Несмотря на почтенный возраст, многие мосты всё ещё в строю и продолжает выполнять свою функцию, некоторые с довольно большой нагрузкой из-за потока автомобилей. При упоминании о дореволюционном наследии области и её достопримечательностях, прежде всего имеют ввиду архитектурные памятники – особняки, усадьбы, храмы, мельницы. Однако не стоит забывать и о таких, как старинные мосты, которые не менее интересны и которые тоже являются объектами местного туризма. В настоящее время многие мосты относится к объектам культурного наследия Саратовского района, но и про многие мало кто знает. В этой статье перечислим выявленные старинные мосты дореволюционной постройки.
1. Клещёвский мост 1909 года
При движении от Саратова, на подходе к речке Курдюм Вольский тракт раздваивается. Основной поток автотранспорта по левой ветви дороги направляется к новому мосту, стоящему выше по течению, но если поехать по правой, то попадаешь к старому узкому Клещевскому мосту, он построен через реку Курдюм. Уже при подъезде к Клещевскому мосту про него становится всё известно, на крайних тумбах ограждения моста – чугунные плиты с надписями. Прежде всего, читая надписи, мы узнаём, что этому сооружению более 100 лет, что построен он при царствовании Николая II в 1909 г. по проекту братьев Грингоф. Что в те времена в Саратовском уезде губернии уже существовала система самоуправления, а при ней - комитет по общественным работам. Что комитет этот имел в своем распоряжении определенные средства для оплаты общественно важных для уезда строительных работ.
Что были и тогда среди наших земляков специалисты, способные спроектировать такое весьма непростое сооружение, как мост на одной из главнейших в губернии дорог. И руководить его строительством. И еще особое внимание обратим на строчку, говорящую о том, что возводился мост «трудом пострадавших от неурожая 1908 г. крестьян Пристанской и Вязовской волости». В 2023-ем году старинный мост в селе Клещевка Саратовской области признали объектом культурного наследия регионального значения. У объекта также появился предмет охраны. Уникальными элементами признаны габариты сооружения, конструктив. Кроме того, его особенностями являются железобетонное ограждение в виде балясин с тумбами, мемориальные таблички об истории возведения, декор в виде руста.
2. Поповский мост 1913 года
Старый, полуразвалившийся, но примечательный остатками былой роскоши Поповский мост до сих пор исправно служит жителям села. Поповский мост был построен в 1913 году. Спустившись вниз, к основанию моста, можно увидеть две даты. С одной стороны – 1613 г. А с другой стороны – 1913 г. – это год строительства моста, а вот первая дата (1613 год) – это загадка. Село было основано в начале XVII века помещиком Поповым. Так что, возможно, что 1613 год – год основания села. А мост построили в честь 300-летия населенного пункта. Но это всего лишь одна из версий. Возможно, что Поповский мост был подъездной аллеей к усадьбе. Сама усадьба не сохранилась, сейчас в нем устроена Поповская поликлиника и стационар. На основании моста есть ещё одна аббревиатура – буквы ИНК. Это, наверное, аббревиатура строительной компании, которая строила мост или Ф.И.О архитектора.
Село Поповка, вместе с Поповским мостом, находится недалеко от Саратова, всего в 31 километре. Чуть западнее Поповки расположен очень интересный памятник природы – лес Поповские сосняки. Рядом в селе Константиновка сохранилась огромное четырёхэтажное строение из красого кирпича, которое очень напоминает замок - это Мельница Бореля. Так же недалеко при съезде с шоссе в 5 километрах от села Михайловка установлен обелиск, которым отмечено место гибели Героя Советского Союза летчицы М.М. Расковой и её экипажа
3. Чардымский мост 1907 года
Многие проезжая по дороге из Саратова в Базарный Карабулак или Новые Бурассы и пересекая после села Чернышевки реку Чардым по автомобильному мосту даже не предполагают, какая у этого моста длинная и увлекательная жизнь. Построен Чардымский мост был в 1907 году, о чем есть хорошо видная из-под моста надпись с гербом Саратова по соседству. С тех пор мост помогает перебраться с одной стороны реки на другую сотням тысяч проезжающим, каждый день, круглый год. Теперь это мост на региональной автотрассе Р228. По конструкции опор моста можно сделать вывод и размерах и силе ледохода реки в прошлом, в верх по течению опоры моста имеют специальный волнорез отделанный железом, а в обратныю сторону угловой усилитель опоры. Все это сделано, чтобы избежать разрушения моста при сильном ледоходе. Еще одной из местных достопримечательностей является водопад Чардымские Камни расположенный недалеко от села Михайловка в нескольких километрах от моста.
