Здание филиала Санкт-Петербургского ломбарда было построено в Саратове на улице Немецкой в 1915 году по проекту архитектора В.Л. Карпенко. Здание ломбарда — добротное, массивное сооружение оригинальной архитектуры, с барельефами и вензелями. Четырехэтажный корпус здания внушителен и строг. Показательна и планировка: замкнутый вокруг внутреннего дворика, прямоугольник поперек узкого квартала, независимые входы, четкое разграничение общих, служебных и складских помещений. В левом крыле здания он расположил лестницу, в шахту которой падает верхний свет. На фасаде высечены цифры «1888» — дата основания Санкт-Петербургского Столичного Ломбарда. Сейчас здесь РЦ "Бульвар", городские комитеты по архитектуре и культуре, раньше дом все знали по магазину "Белочка". Сейчас здесь в основном располагается гастрономическая достопримечательность по типу фудкорта "Гастродвор". Владельцы - бизнесмены из Москвы.
Проектировал и строил здание саратовский архитектор Владимир Константинович Карпенко (1873—1936), автор проектов многочисленных в Саратове и области сооружений — гражданских и промышленных (всего их около 120). С 1929 года он был директором саратовского строительного техникума, а в последние годы жизни заведовал кафедрой строительного искусства только что открытого в Саратове автодорожного института (САДИ).
Четырехэтажный корпус здания внушителен и строг. Его архитектура, в целом оставаясь в рамках неоклассицизма, ориентирована прежде всего на настоящее. Не цитируя буквально, а, научившись у классицизма построению иерархии форм, гармоничному сочетанию частей в целое, автор переосмысливает целые фразы из словаря классики, как бы изрекает их вечный смысл свежими словами - и делает понятными и близкими современникам. Взгляните на рустовку первого этажа, обрамляющие входы колонны, изобретательные комбинации окон, кадансированный абрис мансард…
Но что фасад - показательна и планировка: замкнутый вокруг внутреннего дворика, прямоугольник поперек узкого квартала, независимые входы, четкое разграничение общих (операционный зал, кулуары), служебных и складских помещений. А самая эффектная находка архитектора - лестница в левом крыле здания. Верхний свет плавно падает в ее шахту, проникает на все марши и площадки, на все этажи - до самого вестибюля. Выходит, что выдумка, оригинальность, а не только надежность и солидность важны для ломбарда?
В России некоторые ломбардные операции под заклад золотых и серебряных вещей начала выполнять в 1733 году Монетная Контора. В 1772 году открылись казённые ломбарды в Петербурге и Москве, так называемые «Московская и Петербургская Сохранная казна». В 1840 году возник первый акционерный ломбард – «Петербургская компания для хранения и залога разных движимостей и товаров». Со второй половиныXIX-го века сеть ломбардов на акционерных началахстала активно развиваться, в частности, в 1888 году, был утверждён Устав Санкт-Петербургского Столичного Ломбарда, торжественное открытие которого состоялось 4 августа 1888 года (год основания ломбарда указан в картуше на главном фасаде здания).
Он был крупнейшим русским частным (акционерным) ломбардом. Среди его основателей был житель г.Казани Василий Васильевич Мартинсон, он же совладелец фирмы «Товарищество Печенкина и К»(другим совладельцем Товарищества был казанский же купец Василий Иванович Заусайлов, известный археолог). Петербургский Столичный ломбард был мощным кредитным учреждением. Его акционерный капитал составлял 5 млн. руб., запасный –1, 6 млн. руб., а чистая прибыль в 1913 году –882,7 тыс. руб. Это был один из немногих ломбардов, имевших филиалы в других городах России (Владимире, Екатеринбурге, Киеве, Нижнем Новгороде, Саратове и Казани).Именно этот ломбард в 1890 году открыл Саратовское отделение, с главной конторойна дворовом месте принадлежавшем Саратовскому отделению Казанского ломбарда (ссудной кассе) «Товарищество Печенкина и К». Товарищество на вере «А.А.Печенкина и К» было одним из старейших банкирских заведений в Россиии прошлопуть от мелкой меняльной лавки до банкирского дома с несколькими отделениями в разных городах страны:в Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Оренбургеи Екатеринбурге и было основаноещё в 1871 году. Было его отделение и в Саратове, на Немецкой улице. В названии Товарищества упоминалось имя матери одного из учредителей,Василия Ивановича Заусайлова, Анастасии Афанасьевны Печенкиной. Согласно договору товарищество «А.А.Печенкина и К°»собиралось «производить всякого рода коммерчески предприятия, как банкирско-комиссионерские, так и торгово-промышленные, не ограничивая района своей деятельности ни местом, ни временем». Делами заведовали каждый из участников товарищества, один или по двое,по доверенности остальных. Прибыли, как и убытки,согласно договору делились поровну на три части, одна часть принадлежала В.В.Мартинсону, другая-А.А.Печенкиной и третья -В.И.Заусайлову. В глазах большинства обывателей эта фирма представляла «из себя большое банкирское дело с хорошо известным среди торгового мира именем». В течение 32 лет она занималась банкирской деятельностью и слыла самымсолидным заведением в России.
