Мемориальный комплекс «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе г. Саратова — памятник саратовцам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Мемориальный комплекс «Журавли», один из символов Саратова. Воздвигнутый на Соколовой горе на высоте 160 метров над уровнем моря, имеющий рукотворный холм высотой 100 метров и установленные на нём сорокаметровые пилоны, позволяют видеть силуэт «Журавлей» из многих точек Саратова и Энгельса, и с 20-километрового расстояния вниз и вверх по Волге.
Замысел и архитектурное решение Мемориала навеяны песней «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей, / Не в землю нашу полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей…». Впоследствии при личной встрече Ю. И. Менякина с Р. Г. Гамзатовым в Москве поэт сказал, что именно таким он представлял материальное воплощение своего стихотворения. Основная тема Мемориала — светлая память и светлая печаль. Мемориальный комплекс <состоит из нескольки связанных между собой элементов: Памятник погибшим и Вечный огонь, Плачущий камень, Лестница-мемориал и сам мемориал-памятник «Журавли».
В 1977 году в Саратове объявили конкурс на лучший проект памятника землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Победил проект архитектора Ю. И. Менякина. Строительство Мемориала началось весной 1980 года и закончилось в апреле 1982 г.
Рассматривалось несколько точек установки Мемориала на Соколовой горе. Проводились геологические исследования грунта, при наличии оползневых зон определялись степень безопасности сооружения и зависимости его сохранности от климатических природных условий, подбор строительных материалов. После окончательного утверждения места установки начались строительные работы. Для удобства посетителей Мемориала рассчитывались углы подъёма и наклонов склона холма, ширина и высота парапета и ступеней лестницы. Для отдыха после восхождения на смотровую площадку и к основанию пилонов вдоль растекающихся от подножия холма пешеходных дорожек под кроной деревьев установлены лавочки…»
Возвышенный природный рельеф местности — Соколовая гора — при сооружении Мемориала использован архитектором для его максимального обозрения жителями города. Для возвеличивания монумента на Соколовой горе был сооружён рукотворный Холм — как составная часть Мемориала. Холм в виде усечённого конуса состоял из забитых железобетонных свай и земли, уплотнённой виброплощадками. Эти работы выполняли военные строители «Саратовспецстроя». Холм покрыт зелёными насаждениями, его окружает широкая пешеходная асфальтированная дорожка.
Для внешнего оформления Мемориала, кроме смальты и брусчатки, были использованы материалы местного производства. При строительстве и изготовлении элементов применены новейшие и уникальные по тем временам технологии. Все элементы Мемориала от его начала — Мемориального камня — и до вершины Холма расположены по одной восходящей линии.
Архитектурный ансамбль мемориала «Журавли» состоит из многих элементов: Входная площадь, Мемориальный камень (Центральная плита с Посвящением); Аллея Славы; Фонтан слез; Рукотворный холм, Парадная военная лестница, Обзорная площадка, Пилоны с закрепленными в центре пятиконечными золотыми звездами и клином 12 серебристых журавлей, летящих на Запад. А также — корпус Музей Боевой и Трудовой Славы. Каждый элемент и детали оформления Мемориала, в том числе озеленение и флористика, были продуманы до мелочей и глубоко символичны.
Памятник представляет собой три железобетонных пилона высотой 40 метров со стилизованным изображением двенадцати журавлей, символизирующих души погибших солдат. Образ летящих журавлей подсказан в песне «Журавли» на слова Гамзатова. Интересно то, что одновременно можно видеть только одиннадцать птиц.
Журавлиный клин из 12 птиц летящих на Запад, где шли бои с врагом, символизирует бессмертие погибших за Родину. Птицы выполнены из нержавеющего металла. Журавлиный клин — это огромная конструкция; система металлических рам, связанных в замкнутый треугольник; длинные консоли и крепёжные детали. На ЭВМ было рассчитано не менее 30 вариантов конструкций журавлиного клина, чтобы он выдержал напряжение и все колебания воздушных потоков. Клюв журавля под напором ветра может колебаться по горизонтали в радиусе до одного метра.
