там отдыхали и купались. Были пристани и в селах, например, в Аркадаке, Большой Грязнухе (ныне Хоперское), Лопатино, Пинеровке и других.
Сплав барок с товаром и леса по Хопру начался с 30-х годов XIX века. До появления в Балашове железной дороги (1894 г.) река была очень важным местным торговым путем.
По течению Хопра было много пристаней, где собирали барки –деревянные грузовые суда – и загружали их товаром. Везли хлеб, сало, спирт, муку, овес, крупы, мед, поташ и др. В Ростове-на-Дону проходила большая ежегодная ярмарка, и за полтора месяца во время половодья туда добирались и купеческие барки из Балашова. Интересно, что грузоподъемность одной барки на Хопре и Медведице достигала 150-160 тонн. Цифры впечатляют и иногда даже вызывают недоверие у тех, кто впервые об этом слышит. Сложно представить, действительно, что по нашему сильно обмелевшему в последнее время Хопру когда-то возили столь большие грузы. Однако необходимо помнить, что река более ста лет назад была шире, нежели теперь,к тому же сплав происходил во время весеннего половодья. Нужно отметить и особенности конструкции самих барок: это были деревянные вытянутые в длину и притом относительно узкие суда с плоским дном.
Стоимость товара на одной хоперской барке могла достигать нескольких тысяч рублей, а в целом за сезон вниз по течению иногда проходило до сотни этих судов или даже больше. Для местных купцов эта торговля была выгодна – барка была недорогим средством перевозки грузов, да и заготовка зерна в наших краях очень больших затрат не требовала.
Когда барки достигали места назначения (не обходилось без труда бурлаков) и разгружались, суда разбирали и посуху перевозили к верховьям рек – до следующего сезона.
Речная торговля в нашем уезде постепенно затихла к концу XIX века. Причинами послужили обмеление Хопра (последствие уничтожения лесов) и появление железной дороги. О купцах, которые использовали реку как торговый путь, теперь могут напомнить разве что музейные экспозиции, некоторые народные названия и особняки, когда-то принадлежавшие владельцам судов и хоперских пристаней.