На Университетской улице на фасаде здании Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова установлен мемориал русскому художнику, академику живописи Врубелю Михаилу Александровичу (1856-1910), в этом здании он жил со своей семьей еще мальчиком, с января 1865 года по весну 1867. Михаил Александрович творил почти во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был автором живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций. Его самыми известными работами были: “Демон сидящий”, “Пан” и “Царевна-Лебедь”, на которой изображена известная певица и любимая жена Врубеля Н.И. Забеле.
Врубель Михаил Александрович родился 17 (5 ст. ст.) марта в г. Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. В январе 1865 г. майор А. М. Врубель, отец будущего художника, приступил к командованию Саратовским внутренним гарнизонным батальоном, и семья Врубелей, переехала в Саратов, поселившись в квартире в главном корпусе казарм, которые выходили фасадами на Московскую площадь (ныне ул. Университетская, 59), в доме, в котором жила семья Врубелей, ныне располагается Саратовское художественное училище им. А. Боголюбова.
На фасаде здания установлена мемориальная доска. В Саратове М. А. Врубель продолжил занятия рисованием. Для углублённых занятий живописью отец пригласил сыну учителя Саратовской гимназии — А. С. Година, известного в Саратове портретиста. Тогда же в Саратов привезли копию фрески Микеланджело «Страшный суд», которая произвела на мальчика такое впечатление, что, по воспоминаниям сестры, он воспроизвёл её по памяти во всех характерных подробностях. Весной 1867 г. Врубели покинули Саратов в связи с переводом отца художника на новое место службы.
По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета. Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств. В 1884 г. уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.
В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении художника. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и ему в работе было отказано.
В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Ю. Лермонтова (1891 г.). Поначалу картины враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.
Далее он создал также ряд романтических декоративных панно: «Венеция» (1893 г.), «Испания» (1894 г.); триптихи для особняков А. В. и С. Т. Морозовых; картины «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза» для выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г. Многие наиболее яркие впечатления художник черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.). Он много раз переписывал эту картину, словно хотел досказать что-то важное.
С 1902 г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904 г.). Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над ним художник ослеп. 14 апреля 1910 г. скончался в Петербурге.
М. А. Врубель прославил свое имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. В экспозиции Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева представлено полотно М. А. Врубеля «Муза». В Саратове, на углу ул. Горького и Яблочкова, в здании, в котором в настоящее время располагается Областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Пушкина, в 1911 г. находился кинематограф «Мурава». В фойе кинематографа располагалась изразцовая печь с рельефными рисунками Врубеля и Коровина работы Абрамцевской мастерской С. И. Мамонтова.