В апреле 1889 года в Саратове открылась типография крупного московского предпринимателя С. П. Яковлева. Изначально разместив оборудование в арендованном помещении, паровая скоропечатня занималась производством бланков, календарей-сборников, визиток, а также выпуском журналов "Братская помощь" и "Помощь самообразованию". Дела саратовского филиала быстро пошли в гору, и в 1893 году фирма выкупила дворовое место Гордеева на Немецкой улице под строительство собственного здания. Летом того же года управляющим печатней стал К. С. Семёнов, и уже через год на освобождённом от старых построек месте выросло двухэтажное кирпичное здание, торжественно открытое с молебном 5 июля 1894 года. Помимо технических помещений в здании были обустроены квартиры управляющего и главного печатника.
Сергей Павлович Яквлев (1839—1906) — сенатор, действительный статский советник в звании камергера; основатель типографий в Москве и России. В 1868 году С. П. Яковлев основал в Москве типографию. Товарищество «Печатня С. П. Яковлева» была Высочайше утверждена в 1872 году. Затем создал её отделения в Санкт-Петербурге, Екатеринославе, Самаре, Киеве, Харькове и Саратове. Писал сочинения в журналах и газетах, является автором книги «Императрица Александра Феодоровна».
Печатное дело началось в Саратовской губернии в 1794 году, когда открылась в губернском центре типография губернского правления. С 1845 года в Саратове появляются частные типографии. В апреле 1889 года в Саратове была открыта типография предпринимателем из Москвы, работавшая под фирмой «Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». Паровая скоропечатня взяла на себя выполнение разных мелких работ: бланки, календари сборники, заготовки для бухгалтерских отчетов. Кроме того, здесь издавались журнал «Братская помощь», выпуски «Помощь самообразованию», печатались нотариальные документы. С.П. Яковлев был представителем крупного промышленного капитала в отрасли и конкурировал в Москве с такими известными владельцами печатных предприятий как Кушнеров, Сытин, Левенсон и Мамонтов.
Скоропечатня, не имея собственного помещения, вынуждена была первое время арендовать съемное, где было установлено оборудование, частью привезенное из Москвы, частью из Орла. Здесь были поставлены: «Бостонский пресс, машины – бумагорезательная, сшивная, просекальная, нумяровальная, нумяровальная с приспособлением для печатания визитных карточек фабрики Циммермана, ручной типографский станок Динжери (один), скоропечатная типографская машина фабрики Кёниг и Бауэр (одна), верстаки, набивные доски, ящики для шрифтов». Расходный материал шел на пуды: «шрифт различных кеглей: петит, простой, курсив и древний, корпус, терция, афишный, нонпарель, титульный, цицеро… Картуши, клише, литографы, медные штампы» и еще тысяча мелочей. Закрепившись на новом месте в Саратове, товарищество приобрело в собственность «дворовое место, бывшее Гордеева, на Немецкой улице, где предполагает предстоящей весной строить дом специально для обширной паровой печатни».
Летом того же года владельцы товарищества, московские предприниматели статский советник Н.П. Яковлев и мещанин А.Г. Голунов нотариальным удостоверением поручили заведовать печатней новому управляющему К.С. Семёнову. Последний с энтузиазмом взялся за дело. Менее чем через год на расчищенном от старых построек месте было возведено кирпичное двухэтажное П образное здание, одной своей протяженной стороной стоявшее на красной линии Немецкой улицы. В середине лета 1894 года, после традиционного молебна с водосвятием, первые листы печатной продукции сошли уже с восьми скоропечатных типографских машин. Газеты сообщали, что «5 июля печатня Яковлева отпраздновала свое новоселье». Слово «новоселье» здесь вполне уместно, так как в здании были также устроены квартиры управляющего и главного печатника.
Комплекс зданий печатни быстро дорожал: если в 1898 году он оценивался управой в 10 тысяч рублей, то в 1917 году купивший печатню некто Л.Н. Авербах заплатил за нее более 120 тысяч. Типография долго и успешно работала вплоть до 1917 года. В революционное лихолетье национализированная печатня на ул. Республики (к тому времени Немецкая была переименована) продолжала выполнять заказы новых властей. В 1924 году ей было отдано и соседнее трехэтажное здание Бестужева (ныне они совокупно образуют единый комплекс под № 27), где разместились администрация и клуб. Сменилось и название печатни – она стала именоваться «Сарполиграфпром». В самом здании бывшей типографии Яковлева находились печатный, ротационный, наборный, цинкографический и стереотипный цеха, где выпускались плакаты, листовки, бланки, афиши и многое другое. В годы Великой Отечественной войны предприятие выполняло заказы оборонного ведомства.
Союз печатников был в Саратове очень сильной профсоюзной организацией. Присоединение к типографии «бестужевского» дома позволило решить многие вопросы социального характера для рабочих и служащих типографии. Здесь, помимо служебных помещений, были комнаты для отдыха, актовый зал, где проводились митинги, собрания и новогодние елки для детей сотрудников. Здесь даже ставились любительские спектакли (с 1998 года здесь недолго функционировал «Театр АТХ» режиссера Ивана Верховых). В 1935 году большинство оборудования оставалось тем же, что и до революции. Увеличилось только число цехов. Ими были печатный, ротационный, наборный, цинкографический, стереотипный цеха и различные вспомогательные участки. В зданиях размещались учебная часть профильного ФЗУ, столовая с кухней, имелся красный уголок. В учреждении работало до 400 человек. Накануне Великой Отечественной войны бывшая печатня стала именоваться «Саратовская типография отдела местной промышленности Наркомместпрома РСФСР». В трудные военные годы основная печатная продукция типографии выполнялась по разнообразным заказам оборонного ведомства – часто с секретным грифом. После войны типография вернулась к мирной продукции: плакаты, листовки, бланки госучреждений и учебных заведений, театральные афиши и многое другое. Последнее название этого предприятия перед сменой политической системы в нашей стране – объединение «Полиграфист».
До конца XX века типография работала в статусе ОАО "Полиграфист", после чего покинула здание, которое было частично перестроено. В результате реконструкции были утрачены дворовые присторйки, однако фасад здания со стороны проспекта Кирова был приведён в надлежащий вид. Сегодня бывшая печатня (утратившая дворовые боковые корпуса) является вместе с домом Бестужева частью торгового комплекса "Манеж", в её помещениях в частности работают фирменный магазин "Puma", обувной магазин "Ценопад.ru" и парфюмерия "Рив Гош" и еще десятки различных магазинов. Здание является памятником архитектуры и градостроительства регионального значения.
Источники: Семенова, Давыдова "Саратов историко-архитектурный", сайт "Большая Саратовская энциклопедия".