Есть в горпарке, установленное на столбе, деревянное подтверждение причастности парка к Пушкинскому Лукоморью:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Всеобщим любимцем посетителей парка всегда был жизнерадостный кабанчик, темпераментно подавшийся вперед и демонстрирующий свой обаятельный пятачок. Он всегда привлекает детей как объект для физических упражнений, а также радует взгляд взрослых. На нем было удобно сидеть, и вокруг свиньи всегда располагались молодежные компании. Раньше снизу были заметны его поросячьи причиндалы, подтверждавшие его кабанью сущность, но не так давно их отпилили и там теперь заметный ровный спил. Деревянная скульптура покрыта лаком.
Невозможно не запомнить и беззаботно счастливого дракона, ну или лошадь, или еще какое-то забавно не опознаваемое животное. Главное, что, глядя на него, создается ощущение сказки и нереальности окружающего.
Все это пенечки-грибочки, лавочки, указатели и прочие формы создают ту неповторимую атмосферу сказочного окружения, которая запоминается и ради которой в городской парк, парк Лукоморье хочется возвращаться еще и еще...
Одной из первых фигур была голова богатыря, по данным архива автор скульптуры Валентин Красников (1952-1991гг.). Она же, или её копия, стоит в парке до сих пор. До 90-х годов было установлено большое количество сказочных фигур, но потом многое было утрачено, многое украдено, в те времена парк особо не охранялся, а люди перестали относится к общему, как народному достоянию и стали тащить все к себе под бок, а что не могли украсть, просто ломали и уродовали. Протест бессмысленный и беспощадный.
И очень хорошая мысль снабжать скульптуры памятными табличками. Например, скульптура лесовичка снабжена такой табличкой: «Памяти скульптура Красникова В.Я. 1952-1991». Было бы интересно и у других скульптур увидеть кто этот замечательный мастер, сделавший рукотворное чудо
Отдельно хотелось бы вспомнить об одном Мастере с большой буквы, посвятившего многие годы созданию сказки в городском парке. С творчеством скульптора Георгия Михайловича Перепечай многие саратовцы давно знакомы, ведь основные деревянные скульптуры, сделанные в советские времена и в начале 2000-х, это его работа. Словно вышедшие из древних языческих былин, великодушные, беззаботные, смешные, но никогда не отталкивающе-суровые, - эти многочисленные деревянные родственники Буратино, сработанные "папой" Перепечаем. Они поселились, не только в городском парке, но и в "Липках" и других скверах Саратова - в самых живописных уголках. И являются там едва ли не главной достопримечательностью. А осетр, над фонтаном в парке «Липки», стал чуть ли не символом города.
Георгий Михайлович Перепечай (1953–2002), саратовский скульптор, 27 лет работал скульптором в Городском парке. Не будь в нашем городе такого Мастера, как Перепечай, судьба старых высохших деревьев была бы однозначно уныла: превратиться в дым, либо в мусор. Перепечай превращал их в произведения искусства. Для работ выбирал, как правило, отшумевшие лапчатой листвой дубы, в основном - в городском парке, в котором трудился 27 долгих лет. За это время в парке уже 11 директоров сменились
Перепечай работал один, без подсобников. Бывает, давали машину и рабочих, чтобы перевезти особо крупные стволы и камни. Но чаще таскать приходилось самому, в конце концов, он "сорвал" позвоночник. Каким шестым, седьмым чувством Мастер угадывал в высохшей коряге свое будущее глазастое творение, у которого по мановению его Волшебного Резца появляются такой милый чудной характер и заразительная улыбка до ушей? Георгий Михайлович улыбался и пожимал плечами - мол, руки сами все делают.
"Новые русские ко мне часто подходят, уговаривают и у них на дачах подобное соорудить, - рассказывал Георгий Михайлович. - А я им говорю - некогда! Еле-еле успеваю то в горпарке, то в "Липках": что-то новое сделать, старое подремонтировать. Конечно, новый русский денег больше заплатит, но тогда мой труд только у него на даче и останется. А так - для всех!". Тогда работы несговорчивого Мастера стали красть. Аккуратно спилив крепления, стащили кованый фонарь в стиле ретро, украшавший центральную аллею "Липок" возле читального павильона. "Спецзаказ был - кому-то на дачу," - считал Георгий Михайлович. Фонарь этот Перепечай смастерил из декоративной кованой решетки, которую выбросили, меняя крышу старого дома. Наученный горьким опытом, скульптор стал закаливать стальные крепления, подвесные крючья - чтобы ножовка не брала. А многие деревянные фигуры даже крепил на прочных стальных прутьях, но...
