Макет буксирно-десантного катера, оборонявшего железнодорожный мост через Волгу от фашистской авиации. Вооружен спаренной 37-мм автоматической зенитной и 57-мм корабельной пушками. К моменту создания экспозиции катера военного времени не сохранились. Поэтому в Парке Победы представлена имитация буксирно-десантного катера, которая создана на основе более позднего проекта. Буксирный катер «99», тип катера - «Костромич», проект Т-63. Однопалубный винтовой буксир с развитым полубаком, с помещениями в корпусе и полуутопленной рулевой рубкой.
Во время Великой Отечественной войны буксирно-десантные катера применялись для защиты железнодорожного моста через Волгу в районе города Саратова от налетов фашистской авиации. Буксирно-десантные катера также предназначались для буксировки плавающих средств, понтонов и доставки десанта. В экспозиции музея на катер установлены 37-мм спаренная зенитная установка В-11 и 45-мм корабельная пушка 21КМ.
Сам катер выпускался уже в послевоенное время, разработан в ЦКБ Главлеспрома. Первый проект утвержден в 1949 г. Класс речного регистра «О» (озерный): для плавания на крупных водохранилищах, в низовьях крупных рек при высоте волны до 2 метров. Предназначен для работы на лесосплаве и буксировки несамоходных судов. Может быть использован для перевозки до 1,5 т грузов или до 20 человек, размещённых в жилых каютах. Катер – однопалубный винтовой с развитым полубаком, с помещениями в корпусе и полуутопленной рулевой рубкой. В разных модификациях выпускался до середины 1970-х гг.
Длина, м 17,5
Ширина, м 3,78
Высота без мачты, м 3,6
Высота борта, м 1,6
Водоизмещение наибольшее, т 23,4
Водоизмещение без дедвейта, т 19,1
Осадка средняя при водоизмещении, 23,4 т, м 0,87
Осадка средняя при водоизмещении, 19,1 т, м 0,78
Мест для экипажа 6
Скорость без состава, км/ч 20
Мощность двигателя, л.с. 235
Катера данного проекта строились с 1950 по 1976 годы.
37-мм спаренная автоматическая палубная установка В-11
Разработана в КБ завода № 4 имени К.Е. Ворошилова (г. Красноярск) на базе одноорудийной 37-мм установки 70-К. Принята на вооружение в 1946 г. Качающаяся часть установки представляла собой два автомата с баллистикой пушки 70-К, смонтированных в одной люльке. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение, затвор вертикально-клиновой. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки только ручные, имели две скорости. Автоматы крепились на станке, соединенном с платформой, служившей для размещения расчета. Производство В-11 велось на заводе № 4 и Саратовском агрегатном заводе. Всего выпущено около 1900 единиц.
Установлена на имитации катера и платформе имитации бронепоезда.
ТТХ
Дальность стрельбы, м 8400
Высота поражения цели, м 3000
Темп стрельбы из одного автомата, выстр./мин 180
Начальная скорость снаряда, м/с 880
Угол вертикальной наводки, град. -15 +90
Угол горизонтальной наводки, град. 360
Скорость вертикальной наводки, град./с 6,6-12,7
Скорость горизонтальной наводки, град./с 8,7-16,7
Масса, кг 3400
Масса снаряда, кг 0,732
Расчет, человек 7-8
45-мм универсальная пушка 21-КМ
Разработана в ОКБ-172 (г. Пермь), является модификацией пушки 21-К. Принята на вооружение в 1945 г., но серийно производилась с 1943 г. Применялась в качестве корабельного зенитного орудия на всех классах кораблей и подводных лодках. Пушка – полуавтоматическая, с автоматикой копирного типа. В качестве станка служила обычная туба. Серьезным недостатком пушки была низкая скорострельность, а также отсутствие дистанционного взрывателя на снаряде, и, как следствие, низкая эффективность. Производство 21-КМ велось на Воткинском машиностроительном заводе и Саратовском агрегатном заводе до 1947 г. Всего выпущено более 1200 единиц.
Установлена на катере.
ТТХ
Дальность стрельбы снарядом Ф-73, м 10680
Начальная скорость снаряда Ф-73, м/с 835
Скорострельность, выстр./мин 30
Угол вертикальной наводки, град. -10 +85
Угол горизонтальной наводки, град. 360
Скорость вертикальной наводки, град./с 15
Скорость горизонтальной наводки, град./с 15
Масса, кг 867
Масса снаряда, кг 1,41
Расчет, человек 3