Мемориальный флигель усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова открылся 14 апреля 2000 года, в честь 130-летия со дня рождения художника. Флигель был построен в 1890-1891 годах и являлся частью городской усадьбы, которой владела семья живописца, в нее входили так же двухэтажный дом и небольшой сад. Усадебный дом Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова справедливо считается неотъемлемым элементом культуры России на рубеже 19 и 20 веков. В этом здании Виктор Борисов-Мусатов жил и творил до осени 1903 года. Он является местом проведения тематических выставок картин современных представителей живописи. На территории отреставрированной усадьбы проводятся культурные программы и общественные мероприятия. В стенах усадьбы регулярно проводятся встречи кружка молодых представителей творчества Саратовской области. В двух комнатах развёрнута мемориальная экспозиция. Для посетителей музея организуются экскурсии и лекционные циклы.
В музее-усадьбе можно познакомиться с мастерской, в которой творил художник — это самая большая и светлая комната в доме. Здесь появились на свет очень известные произведения Виктора Борисова-Мусатова: «Майские цветы», «Гобелен», «Гармония», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» и другие. Окна мастерской выходят в сторону красивого сада, в котором также было написано немало пейзажных этюдов.
В музее хранятся не только работы художника, но и множество его фотографий, а также фотографии родных и близких. Сохранены мемориальные подлинные вещи, печатные издания и архивные документы с упоминаниями Борисова-Мусатова. По количеству произведений художника музей-усадьба занимает третье место после Государственной Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге.
История создания музея
В 1919 году саратовская пресса сообщала о намерении секции изобразительного искусства организовать музей нового искусства имени В.Э. Борисова-Мусатова. В 1922 году в «Известиях саратовского совета» публикуется заметка «Памятный домик В.Э. Борисова-Мусатова», в которой идёт речь о создании во флигеле мемориального музея. Инициатором этого была средняя сестра живописца Агриппина Эльпидифоровна Немирова, в девичестве Мусатова. И этому способствовало внесение флигеля и двухэтажного дома в список памятников истории и культуры Саратовской губернии. Это произошло в середине 1920-х годов. Краеведы и сотрудники музея имени А.Н. Радищева, а также инспекторы по охране памятников А.В. и В.В. Леонтьевы собрали в период с 1920-х по 1950-е года фотографии Мусатовского флигеля.
Но в 30-е годы в бывшей усадьбе В. Э. Борисова-Мусатова расположились обычные коммунальные квартиры. Рядом была построена крупная промышленная фабрика по производству мебели, в результате был уничтожен квартал старой застройки и красивый Мусатовский сад.
Только в 1970-х годах к имени художника возвращается интерес. В 1973 году в Москве и в Саратове прошли крупные выставки его работ. Чуть позже, во флигеле, обосновались со своими мастерскими художники, чтобы флигель «охраняемый государством», действительно был под постоянным присмотром. В 1979 году в Приволжском книжном издательстве вышла книга Константина Шилова «Мои краски, напевы…», рассказывающая о жизни и творчестве художника. В немалой степени благодаря активной деятельности писателя флигель, пришедший к тому времени в полную ветхость, был спасен от сноса.
Изначально живопись и графика В. Э. Борисова-Мусатова находятся в коллекции Радищевского музея. По количеству произведений собрание занимает третье место после Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Отдел музеефикации «Усадьба В. Э. Борисова-Мусатова» был создан в 1984 году. С этого момента собрание музея обогатилось мемориальными вещами, принадлежавшими семье художника, подлинными архивными документами, печатными изданиями.
В 1984 году решением Городского исполкома Совета народных депутатов флигель рядом с домом был передан на баланс музея имени А. Н. Радищева. Зашла речь о его реставрации и открытия мемориального Музея В. Э. Борисова-Мусатова как филиала музея имени А. Н. Радищева. Но в годы перестройки, развала Советского Союза, отсутствия реставрационной базы в самом Саратове дело с восстановлением усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова сильно затянулось.
Городскими властями не был решен вопрос об отселении жильцов из 2-х этажного дома, принадлежавшего семье Мусатовых. В итоге из предполагаемого музейного комплекса в апреле 2000 года в год 130-летия со дня рождения В. Э. Борисова-Мусатова был открыт мемориальный флигель.
