В первые годы расселения колонистов активно шел процесс строительства в колониях школьно-молитвенных домов, являвшихся центрами общинной жизни. После создания поселения колонисты Кратцке проводили богослужения в школьно-молитвенном доме, имевшем статус филиального. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Часть жителей откололась от официальной церкви и причисляла себя к общине бетбрюдеров. Строительство первой деревянной кирхи на средства колонистов началось в 1821 г. Кирха была освящена в 1826 г. Изначально колонисты не придавали особого значения архитектурному стилю: церковное здание было деревянным, крыто железом, небольшим по размерам и достаточно скромным.
Со временем старая церковь не вмещала всех прихожан, и жителями села было принято решение о строительстве более вместительной кирхи. Закладка первого камня в кирпичное основание церкви была произведена в 1898 г. Возведение кирхи закончилось в 1899 г., тогда же она была освящена. Церковь имела статус филиальной и была небольшой по размерам, но довольно уютной и привлекательной. Архитектурное решение было достаточно простым, так как подобные церкви во многих колониях мастера-колонисты возводили без участия профессиональных архитекторов и инженеров. Однако скромный деревянный храм являлся гордостью Кратцке, был довольно элегантен и пропорционален. Кирха имела большие прямоугольные окна, граненую апсиду, над прямоугольным притвором находилась башня-колокольня с крестом длинною в несколько метров. Скамьи для 600 прихожан располагались четырьмя квадратами, разделенными продольными и поперечными проходами. Рядом с кирхой находился кирпичный пасторат. В 1912 г. церковь подверглась капитальному ремонту. В селе недалеко от здания школы имелся кирпичный молитвенный дом, где богослужения проводились в холодное время года. В июне 1934 г. Президиум АССР немцев Поволжья получил сообщение от местных органов власти, что молитвенный дом в Кратцке перешел к сельсовету «юридически и фактически», а уже в августе 1934 г. он был переоборудован в Народный дом. В годы советской власти в ней располагался клуб.
КРАТЦКЕ (Kratzke, Крацке, Починная, Подчинный, Подчинное, Крацкий, Крацкая, Грацка), ныне пос. Подчинный Жирновского района Волгоградской области, немецкая колония в Правобережье Волги, на правом берегу реки Голый Карамыш. С 1871 г. село относилось к Сосновскому колонистскому округу, затем к Сосновской волости, позже вошло в состав Олешнинской волости Камышинского уезда Саратовской губернии, образованной в 1871 г. на территории бывшего Норкского колонистского округа.
После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья село Кратцке первоначально относилось к Медведицкому району Голо-Карамышского уезда. С 1922 г. село входило в Каменский кантон Республики немцев Поволжья, с 1927 г. вошло в состав Франкского кантона, в 1935 г. было вновь передано во Франкский кантон из Бальцеркского кантона. Село являлось административным центром Кратцского сельского совета. В 1926 г. в Кратцский сельский совет входило одно с. Кратцке.
Немецкая колония Кратцке была создана 7 августа 1766 г. как колония вызывателя Дебофа. Свое название колония получила по имени первого форштегера Адама Фридриха Кратцке, 41-летнего мастера по производству музыкальных инструментов, прибывшего в колонию из городка Икорменде в Прусской Померании вместе с 38-летней женой Гедвиг Катариной и пятью детьми. По указу от 26 февраля 1768 г. о наименованиях немецких колоний, поселение получило русское название Починная.
Основателями колонии стали 34 семьи выходцев преимущественно из Пфальца, Пруссии, Саксонии и других немецких земель, а также Швеции и Дании. Большинство первых колонистов являлись лютеранами, 16 человек были реформатами (семьи Бургардт, Вольф, Райсвиг, Лисберг и Штайнкуль). Вместе с лютеранами селились не только реформаты, но и немногочисленные католики, оказывавшиеся среди представителей других конфессий при погрузке на корабли и распределении по колониям. Так, Иоганн Моор с женой, прибывшие в Кратцке из Франции, являлись католиками.
Анализ списков первых поселенцев позволяет предположить, что Кратцке изначально задумывалась как ремесленный центр, а не земледельческая колония. Так, из 51 первого домохозяина всего семь являлись хлебопашцами и по роду своих занятий на прежней родине вполне соответствовали основной цели привлечения колонистов – освоения ими земледельческой зоны в пустынных степных окраинах России. Среди остальных домохозяев было шесть сапожников, три портных, два солдата, два винокура, два столяра, два седельника, два каменщика, два кожевника, два ткача, а также мешковой ткач, суконный ткач, шерстяной ткач, купец, корабельный работник, маляр, слесарь, соляной мастер, медник, серебряник, охотник, кузнец, переплетчик, плотник и мастер по производству музыкальных инструментов. Вне зависимости от прежней профессии все колонисты были обязаны заниматься сельским хозяйством. В 1769 г. лишь шесть семей объявили себя неспособными к хлебопашеству. В 1769 г. у колонистов имелось 47 лошадей, 13 рабочих волов, 69 коров и 6 свиней.
