Мост Аркадак - Турки через реку Хопер быд построен еще в 1902 году и до сентября 2011 года был единственным между двумя районами, в связи с преклонным возрастом он утратил свою надежность и морально устарел. Проезд большегрузных машин на нем был запрещен, они были вынуждены преодолевать около 200 километров лишнего пути, чтобы добраться из Аркадакского района в Турковский. На выезде из Аркадака, поблизости от старого моста, 6 сентября 2011 года был открыт новый автомобильный мост через Хопёр, соединивший город с Турками. С открытием нового мостового перехода проблема тяжеловесного грузового транспорта полностью снялась и значительно сократился путь к областному центру. Длина мостового перехода с учетом подъездов и моста через реку Хопер составляет 1400 м, его пропускная способность 100 автомобилей в час. Старый мост находится в аварийном состоянии и пока оставлен в покое и в настоящее время не используется.
Хопёр в районе Аркадака делает резкую извилину, его долина обширна и живописна, богата протоками и старицами. Эта природная зона рядом с городом – раньше образовывала Аркадакский заказник, в водах которого водятся речные бобры, выхухоль и водоплавающая птица, а в лесах встречаются зайцы и лоси. Сейчас, как и многие другие заказники упразднен, но входит в особо охраняемую природную территорию "Пойма реки Хопер". Исторически село Аркадак было основано именно на берегу одноимённой реки. Ныне это северо-западная часть города, разраставшегося преимущественно в восточном и южном направлениях. Западную границу города очерчивают старица Гнилуша и Прихопёрский пойменный лес. Общая площадь Аркадака равна 14,4 квадратным километрам.
В прошлом дикая местность, на которой расположен современный Аркадак, была заселена тюркскими кочевыми народами. Вероятнее всего, они дали имя речке Аркадак, по которой в свою очередь получил название город. Этот гидроним складывается предположительно из тюркских "арка" (длинная возвышенность), "ада" (остров) и "ак" (белый). По другой версии тюркское название расшифровывается как "задняя гора" (по холмам за рекой), или же имеет греческие корни и переводится примерно как "изгиб воды".
Железнодорожная ветка, связывающая сегодня Аркадак с Балашовом и Ртищево, была проложена в конце XIX века. Исторически, до открытия своей станции, сфера торговли в селе была развита слабо. Появление железной дороги сразу привлекло в Аркадак скупщиков хлеба и видные торговые фирмы, значительно повысило эффективность крупных помещичьих хозяйств, которых в Аркадаке и соседних сёлах было немало. В 1911 году со станции Аркадак было отправлено около 16 тысяч пассажиров и 2076 тысяч пудов грузов (преимущественно зерно и мука), принято 1361 тысяча пудов грузов (нефтяные продукты, мануфактура, лес, каменный уголь).
Сегодня Аркадак – это достаточно крупная станция Юго-Восточной железной дороги на линии Поворино – Пенза с небольшим одноэтажным зданием пассажирского вокзала. Здесь останавливаются поезда дальнего следования Москва – Балашов, Нижний Тагил – Харьков, Пермь – Новороссийск, Астана – Киев, Кисловодск – Иркутск и Тында, Адлер – Новосибирск и Воркута, а также на Нерюнгри, Назрань, Петропавловск, Одессу, Уфу, Ташкент, Усинск, Лиски, Барнаул и Минеральные Воды. Через Аркадак проходят маршруты пригородных электропоездов на Саратов, Балашов, Ртищево, Салтыковку и Благодатку.
В советском прошлом существовали пассажирские авиаперевозки из областного центра в Аркадак. Самолёты приземлялись на взлётно-посадочные полосы построенного в 1959 году аэродрома, где также базировалась местная сельскохозяйственная авиация.
Асфальтированной дорогой (последний участок проложен в 1975 году) Аркадак связан с Балашовом и Ртищево, через которые проходят, соответственно, федеральная трасса М6 и региональное шоссе Р208.
Использованы фотографии:dm_private и AZOV64