Отдел музея, Дом купца Е. М. Дьякова, расположен в здании, которое является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения начала XX века. Особняк построен в 1903 году в стиле эклектики купцом первой гильдии Евгением Михайловичем Дьяковым (1895–1917) – крупным зерноторговцем, скотопромышленником и землевладельцем, акционером Второго Балашовского мукомольного товарищества. Его дом находится недалеко от мельницы и радует нас красотой своего облика, удивительными пропорциями и красивыми декоративными элементами. С 1995 года он является отделом Балашовского краеведческого музея, где представлен купеческий быт.
Бревенчатый дом стоит на высоком кирпичном цоколе. Стены обшиты тёсом «в ёлочку». Большие окна с арочными завершениями украшены резьбой в виде ламбрекенов с кистями. Некоторые резные узоры на особняке напоминают восточные орнаменты. Водосточные трубы выполнены в виде крылатых сказочных драконов, увенчанных коронами. Сохранившийся интерьер также удивляет своим изяществом и радует глаз. Особняк является памятником городской деревянной архитектуры, объектом культурного наследия регионального значения. Дом этот — одно из немногих сохранившихся в России строений, где в полной мере отражаются самобытные традиции купеческой российской провинции. В Балашове так хорошо не сохранилось больше ни одно старинное здание.
На территории усадьбы, кроме дома, располагались конюшня и другие хозяйственные постройки, а также сад. С 1995 года в особняке располагается отдел МУ «Балашовский краеведческий музей». Сотрудники музея расскажут посетителям интересные факты и истории из жизни купеческого города, о старинных особняках и их обитателях. А также о хозяине городской усадьбы, купце 1-й гильдии Евгении Михайловиче Дьякове.
В конце XIX века купец I гильдии Евгений Михайлович Дьяков много ездил по своим торговым делам, часто бывал в крупных городах страны и обращал особое внимание на дворцовые постройки. В деньгах Дьяков не нуждался: он был крупным землевладельцем, зерноторговцем, скотопромышленником. Поэтому, когда решил строить в центре Балашова на ул. Хоперская (теперь Советская) особняк, экономить не стал. Балашовский уезд славился лесом, но купец закупил стройматериал в Грибановке Тамбовской области (сейчас этот населенный пункт относится к Воронежской). Дьяков лично контролировал строительство. Сучковатые бревна, не соответствующие стандартам, безжалостно отбраковывались. В 1903 году особняк был построен. Его называют образцом деревянного зодчества.
Хотя дом деревянный, от русского народного зодчества в нем почти ничего нет; в его облике явно просматривается эклектика — смешение стилей городской каменной архитектуры. Такая мода появилась в крупных городах России еще в середине XIX века, а к началу ХХ эклектика добралась и до небольших провинциальных городов вроде Балашова. В отделке дома Дьякова обнаруживаются отдельные элементы барокко, рококо, модерна, мавританского стиля, классицизма… Есть и мотивы русского народного зодчества, но их очень мало. Это символы солнца в резьбе, бочкообразная кровля парадного крыльца и, разумеется, сам тип сруба: «в обло», то есть тот, при котором концы бревен немного выступают за пределы плоскостей стен и крестообразно пересекаются. Однако увидеть этот сруб невозможно, поскольку дом обшит тесом. Эта традиция относительно новая, она появилась в наших городах примерно в XIX веке. Тогда народное зодчество уже пришло к своему упадку, и стало модным придавать деревянным домам вид каменных. Для этого бревенчатые стены нужно было скрывать, и их обшивали досками.
От русского народного зодчества в особняке – символы солнца в резьбе, тип сруба, бочкообразная кровля парадного крыльца. На наличниках окон – вязь арабского алфавита – это элемент мавританского стиля. В отделке можно увидеть даже резные ананасы. Воронки водосточных труб украшены крылатыми драконами в коронах – это от китайского искусства. А еще в особняке присутствуют элементы классицизма, рококо, барокко, модерна...