4. Сокурский мост-плотина 1909 года
Самый оригинальный подвесной мост-плотина, или вантовый мост находится в селе Сокур Татищевского района. Возведен очень интересный и необычный мост ближе к северной части села через речку Сокурка. Это подвесной мост-плотина, построенный по проекту техника С. Г. Грингофа, возведен трудом пострадавших от неурожая 1908 года крестьян Сокурской волости. Мост имеет особую архитектуру, которая выделяет его из сотни других старинных мостов региона. Мост-плотина в 2018 году был официально признан объектом культурного наследия регионального значения.
Мост подвешен на металлических стержнях, прикрепленных к железобетонным опорам. На металлические продольные балки, удерживаемые стержнями, положен деревянный настил. Выглядит это сейчас довольно ненадежно, так как и части металлических стержней уже нет, и настил местами с дырами. Надпись, сделанная бетонными буквами при входе на мост, гласит «Шагомъ». Эта надпись говорит о том что параконную упряжку лошадей следует пускать шагом, так как на рыси лошади имеют свойство идти в ногу, чем вызовут резонанс, который разрушителен для моста. Плотина под мостом до сих пор выполняет свою гидротехническую функцию.
5. Заброшенный мост через речку Мордова 1904 года
По всему получается, что этот старый заброшенный мост 1904 года, самый старый из сохранившихся мостов Саратовской области, остальные построены в период с 1907 по 1913 года, старее его есть только железнодорожные мосты. Дата постройки, как раньше было заведено написанна на нем самом, мост стоит в стороне от трассы на Базарный Карабулак. Хотя мост немного просел на левый бок, но он до сих пор стоит вполне уверенно и по нему можно было бы еще ездить. Речка Мордова выше моста перекрыта двумя длинными дамбами видимо для защиты трассы от паводков, так как в обычное время это пересохшее русло с редкими ямами заполненными водой. Рядом с мостом есть удобная полянка, где можно остановиться и устроить небольшой пикник.
6. Мост через Елховку 1913 года
На въезде в село Ивановка есть мост через протекающую под ним речку Каналейку.
7. Кувыкский мост 1912 года
Согласно распространённой, но не подтверждённой документально версии, Кувыка была основана уже в 1599 году, что делает её одним из старейших населённых пунктов области. В 1912 году в деревне на средства одного из окрестных помещиков был построен мост через Идолгу. Река Идолга пересекает село посередине и мост служил единственной переправой долгое время, лишь в 2004 году были построены новые мосты через Идолгу, второй мост расположен в заподной оконечности села ближе к Октябрьскому Городку. Если ехать в село, то старый мост оказывается слева и практически не виден за парапетом нового моста, только свернув в сторону он становится виден. Хотя мост лишился всякого ограждения, видимо столбы ограды снесли для нового ограждения, которое впоследствии полностью утеряно, но мост до сих пор крепок, снизу не наблюдается ни трещин, ни разрушений. Судя по колее по нему даже зачем то еще ездят, хотя новый мост стоит вплотную. Используется мост в большей степени как пешеходный, так как по нему удобней переходить с берега на берег.
О происхождении названия деревни существует ряд разных теорий, некоторые из которых весьма забавны. Одна из них связывает название Кувыка с прозвищем одного из первых местных переселенцев, который кувыркнулся в реку вместе с телегой и лошадью. Похожая версия существует о неком богатом атамане Кувыкине, который поселился в этих местах и раздавал земли крестьянам, помогал бедным и сиротам. Возможно также, что название деревне дали переселенцы из Вятки, где на местном диалекте "кувыка" означает "горе мыкать, горевать", или куряне, которые "кувыкой" называли воду. Наиболее же правдоподобная версия, которая также частично объясняет и необычную дату появления Кувыки, связана с разбойником Кувыковым (Кувыкавым), который на рубеже XVI и XVII веков имел на Идолге свой стан и грабил путников. На этом месте впоследствии разрослась деревня Кувыка, которая впервые была отмечена на карте при генеральном межевании в конце XVIII столетия.
