1-е Сретенское женское городское училище - начальное училище с программой обучения, как и в начальных мужских училищах. Где размещалось училище первые годы сведений нет, известно, что в 1896 году было построено крепкое двухэтажное каменное здание, где женское училище и продолжило свою работу. Украшающие фасад детали обычные для классического стиля: венчающий карниз; фриз украшенный декоративными кронштейнами и филенками; оконные наличники с замковым камнем и сережками; пилястры; межэтажный пояс. Одно время здание занимало отделение бывшего саратовского Поволжского немецкого банка. Сейчас здание признано памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. Его помещения арендуют разные организации.
“Неграмотным народом легче управлять”, - говорила Екатерина II. Царское самодержавие намеренно держало народ в темноте и всячески тормозило развитие народного образования. К концу XVIII века Саратов стал центром обширнейшей Саратовской губернии. В то время в городе насчитывалось около 15 тысяч жителей. С развитием уездных городов в губернии формировалось купечество, которое вело оптовую и розничную торговлю. Города Саратовской губернии росли, росли и потребности населения в образовании.
Имеются сведения о том, что в 1770 году в Саратове было открыто духовное училище, переведенное через семь лет в Астрахань. Уже с конца 18 века в городе начали появляться первые Начальные училища. Эти школы едва влачили свое существование, так как приказы были бедны, едва справлялись со своими нуждами; училищное же дело было для них лишним бременем, поэтому в 1804 году все училища были изъяты из ведения приказов.
В приходском училище полагался один учитель; дети обучались чтению гражданской и церковной печати, чтению рукописей; катехизису, священной истории, арифметике и чистописанию. В приходском училище дети обучались один год. На следующий год они переводились в 1–й класс уездного училища, которое имело всего два класса при двух учителях, исключая смотрителя. Программа уездного училища была: катехизис и священная история, чтение, Российская грамматика, а также грамматика русского языка, если он был русским, чистописание, правописание, правила слога, всеобщая и Российская география, начальные правила математической географии, всеобщая и Российская история, арифметика, начальные правила геометрии, начальные правила физики и естественной истории, начальные правила технологии и рисования. Через два года занятий в уездном училище ученики переводились в гимназию. Программа приходских училищ не была законченным курсом, а – подготовительным в уездное училище, которое в свою очередь подготовляло к поступлению в гимназию. В жизни же получалось так, что дети, получившие начальное образование не продолжали учиться дальше.
В начале XIX века в Саратове появляются частные школы. Из разрозненных источников нам удалось узнать, что существовали следующие частные школы: мещанина Мясникова, бывшей придворной актрисы Агляровой, титулярного советника Волкого, бывшего учителя Иностранцева, мещанина Поварова, Треунштейне (иностранца) и др. Помимо частных школ были еще пансионы. В них обучались вместе дети обоего пола. Однако официальных данных по ним не сохранилось. Первые сельские учебные заведения появились лишь в 30-х годах XIX столетия. Возрастающая потребность в элементарно образованных служителях низшего звена (писарях, конторщиках, приказчиках и т.д.) заставило удельное ведомство и палату государственных имуществ приступить с 1837 года к открытию сельских начальных школ.
Самым распространенным видом женского образования было семейное, домашнее. Даже в крестьянской среде в XVIII в. попадались грамотеи, обучавшие дома детей чтению и письму, в том числе девочек. Начало женскому образованию в Саратове было положено Анной Александровной Рылеевой (послушницей Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря), открывшей на собственные деньги в 1840 году первую школу для девочек при монастыре. школе учились дочери саратовских мещан, государственных крестьян, вольноотпущенных, извозчиков, почтальонов, купцов, дворовых людей. Обучались они чтению, письму, молитвам, Часослову, Псалтири, грамматике, арифметике. По желанию родителей, Анна Александровна обучала детей французскому языку. Кроме этого, детям прививались навыки различных рукоделий. Сама же Анна Александровна Рылеева происходила из старой дворянской семьи, представители которой славно и честно служили Отечеству. Дядя и отец были участниками Отечественной войны 1812 года. По некоторым данным отец Анны Александровны вел тесную дружбу с А.С.Пушкиным. Анна Рылеева, впоследствии монахиня Сусанна, активно принялась за устройство женского училища, выстроив для него двухэтажное каменное здание.
С 1864 года в Саратове существовало еще и Сретенское женское начальное училище с программой обучения, как и в начальных мужских училищах, а 1 октября 1865 года было открыто второе Митрофановское женское приходское училище. Во второй половине XIX века в Саратове существовало 12 мужских, 7 женских приходских училищ и 1 смешанное приходское училище (Единоверческое). Всего в городе насчитывалось 47 учебных заведения с 3 745 учащимися мужского пола и 2 781 учащимся женского пола.
Большую роль в развитии женского образования внесли женские Мариинские гимназии, названные в честь императрицы Марии, в ведении которой они и находились. Первая Мариинская гимназия была открыта в 1858 году в Петербурге. Саратовская Мариинская женская гимназия возникла почти одновременно с развитием этого рода школ в Петербурге во второй половине XIX века под влиянием просветительных реформ. Гимназия была открыта 27 октября (9 ноября) 1859 года под названием: "Училище для приходящих девиц", в доме, арендованном у купца Мамина. В 1862 году училище для приходящих девиц по указу императора Александра II стало называться гимназией: "все учебные заведения, находящиеся в ведении императрицы Марии стали именоваться Женскими Мариинскими Гимназиями".