Особую значимость в Парке Победы представляет
выставка военной и гражданской техники периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и послевоенного времени в количестве 183 единиц, которая расположена на территории в 10 га. Формирование экспозиции под открытым небом началось с комплектования образцами военной техники в 1999 г., именно на это время приходится самая активная его фаза. На 1 декабря 1999 г. на выставке экспонировалась 61 единица военной техники и оружия. В настоящее время представлено 126 образцов военной техники и оружия и 57 единиц техники и оборудования народного хозяйства.
Экспонаты поступали из наличия Министерства обороны Российской Федерации через областной военкомат Саратовской области, из воинских частей, высших военных учебных заведений г. Саратова и других источников. В комплексе военной техники и оружия представлены основные виды Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации составной частью выставки являются образцы
боевых машин реактивной артиллерии такие легендарные как Катюша и Град.
Полевая кухня КП 2-48
Можно воспринимать как шутку или напротив как серьезное отношение военных к бытовым условиям, но выставка вооружения сразу за входным шлагбаумом начинается с полевой кухни. Полевая кухня КП 2-48. Предназначена для приготовления и транспортировки пищи в полевых условиях. Обеспечивает питанием до 150 человек. Кухня имеет два котла для одновременного приготовления разного рода пищи. При эксплуатации кухни возможно использование как твердого (дрова), так и жидкого горючего (керосин, дизельное топливо). При использовании жидкого горючего применяются форсунки (механические распылители) типа КФГ-3М. Изготовлена из нержавеющей стали и чугуна. Базируется на шасси автомобильного прицепа 1-АП-1,5. Применялась в 1950-х – 1970-х гг.
Следующей стоит прожекторно-маячная станция АПМ-90 на автомобиле ГАЗ-ММ. Прожекторно-маячная станция АПМ-90, разработана в 1950-е годы. Изначально устанавливалась на автомобили ЗИС-150, впоследствии на ЗиЛ-164, ЗиЛ-130, ЗиЛ-431410. Использовалась в качестве подвижной прожекторной установки для освещения посадочной полосы аэродромов при полетах ночью и в плохих метеорологических условиях;
- в качестве светомаяка с белым, красным и зеленым лучом для привода самолетов в район аэродрома или для обозначения какого-либо пункта местности;
- как подвижная электростанция для питания потребителей постоянного тока мощностью до 12 кВт при напряжении 110 В. В ВВС прожекторные установки стояли также на вооружении отдельных батальонов и рот связи. В связи с простой конструкцией прожектор нашёл широкое применение и в других родах войск (например, погранвойсках).
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13
Дальше стоит легендарная боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша» установленной на базе автомобиле ЗИС-5. БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии, периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша», солдаты Третьего рейха называли её «орган Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет. Разработана коллективом конструкторов Реактивного научно-исследовательского института. Принята на вооружение в 1941 г. Предназначена для стрельбы 132-мм реактивными осколочно-фугасными снарядами и применялась для уничтожения живой силы, огневых и мотомеханизированных средств противника в местах их сосредоточения. Машина обладала большой маневренностью и могла в течение 7—10 секунд произвести залп шестнадцатью снарядами, создавая большую плотность огня. Артиллерийская часть производилась на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор», монтировалась на шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. В музее находится реактивная установка, смонтированная на двухосном автомобиле УралЗИС.
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н
Далее боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н на базе ЗИС-151 — модификация боевой машины гвардейских реактивных минометов типа «Катюша». ЗИС-151 — грузовой автомобиль повышенной проходимости. Производился в Советском Союзе в 1948 — 1958 годах на Московском автозаводе имени Сталина. 26 июня 1956 года завод получил имя И. А. Лихачева, и автомобиль был переименован в ЗИЛ-151. Всего было выпущено 149600 экземпляров всех модификаций. Машина является результатом доработки и унификации узлов и деталей реактивной установки БМ-13 («Н» в индексе означает нормализованная). В конструкцию установки был введен подрамник, на котором собиралась артиллерийская часть, что позволило легко монтировать ее на шасси любого автомобиля. Боевые характеристики установки существенно не изменились, но была уменьшена ее стоимость, трудоемкость и время изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. В период Великой Отечественной войны артиллерийская часть монтировалась на шасси автомобиля «Студебеккер», в послевоенное время базой служил автомобиль ЗИС-151.
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-24
Еще дальше боевая машина реактивной артиллерии БМ-24 на базе ЗиЛ-151 — советская боевая машина реактивной системы залпового огня. Производилась с 1951 года на базе ЗИС-151, впоследствии ЗиЛ-151. В качестве основного вооружения использовались турбореактивные снаряды. Кроме фугасных, в номенклатуру вооружения БМ-24 входили химические снаряды. Площадь поражения при одном залпе могла составлять до нескольких гектаров. Разработана в Государственном специальном конструкторском бюро «Спецмаш» под руководством В.П. Бармина. Принята на вооружение в 1951 г. Предназначена для стрельбы 240-мм турбореактивными фугасными снарядами и применялась для разрушения укреплений, уничтожения живой силы, огневых и мотомеханизированных средств противника в местах их сосредоточения. Машина обладала большой маневренностью и могла в течение 6-8 секунд произвести залп двенадцатью снарядами, создавая большую плотность огня. Конструктивным отличием БМ-24 от предыдущих образцов РСЗО явились направляющие каркасного типа. В качестве шасси служил автомобиль ЗИС-151 (ЗИЛ-151).
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-21 «Град»
Заканчивается эта часть экспозиции боевой машиной реактивной артиллерии БМ-21 «Град» на базе Урал-375Д. Годы производства - 1960-1988. Советская cамоходная реактивная система залпового огня (РСЗО) калибра 122 мм, также известная как РСЗО «Град». Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортёров в районе сосредоточения, артиллерийских и миномётных батарей, командных пунктов и других целей, решения других задач в различных условиях боевой обстановки. Разработана в НИИ-147 (г. Тула) под руководством А.Н. Ганичева. Принята на вооружение в 1963 г. Предназначена для стрельбы 122-мм реактивными фугасными снарядами и применяется для уничтожения живой силы, огневых и мотомеханизированных средств противника в местах их сосредоточения. Машина обладает большой маневренностью и может в течение 20 секунд произвести залп сорока снарядами, создавая большую плотность огня. В качестве шасси служит автомобиль Урал-375. В боевых условиях впервые была применена в 1969 г. на острове Даманском в ходе Советско-Китайского конфликта. Система «Град» экспортировалась в десятки стран и использовалась во множестве локальных конфликтов.