"Еланский конный завод" - одно из старейших конных заводов России, его история началась еще в 19 веке. В 1884 году помещик Владимир Михайлович Лежнев в долине реки Елани в Саратовской области основал конный завод по выращиванию рысистых лошадей. Была построена усадьба - особняк «из соснового кондового дерева с резьбой по наличникам – по карнизу и чердачному подзору и с фигурными балясинами крыльца» - и конюшни. Самое интересное, что конюшня и водонапорная башня, до сих пор работают по назначению. Цела и усадьба основателя конного завода, правда на данный момент она не в лучшем состоянии, стоит заброшенная в зарослях кустарника.
Владимир Михайлович был сторонником скрещивания орловских рысаков с американскими, по сути, он явился одним из основателей русской рысистой породы, что и определило профиль предприятия на многие годы. По мнению современников, его рысаки отличались особой статью и быстро прославились в начале ХХ века. В 1911 году в заводе родился жеребец Балагур, которой стал родоначальником линии, оказывавшей большое влияние на русскую рысистую породу вплоть до середины ХХ века. После смерти Владимира Михайловича дело продолжил его сын Николай Владимирович. Он пережил революцию 1817 года и был вынужден передать имение и завод новой власти.
Добровольная передача спасла конный завод от разорения. Благодаря такому счастливому стечению обстоятельств национализированный завод продолжил дореволюционное направление работы. Еланские рысаки с большим успехом выступали на ипподромах в 30-х годах, в 1939-м году еланский Летучий Голландец стал победителем Всесоюзного Рысистого Дерби. В послевоенный период значение завода не уменьшилось, говорили об особом еланском типе рысака (прямо как в начале века!); завод вырастил более 30 жеребцов-производителей. Но в 90-х годах в судьбе завода наступили черные времена. Земли среди работников были распределены на паи, руководство завода ( Карл Карлович Вагнер) излишне увлеклось кредитами, и появились непосильные долги. В 2006 году завод объявил себя банкротом, большинство лошадей распродали. В 2007-м случился пожар в котором погибли 29 племенных лошадей и были уничтожены корма. Многие считают его сознательным поджогом. В 2008 году администрация Еланского конного завода приняла решение закрыть направление по разведению лошадей, и основной деятельностью хозяйства стало растениеводство. На 124 году своей истории Еланский конный завод, по сути, прекратил свое существование…
…Так многие из нас думали, даже когда в феврале 2009 года было зарегистрировано ООО «Еланский конный завод», а в апреле 2009 года к руководству предприятием пришел Сергей Николаевич Иванкевич. С 2009 года поголовье увеличилось с 15 до 108 , для улучшения генофонда было приобретено племпоголовье в США и Франции. Были приведены в порядок обрабатываемые земли, налажена кормовая база, отремонтированы конюшни, обеспечен тренинг лошадей. Еланские рысаки регулярно участвуют в соревнованиях на Саратовском, Московском и других ипподромах. Так, в 2019 году четыре жеребца заняли призовые места на испытаниях в Саратове, Казани, Оренбурге, Ульяновске. Среднее поголовье племенных лошадей около 100 голов. Их обслуживает 17 человек, в том числе конюхи, наездники, зооветспециалисты.
Русский рысак – это легкоупряжная порода лошадей, выведенная в начале XX века в России при помощи скрещивания Орловского рысака с Американским рысаком. В качестве самостоятельной породы была утверждена в 1949 году. Русский рысак более резвый и быстрый, по сравнению с Орловским рысаком. Основное предназначение – конный спорт. На сегодня русская рысистая порода – наиболее многочисленная из заводских пород в России. Масть: гнедая (в особенности, темно-гнедая), рыжая, вороная, бурая, реже – серая. Рост в холке: 154-165 см.
Экстерьер: сухая лошадь, голова с широким лбом и выступающими ганашами, шея средней длины, удлиненная спина, живот глубокий, крепкие конечности (пропорционально несколько короче спины), копыта с твердым рогом, закругленной формы.
Использование: конный спорт. Преимущественно, участие в забегах рысью. Также используется в племенной работе, для улучшения упряжных пород.
Особенности: сухая крепкая конституция, гармоничное сложение, прочный сухожильно-связочный аппарат.
Как добраться до Еланский конезавод:
Как добраться: Из Балашова до поселка Святославка ежедневно ходит электричка «Балашов – Матышево». От вокзала в Балашове отъезд в 7.05. Время в пути – 40–45 минут. Из Саратова автобусом ежедневно, отъезд с автовокзала в райцентр в 6.40 и 14.00. Далее до Святославки на попутках.