Очень многие села Саратовской области опустели, осиротели с ними и приходы, внутреннее убранство практически во всех церквях полностью утеряно, а сами храмы приходят в руинное состояние. Среди заброшенных храмов на территории Саратовской области есть очень известные, фотографиями которых пестрит интернет, а есть совсем практически неизвестные, в этой статье постараемся рассказать о всех оставшихся в наличии. Если вдруг кто-то видел в каких-либо деревнях Саратовской области старые церкви, которые не попали в этот обзор, то просьба сообщить в комментариях или письме, будем очень благодарны.
Карта заброшенных строений Саратовской области
1. Храм Николая Чудотворца с. Кутьино
Этот огромных размеров храм виден далеко за пределами села Кутьино. Построили ее в 1911 году и закрыли уже в двадцатых. В начале века храм передали епархии и даже рядом построили "временную" часовню. Однако, за реконструкции самой церкви явно еще не брались. Размеры и антураж постройки на самом деле впечатляют. Архитектурой не похож ни на один храм. Невероятные орнаменты присутствуют в кладке. Храм после закрытия не использовался ни в каком качестве, в отличии от подавляющего большинства. Это позволило более-менее сохранить настенную роспись и даже плитку на полу. Церковь в селе Кутьино построена в русском классическом стиле. Церковь однокупольная с колокольней. Построена она из кирпича, стоит в центре села. Видна издалека, так как высота её примерно 35 метров. Церковь имеет вид четырёхугольника, длина 34 метра, ширина 26 метров.
2. Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца
Сохранившаяся в Большой Екатериновке старая каменная церковь с колокольней является одной из наиболее известных в области. Возведена она была тщанием прихожан в 1822 году. Храм был тёплый и имел после расширения конца 1870-х годов три престола: главный во имя святого великомученика Георгия Победоносца, правый придел во имя святой великомученицы Екатерины Александрийской (освящён 21 декабря 1878 года (2 января 1879 года по новому стилю))13 и левый во имя Покрова Пресвятой Богородицы (освящён 1 (13) июля 1879 года).
3. Свято-Никольская церковь
Село Стригай до 1917 года входило в состав Вольского уезда. Каменный однопрестольный Никольский храм села Стригай был построен в 1824 году тщанием прихожан, а освящён архиерейским чином в 1832. Причта положено было один священник и один псаломщик. Земли при сей церкви пахотной и сенокосной 49,5 десятины. От уездного города Вольска церковь находилась в 90 верстах, а от местного благочинного в 55-ти.
В 1907 году в селе Стригай Вольского уезда тщанием прихожан была построена каменная церковь с каменной же колокольней. Церковь однопрестольная, престол в ней во имя святителя Николая Чудотворца. В штате причта состояли священник и псаломщик, дома для причта общественные. В приходе были две церковно-приходские школы.
4. Каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Мокром был построен тщанием прихожан и освящён в 1818 году. При нём имелись дома для священника и псаломщика, к приходу были приписаны соседние деревни Яруга с земским училищем, Тарумовка с церковной школой грамоты и Бергеновка. В советский период храм пришёл в заброшенное состояние, полностью отсутствуют внутреннее убранство и крыша, сохранился лишь внешний облик.
5. Храм во имя преподобного Алексия
Главной историко-архитектурной достопримечательностью Репьёвки является неплохо сохранившаяся православная церковь, построена в ХIX веке на средства помещиков Столыпиных. Изначально, до перестройки её в церковь, это была кладбищенская часовня. Самостоятельным приходом она не была. Имеет два купола один деревянный другой металлический. Во внутренних помещениях остались следы настенной живописи. Освящена она была в 1861 году как кладбищенская во имя Преподобного Алексия, человека Божия. Здание было каменным, холодным, однопрестольным. 9 (22) октября 1900 года по окончании реконструкции и расширения церковь была заново освящена. После закрытия в советский период храм превратили в склад зерна, но серьёзных разрушений здание избежало. В настоящее время церковь пребывает в заброшенном, полуразрушенном состоянии. Одна из самых живописных заброшенных церквей области.
6. Храм Архангела Михаила с. Давыдовка
Здание церкви построено в селе Давыдовка в 1865 году на казенные средства, в том же году храм был освящен. Церковь деревянная, с деревянными же колокольней и оградой, холодная. При церкви было 50 десятин земли, дома для причта церковные, деревянные. По штату в церкви служили священник и псаломщик. В 1892 году в селе, также на казенные средства, было выстроено здание церковно-приходской школы. В начале XX века храм был основательно перестроен, и новый теплый деревянный храм был освящен 7 сентября 1903 года Преосвященным Тихоном, епископом Николаевским. Однако 21 декабря 1904 года храм сгорел. Трудами приходского священника отца Николая Амасийского (будущего архиепископа Ростовского Николая), при помощи благотворителей из самой Давыдовки и Николаевска, был построен теплый каменный храм, освященный тем же Преосвященным Тихоном по единоверческому чину 22 октября 1907 года.
7. Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Логиновка
Церковь была построена в 1857 году на средства прихожан, а затем благодаря жителю села Парфену Яковлевичу Гопиенко церковь была обложена кирпичем. В советское время храм был закрыт и разграблен. После 1936 года здесь располагалась казарма курсантов Краснокутского летного училища, а во время Великой Отечественной войны жили немцы, взятые в плен в Сталинграде. Потом, по советской традиции, храм был превращен в зерновой и продовольственный склад. В этом статусе он просуществовал до конца 80-х годов. И уже в 1988 году, по мнению специалистов и архитекторов, сделавших техническое заключение, разрушения приняли необратимый характер, и спасти храм не представляется возможным.