С не меньшей тщательностью рачительный хозяин подошел к внутренней отделке комнат: на потолке – гипсовая лепнина, на стенах тканевые и бумажные обои предположительно из Франции. Дьяков был одним из первых в городе, кто провел в особняк телефон, электричество, водопровод, трубы которого якобы были сделаны из серебра. Имелись даже ванная и ватерклозет. Далеко не у всех купцов I гильдии были такие условия. Особая гордость музея – это печи с изразцами. Они были выпущены более ста лет назад в Финляндии в городе Або (Турку). Изразцы камина в бывшем рабочем кабинете хозяина изготавливались по готовой форме. Это авторская разработка немецкого художника и скульптора Пауля Обста. Несколько похожих печей сохранились за границей и в России. Например, в Санкт-Петербурге, в бывшей квартире поэта Н. А. Некрасова. Формы изразцов похожи, кариатиды различаются по цвету росписи, но двух абсолютно одинаковых печей нет. Печи дома купца Дьякова занесены в каталог старинных печей России.
Удивляет то, что нет никакой информации о том, что у купца была семья. В его доме 11 комнат, включая подсобные и коридор, из которых только 5 жилых: спальня, рабочий кабинет, зал, гостиная, столовая. Это жилище убежденного холостяка. При этом, по сохранившимся сведениям, купец был очень неравнодушен к женскому полу. Но почему-то так и не женился, не обзавелся наследниками, которым мог бы передать своё богатство.
Бывшая столовая – первая комната жилой части особняка. На потолке – гипсовая лепнина, медальоны с античными женскими профилями. Тисненым обоям более 100 лет, но до сих отчетливо виден рисунок. Также, как и в других жилых комнатах. Сохранился наборный паркет из разных пород дерева. Когда особняк был муниципализирован, вещи купца нашли себе новых хозяев. Поэтому все предметы, мебель – экспонаты из фондов Балашовского краеведческого музея и подарки жителей. Интерьер воссоздает купеческий быт конца XIX – начала XX века. На старинных снимках можно увидеть родственников купца: двоюродного племянника Аркадия Дьякова, его дочь Тамару. Портрета владельца дома не сохранилось. Известно, что у Евгения Михайловича были волнистые русые волосы на прямой пробор. Он был среднего роста. Одевался в купеческом стиле: плисовые шаровары, кушак, сапоги из мягкого хрома, модная поддевка. Его современники отмечали в нем чувство собственного достоинства, ум, рачительность, хозяйскую хватку. По другим воспоминаниям он любил развлечения, был буйного нрава и не выходил из дома «без кистеня». По легенде Дьяков собирал бедных жителей Балашова у себя во дворе, накрывал для них столы и пока люди общались, узнавал последние новости о своих конкурентах.
В столовой в полу у стены видна крышка погреба. В Балашове есть легенда, что из подземелья дома купца ведут тайные подземные ходы… Обнаружить их пока никому не удалось. В ограде сада находилась маленькая калитка. Из сада можно было по тропинке спуститься к Хопру, к лодке. Ещё Дьяков очень любил лошадей. На территории его усадьбы располагалась двухэтажная конюшня из кирпича. На первом этаже держали лошадей, на втором находились подсобные помещения. По рассказам старожилов, лошадей было много, но любимым был монгольский вороной рысак. Когда зимой Хопер замерзал, балашовцы устраивали на реке соревнования: заезды на санях, запряженных лошадьми. Почти всегда в состязаниях побеждал купец. Монгольский рысак его не подводил.
В 1917 году Дьяков был застрелен неизвестным на крыльце собственного дома. На тот момент ему было 58 лет. Вокруг его личности до сих пор ходят легенды. Но в советские годы ни интерес к его фигуре, ни архитектурная ценность здания не помешали передавать особняк то одним, то другим организациям. После 1917 года дом был муниципализирован, и в разное время в нем располагались ЧК, детский сад, дом Советов, горком (а в период области – обком) комсомола, дом политпросвещения, отдел народного образования. В 1983 году особняк Дьякова был поставлен на государственный учет как памятник архитектуры областного значения. В 1995 году, когда городскому отделу народного просвещения было предоставлено другое помещение, дом купца передали отделу культуры. И в феврале 1996 года здесь, наконец, был открыт отдел Балашовского краеведческого музея. Балашовцы окрестили особняк «архитектурной жемчужиной Прихоперья». Жаль, что часть усадебной ограды, конюшня, сад не относятся к музею, поэтому восстановительные работы здесь не проводятся, конюшня находится в полуразрушенном состоянии.