Астраханская улица — самая широкая улица центральной части Саратова и одна из главных автомобильных магистралей. Проходит от 2-го Станционного проезда до Сенной площади. В XVIII веке там, где сейчас пролегает улица, была дорога, которая называлась Астраха́нский тракт или Астраха́нская по́чта, потому что до середины XVIII века почта в Саратов из Москвы шла через Астрахань. Только в 1751 году Саратов получил прямую почтовую связь с Москвой. В середине XIX века по обе стороны Астраханского тракта, находившегося в то время на окраине города, началась застройка. Уже в 1851 году улица называется Астраханской.
Улица начинается от 2-го Станционного проезда и идет на северо-восток до улицы Рабочей. Здесь, ровно посередине длины улицы, располагалась обширная Полтавская площадь. На ней в 1904 г. был заложен сад, преобразованный в 1936 г. в Детский парк. На перекрестке с ул. Советской расположена диспетчерская и резервное кольцо трамвайных маршрутов № 9 (Пролетарка, Заводской р-н), № 10 (Агафоновка, Октябрьский р-н).
После Детского парка, улица поворачивает на север и идёт до Сенной площади, за которой продолжается бывшим Астраханским переулком, ныне улицей Танкистов. В начале XX века ул.Астраханская продолжалась по направлению к Воскресенскому кладбищу (сейчас это продолжение ул.Большая Горная). Ширина улицы Астраханской 90 метров. На всём протяжении в её середине разбит сквер.
В основном улица была застроена в период бурного роста Саратова как промышленного центра на рубеже 19-20 веков. Этому способствовала близость железной дороги и товарной станции (Саратов-2). Вскоре на улице выросли краснокирпичные громады крупных предприятий: мельницы, маслобойки, завода двигателей Беринга. Несколько кварталов в начале улицы заняли служебные и жилые здания железной дороги. В 1908 году на улице была построена первая электростанция, обеспечившая трамвайное движение и общегородское освещение.
Промышленное строительство продолжилось при индустриализации в 1930-е годы: заводы Агрегатный, Проммаш, ЗЭТО. Корпуса заводов и фабрик перемежались с деревянными одноэтажными домами рабочих: Очкино (Первомайский посёлок) а также по паре кварталов до улицы Шелковичной, около Детского парка и Сенного рынка. В 1980-е эти домики стали постепенно вытесняться кооперативными девятиэтажками. А строительный бум конца 2000-х окончательно решит их судьбу в ближайшие пару лет. Сегодня промышленные предприятия испытывают сильное давление со стороны «девелоперов», желающих получить места под строительство торгово-развлекательных центров на центральной городской магистрали. Здания одних были полностью снесены (маслобойная фабрика) или перестроены (фабрика трикотажа), другие отделались частью корпусов (Проммаш).
памятники
Памятник Кириллу и Мефодию у 10 корпуса СГУ на пересечении с Московской.
Памятник генералу первой чеченской войны А. А. Романову на бульваре напротив СГУ
Бюст выдающегося русского изобретателя П. Н. Яблочкова у Саратовский электромеханический техникум (ныне Саратовский колледж радиоэлектроники).
Бюст выдающегося советского ученого Н. Н. Семёнова чуть дальше за ул. Вавилова.
Паровоз серии Л (Лебедянка) в сквере железнодорожников
На улице расположены:
Детский парк с расположенным в центреФонтаном "Детство"
Сквер железнодорожников
1А Поволжский филиал Российского государственного открытого технического университета путей сообщения
21 Завод Электротермического оборудования — ЗЭТО (ОАО «Электротерм−93»)
43 Офисный центр. Маслобойный завод и мельница Скворцова, 1896 г. (3 здания)
45 ФГУП Саратовский агрегатный завод
77 Колледж радиоэлектроники им. П. Н. Яблочкова. Объединенное среднее техническое училище (1899 год). Проекты и планы зданий технического училища составил петербургский архитектор В.П. Цейдлер. На строительство училища было дано из казны 200 тысяч рублей, но этого оказалось недостаточно, и городская Дума сделала заем на 100 тысяч рублей. В мае 1899 года состоялась закладка зданий, а осенью Саратовское соединенное среднее механико- и химико-техническое училище открылось во временном, до окончания строительства, помещении дома общества купцов и мещан на Никольской улице. Летом училище перешло в свои здания на ул. Астраханской, а к осени были закончены строительные работы во всех шести каменных корпусах. После пожара 1961 года здание училища было радикально перестроено (надстроены 2 этажа и произведена перепланировка внутренних помещений).
Ансамбль зданий Бельгийского общества трамваев, 1909-1914 гг., арх. Ю.Н.Терликов, М.Г. Зацепин (8 зданий)
83 V корпус Саратовского государственного университета. 1952 г., арх. Н. К. Усов.
Швейная фабрика «Динамо» (бывш. Тюремный замок 1829 г)
87 Губернский рынок. Гипермаркет бытовой электроники «Эксперт», книжный «Литера». В корпусах завода Проммаш.
88 Завод ОАО «Серп и Молот» (бывш. Завод Беринга основан 1887 г).
102 Швейная фабрика № 5. Шоколадная фабрика братьев Ивана и Андрея Яковлевичей Миллеров (1900-е гг., 4 объекта), на которой работало около 100 человек. Годовая производительность доходила до 110 тысяч рублей. Это примерно 5 тысяч пудов сладкой продукции. Кроме шоколада и какао изготавливали разного рода конфеты, мармелад, цукаты, карамели и прочие изделия. Товар сбывался на местном рынке, в Сибири и на Кавказе, а миндальное масло — в Петербурге. Фабрика Миллеров просуществовала десять лет и была продана Б.И. Соломонову, разместившему здесь тетрадную фабрику, ставшую в первое десятилетие советской власти обычной типографией № 10, которую затем и сменила швейная фабрика.
103А Гипермаркеты компьютерной техники «Позитроника», игрушек «Бегемот» (бывш. фабрика спортивного трикотажа)
138 Детская поликлиника № 2 Кировского района.