Дворовое место на Немецкой улице ещё в начале ХХ века считалось за «Товариществом Печенкина и К», имевшего здесь же и Банкирскую Контору, причём в доме Товарищества снимало помещения ещё и Окружное Главное Агентство Коммерческого Страхового Общества. Товарищество поначалу давалоприют Столичному ломбарду в своём здании, построенном ещё в 1880-х годах по проекту городского архитектора А.М.Салько. К1908 году в справочниках и Адрес-календарях ломбард обозначался уже как владелец собственного дома, и имел в соседях паровую печатню «Товарищество «Печатня С.П.Яковлева» (ныне магазин «Манеж),слева от ломбарда и справа от ломбарда домовладение вдовы купца Екатерины Ивановны Лобановой (сейчас на этом месте Салон красоты).
К моменту строительства нового зданияна дворовом месте существовали 4разных строения, возведённых «сплошной фасадой», т.е. примыкающие друг к другуи составлявших четырёхугольник по периметру двора. При создании проекта нового здания выбор правления ломбарда пал на бывшего губернского земского архитектора, выпускника Петербургской академии художеств Владимира Константиновича Карпенко. Его осуществлённые проекты отличались технологичностью, прочностью конструкций, высокой эстетичностью. Достаточно вспомнить некоторые здания, построенные до ломбарда по его проектам в Саратове. Это комплекс малоэтажных домов сельскохозяйственной опытной станции, ныне научно-исследовательский институт Юго-Востока (1904-1910 гг.), здание конторы братьев Грингоф по ул.Т.Шевченко, No 26 (1907 г.), музей Общества Естествознания и Естествоиспытателей, ул. Чернышевского, No 152 (1909 г., не сохранился), частные дома Поляк и Штафа на Провиантской улице, Тихомировыхна Московской улице (1910-1913 г.г.), здания военного городка (1913 г.). Одним из самых известных его проектов остаётся перестройка и оформление фасада дома купца И.Г.Кузнецова (А.Бендера) на углу Царицынской (Первомайская) и Никольской (Радищева) улиц, ныне здание городской администрации.
7-гооктября 1913 года Столичный ломбард получил разрешение на «Постройку 3-х эт. дома на подвале для магазинов и ломбарда». За один строительный сезонв том же году на Немецкой улице вместо одного фасада здания ломбарда появилось другое, перестроенное со столичным шиком. Строил здание подрядчик инженер Рабинович Илья Израилевич. 24-го января 1914 года Управляющий Саратовским отделением представил Председателю 2-го Саратовского Городского по Государственному налогу с недвижимых имуществ Присутствия отношение, в котором заявил: «имею честь довести до Вашего сведения, что Саратовское отделение СПБ. Столичного Ломб. перешло во вновь выстроенное –частичное помещение с 20-го сего Января». На одном из листов дела прямо написано –здание закончено в декабре 1913 года, а перешло в него 20-го января1914 года, занято полностью ломбардом и в наём не сдаётся.