Сейчас храм разрушается. 14 июля 2020 года сильные порывы ветра обрушили верхнюю часть колокольни заброшенного Казанского храма. Ураганом снесло деревянную верхушку звонницы вместе с куполом.
8. Храм архангела Михаила с. Лох
Одной из достопримечательностей села Лох является старинная разрушающаяся церковь, которая просто поражает своей росписью! Церковь строили всем селом, каждый двор сдавал деньги на постройку, яйца на строительный раствор. Строительство каменной церкви, да ещё такой большой, стоило огромных денег по тем временам. В 1872 году церковь с колокольней тщанием местных прихожан была построена. Церковь однопрестольная с престолом во имя архангела Михаила. В ней имелся трехъярусный иконостас с позолотой. В притворе храма стояла огромная, перенесенная из старой церкви икона, на которой был изображен «страшный суд». Церковь стояла на возвышенности, была обнесена каменной оградой с разноцветными стеклянными шарами на столбах.
9. Храм в честь Покрова Божией Матери с. Ключи
В 1765 году жители с. Мордовский Ключ Вольского уезда (ныне Ключи) получили разрешение от Астраханского епископа Мефодия построить у себя деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1850 году вместо старой деревянной церкви графом Михаилом Васильевичем Орловым-Денисовым, героем войны 1812 года, которому принадлежало село, была выстроена новая просторная каменная теплая церковь с каменной же колокольней. Престол в храме был один, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В причте состояли священник и псаломщик, дома для причта общественные. В 1887 году в приходе была открыта церковно-приходская школа для мальчиков.
Огромную церковь в крохотном поселке построил еще в начале XIX века граф Орлов-Денисов к дню венчания своей дочери. Многие элементы отделки специально выполнены в форме небольших сердечек - граф верил, что после обряда здесь брак дочери будет долгим и счастливым. В это верят и все местные. И хотя от впечатляющих размеров постройки (помещение больше 50 метров в длину и высотой с 4-этажный дом) сохранились только стены и крыша, сюда до сих пор приезжают девушки со всей округи накануне свадьбы: подержаться за сердца - за крепкий брак.
10. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная тёплая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая одиноко стоит у главной дороги на южной окраине села Никольское, была построена в 1830 году на средства местных жителей. В 1896 году церковь решено было расширить, руководство строительными работами принял на себя епархиальный архитектор Т. С. Хилинский. Окончательный проект был утверждён через два года, и уже в том же 1898 году реконструкция была завершена, после чего епископ Самарский Гурий освятил обновлённый храм. Вмещало здание после перестройки до 2000 богомольцев, оно было также оснащено печами для отопления и оштукатурено внутри. В советские годы храм был закрыт и находится до настоящего времени в заброшенном состоянии. Хорошо сохранилась колокольня, печи, частично уцелели росписи. Однако эти оставшиеся фрагменты внутреннего убранства после обвала купола и крыши постепенно разрушаются под открытым небом. Является выявленным объектом культурного наследия Саратовской области.
11. Церковь Пресвятой Троицы
В справочной книге Саратовской епархии (1912 год) содержится информация о церкви слободы Малая Воронцовка (ныне - село Таловка): каменная церковь с колокольней построена в 1828 году тщанием прихожан, однопрестольная, во имя Пресвятой Троицы. Приписные деревни: Горчаковка, Шумаковка, Анютина, Орловка, Голицыно, Михайловка, Николаевка.
В настоящее время в Таловке действует храм во имя преподобного Серафима Саровского действующий в приспособленном здании. Престолы: во имя преподобного Серафима Саровского. Настоятель: иерей Димитрий Васильев. Богослужения: 2 раза в месяц служится литургия, совершаются водосвятные молебны и панихиды, Таинство Крещения. Церковно-социальная деятельность: проводятся беседы с прихожанами во время совершения треб на дому, разъясняются насущные вопросы религиозного содержания.
12. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Урусово
Село Урусово Сердобского уезда Саратовской губернии было основано в 1715 году. Каменная трехпрестольная церковь с каменной колокольней была построена 1842 году тщанием помещицы графини Александры Лаваль. Престолы: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах — во имя святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя святой мученицы царицы Александры.В штате храма были священник, диакон и псаломщик, дома для причта церковные.
В конце 1935 или начале 1936 года с храма были сняты колокола.
В 1941 году был организован сбор подписей среди населения села Урусово о закрытии храма. Было собрано 86,7% подписей от общего числа правоспособного населения села и 2 июля 1941 года храм был закрыт. 31 мая 1949 года вышло постановление об использовании здания храма села Урусово под глубинный пункт хранения зерна.
13. Храм во имя Пресвятой Троицы
Деревня Чиганак была основана в 1741 году и позднее слилась с селом Блохино. В 1809 году в селе Блохино Балашовского уезда Саратовской губернии была построена каменная однопрестольная церковь с каменной же колокольней. Храм был построен тщанием владельца села поручика Михаила Блохина.
В 1908 году к храму были пристроены два каменных придела; правый придел был полностью закончен и освящен к 1912 году, левый был освящен позже (предположительно, в 1913 году). В штате причта состояли священник и псаломщик, проживавшие в церковных домах. В селе была церковная школа.
