Здание для Народного училища было построено в Саратове в начале ХХ века, архитектором Н. А. Пульманом. В XVIII веке в плане образования Саратов не сильно выделялся среди других городов российской провинции. Профессиональных педагогов не было. Детей обучали частным образом отставные солдаты, дьячки и другие «домашние учителя».
Современная структура образования определяется историческими особенностями для Саратовской области (в прошлом губернии). Местное население в прошлом, состояло из духовенства, дворянства, купеческого класса, мещан, крестьянства. В то время, только дети высшего сословия получали достойное образование, обучаясь, как правило, дома с частными учителями. Дети купеческого класса стремились получить образование, чтобы преуспеть в торговле, дети священников стремились пойти по стопам их родителей. Грамотность наблюдалась также и среди немецкого населения, которое постепенно адаптировалось, открывая свои первые школы. Среди бедноты наблюдалось суеверие и неграмотность.
Первый этап просматривается со второй половины ХVIII века, когда в Саратове был получен указ Екатерины II об открытии народных школ для обучения желающих грамоте, письму и арифметике, город отреагировал не сразу. Лишь через пять лет, 22 сентября 1786 года, в Саратове открылось Главное народное училище. На тот момент эта мера была вынужденная, поскольку Екатерина II утвердила устав, согласно которому во всех губернских городах, к которым относился и Саратов, ко дню памяти её коронации должны были открыться Главные народные училища. В 1820 году была открыта в Саратове первая мужская классическая гимназия, известная тем, что в ее стенах с 1851-1855 годы преподавал Н.Г.Чернышевский (здание сохранилось до настоящего времени). В этом же году было учреждено и Саратовское духовное училище.
Через 10 лет, т.е. в 1830 году в Саратове открывается 1-е мужское Ильинское училище и создается духовная семинария, через год - 2-е мужское Крестовоздвиженское училище. Первое просуществовало семь лет и было переведено в Астрахань, а второе - в Пензу. Саратов же как административный центр в конце ХVIII века среди волжских городов становится крупным торговым пунктом, где основной класс - купечество участвует в соляных подрядах, имеет рыбный и хлебный промыслы. Для развития экономики губернии требовались специалисты с хорошими знаниями. Этот факт заложил основу дальнейшего развития образовательных услуг. Потребность в образовании нарастала пропорционально росту населения, развитию ремесел и торговли. В первой половине ХIХ века Саратов уже занимал 2 место в Поволжье после Казани по количеству учебных заведений и 1 место по числу учащихся на тысячу жителей. Всего в Саратовской губернии к 1854 году имелось 107 учебных заведений, в которых обучалось 3411 человек, в их числе 3032 мальчика и 379 девочек.
Второй этап начинается после отмены крепостного права в 1861 году, когда была сделана попытка переустройства российского общества, это коснулось и образования. К середине 1880-х годов земская школа становится основным типом начальной школы. Земство строило новые и содержало старые школьные здания, обеспечивало наём на работу и переподготовку учительского персонала, оплату его труда. Программа обучения в земских школах была более насыщенной, чем в церковноприходских.
Третий этап. К началу ХХ века в Саратовской губернии уровень народного образования оставался невысоким. Количество грамотных жителей составляло 30%, среди женщин этот процент был ещё ниже. В Саратовской губернии на 1808 жителей приходилась одна школа. В результате, по данным всероссийской переписи 1897 года, 76,3% населения Саратовской губернии оставалось неграмотным, и она по уровню грамотности занимала лишь 22-е место в России. Во всех уездах стоял вопрос о введении всеобщего общедоступного обучения, рассчитанного на 10 лет.
В 1993 году его включили в список памятников градостроительства и архитектуры регионального значения. Сейчас в нём работает ГБОУ Со школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №5 Саратова.