8. Мост через реку Елшанку 1912 года
Малоросский посёлок Славянка был основан в 1909 году как один из хуторов отрубщиков на вненадельной земле, возникших в период Столыпинской аграрной реформы, на территории Елшанской волости Саратовского уезда. В 1912 году рядом со Славянкой Саратовским Уездным Земством был сооружен каменный мост через реку Елшанку. Мост через Елшанку сохранился и используется до наших дней, связывая Славянку и Черноморский.
9. Мост через речку Горючка 1913 г.
Хутор Горючкин появился, вероятно, как и многие другие окрестные хутора, в период столыпинских аграрных реформ. Находился он на землях Рыбушанской волости Саратовского уезда, неподалеку от реки Горючки. В 1913 году у хутора Саратовским уездным земством был выстроен каменный мост через реку.
10. Пешеходный мост через Хопер 1912 года
Так называемый "старый", или в настоящее время пешеходный мост через Хопер был возведен в 1912 году. Его сооружением занималась строительно-проектная фирма "Жиорс А. и Дебернарди С. и Ко", г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Об этом сообщала табличка, установленная на мосту и утраченная относительно недавно, в одну из ночей в 90-е пропали все чугунные перила в купе с табличкой. Мост, имеет протяженность более 100 метров, он связывает микрорайоны города, центральный микрорайон и Захоперье. Других переправ через Хопер, кроме автомобильного моста выше по течению поблизости нет. В этом конце балашовской набережной, недалеко от пешеходного моста, установлен памятник основателю Балашова Григорию Болашеву.
11. Мост через Соленый овраг
На окраине села Аряш через Соленом овраге, впадающем слева в реку Чардым перекинут старинный мост. Несмотря на кажущейся неказистый вид сооружение весьма капитальное. Проселочная дорога ведет вдоль от деревни Екатериновка, находящейся рядом с селом Аряш, правда от деревни уже ничего почти не осталось, к селу Воронцовка расположенному на трассе Саратов - Базарный Карабулак. К сожалению на старом мосту не написана, как обычно, дата постройки, но по своему строению и виду, можно предположить, что мост построен в период 1907 по 1912 годы, тогда по Саратовской губернии было возведено большинство мостов. Очень похожий по конструкции мост через реку Елшанку 1912 года. Кстати сам Соленый овраг является знаменитым археологическим объектом местонахождение "Солёный овраг", здесь собраны каменные орудия изготовленные древними людьми около 70-60- тыс. лет тому назад.
12. Петровский чугунный мост
Петровский чугунный мост через реку Медведицу, по преданию куплен в начале 20 века местными купцами у саратовских купцов. Годом раньше, стоявший в этом месте деревянный мост, был разобран как пришедший в негодность. Вместо него тогда же был выстроен новый, тоже деревянный, но, к сожалению, он обрушился в реку, когда по нему гнали стадо волов. Видимо поэтому купцам так приглянулся железный надежный мост, за это и переплатить не жалко. Металлический мост, украшающий Петровск и по сей день, был приобретен в Управлении Рязано-Уральской железной дороги, где был заготовлен для железной дороги по ветке Балашов-Ртищево. Правда это только часть моста, вторая часть успешно доехала до Пензы и стоит на реке Сура. Мост выполнен в металлоконструкциях в виде системы форм с параллельными полами, образуя пространственную структуру, которая обеспечивает жесткость конструкции моста. Узловое соединение металлоконструкций клепочное.
Рассказывают, что как-то сидели купцы славного города Петровска и пили водку в ресторане "Север". Мимо них саратовские купцы провозили в разобранном виде железный мост из Саратова в город Кузнецк, который в ту пору входил в состав Саратовской губернии. Было весело и душа просила чего-нибудь еще и взыграло самолюбие — захотелось петровцам заиметь этот мост. Слово за слово и сговорились между собой купцы, но проезжающие купцы были ушлыми и заломили очень высокую цену. Но купцы, видимо из-за изрядного подпития, заплатили втридорога и купили мост, а затем подарили его своему городу Петровску. С тех пор и пошло выражение "стОит, как чугунный мост". Слово "чугунный" исторически неверно и используется скорее для благозвучия. Все петровчане знают об этом, а те, кому пословица просто пришлась по душе, не в курсе, что на самом деле мост из пословицы железный. С 1998 года мост не эксплуатируется и считается памятником промышленной архитектуры начала 20 века. В 2022 году под мостом и на территории рядом была произведена генеральная уборка, был насыпан песок, огородили зону нового городского солярия и на получившимся пляже смонтировали пляжный инвентарь: кабинки для переодевания, стационарные лежаки и беседки. Сам мост также подкрасили, перед ним установили будки с пушками, а рядом по дороге информационные стенды.