"В горпарке я сову приладил на арматурный прут толщиной аж в 24 миллиметра - все равно украли, наверное, всю ночь пилили... А у вороны (из басни Крылова) долго тужились, но выломали-таки сыр, который был сделан всего-то из двухсот граммов бронзы - на бутылку пива не хватит". Еще одну симпатичную сову - в сквере через дорогу от Волжского РОВД - спилили и унесли вместе с цветочницей. "Что же мы можем сделать, если ваши работы так популярны?!" - сказали Перепечаю в милиции. "В горпарке собаки начисто сгрызли лицо у моей совы, - жаловался Георгий Михайлович. - Трудно даже представить - как их натравливали хозяева, если даже выдержанный дуб смогли сточить клыками!"
Действующую модель мельницы высотой в 5 метров, которая украшала горпарк 20 лет, сожгли среди дня. Судя по показаниям очевидцев, поджог совершили мальчишки, залезшие на крышу мельницы. Её поджигали не один раз, туда можно было залезть и ребятня - подростки лазили и тусили в ней, не гнушаясь курить, да и пить там алкоголь, поэтому и горела она не раз, потом сильно обветшалую мельницу демонтировали, а на её место поставили домик для лебедей.
Огромный, великолепный Нептун из комеля (толстая часть ствола дерева непосредственно над корнем и корневищем) векового дуба, утонул его не жгли. Этот перечень варварств можно и дальше продолжать (сломали карусель, которая и двух дней не простояла, козленку отшибли голову, а Аленушке изрезали все лицо), но... Перепечай вновь отвечал саратовцам добром на зло и ремонтировал изуродованные статуи, восстанавливал, что можно и делал новые фигуры открывая людям сказку. Эти деревянные чудеса останутся теперь лишь на фотографиях счастливых людей, отдыхавших рядом с ними. (Редакция сайта «Туристический Саратов» будет благодарна приславшим подобные фотографии на редакционную почту admin@tursar.ru. По желанию, фотографии будут размещены на сайте с указанием данных приславших.)
Почти все эти годы Перепечай жил в 9-метровой комнатушке коммуналки, где даже выспаться после работы толком не мог из-за соседей-пьяниц. Поэтому часто приходилось ночевать на рабочем месте - в мастерской горпарка. Но в 1997 году и ее сломали, в парке завершало строительство жилого дома СУ-3, относящееся к Приволжской железной дороге. Это-то строительное управление и снесло мешавшую им мастерскую. С тех пор скульптору-сказочнику работать было по сути негде: выделили 15-метровое помещение, но оно не могло вместить всех объемистых фигур и стволов-заготовок (дуб требует выдержки в сухом месте). Была бы мастерская - нашлось бы место и для учеников, а так...передать ремесло было некому.
Как-то поручил ему один важный чин срочно завершить работы в "Липках" до их открытия. Менее чем за месяц, в одиночку выточил скульптор большого деревянного осетра, из которого должен был бить фонтан, обложил комплекс камнями... "Это был рекорд моей работоспособности, - вспоминал Георгий Михайлович. - Спал по три часа в сутки. Раз вообще 28 часов без перерыва, без сна проработал. Сделал-таки осетра ".
За свой полукаторжный труд Перепечай получает примерно столько же, сколько и обычный рабочий на стройке. Работая по ночам, испортил зрение. Спина побаливает, а денег на мануальную терапию нет. Неужели все это ради того, чтобы люди восхищались его работой и получали удовольствие от чуда. "Это не работа - сказка! В нашем семейном альбоме любимые фотографии те, что на фоне ваших, Георгий Михайлович, творений. Этим фото уже лет по 20 и больше, есть даже на фоне русалки..." – говорили ему встречающиеся люди. "Да, это была моя первая работа, - улыбался Перепечай. - Ну, а последняя... Пока жив, буду делать. Обычно человека у нас ценят только после смерти. Может, тогда и перестанут ломать мои фигуры - чинить-то станет некому...".
Георгий Михайлович умер в 2002 году. Одна из последних его работ - это композиция из мостика, обезьяны и пальмы, около пруда. "Пусть обезьянничают возле моей обезьяны!" - смеялся скульптор. А вот кабан появился в парке уже позже. Его делал совсем другой мастер. Да, нашлись теперь и другие мастера, горпарк постоянно пополняется новыми деревянными скульптурами, одни хуже, другие лучше, но глядя на них и на оставшиеся еще работы Георгия Михайловича давайте вспомним Мастера с большой буквы, который дарил нам сказку.
Они останутся с нами навсегда, на наших фотографиях, в нашей памяти и в нашей благодарности художникам подарившим сказку нам и нашим детям...