14. Деревянная церковь Михаила Архангела с. Новая Осиновка
Деревянная церковь в селе Новая Осиновка, что недалеко от Аткарска, видна издалека с дороги. Однопрестольная церковь во имя Михаила Архангела была построена тщанием прихожан в 1871 году, без единого гвоздя и освящена 15 (27) сентября 1874 года местным благочинным Василием Знатоковым. В дореволюционные годы в штат её причта входили священник, диакон и псаломщик, проживавшие в церковных домах. Сегодня церковь стоит заброшенная, покосившаяся, купол рухнул в 2016 году, с обгоревшими остатками колокольни, рухнувшей в 2018 году, храм вряд ли уже подлежит восстановлению.
По некоторым данным, в 1917 году церковь ещё действовала. Полностью закрыт храм был 20 августа 1934 года по решению заседания Райисполкома, после чего богослужения более не возобновлялись и в нем размещался склад. Храм имеет статус выявленного объекта культурного наследия Саратовской области. Вроде периодически ведутся разговоры о её восстановлении, но пока только можно видеть как с каждым годом её состояние ухудшается.
15. Храм во имя святителя Николая Чудотворца с. Воронцовка
Село Воронцовка Сердобского уезда Саратовской губернии основано в 1695 году (по другой версии — в 1705 году). Село принадлежало графу Воронцову. На эти земли граф выселил 20 хозяйств из Орловской губернии. Воронцовку также населяли крестьяне-дарственники бывшей госпожи Шуваловой, переселенцы из Рязанской губернии.
16. Церковь Вознесения Господня
Село Григорьевка находится у границы с Пензенской областью в 108 километрах от Саратова и 24 километрах от Петровска. Русское село Григорьевское было основано примерно в конце XVIII века на левом берегу речки Абадим, недалеко от почтового тракта из Петровска в Сердобск. Название было дано, вероятнее всего, по имени или фамилии кого-то из первопоселенцев.
Встречаются также альтернативные названия Пыркино (возможно, родина переселённых крестьян), Ободим (по реке) и Устиновка (в честь хозяина). Село было владельческим, принадлежало помещику Устинову.
17. Храм во имя Архистратига Божия Михаила
Главная достопримечательность села Михайловки – большой, на 205 кв. метров, каменный храм во имя Архистратига Михаила, освященный в 1817 году. Церковь была постройки, возведена была тщанием прихожан, штат причта состоял из священника и псаломщика, проживавших в общественных домах. Придел в честь Александра Невского был пристроен в 1889 году. Вокруг располагался погост, засаженный деревьями и обнесённый деревянной оградой с железными решётками. На колокольне было пять колоколов. По легендам, в селе жил талантливый звонарь, который мог вызванивать даже народные песни. Внутри на колокольню вела деревянная лестница, а в главном зале храма располагались деревянные хоры на каменном основании. Стены храма украшали копии васнецовских и репинских фресок и десятки икон, появившиеся более ста лет назад, они как и сам храм, являются огромной ценностью для всей российской культуры.
18. Храм во имя святого Архистратига Божия Михаила с. Боровая Полянщина
Прекрасно сохранившийся в Боровой Полянщине храм Михаила Архангела был заложен в 1778 году вместо обветшавшего деревянного. Строился он тщанием помещика Полянского и был завершён в 1789 году. Здание было возведено каменное, с колокольней и одним престолом. В штат причта входили священник и псаломщик (первый проживал в церковном доме). К приходу была также приписана деревня Панкратовка8. В советские годы церковь закрыли и забросили. Из-за отсутствия прихожан сегодня о возрождении одного из старейших храмов области речи не идёт. Село расположено на обоих берегах реки Сердобы у северо-западной границы района в 36 километрах от Екатериновки и 142 километрах от Саратова.
19. Храм Архистратига Божия Михаила
Справочная книга Саратовской епархии за 1912 г.: "С.Малые Копены. Церковь каменная, с такою же колокольнею, построена в 1829 г. тщанием прихожан и помещицы деревни Жуковки г. Жуковой; престол в ней один - во имя св. Архистратига Божия Михаила. Штат церкви: священник, диакон и псаломщик".
20. Храм во имя святого Архистратига Божия Михаила с. Свищевка
Церковь каменная, с каменной же колокольней, была построена в селе Свищёвка (Архангельское тож) Сердобского уезда Саратовской губернии в 1824 году тщанием помещицы Чихачевой. В штате причта состояли священник и псаломщик, дома для причта общественные. В самом селе и приписной к приходу деревне Большие Подгоренки было по одной земской школе.
Храм был закрыт летом 1936 года. Здание храма сохранилось, но дошло до нашего времени в практически руинированном виде. По заключению исследователей, восстановление его возможно.
21. Храм во имя святителя Николая Чудотворца с. Скачиха
Храм во имя святителя Николая в с. Скачиха был построен в 1900 году на средства землевладельца Андрея Петровича Шмидта. Освящение храма состоялось 28 октября 1906 года. В штате причта состояли священник и псаломщик. Каменная холодная церковь в честь Николая Чудотворца была построена в селе Скачиха Балашовского уезда Саратовской губернии в 1900 году тщанием местного землевладельца Андрея Петровича Шмидта. В штате причта состояли священник и псаломщик, священник проживал в церковном доме.