13. Железнодорожный мост через Медведицу 1895 года
В 1892 году было образовано акционерное общество Рязано-Уральской железной дороги, силами которого к 1908 году было закончено строительство железной дороги Аткарск-Лысые Горы - Баланда (ныне Калининск), через реку Медведица был возведен железнодорожный мост. 13 (25) сентября 1895 года металлический железнодорожный мост на 3-х каменных опорах через Медведицу в Лысых Горах был сдан в эксплуатацию и по нему началось движение на новой железнодорожной ветке из Аткарска в Баланду. Тогда же между Лысыми Горами и Старой Бахметьевкой с Графщиной были открыта станция Лысые Горы, вокруг которой возник одноимённый посёлок. Мост служит своей цели до сих пор.
14. Железнодорожный мост через Хопер 1894 года
Железнодорожный мост через реку Хопёр в составе Рязано-Уральской железной дороги вступил в строй в 1894 году и действовал более ста лет. Сейчас он выведен из эксплуатации и частично разобран, контактная сеть демонтирована. Будка путевого обходчика перед мостом в настоящее время также разобрана. Первоначально был один однопутный мост на перегоне Балашов-Пинеровка. Затем появилась станция Хопер и мост вошёл в границу станции (две однопутные линии объединялись в одну до моста). Потом были построены два новых однопутных моста. Мосты остались в границе станции, так как однопутная линия из Тамбова примыкала к двухпутному главному ходу до мостов.
Типовые пролётные строения разработал Л. Д. Проскуряков для установки на мостах Рязано-Уральской дороги. Пролётные строения имели треугольную решётку главных ферм и криволинейный нижний пояс. Применение треугольной решётки главных ферм, характерной для современных конструкций, позволяло в ряде случаев добиться существенной экономии металла. Так, пролётное строение с треугольной решёткой и полигональным верхним поясом длиной 109,2 м, спроектированное инж. Е. И. Ададуровым для моста через р. Хопёр , оказалось на 17,5 % легче таких же по длине пролётных строений Иртышского моста.
15. Мост Аркадак- Турки 1902 года
Мост Аркадак - Турки через реку Хопер быд построен еще в 1902 году и до сентября 2011 года был единственным между двумя районами, в связи с преклонным возрастом он утратил свою надежность и морально устарел. Проезд большегрузных машин на нем был запрещен, они были вынуждены преодолевать около 200 километров лишнего пути, чтобы добраться из Аркадакского района в Турковский. На выезде из Аркадака, поблизости от старого моста, 6 сентября 2011 года был открыт новый автомобильный мост через Хопёр, соединивший город с Турками. С открытием нового мостового перехода проблема тяжеловесного грузового транспорта полностью снялась и значительно сократился путь к областному центру. Длина мостового перехода с учетом подъездов и моста через реку Хопер составляет 1400 м, его пропускная способность 100 автомобилей в час. Старый мост находится в аварийном состоянии и пока оставлен в покое и в настоящее время не используется.
16. Аткарские железнодорожные мосты 1873 и 1903 годов
Ещё совсем недавно Аткарск называли городом железнодорожников. И тому были веские основания – значительная часть из 25-тысячного населения города была работниками железной дороги или тесно с ней связана. Железная дорога пришла в город в январе 1871 года, когда было открыто движение на участке Умёт – Аткарск Рязано-Уральской железной дороги. Железнодорожный мост через Медведицу был построен в 1873 году, но довольно быстро обветшал, и в 1903 году рядом, в нескольких метрах, был возведён новый мост. Если ехать из Саратова в Аткарск старый мост справа, долгое время он служил автомобильным мостом, полотно застелено досками. Мост стоит и сейчас и по нему даже можно переехать на автомобиле, но с каждым годом это становится все более рисковым предприятием. Ветка из Аткарска на Петровск и Вольск была построена в 1893 году, а ещё через два года началось движение поездов на Баланду (Калининск). В начале XX века на станции имелись коренное депо с двумя паровозными зданиями на 24 стойла и мастерскими для малого ремонта паровозов, завозный и три частных хлебных склада на 500 вагонов, семь лесных складов на 400 вагонов.