Художественная галерея имени В.О. Фомичёва - публичная художественная галерея созданная в 2003 году из 140 работ заслуженного художника РСФСР Василия Осиповича Фомичёва подаренных городу Саратову вдовой Марией Петровной Фомичёвой. Сегодня галерея насчитывает порядка 200 работ мастера и располагается в музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского во флигеле Эдемовых. Повторив подвиг А.П. Боголюбова по созданию Радищевского художественного музея, Мария Петровна Фомичева, вдова художника передала в дар городу Саратову 200 произведений своего мужа, считая, что они должны принадлежать его малой родине, народу.
На их основе в 2003 году в Саратове была создана Художественная картинная галерея имени В.О. Фомичева. Сегодня Художественная галерея имени В.О. Фомичева успешно действует при Музее – усадьбе Н.Г. Чернышевского. Здесь регулярно проводятся встречи с прекрасным художников и любителей искусств разных поколений, лекции, беседы, экскурсии, консультации, мастер-классы и открытые уроки. И все это на фоне сменяющихся экспозиций картин и этюдов большого мастера.
Многим любителям живописи сегодня хорошо известно имя одаренного волжского живописца, заслуженного художника России Василия Осиповича Фомичева. Его искусство неповторимо и многообразно. Всю свою жизнь художник посвятил родной Волге и волгарям. Более 2000 этюдов и картин составили его творческое наследие, разлетевшееся в виде призов Всесоюзной художественной лотереи по всей огромной стране и за её пределы. Творчество В. Фомичева признано ярким, оригинальным и самобытным. Оно востребовано, высоко ценится искусствоведами, коллекционерами, аукционерами и быстро разошлось в различные частные собрания и галереи.
Заслуженный художник России Василий Осипович Фомичёв (2 февраля 1924 – 22 ноября 1992) – талантливый, жизнелюбивый, плодовитый живописец – создал за свою жизнь более 2 тысяч произведений различных жанров. Творчество Фомичёва неразрывно связано с Саратовом, Волгой, с родными волжскими берегами и людьми, жившими на берегу великой реки, на долю которых выпали все невзгоды минувшего века. На картинах Фомичёва запечатлен уходящий мир старого провинциального Саратова 50-80 гг. XX века. Этот Саратов – Саратов наших бабушек и дедушек, не поняв его незатейливый, но душевный мир, мы не сможем понять и их.
Самые сильные стороны дарования художника отразились в пейзажах, посвященных Волге. Кажется, нет конца разнообразию мотивов: неоглядные дали, плавные повороты реки, береговые утёсы, песчаные отмели, тихие заводи, узкие рукава и протоки, деревянные пристани… Иначе и быть не могло у коренного волжанина и заядлого рыбака, избороздившего реку вдоль и поперёк. Каждый раз он с нетерпением ждал раннюю весну, чтобы вновь отправиться на этюды до глубокой осени.
Преданность профессии, любовь к свободе, волжскому простору – все это определило особый стиль жизни незаурядной личности Фомичева. Трудно вмещается в понимание обычного человека столь невероятная одержимость творчеством. Художник большую часть жизни проводил на воде, покачиваясь как в колыбели вдохновения в своей любимой лодке-«гулянке». С ранней весны до поздней осени он писал с натуры пейзажи под открытым небом. И только зимой появлялся в мастерской, где работал над большими картинами. Через всю жизнь он пронес верность традициям реалистической живописи. С большим уважением относился к той школе, которую прошел в Саратовском художественном училище (окончил его в 1947 году), обучаясь у Б.В. Миловидова и В.Ф. Турова.
Сам он родом из деревни (родился в 1924 году в селе Елховка Татищевского района Саратовской области), хорошо чувствовал и понимал русскую сельскую глубинку с ее полями, базарами, уютными двориками и запряженными лошадками. Одна из выставок, проводимых галереей, была посвящена целиком деревенской тематике. Возможности коллекции для выставки оказались довольно многоплановы. В результате экспозиция получилась как бы явлением переклички, напоминанием о традициях: от Серова, Коровина, Пластова к Фомичеву. Сам же Василий Осипович своих пристрастий к кумирам тоже никогда не скрывал. Оказавшись собранными вместе на одной выставке – картины создавали, словно, единый оркестр: («Сельский двор» (1965), «Базар в Хвалынске» (1952), «На межколхозной мельнице» (1983), «Заготовка капусты» (1976), «У Крытого рынка. Базарный Карабулак» (1978), «Лошадка» (1981), «Лошадка» (1974), «Хлебные поля» (1981), «Родные поля» (1986), «Лошадки в санях. Теплеет» (1964).
