Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.

Поиск достопримечательностей по сайту

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Логотип сайта Туристический Саратов
Поиск достопримечательностей по району

Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.



Деревянная сказка городского парка

В городском парке Саратова представлены практически все герои поэтического вступления к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин

Деревянная сказка городского парка

В городском парке Саратова представлены практически все герои поэтического вступления к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин

06.06.2022 09:14

Не все знают, что в городском парке Саратова представлены практически все герои поэтического вступления к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, эти строки –квинтэссенция русских детских сказок. Деревянные скульптуры во множестве расположились в различных уголках Городского парка Саратова, радуя своим видом жителей и гостей города. На прогулке с ребёнком можно поискать фигуры персонажей, а некоторые из них представлены еще и в разных вариантах.




Есть в горпарке, установленное на столбе, деревянное подтверждение причастности парка к Пушкинскому Лукоморью:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей

Всеобщим любимцем посетителей парка всегда был жизнерадостный кабанчик, темпераментно подавшийся вперед и демонстрирующий свой обаятельный пятачок. Он всегда привлекает детей как объект для физических упражнений, а также радует взгляд взрослых. На нем было удобно сидеть, и вокруг свиньи всегда располагались молодежные компании. Раньше снизу были заметны его поросячьи причиндалы, подтверждавшие его кабанью сущность, но не так давно их отпилили и там теперь заметный ровный спил. Деревянная скульптура покрыта лаком.

Невозможно не запомнить и беззаботно счастливого дракона, ну или лошадь, или еще какое-то забавно не опознаваемое животное. Главное, что, глядя на него, создается ощущение сказки и нереальности окружающего.




Все это пенечки-грибочки, лавочки, указатели и прочие формы создают ту неповторимую атмосферу сказочного окружения, которая запоминается и ради которой в городской парк, парк Лукоморье хочется возвращаться еще и еще...

Одной из первых фигур была голова богатыря, по данным архива автор скульптуры Валентин Красников (1952-1991гг.). Она же, или её копия, стоит в парке до сих пор. До 90-х годов было установлено большое количество сказочных фигур, но потом многое было утрачено, многое украдено, в те времена парк особо не охранялся, а люди перестали относится к общему, как народному достоянию и стали тащить все к себе под бок, а что не могли украсть, просто ломали и уродовали. Протест бессмысленный и беспощадный.

И очень хорошая мысль снабжать скульптуры памятными табличками. Например, скульптура лесовичка снабжена такой табличкой: «Памяти скульптура Красникова В.Я. 1952-1991». Было бы интересно и у других скульптур увидеть кто этот замечательный мастер, сделавший рукотворное чудо

Отдельно хотелось бы вспомнить об одном Мастере с большой буквы, посвятившего многие годы созданию сказки в городском парке. С творчеством скульптора Георгия Михайловича Перепечай многие саратовцы давно знакомы, ведь основные деревянные скульптуры, сделанные в советские времена и в начале 2000-х, это его работа. Словно вышедшие из древних языческих былин, великодушные, беззаботные, смешные, но никогда не отталкивающе-суровые, - эти многочисленные деревянные родственники Буратино, сработанные "папой" Перепечаем. Они поселились, не только в городском парке, но и в "Липках" и других скверах Саратова - в самых живописных уголках. И являются там едва ли не главной достопримечательностью. А осетр, над фонтаном в парке «Липки», стал чуть ли не символом города.




Георгий Михайлович Перепечай (1953–2002), саратовский скульптор, 27 лет работал скульптором в Городском парке. Не будь в нашем городе такого Мастера, как Перепечай, судьба старых высохших деревьев была бы однозначно уныла: превратиться в дым, либо в мусор. Перепечай превращал их в произведения искусства. Для работ выбирал, как правило, отшумевшие лапчатой листвой дубы, в основном - в городском парке, в котором трудился 27 долгих лет. За это время в парке уже 11 директоров сменились

Перепечай работал один, без подсобников. Бывает, давали машину и рабочих, чтобы перевезти особо крупные стволы и камни. Но чаще таскать приходилось самому, в конце концов, он "сорвал" позвоночник. Каким шестым, седьмым чувством Мастер угадывал в высохшей коряге свое будущее глазастое творение, у которого по мановению его Волшебного Резца появляются такой милый чудной характер и заразительная улыбка до ушей? Георгий Михайлович улыбался и пожимал плечами - мол, руки сами все делают.


"Новые русские ко мне часто подходят, уговаривают и у них на дачах подобное соорудить, - рассказывал Георгий Михайлович. - А я им говорю - некогда! Еле-еле успеваю то в горпарке, то в "Липках": что-то новое сделать, старое подремонтировать. Конечно, новый русский денег больше заплатит, но тогда мой труд только у него на даче и останется. А так - для всех!". Тогда работы несговорчивого Мастера стали красть. Аккуратно спилив крепления, стащили кованый фонарь в стиле ретро, украшавший центральную аллею "Липок" возле читального павильона. "Спецзаказ был - кому-то на дачу," - считал Георгий Михайлович. Фонарь этот Перепечай смастерил из декоративной кованой решетки, которую выбросили, меняя крышу старого дома. Наученный горьким опытом, скульптор стал закаливать стальные крепления, подвесные крючья - чтобы ножовка не брала. А многие деревянные фигуры даже крепил на прочных стальных прутьях, но...





"В горпарке я сову приладил на арматурный прут толщиной аж в 24 миллиметра - все равно украли, наверное, всю ночь пилили... А у вороны (из басни Крылова) долго тужились, но выломали-таки сыр, который был сделан всего-то из двухсот граммов бронзы - на бутылку пива не хватит". Еще одну симпатичную сову - в сквере через дорогу от Волжского РОВД - спилили и унесли вместе с цветочницей. "Что же мы можем сделать, если ваши работы так популярны?!" - сказали Перепечаю в милиции. "В горпарке собаки начисто сгрызли лицо у моей совы, - жаловался Георгий Михайлович. - Трудно даже представить - как их натравливали хозяева, если даже выдержанный дуб смогли сточить клыками!"