Поскольку деревянная архитектура «старого» Саратова с течением времени неумолимо исчезает под современной застройкой, флигель со временем приобретает всё большую уникальность. Так вышло, что почти вся творческая жизнь художника связана с этим зданием. В разные годы именно здесь, в Саратовском доме, он создал значительные свои произведения «Майские цветы» (1894), «Автопортрет с сестрой» (1898), «Гармония» (1900), «Гобелен» (1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903—1904). Произведения ныне хранятся в крупнейших собраниях России и являются признанными шедеврами Русского искусства рубежа XIX—XX веков.
Сейчас сотрудники музея и все поклонники творчества художника ждут момента, когда и главный дом Мусатовых также станет частью музея. Недавно из дома отселили всех жильцов из коммунальных квартир и начали реставрацию.
История семьи Мусатовых.
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых. Тогда родители известного художника жили в особняке генерала А. Шахматова на Аничковской улице (сейчас ул. Рабочая), они служили камердинером и горничной. Через шесть лет Эльпидифор Борисович оставил место в генеральском доме и устроился служащим в Управление Рязано-Уральской железной дороги.
В том же, 1876 году в семье появляется второй ребенок – сестра Агриппина. И Мусатовы переезжают в собственный дом на улицу Вольскую, 33, имевшую в те времена еще один адрес Плац-парад, 13. А в 1883 году у Виктора появляется ещё одна младшая сестра — Елена. Домик, в котором поселились Мусатовы, был одноэтажным и деревянным. За ним начинался сад, где росли сирень и вишни. Окна детской комнаты и столовой выходили в сад, две другие были обращены на восток, в сторону старой площади.
Посвятив себя творчеству, Виктор добавил к своей фамилии имя своего дедушки. Борис Александрович Мусатов был незаурядной личностью. И его имя художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. Художник Павел Кузнецов, тоже житель Саратова, называл дом «прекрасным и удобным для вдохновения». В самой большой и светлой комнате флигеля находилась мастерская, где Борисовым-Мусатовым были созданы такие творения, как «Майские цветы», «Гармония», «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» и другие. Из окна мастерской открывался чудесный вид на сад, в котором росли вишни, сирень лучших сортов, тополя, маки, кадка с экзотической агавой. Множество пейзажных этюдов написано Мусатовым именно в этом садике.
Приезжая на лето из Москвы и Парижа, Виктор Эльпидифорович жил и работал во флигеле. Здесь он поселился в 1898 году, вернувшись из Франции, и прожил до осени 1903 года, вплоть до своего окончательного отъезда из Саратова. Сюда приходили немногие, но дорогие для художника друзья: музыкант М.Е. Букиник, старинные приятели Захаровы и Корнеевы, семейство Добошинских, чета Станюковичей, молодые Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Кузьма Петров-Водкин, готовившиеся вслед за Мусатовым посвятить себя искусству. Уютный сад, поддерживаемый руками сестёр, повлияли на творчество художника. К этому добавилась обворожительная Зубриловк — старинная усадьба Голицыных-Прозоровских в Балашовском уезде Саратовской губернии, столь любимая Мусатовыми.
В декабре 1903 года В.Э. Борисов-Мусатов окончательно уехал в Подольск. Дом, сад и флигель перешли к новому хозяину некоему господину Генриху Генриховичу Боксбергеру. В 1912 году друг Виктора Борисова-Мусатова, художник Павел Кузнецов, с разрешения нового владельца, сделал уникальные фотографии Мусатовского сада и флигеля.
По заказу Боксбергера был сделан документ, сейчас хранящийся в научном архиве Радищевского музея — это великолепно выполненный при помощи пера, акварели, чернил и чертежных инструментов план домовладения по ул. Вольская, 33 от 19 апреля 1914 года. На плане указан и дом, и флигель, и хозяйственные дворовые постройки, дошедшие до наших дней, а также видно, каким же был частично утраченный сейчас сад. На плане заметно, что со временем утраты понес и двухэтажный дом. Когда-то с южной его стороны была деревянная веранда, выходящая во двор. В смутные времена Боксбергер покинул дом, здесь появились новые хозяева, которые не следили за сохранностью дома и памятью о прошлых владельцах.
Проезд: Городским транспортом до ост. "Белоглинская" или "Рабочая"