22. Церковь Николая Чудотворца с. Меловое
Сохранившееся в Меловом каменное здание православного храма было построено в 1843 году тщанием прихожан (строительство велось с 1838 года). Престол церкви был освящён во имя Николая Чудотворца, в причт входили священник, диакон и псаломщик, дома для которых были церковные и общественные. В 1887 году интерьер храма был расписан. В советские годы храм лишился колокольни, однако разрушения избежал и находится в настоящее время в заброшенном состоянии.
23. Православный храм
Украинский хутор Подгорный был основан в 1842 году (или несколько раньше, в начале XIX века) при речке Железной в нескольких километрах от Волги. Через поселение проходила дорога от Саратова к Астраханской губернии. Село располагается на левом берегу главной реки области Волги в 21 километре от Энгельса и в 24 километрах от Саратова. У Подгорного вдоль Волги обитает крупная колония бакланов численностью около 10 тысяч особей, одна из двух в области.
Главной достопримечательностью Подгорного является православная церковь, построенная в предреволюционные годы и неплохо сохранившаяся до наших дней. Несмотря на то, что деревня Подгорная от приходского села Терновка была удалена лишь на две с небольшим версты, в весеннее половодье сообщение между населёнными пунктами становилось почти невозможным. По этой причине в Подгорной решено было построить свой храм, проект которого был утверждён в 1906 году.
24. Храм Троицы Живоначальной с. Малый Узень
Слобода казённая и удельная Малый Узень упоминается в Списке населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года. Село относилось к Новоузенскому уезду Самарской губернии. Село находилось на границе с землями Внутренней Киргизской орды, в 36 верстах от уездного города.
25. Спасо-Преображенская церковь
Новоспасское располагалось на правом берегу Терешки в 196 километрах от Саратова и 30 километрах от Хвалынска. Русское владельческое село Новоспасское (также Ново-Спасское, Новопавловка) возникло примерно во второй четверти XIX века и принадлежало князю Николаю Алексеевичу Оболенскому, на средства которого в 1843 году была выстроена православная церковь. К востоку от Новоспасского пролегал Казанский почтовый тракт из Вольска через Хвалынск в Сызрань.
Каменная Спасо-Преображенская церковь в Новоспасском была построена в стиле классицизма в 1843 году тщанием князя Н. А. Оболенского и является старейшей сохранившейся на территории Хвалынского района. Церковь была тёплой, с колокольней и одним престолом во имя Преображения Господня. В 1890 году при храме открылось церковно-приходское попечительство, в том же году усердием прихожан и волостного старшины А. И. Орлова были отремонтированы здание церкви и дом священника.
26. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Макарово
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — недействующая православная церковь, находящаяся в селе Макарово Ртищевского района. Русское владельческое и удельное село Макарово, также Никольское, Покровское, было основано в начале XVIII века. В первой четверти столетия оно входило в Подлесный стан, в 1730 году была построена первая православная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1774 году макаровские крестьяне вместе с жителями других прихопёрских сёл и деревень вступили в отряды мятежного вахмистра Федяшева и участвовали в крестьянской войне Емельяна Пугачёва. В нем были имения купца первой гильдии Хохлова, помещиков Ловина и Шевелёвых. Дата постройки первой церкви в селе Макарово неизвестна. Она была освящена в 1730 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ещё в XVIII веке церковь сгорела, и на её месте была возведена часовня (не сохранилась). В «разборных» ведомостях за 1787 год в селе значится церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, дата постройки и освящения которой неизвестна. Церковь каменная с каменной же колокольней, в селе Макарово Балашовского уезда Саратовской губернии, построена была в 1803 году тщанием прихожан. Храм был двухпрестольный: главный престол, в холодной части храма, был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, в теплой трапезной был устроен Никольский придел. Церковь была построена в стиле классицизм, обнесена каменной оградой.
В штате причта состояли священник, диакон и псаломщик, проживавшие в церковных домах. В селе и приписной к нему деревне Отрадино (владение помещицы Орловой) было по церковной школе. В селе были, по некоторым сведениям, еще земская и министерская школы. К храму были приписаны три часовни: первая, в двух верстах от церкви, на источнике, вторая — на макаровском кладбище, третья — в самом селе, на месте сгоревшего в XVIII веке храма. В часовне при роднике (не сохранилась) близ села Макарово имелась икона Казанской Божией Матери особенного народного чествования. По преданию, она явилась приблизительно в 1720-х годах в глубоком рве при этом роднике. На поклонение иконе ежегодно 8 июля стекалось из близких и дальних селений множество православных христиан.
27. Храм Николая чудотворца с. Гремячка
Сохранившаяся в Гремячке каменная однопрестольная церковь Николая Чудотворца была построена тщанием прихожан в 1821 году и является одной из старейших на территории Саратовской области. К приходу также была приписана соседняя деревня Красная Речка, в которой находилась церковно-приходская школа. В годы советской власти храм был закрыт. В настоящее время здание, в котором сохранились росписи с ликами святых, оконные рамы и решётки, находится в заброшенном состоянии.
28. Храм Воскресения Христова с. Ахмат
Подъезжая к селу Ахмат, первое, что бросается в глаза – старинный каменный храм с сохранившейся колокольней и купол, на котором растет сорняк. Это храм в честь Воскресения Христова, освященный в 1827 году.
Церковь была построена вместо деревянного храма, появившегося, вероятно, сразу после основания самого села в 1740 г. вдали от Волги, потому что прежнее место с каждым годом все более делалось ненадежным по причине обвала берега. Штат притча составляли священник и псаломщик.