Действующую модель мельницы высотой в 5 метров, которая украшала горпарк 20 лет, сожгли среди дня. Судя по показаниям очевидцев, поджог совершили мальчишки, залезшие на крышу мельницы. Её поджигали не один раз, туда можно было залезть и ребятня - подростки лазили и тусили в ней, не гнушаясь курить, да и пить там алкоголь, поэтому и горела она не раз, потом сильно обветшалую мельницу демонтировали, а на её место поставили домик для лебедей.

Огромный, великолепный Нептун из комеля (толстая часть ствола дерева непосредственно над корнем и корневищем) векового дуба, утонул его не жгли. Этот перечень варварств можно и дальше продолжать (сломали карусель, которая и двух дней не простояла, козленку отшибли голову, а Аленушке изрезали все лицо), но... Перепечай вновь отвечал саратовцам добром на зло и ремонтировал изуродованные статуи, восстанавливал, что можно и делал новые фигуры открывая людям сказку. Эти деревянные чудеса останутся теперь лишь на фотографиях счастливых людей, отдыхавших рядом с ними. (Редакция сайта «Туристический Саратов» будет благодарна приславшим подобные фотографии на редакционную почту admin@tursar.ru. По желанию, фотографии будут размещены на сайте с указанием данных приславших.)




Почти все эти годы Перепечай жил в 9-метровой комнатушке коммуналки, где даже выспаться после работы толком не мог из-за соседей-пьяниц. Поэтому часто приходилось ночевать на рабочем месте - в мастерской горпарка. Но в 1997 году и ее сломали, в парке завершало строительство жилого дома СУ-3, относящееся к Приволжской железной дороге. Это-то строительное управление и снесло мешавшую им мастерскую. С тех пор скульптору-сказочнику работать было по сути негде: выделили 15-метровое помещение, но оно не могло вместить всех объемистых фигур и стволов-заготовок (дуб требует выдержки в сухом месте). Была бы мастерская - нашлось бы место и для учеников, а так...передать ремесло было некому.

Как-то поручил ему один важный чин срочно завершить работы в "Липках" до их открытия. Менее чем за месяц, в одиночку выточил скульптор большого деревянного осетра, из которого должен был бить фонтан, обложил комплекс камнями... "Это был рекорд моей работоспособности, - вспоминал Георгий Михайлович. - Спал по три часа в сутки. Раз вообще 28 часов без перерыва, без сна проработал. Сделал-таки осетра ".

За свой полукаторжный труд Перепечай получает примерно столько же, сколько и обычный рабочий на стройке. Работая по ночам, испортил зрение. Спина побаливает, а денег на мануальную терапию нет. Неужели все это ради того, чтобы люди восхищались его работой и получали удовольствие от чуда. "Это не работа - сказка! В нашем семейном альбоме любимые фотографии те, что на фоне ваших, Георгий Михайлович, творений. Этим фото уже лет по 20 и больше, есть даже на фоне русалки..." – говорили ему встречающиеся люди. "Да, это была моя первая работа, - улыбался Перепечай. - Ну, а последняя... Пока жив, буду делать. Обычно человека у нас ценят только после смерти. Может, тогда и перестанут ломать мои фигуры - чинить-то станет некому...".

Георгий Михайлович умер в 2002 году. Одна из последних его работ - это композиция из мостика, обезьяны и пальмы, около пруда. "Пусть обезьянничают возле моей обезьяны!" - смеялся скульптор. А вот кабан появился в парке уже позже. Его делал совсем другой мастер. Да, нашлись теперь и другие мастера, горпарк постоянно пополняется новыми деревянными скульптурами, одни хуже, другие лучше, но глядя на них и на оставшиеся еще работы Георгия Михайловича давайте вспомним Мастера с большой буквы, который дарил нам сказку.


















Они останутся с нами навсегда, на наших фотографиях, в нашей памяти и в нашей благодарности художникам подарившим сказку нам и нашим детям...

1
0
0
1045
Оценить статью можно только один раз
Для добавления в закладки войдите под своим именем
Для добавления на свою стену войдите под своим именем
В раздел Интересные и красивые места Экологическое обращение к туристам На следующую страницу
Расскажите о своих впечатлениях от данного места, объекта или статьи.
Нет фотографии




Карты и справочники


Карты и справочники


Новые статьи

Читать больше

Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
Саратовский мост
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Радищевский музей

Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Саратовский мост

Популярные статьи

Гастрономический туризм Святые места Природные памятники Достопримечательности Музеи Саратова Парки и скверы Горнолыжные трассы Водный туризм Сбор грибов Фестивали Этнотуризм Рыбалка Паломничество Сбор ягод Фитотерапия Пляжи и солярии Санатории Турбазы Базы отдыха Интересные места Памятники Пикники Театры Саратова Блюда для пикника Реки области Парк Победы Фонтаны Палатки Монастыри Кумысная поляна Заброшенные церкви Отдых на природе Родники Палеонтология Вольск Конные прогулки Саратовская гармошка Старинные мельницы Хвалынск Саратовский калач Развалины усадеб Лекарственные травы Съедобные грибы Платные пруды Аренда беседок Памятники архитектуры Фитотерапия

В статьях используются фотографии известных саратовских блогеров:

Блог Путешественника
Блог Дениса Жабкина Фотографии старого Саратова Блог grau59

В статьях используются
материалы сайтов:

Большая Саратовская Энциклопедия
Википедия