Образцовые проекты в стилистике неоклассицизма для церквей, административных зданий и частных домов в провинциальных городах Российской Империи были разработаны и сведены в альбом столичными архитекторами в начале XIX века. Проекты фасадов разрабатывались лучшими столичными архитекторами, что позволяло решить несколько задач: восполнить недостаток специалистов в провинции, сформировать целостную городскую застройку, контролировать качество материалов и расходы при строительстве казенных зданий. Индивидуальные проекты были разрешены только для соборов, гостиных дворов и дворцов.
Предлагаемый «государственный» стиль был торжественным и выражал классическую патриотическую идею. Типовое строительство регламентировало не только административное, хозяйственное и жилое строительство, но и мосты, набережные, элементы городского благоустройства (оград, ворот, афишных тумб), дорог и придорожных станций. Типовое проектирование ограничивалось только фасадами, весь проект будущей постройки носил рекомендательный характер. Внутреннюю планировку застройщик мог выбирать по собственному усмотрению. Жестко проводился только один принцип: сохранить неизменное стилевое единство всех зданий, включенных в состав альбомов.
В 1812 году, после грандиозного саратовского пожара 1811-го, где погибло больше тысячи домов и разных строений, государем императором Александром I был высочайше конфирмован План на новый Саратов. И долгое время потом все жилые и нежилые постройки в городе возводили в пределах планных кварталов, утверждённых в виде правильных квадратов и прямоугольников. Государство ввело развёрнутые «серии образцовых» фасадов для массового частного строительства, поэтому домовладения создавались как комплексы одинаковых участков усадебного типа, с жилыми домами, вынесенными на красную линию улиц, и хозяйственными постройками, располагавшимися по периметру участка в строгом порядке.
В 1817 году вышел отдельный указ, запрещавший применение ярких красок, рекомендовавший бледные тона, к которому прилагались образцы. Для стен рекомендовался преимущественно желтый цвет различных оттенков, иногда допускались светлые оттенки зеленого, серого или синего цвета. Цоколи красили в природный серый, крыши – зеленый или красный.
«Собрание фасадов» было введено в действие 31 декабря 1809 г. Всего было выпущено пять альбомов гравюр. Указаний на авторство в официальном издании не имелось, но есть свидетельства о том, что авторами проектов были: Андреян Захаров, Алоизий Руска, Вильям Гесте, Василий Стасов.
Альбомы распространялись «от Министерства внутренних дел» и «об успехе строительства по новым фасадам» предписывалось докладывать по особо утвержденной форме с обязательной ссылкой на номер «образца».
Этот способ выбора проектов быстро стал популярен и использовался в строительстве широко, в каждой губернии были и свои предпочтения. Использование типовых фасадов продолжалось и после того, как 1858 году оно перестало быть обязательным: многообразие предлагаемых вариантов позволяло найти соответствующих интересам и вкусу заказчика.