29. Церковь Святого Иоанна Предтечи
Главной достопримечательностью Лысых Гор является заброшенная церковь в бывшей Старой Бахметьевке, построенная и освящённая в 1797 году тщанием помещика Николая Ивановича Бахметева и являющаяся одной из старейших в области. Старую Бахметьевку вы не найдете на картах, такого села сейчас не существует. С течением времени оно слилось с поселком Лысые Горы. Однако церковь, пусть уже и не в первозданном виде, все же стоит на месте владений саратовского помещика и композитора Бахметьева.
Каменный храм в прошлом имел колокольню, главный престол во имя Рождества Иоанна Предтечи и придел во имя Николая Чудотворца. К его приходу была в числе прочих деревень приписана Графщина. Священник проживал в общественном доме, псаломщик – в церковно-общественном. В советские годы церковь закрыли и разместили в ней сначала контору МТС, а затем зернохранилище колхоза "Родина". Сегодня утратившая колокольню и всё внутреннее убранство церковь пустует и постепенно разрушается, о её возрождении, особенно в свете строительства в посёлке нового храма, речи не идёт.
30. Церковь Николая Чудотворца с. Ключевка
1810 году в Ключевке тщанием помещика Михаила Андриановича Устинова была возведена каменная церковь. Здание храма имело колокольню и два престола: главный во имя Николая Чудотворца и в приделе во имя Архангела Михаила. Также на сельском кладбище была построена часовня, приписанная к Никольскому храму. В штат причта входили священник и псаломщик, проживавшие в церковных домах. Согласно реестру выявленных объектов культурного наследия Саратовской области, ключевская церковь Николая Чудотворца была построена в 1907 году и заменила старую, простоявшую почти век. В советские годы храм был закрыт, но каких-либо разрушений избежал и прекрасно сохранился до наших дней.
В 2009 году в селе был освящён источник Святителя Николая Чудотворца, который, по легенде, когда-то проистекал из-под алтаря Никольской церкви. А в 2013 году был благоустроен и освящен еще один святой источник Серафима Саровского обнаруженный рядом, вытекающий в виде трёх ключей: в честь Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Серафима Саровского. Вода из ключей стекается в форме креста, вершину источника украшает киот с иконой преподобного Серафима, привезённой из Серафимо-Дивеевского монастыря.
31. Церковь-школа во имя Николая Чудотворца
Сохранившаяся в Золотой Горе каменная церковь-школа была заложена в 1900 году и строилась на средства крестьян хлопотами земского начальника В. А. Шомпулева и председателя уездного отдела епархиального училищного совета, священника домовой церкви при саратовском Александровском ремесленном училище Л. И. Владыкина. Кирпич при постройке использовался местный с небольшого завода на окраине деревни. 3 (16) мая 1904 года церковь-школу освятили в честь и память Николая Чудотворца. В советские годы здание лишилось колокольни и продолжило выполнять функции сельской школы. В поздний советский период в его стенах размешался клуб сельской молодёжи. После закрытия последнего здание было разорено и утратило кровлю и полы. В настоящее время Никольская церковь-школа заброшена.
32. Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Ключи
В небольшом селе с поэтичным названием Ключи, расположенном в Лысогорском районе, всего одна архитектурная достопримечательность — здание бывшей церкви 1832 года постройки. Даже сейчас, с облупившимися стенами, оставшись без колокольни и купола, она производит на приезжих сильное впечатление. Каменная тёплая церковь с колокольней и престолом во имя иконы Божией Матери "Казанская" была построена в Ключах в 1832 году на средства местного помещика князя Виктора Павловича Кочубея. К приходу была приписана деревня Александровка, дома для священника и псаломщика были церковные. В советские годы здание было передано сельскому культурному учреждению, которое находится в нём и по сей день. Храм лишился куполов и колокольни, однако в остальном прекрасно сохранился.
Род Кочубеев начался со знатного татарина Кучук-бея, во второй половине XVII века осевшего в Малороссии и крестившегося с именем Андрей. Страницы жизни его внука, Василия Леонтиевича Кочубея, стали сюжетом известной поэмы А. С. Пушкина «Полтава». Кочубеи возвысились в эпоху Петра I, при Павле I стали русскими графами, а при Николае I — князьями Российской империи. В 1862 году, составляя список самых выдающихся личностей в Российской истории для изображения на памятнике «1000‑летие России», император Александр II включил в число ста двадцати девяти фигур и Виктора Павловича Кочубея. Именно этот человек, будучи крупнейшим государственным деятелем своего времени, построил в саратовской глубинке не одну церковь.
33. Храм во имя Казанской Божией Матери
Главной достопримечательностью села являются руины православного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, с очень приметной нестандартной архитектурой. Он был построен в 1841 году тщанием помещика Якова Васильевича Сабурова. Проект каменного здания, сменившего старое деревянное, разработал губернский архитектор3. Новая церковь была холодной, имела колокольню и один престол. В штат причта входили священник и псаломщик, проживавшие в построенных в 1888 году общественных домах. Советской властью храм был закрыт в годы богоборческих кампаний. В настоящее время здание, лишившееся колокольни, крыши и внутреннего убранства, пребывает в заброшенном состоянии.
34. Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя
Первые люди в районе современной Воскресенки жили уже в эпоху Энеолита (IV тысячелетие до нашей эры – ХIV век). После себя они оставили курганную группу (три насыпи) к востоку от села на правом берегу реки Тарлык и ещё один курган к северо-западу. Эти археологические памятники в настоящее время расположены на обрабатываемых сельскохозяйственных угодьях и находятся под угрозой уничтожения.
Украинский хутор Воскресенка появился в последней четверти XVIII века в период активного заселения Заволжья малоросскими крестьянами и солевозами. Согласно преданию, первые жители прибыли на место поселения в воскресенье, чем и объясняется название Воскресенка (также Воскресенское). В 1840 году в деревню приехали русские переселенцы из Курской, Орловской и Тамбовской губерний. Место, на котором они обосновались, называлось "Поляна", в то время как старую украинскую часть Воскресенки называли "Украина".
35. Новоалексеевский храм
Главной историко-архитектурной и исторической достопримечательностью села Новая Алексеевка является здание частично руинированной православной трёхпрестольной церкви, предположительно, никогда не использовавшееся по назначению. Сбор общественных средств и частных пожертвований на церковь в честь цесаревича Алексея был начат в 1907 году и продолжался пять лет. Более того, в связи с этим же, в 1907г. последовало и переименование деревни Бородушкино в село Алексеевку. Величественный каменный храм строился по проекту знаменитого архитектора А.М.Салько, по рассказам местных жителей, — по тому же проекту, что и в соседней Букатовке, — и был явным украшением села. Одновременно неподалеку был возведен причтовый дом, также сохранившийся до наших дней. Кирпич для строительства обжигался рядом с селом (сейчас это карьер недалеко от сельского кладбища). В церкви предполагалось два алтаря.
Строительные работы начались в 1912 году, к 1913 году была окончена колокольня, а настоящая и трапезная были выстроены до карнизов. Дальнейшие работы, очевидно, были затруднены начавшейся Первой мировой войной, и по состоянию на 1917 год храм оставался неосвящённым (и, очевидно, недостроенным), не был открыт и православный приход8. Советской властью храм был разорён, после чего в нём разместили машинный двор. Сегодня от здания сохранились лишь стены, алтарная и северная части обезображены грубыми пристройками. Апсиды разобраны, на месте боковых сделаны пристройки. То, что из себя представляет бывший храм в наши дни, - лишь слабое напоминание о былом величии, но даже эти руины и сохранившиеся чертежи дают возможность предположить, каким он был в те далекие годы, более века назад. Причтовый дом использовался (после Великой Отечественной войны) в качестве начальной школы, а в 1970х и по 2001г., — как детский сад. В настоящее время оба здания руинированы и практически не используются.
36. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы
Большая Камышинка находится на северо-западной окраине района у границы с Пензенской областью. Расстояние до Петровска – 18 километров, до Саратова – 110 километров.
37. Руины храма в честь св. чудотворцев бессребренников Космы и Дамиана
В 1900 году в Кикино тщанием прихожан взамен обветшавшей старой была выстроена новая деревянная церковь, с такою же колокольней. Освящена она была также во имя святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, также имелся придел во имя свт. Николая Чудотворца. В советское время в селе был организован колхоз имени Буденного. Космодамиановская церковь была закрыта и частично разрушена (разобраны колокольня и центральный купол), позднее в ней была устроена школа. Столетнее здание церкви, стоящее на холме на въезде в село, сохранилось в полуразрушенном состоянии до наших дней, однако его восстановление выглядит маловероятным.
38. Церковь Михаила Архангела с. Широкий Карамыш
Наиболее примечательным зданием в Широком Карамыше является дом культуры, чья архитектура выдаёт в нём бывшую церковь. Построена она была в 1826 году тщанием местного помещика князя Кочубея. Каменное здание в прошлом имело колокольню и один престол во имя Архангела Михаила. Штат причта состоял из священника и псаломщика, дома для которых были церковные6. При советской власти храм был закрыт и переоборудован под культурное учреждение. До наших дней здание, если не считать утраты колокольни и купола, очень хорошо сохранилось. В конце 1980-х годов оно использовалось при съёмках художественного фильма "Хлеб – имя существительное" по мотивам рассказов саратовского писателя М. Н. Алексеева.
Село располагается в центральной части района в 28 километрах от Лысых Гор и в 68 километрах от Саратова. В древности местность в районе современного села Широкий Карамыш была освоена людьми. Об этом говорят находки, сделанные в том числе и на территории села: предметы быта и фрагменты оружия, принадлежавшие славянским племенам, а также сарматские курганы, возраст которых достигает 2,5 тысяч лет
39. Черемшанский Успенский мужской монастырь
Старообрядческий мужской монастырь, устроенный в 1870-х архим. Серапионом (Абачиным) на земельном участке купца А.Д. Вехова. Официально зарегистрирован после 1905. Черемшан — это великая святыня древлеправославных христиан, место паломничества, совершения крестных ходов. Здесь обучались пению, иконописи и церковному служению многие будущие служители Божией Церкви. Это место, о котором епархиальные миссионеры в конце 1880-х гг. писали: «Хвалынск и Черемшан — это два священных места для раскольников нашего Поволжья. Это та же Палестина, тот же Иерусалим, куда стекаются старообрядцы на поклонение своим святыням и пред которыми местами они благоговеют до обожания их».