Во всем словно прослеживается единая мелодия – то ностальгически грустная, то задушевная как народная песня, как поэзия Некрасова или Есенина. Все выглядело, как бы вне времени, только узнавалось что-то типическое, родное и близкое, чувствовалось состояние сопричастности к этому российскому естеству жизни. Но особым возвышенным величием покоряли зрителя волжские пейзажи. Собранные в единый аккорд выставочного пространства, различные по эмоциональному состоянию, разнообразные по размеру, колориту, манере исполнения, дополняя друг друга, они также выстраивали с наибольшей полнотой и выразительностью единый эпический образ Родины. Не случайно одна из выставок, посвященных Волге, так и называлась «Нет России без Волги» (открытие ее состоялось накануне Дня Победы).
Волжская тема, как основная в творчестве Фомичева, наиболее полно представлена в коллекции. А это значит, что есть возможность составлять различные по образной выразительности выставки. Есть в коллекции большие программные полотна, которые в экспозиции буквально «стену держат». Это «Набережная. Вид на Саратов» (1988), «Над Волгой. Село Рыбное» (1977), «Пейзаж с дебаркадером» (1960). И особо подробно представлен в коллекции художник своими любимыми картинами-пейзажами. Это, в основном, небольшие по размеру, но очень разнообразные по образному воплощению произведения. Фомичеву нравились переходные состояния природы – ранняя весна или предзимье, где он мог бесконечно следовать за нюансами, богатством цветовых и тональных переливов.
С рождением каждой новой картины могло приходить неожиданно новое и новое колористическое открытие. Бесконечное разнообразие волжских мотивов влекло художника то вдоль высоких берегов Большой Волги, то вдруг, он мог оказаться в тихих протоках, только ему одному известных («Первая зелень» (с коровами) (1992), «Серый день» (1991), «Осенний день с голубыми лодками» (1976), «Первый снег на Волге» (1979), «Осень» (1974), «Солнечный день» (1980), «Серебристая Волга» (1979), «Пробуждение» (1992), «Протока» (1975), «Бобровый Ерик» (1989), «Скалистый берег» (1974), «Серый день на Волге» (пароход) (1972), «Апрельский лед» (1992).
Значительное внимание художник уделял натюрморту и портрету. Натюрморты чаще всего обильные – с рыбой, фруктами, цветами – исполнялись осязаемо, интенсивно в цвете. («Арбузы. Натюрморт» (1992), «Сирень. Натюрморт» (1989). Портреты обычно, близких ему людей выполнялись достоверно, искренне. Фомичев в портретном жанре мог разрешать сложные задачи, создавая образы современников, передавая красоту индивидуального характера, выразительные особенности профессии, выявлял и характерные особенности профессии с непосредственностью конкретного состояния («Портрет учительницы - Ветерана труда» (1978), «Колхозница» (1962), «Девушка в голубой косынке» (1954), «Портрет Н.А. Чечневой» (1982), «Портрет сварщика Б.Ф. Борисова» (1980), «Рыбак» (1952).
В годовщины рождения и памяти Василия Осиповича в галлерею приходят родные, близкие и почитатели его таланта. Они приносят к автопортрету художника живые цветы, посвящают ему свои живописные произведения, воспоминания, стихи и песни. Летом на усадьбе Н.Г. Чернышевского и вокруг галереи проводятся пленэры учащихся художественных школ и студий, воспитанников художественного училища, художников–любителей и многие их работы посвящаются В.О. Фомичеву.
Картины В.О.Фомичева находятся во многих музеях, картинных галереях, частных собраниях, учреждениях и домах нашей страны и за рубежом, украшая быт и обогащая жизнь и культуру.