В Свято-Троицком соборе много чтимых прихожанами святынь. Одна из них – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в нижнем, Успенском, храме собора, около Казанской иконы Божией Матери. Этот уникальный мощевик, датируемый серединой XVIII века, был торжественно передан Свято-Троицкому храму в январе 2005 года из областного музея краеведения, где хранился долгие годы. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25,5 х 21,6 см. На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.
Он содержит 132 частицы мощей святых: евангелистов Матфея, Марка и Луки, апостола Андрея Первозванного, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, великомучеников Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона, равноапостольного Константина, и многих подвижников Русской Православной Церкви. Теперь святыня, открытая для поклонения верующих в Свято-Троицком храме, предстала в своем первозданном виде. По сохранившимся описаниям и старинной фотографии полностью восстановлена риза, прежде украшавшая мощевик. Новый оклад для святыни изготовлен на пожертвования прихожан храма в ювелирной мастерской Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Самой главной и древнейшей святыней Троицкого собора считается Образ Спаса Нерукотворного.
Традиция почитания святых мощей восходит к первым векам христианства. Издавна христиане почитали мучеников, отдавших жизнь за свидетельство о Христе — почитали настолько, что благоговейно собирали останки растерзанных дикими зверями на арене римского Колизея, сожженных заживо «факелов Нерона», умученных иными способами. Даже Литургия служилась первоначально на гробницах мучеников — потому и сегодня она не может совершаться в отсутствии антиминса. Для христиан тело — не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти.
С этих пор и введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы».
Мощевик, хранящийся ныне в Свято-Троицком соборе, первоначально находился в походной церкви екатерининского вельможи князя Сергея Федоровича Голицына (1748–1810). Флигель-адъютант императрицы Екатерины II, он был боевым генералом, участником суворовских кампаний, кавалером российских и иностранных орденов. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, в дальнейшем получившую общероссийскую известность. Через несколько лет в усадьбе была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня.
Святыня пребывала в зубриловском храме Преображения Господня — до 1921 года, когда церковь в Зубриловке была закрыта. Оказавшись в руках идейных борцов с «опиумом для народа», ковчег-мощевик прежде всего лишился своего драгоценного серебряного оклада…
В 1930 году мощевик появился среди экспонатов антирелигиозной выставки, проводимой Союзом воинствующих безбожников. Что именно хотели в данном случае «изобличить» воинствующие безбожники, выставляя на глумление ковчег с мощами, современному человеку трудно понять, поскольку православные никогда и не скрывали, что почитают останки своих святых.
Затем святыня оказалась в Саратовском областном музее краеведения. Первая запись о ее поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937–1938 годах: «Коллекция мощей, собранная кн. Прозоровским-Голицыным. Дерев. доска с фото». В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви с. Зубриловки Саратовской области». (Подтверждение, что мощевик действительно из этого села, исследователи обнаружили в метрике зубриловского храма. Священник Павел Прозоров, в 1887 году составлявший по просьбе Императорской Академии художеств метрику, отметил, что в храме имеется икона с мощами).
В фондах краеведческого музея сохранилась также фотография мощевика. На ней можно увидеть, как он выглядел до закрытия церкви и передачи в музей. На фотографии изображен в раскрытом виде металлический ковчег в форме складня с двумя створками. Внутрь него помещена доска с частицами мощей в окладе, в ее центре — эмалевая икона-дробница Воскресения Христова. Благодаря мастерству неизвестного фотографа и компьютерной обработке, стало возможным расшифровать надписи на окладе и, таким образом, атрибутировать частицы мощей.
Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25,5 х 21,6 см, на которой расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски — гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова.
Результаты работы по атрибуции мощей, а также материалы о Сергее Федоровиче Голицыне, его жене Варваре Васильевне, урожденной Энгельгардт (1751–1815), которая была родной племянницей князя Г. А. ПотемкинаТаврического; об имении Голицыных в Зубриловке, о Спасо-Преображенской церкви были представлены на выставке в музее краеведения, посвященной истории этой уникальной реликвии.
Выставка «Обретенная святыня» проходила в декабре 2004-го — январе 2005 года. Тогда же, согласно Положению о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, Федеральное агентство по культуре и кинематографии разрешило Саратовскому областному музею краеведения передать мощевик саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование.
Как добраться до Мощевик:
Троицкий собор находится в центре Саратова, на Музейной площади. До остановки «Музейная площадь» можно добраться автобусами №№и, 33, троллейбусами №№i, 4, 5, маршрутными такси №№3, 32, зз, 82. От железнодорожного вокзала сюда следуют автобусы №№284, 284а, 2846, 284К.