Пятиконечные Золотые Звёзды (в диаметре — три метра; покрыты сусальным золотом). На Мемориале их было три: две — в центре пилонов (с юга и севера); одна — в центре фонтана, под водной гладью (звезда в фонтане меньшего размера, анодирована с имитацией золота). Пятиконечные золотые звёзды с двугранными полированными лучами соответствуют форме медали «Золотая Звезда» — государственная награда лицам, удостоенным высшей степени отличия СССР — звания Героя Советского Союза.
Аллея Славы от Мемориального камня и до начала Лестницы вымощена камнем-брусчаткой. Брусчаткой вымощена и смотровая площадка у основания Пилонов. Брусчатка — как символ. На брусчатке Красной площади Москвы 7 ноября 1941 года военным парадом в честь 47-й годовщины Великого Октября начался трудный долгий путь к Победе, закончившийся на брусчатке улиц Берлина 9 мая 1945 г. Крупная массивная округло-выпуклая брусчатка непривычна и неудобна посетителям Мемориала, но она реально создаёт ощущение нелёгкого пути к Победе. Камень-брусчатку завозили с улиц Астраханская и Рабочая, где ещё до 1917 года его укладывала бельгийская фирма. Потребность в брусчатке для Мемориала — основная причина демонтажа каменного покрытия и асфальтирования этих улиц в 1980—1982 гг.
Сам подъём к памятнику осуществляется через пять маршей лестницы, на каждом из них можно увидеть год и названия городов в обороне и (или) освобождении которых принимали участие саратовцы:
1941 год, города: Брест, Смоленск, Одесса, Ельня, Волоколамск, Елец, Тихвин, Калинин, Калуга.
1942 год, города: Можайск, Москва, Юхнов, Харьков, Ставрополь, Ростов, Новороссийск, Сталинград.
1943 год, города: Воронеж, Ленинград, Ржев, Курск, Белгород, Киев, Днепропетровск, Брянск.
1944 год, города: Рига, Петрозаводск, Минск, Вильнюс, Кишинев, София, Бухарест, Новгород, Таллин.
1945 год, города: Берлин, Кенигсберг, Варшава, Прага, Дрезден, Братислава, Белград, Будапешт, Вена, Порт-Артур, Пхеньян.
Мемориальный комплекс развивается и дополняется новыми элементами, что вполне естественно — при условии бережного отношения к первоначально созданным символам и облику Мемориала «Журавли». До 1999 года восстановительные ремонтные работы не меняли его первоначального облика.
Начиная с 1999 года произведены изменения — с дополнением новых элементов. 9 Мая 1999 г. перед Мемориальным камнем зажжён Вечный Огонь. На Аллее Славы установлены мемориальные плиты с высеченными на них именами саратовцев — кавалеров Ордена Славы и Героям Советского Союза, Героям России, а также — бюсты дважды Героям Советского Союза. 1999—2014 гг. изменяли трижды Мемориальный камень и его постамент — каждый раз меняя цвет, форму и конструкцию.
Изменён Текст Посвящения и его расположение на Мемориальном камне. На тыльной стороне текст полностью исключён; на лицевой стороне исключены даты и некоторые слова, изменён порядок слов.
Изменено техническое устройство и детали оформления фонтана — на месте Золотой Звезды над водной гладью возвышается чёрная каменная плита, в перспективе закрывающая первые ступени Лестницы. Произведена замена обрамления входа и облицовки фонтана. Они, как и Мемориальный камень с постаментом, облицованы дорогостоящими материалами тёмных красно-коричневых тонов — единообразно с оформлением мемориальных плит с именами Героев.
Заменены плафоны фонарей на столбах освещения: ныне матово-белые, вытянутой формы. Серебристые тополя заменили тёмные ели. В результате этих изменений мемориальный комплекс утратил вид единого архитектурного ансамбля.
Изменения облика Мемориала произведены с отступлениями от проекта Автора, а произведённые при его жизни — без обсуждения и согласования с автором проекта Ю. И. Менякиным.
Ныне нетронуто светлой осталась лишь возвышающаяся на рукотворном холме часть оригинального, символического и неповторимо поэтичного архитектурного ансамбля. Это окаймлённые светлым парапетом лестница и окружность смотровой площадки, пилоны с серебристым клином летящих журавлей и золотой звездой в центре — как нежная акварель на фоне саратовского неба и мерцающей вдали водной глади Волги.