В 1918 году мужской старообрядческий монастырь был разогнан, церковь закрыта. Но до 1924 года продолжала существовать небольшая Успенская община, состоящая из нескольких монахов, в числе которых был и последний игумен монастыря о. Антоний. Позже монастырские здания были отданы под санаторий «Черемшаны-1». Санаторий обанкротился и был закрыт, а здания переданы государственному оздоровительному центру «Пещера монаха». Следует отметить, что монастырские строения занимают лишь малую часть обширной территории новой здравницы.
40. Храм во имя иконы Казанской Божьей Матери
Сохранившиеся до наших дней руины в селе Юнгеровка это Казанская церковь, которая была возведена в 1860-х годах тщанием прихожан и добровольных жертвователей (как уже упоминалось выше, средств на завершение строительных работ у крестьян не хватило). 10 (23) мая 1869 года храм освятил местный благочинный. Здание было каменным, однопрестольным, холодным (отопление установили позже).
При церкви имелись сторожка и два дома для причта, который в 1912 году состоял из священника и псаломщика. К храму были приписаны соседние деревни Андреевка и Сергиевка, в приходе помимо православных также имелись небольшие общины беглопоповцев и католиков. В начале 1915 года в Казанской церкви от усиленной топки произошёл пожар, от которого полностью сгорел купол.
В советские годы храм был закрыт и находится в настоящее время в полуразрушенном состоянии: утрачены колокольня, внутреннее убранство, обвалилась северная часть.
41. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Мещеряковка
Сохранившаяся в селе Мещеряковка каменная церковь была построена тщанием прихожан в 1831 году. В дореволюционном прошлом храм имел колокольню и один престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В штат причта входили священник и два псаломщика, дома для которых были церковные и общественные. 8 марта 1930 года постановлением Крайисполкома церковь закрыли. Колокольню разобрали, настенная роспись была позже уничтожена пожаром. В настоящее время храм полностью заброшен. Село располагается в живописной долине реки Малый Аркадак в северо-восточной части района в 17 километрах от районного и в 163 километрах от областного центра.
42. Свято-Троицкий Хвалынский монастырь
Свято-Троицкий Хвалынский монастырь, общежительный, в городе Хвалынске. Учрежден в 1908 году из Свято-Троицкого подворья Спасо-Преображенского монастыря, открытого в 1903 году. В 1880 году при хвалынском тюремном замке на средства местных купцов Назария Савинова и Якова Сидоровича Хренова была построена каменная, крытая железом церковь. Престол в ней был один — во имя Пресвятой Богородицы, в честь святого образа Её, именуемого «Живоносный Источник». Тюрьма находилась на пересечении улиц Острожной и Большой Репьевской. В 1893 году тюрьма была переведена на новое место, а церковь вместе с другими тюремными зданиями перешла в ведение города. С этого времени ни причта, ни прихода у церкви не было.
5 декабря 1903 года стараниями Преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, в Хвалынске на месте бывшей тюрьмы было основано Троицкое подворье саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря. Бывшая тюремная церковь вместе с прочими постройками отошла подворью. При монастыре, в трех верстах от города, был устроен скит с церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. Уже через пять лет подворье превратилось в самостоятельный Свято-Троицкий монастырь. Улица Острожная, на которой находился монастырь, была переименована в Монастырскую. Всего братии в монастыре на 1912 год было тридцать человек: шестнадцать иноков и четырнадцать послушников. В 1913 году обитель была подчинена благочинному города, которым на тот момент был иерей Евгений Пиксанов. В 1928 году монастырь был закрыт, в его зданиях разместился клуб. Сейчас сохранилась часть зданий экс-монастыря.
43. Храм в честь святых Космы и Дамиана Асийских
Главной историко-архитектурной достопримечательностью села Невежкина является старинная Космо-Дамианская церковь, расположенные в юго-восточной части села. Космо–Дамианская церковь села Невежкина была построена в 1793 году и освящена членом саратовского духовного правления иереем Иоанном Голубевым, но в январе 1810 года она полностью сгорела. Вместо сгоревшего деревянного храма на средства прихожан в 1811 году был заложен новый храм. Престол в церкви один во имя святых Чудотворцев и Безсребренников Космы и Дамиана Асийских. Здание храма выстроен было со стенами из кирпича и деревянными перекрытиями, крыша была чердачной двускатной (скаты ориентированы на северный и южный фасады). Со стороны восточного фасада имелся полукупол, а центральная часть была покрыта куполом с главою и крестом. Со стороны западного фасада над зданием возвышалась колокольня с барабаном, главкой и вторым крестом, пристроенная в 1873 году. По словам местных жителей, в храме имелись росписи на евангельские сюжеты. Освятил новое здание храма во имя святых Космы и Дамиана в 1819 году аткарский священник Василий Фёдоров.
44. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы
Сохранившийся в Курдюме тёплый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Архангела Михаила был построен вместо старого деревянного в 1819 году тщанием местного помещика Алексея Родионова. Однако второе название села Архангельское позволяет предположить, что престол храма был во имя Михаила Архангела. В начале 1870-х годов здание было реконструировано и отреставрировано, 22 августа (3 сентября) 1876 года его заново освятил епископ Саратовский и Царицынский Тихон. Штат причта на 1912 год состоял из священника и псаломщика, дома для которых были общественные на церковной земле. К приходу был также приписан домовый храм Николая Чудотворца при земской школе деревни Ильиновка.
На сегодняшний день здание церкви, простоявшее более 200 лет, все еще находится в заброшенном, руинированном состоянии. Никакого ремонта с 1991 года, когда храм был возвращен православной церкви, не ведется.