Первые годы поселения сопровождались трудностями и невзгодами. В 1774 г. колония подверглась нападению отрядов Е. Пугачева, который прошел через Кратцке по пути из Саратова в Камышин. Согласно воспоминаниям Девальда Шнейдера, которому в то время было 14 лет, Пугачев въехал в село в карете, запряженной шестеркой лошадей, и устроил на центральной площади для устрашения жителей показательную казнь привезенных с собой пленников. Восставшие подвергли поселение разрушениям и подожгли его. К счастью, пожар удалось быстро потушить, а наиболее ценные вещи колонисты успели спрятать еще до разграбления села. От бесконечных невзгод колонисты бежали из своих поселений в поисках лучшей жизни. Поэтому Контора приняла решения заселить в Кратцке около 30 семей из колоний Щербаковка, Водяной Буерак и Верхняя Кулалинка.
Первоначально поселенцы могли возделывать неограниченное количество земли. По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу. Часть почвы представляла собой не чернозем, а суглинок и солончаки. Кроме пшеницы, ржи и овса жители Кратцке выращивали также овес, ячмень и просо, занимались садоводством и картофелеводством. Население колонии и количество дворов в ней постоянно увеличивалось. Если в 1816 г. в селе проживало 53 семьи, то в 1857 г. – уже 119 семей. С увеличением числа жителей с 1864 г. был введен передел земли по наличным душам через каждые шесть лет. Малоземелье привело к тому, что начались массовые переселения колонистов в другие регионы. В 1855 г. выходцами из Кратцке в Крестовской (Нижне-Ерусланской) волости Новоузенского уезда Самарской губернии была основана дочерняя колония Эренфельд. По состоянию на 1910 г., в ней проживало 2460 человек. В 1860 г. в колонии имелся 81 двор, действовало шесть мельниц и маслобойня.
В 1886 г. в Кратцке насчитывалось 124 жилых дома. В селе действовало 10 промышленных заведений, пять лавок, кабак, имелся запасной хлебный магазин для хранения зерна. Еженедельно по пятницам в селе устраивались базары, а в начале июля и в середине октября ежегодно организовывались трехдневные ярмарки. С учетом того, что в первые годы поселения среди колонистов преобладали ремесленники, со временем весьма распространенным в колонии стал сарпиночный промысел. Еще знаменитый российский и немецкий ученый-энциклопедист, академик Петр Симон Паллас, посетивший поволжские колонии в 1773 г., сообщал, что в колонии Кратцке поселилось «много отличных ткачей суконных и бумажных материй, высказывавших пожелание открыть здесь ткацкие фабрики». Наиболее успешным предпринимателем стал колонист Мейер. Кратцке соседствовала с колониями, которые доминировали среди поволжских немецких поселений в области производства одежды из хлопка. Поэтому и здесь изготовление сарпинки стало весьма популярным. По состоянию на 1860 г. в колонии имелось два красильных заведения, на 1894 г. – два сарпинковых заведения, выросших из красильных, где работало около 80 человек.
И в годы советской власти далеко за пределами села была известна прядильно-ткацкая и отделочная фабрика «Фортшритт» («Прогресс»). В 1929 г. в соответствии с пятилетним планом развития хлопчатобумажной промышленности в АССР немцев Поволжья она подверглась реконструкции. Фабрика относилась к числу крупнейших предприятий республики, по состоянию на 1939 г., на ней работало 679 человек. В начале 1930-х гг. в Кратцке был организован колхоз Фортшритт. В середине 1930-х гг. в соседнем селе Диттель появилась машинно-тракторная станция, которая кроме Диттеля обслуживала еще пять колхозов – в селах Кратцке, Зеевальд, Кауц, Меркель и Ротгаммель. В 1939 г. селу Кратцке был присвоен статус рабочего поселка. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села.
Ныне пос. Подчинный Жирновского района Волгоградской области. Поселок входит в Алешниковское сельское поселение. Значительной архитектурной ценностью и подлинным достоянием села является здание бывшей кирхи 1899 г. постройки, сохранившееся в Подчинном по настоящее время. Вряд ли местные жители, проходя мимо, задумываются, что когда-то здесь проходили богослужения, на которых присутствовали сотни человек. Сегодня в Поволжье остается все меньше и меньше объектов немецкого зодчества. Из сотен деревянных лютеранских церквей Поволжья к концу 1990-х гг. сохранилось только три.
Бывшая кирха в Подчинном давно не используется, уже не имеет величественного шпиля и представляет собой печальное зрелище. Однако здание все еще напоминает о немецких лютеранах. Сохранность бывшего храма и его на первый взгляд неприметная, но своеобразная архитектура привлекают в Подчинный любителей истории российских немцев. Неподалеку расположено ныне заброшенное кирпичное здание бывшего пастората. В современном здании неполной средней школы с кирпичным арочным входом легко угадывается комплекс бывших школьных построек с домом шульмейстера во дворе. В современном Подчинном сегодня без труда можно отыскать и другие неплохо сохранившиеся типичные немецкие деревянные жилые дома конца ХIХ – начала ХХ вев. Еще до конца не разрушен бывший молитвенный дом, возведенный из красного кирпича, ныне в части здания расположена библиотека. От бывшей ткацкой фабрики «Фортшрит» до настоящего времени дошли только руины. Сегодня село уже не такое большое, как до 1917 г., его население составляет около 200 человек, что в десять раз меньше, чем проживало здесь до революции.