Трёхэтажное, с мансардой и подвалом, кирпичное, оштукатуренное с главного фасада, здание ломбарда стоит по красной линии застройки улицы Кирова (Немецкой). Замкнутый объём вглубь квартала с внутренним двором, соединённым с проспектом Кирова и улицей Дзержинского проездными арками, занимает дворовое место, выходящее на две улицы. Дворовая часть и торцевая часть дворового места на улицу Дзержинского представляет собой здания с камерами хранения ломбарда. Замкнутый объём вглубь квартала с внутренним двором, соединённым с проспектом Кирова и улицей Дзержинского проездными арками, занимает дворовое место, выходящее на две улицы. Дворовая часть и торцевая часть дворового места на улицу Дзержинского представляет собой здания с камерами хранения ломбарда, в том числе и для громоздких вещей на первом этаже (рояли, повозки, кареты и т.д.), проезды в эти камеры были оформлены также широким аркамис распашными воротами. Крыша нового здания высокая, скатная, с мансардными окнами. Торцевая четырёхэтажная часть, выходящая на улицу Грошовую, оформлена фальш-окнами, некоторые их них имели проёмы, для эвакуации хранящихся вещей на случай пожара. Первый этаж уличного фасада выделен рустовкой, крупными витринными окнами «зеркального стекла». Симметрично оси расположено 4 входа, из них два, ближе к оси, входы в магазины. Два входа по флангам, ведущие на этажи, оформлены в виде двухколонных портиков с лепным декором на замковом камне. Верхние этажи отделены от первого широким фигурным поясом из балясин. На третьем этаже симметрично расположены два балкона с кованой решёткой. Лепной декор фасада представляет собой мифологические мотивы и растительный орнамент. Ось фасада завершаетсятреугольным аттиком с полукруглым мансардным окном. В плане здания чётко присутствует функциональное разграничение помещений. Со стороны проспекта Кирова это небольшие помещения конторского типа, внутри квартала большие помещения, служившие камерами хранения сданной под денежный заклад «движимости и товаров», с прямоугольными окнами без декора на втором-четвёртом этажах.
Открытие ещё одного ломбарда значительно облегчило участь горожан, нуждающихся в небольших ссудах. Благодаря возникшей конкуренции с ранее открытым городским ломбардом, который располагался, кстати, через несколько домов,на углу улиц Немецкой и Вольской, в доме циркового артиста П.А.Никитина, отделение Санкт-Петербургского Столичного ломбарда было вынуждено понизитьпроцент, взимаемый со своих клиентов, а иногда шло в этом и впереди Саратовского Городского ломбарда, «газетными публикациями объявляя об изменении размера процентов»(на полкопейки в месяц дешевле, чем в Городском ломбарде). Справедливо будет отметить, что Столичный ломбард также в своё время открыл второе отделение на Б.Сергиевской улице в доме Солонина.
С началом первой мировой войны, когда в августе 1914 года Санкт-Петербург был переименован в Петроград, Саратовское отделение ломбарда также было переименовано и стало отделением Петроградского Столичного ломбарда. Нижние этажи зданий на центральных улицах города, как правило, сдавались в аренду под магазины. Так же было и со Столичным ломбардом. Поэтому на улицу и было сделано четыре входа, два вели в контору ломбарда и жилые квартиры служащих, а два вели в магазины. Такое функциональное распределение помещений сохранялось в ХХ-м веке и осталось в ХХI-м. Частный ломбард прекратил свои операции в 1918году наосновании декретов Советской власти, но в советские времена был возрождён как государственный. В здании, в разное время, кроме, естественно, ломбарда, располагались: Отдел Металла Губсовнархоза («Волгомет»). Зимой 1919 года Отдел Металла перешёл в здание Ломбарда на Немецкой улице. В 1935 году большинство помещений бывшего ломбарда было переоборудовано под общежитие студентов Института советского права. Помещения этого большого комплекса зданий занимали различные учреждения Саратова: Нижне-Волжский научно-исследовательский колхозный институт Наркомата земледелия, областной комитет профсоюза работников связи, прокуратура, управление культуры, редакция, бюро медико-социальной экспертизы, винный (в т.ч. знаменитые «Коньяки», потом просто «Вина») и кондитерский магазины («Белочка»). К 1970-м годамздесь располагались, помимо ломбарда: склад No 2 аптекоуправления, бюро контроля переводов Минсвязи, магазин No 12 «Вина», магазин «Белочка»и административные органы города Саратова, в т.ч. Управление культуры и Прокурор Фрунзенского района.
В 2000-егоды дворовые складские помещения арендовались различными торгово-посредническими фирмами.Потом внутренний двор и окружающие его помещения превратились в развлекательный центр «Бульвар», здесь появилось несколько кафе и ресторанов, баров. Со стороны пр. Кирова традиционно размещались Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству и Управление по
культуре Администрации г. Саратова, Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области, а также магазин кондитерских изделий «Белочка».
Источник Краевед, член Российского обществаисториков-архивистов В.И.Давыдов Историко-архивныеи библиографические исследованияпо объекту культурного наследия регионального значения-«Здание филиала ломбарда Санкт-Петербургского, 1915 г.,арх. В.Л.Карпенко»