45. Бывший храм в честь Казанской иконы Божией Матери
В настоящее время здание перестроено и пребывает почти в аварийном состоянии, является частным владением - жилой дом.
46. Михаило-Архангельская церковь
Здание сельского клуба, архитектурные особенности которого сразу выдают в нём бывшую церковь, является одним из нескольких сохранившихся на территории Саратовской области памятников деревянного православного зодчества. Построенная в 1865 году тщаниями прихожан Михаило-Архангельская церковь в годы советской власти была закрыта и переоборудована в зернохранилище, стоявшая на столбах колокольня была снесена, вместо разобранного купола была уложена крыша, однако алтарная часть и приделы перестроены не были, и первоначальный облик здания остался частично сохранён.
47. Церковь во имя святых бессеребренников Космы и Дамиана
Церковь во имя святых бессеребренников Космы и Дамиана была построена тщанием прихожан в 1863 году. Имеются также сведения, что построен храм был в 1802 году
48. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери с. Чубаровка
С.Чубаровка, Колышлейский район Пензенской области (ранее - Сердобский уезд Саратовской губернии).
Однопрестопьный храм во имя Казанской иконы Божией Матери построен в 1852 году помещиком Чубаровым.
49. Храм во имя Александра Невского с. Куракино
Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского без колокольни построен в 1792 году князем Александром Борисовичем Куракиным, владельцем усадьбы в селе Куракино (Надеждино). В 1807 году закончились отделочные работы. В 1818 году была сооружена колокольня, а затем трапезная и перестроена апсида. Церковь построена в стиле классицизм,
50. Храм во имя Троицы Живоначальной с. Соколка
Храм во имя Троицы Живоначальной, каменный, с приделами во имя Архистратига Михаила (справа) и в честь праведных Богоотец Иоакима и Анны (слева), сооружен в 1792 году на средства полковника Названова. Освящен в 1794 году. Перестроен в 1901 году на средства прихода. Старая часть церкви выполнена в формах барокко. Её двухсветный четверик был покрыт крутым сводом с устроенными в нем люкарнами. Трехъярусная четвериковая колокольня завершается длинным шпилем, наподобие колокольни Петропавловской церкви в Петербурге.
Ребра верхних ярусов колокольни срезаны и обработаны пилястрами, которые фланкированы колонками. Окна отмечены криволинейными и треугольными сандриками. В результате перестройки старая часть церкви оказалась заключенной внутри новой трапезной, декор которой, в частности наличники окон, имеет барочный рисунок. В настоящее время здание церкви заброшено и находится в аварийном состоянии, покрывавший четверик свод утрачен, на крыше проросли кустарник и деревца.
51. Храм во имя святителя и чудотворца Николая
В 1878 году в с. Камзолке 1-го округа Сердобского уезда был построен деревянный храм во имя святителя и чудотворца Николая. В 1903 году он был расширен. Сохранившаяся до настоящего времени часть церкви не позволяет представить ее первоначальный облик. Это был прямоугольный в плане двухсветный объем, включающий в себя четверик храма и трапезную под одной крышей, к которому с севера и юга были пристроены одноэтажные части, с востока - прямоугольная апсида, а с запада - трехъярусная колокольня, восьмериковый ярус звона которой покоился на четвериковом двухъярусном основании. Четверик храма венчался восьмигранным барабаном, покрытым куполом.
Карнизы второго и третьего ярусов колокольни, восьмерика и четверика храма имели щипцовые изломы. В щипцах располагались круглые окошки. Декор был образован лопатками и накладными филенками. Сейчас завершение звона колокольни, купол, барабан и второй ярус храма, большая часть обшивки и треугольные навесы на столбах перед входами в храм с северной и южной сторон утрачены.
52. Никольская церковь
В 1912 году завершилось строительство новой Никольской церкви в селе Кутьино. Старый деревянный храм был разобран и перевезен в Красную Речку.
53. Церковь Троицы Живоначальной с. Малая Осиновка
К северу от Малой Осиновки в чистом поле через дорогу от сельского кладбища стоят руины церкви Живоначальной Троицы, построенной в 1848 году тщанием надворного советника Евгения Александровича Куткина. Храм был возведён из кирпича, имел колокольню и зимний придел во имя Знамения Пресвятой Богородицы, освящённый 13 (25) ноября 1897 года9. Дома для священника, диакона и псаломщика были церковные8. Большевики закрыли храм в январе 1934 года10, после чего здание было разорено и заброшено.
54. Церковная колокольня храма во имя святителя Николая Чудотворца
Храм в селе был построен тщанием помещицы Вигилии Чемесовой в 1747 году
55. Церковь Троицы Живоначальной с. План
Троицкая церковь (Михайло-Архангельская церковь). Построена в 1886 г. Деревянная, имеет традиционную продольно-осевую композицию. Покоящиеся на четверках восьмигранные барабаны храма и колокольни, покрытые куполом, венчаются луковичными главками на изящных, сужающихся книзу шейках (отзвук барокко). Объем трапезной также отмечен главкой, свидетельствующей о наличии придельного престола (во имя Михаила Архангела). Объединяющим мотивом декора колокольни и храма являются треугольные фронтончики и щипцы, завершающие обращенные по сторонам света грани восьмериков. В интерьере церкви сохранились росписи, выполненные в академической манере.