Александр Николаевич Радищев — русский писатель, философ, поэт, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 г.
Родился в небогатой дворянской семье. В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Детские годы он провел в селе Верхнем Аблязове, которое раньше входило в Саратовскую губернию. Здесь он прожил 8 лет, а в 1757 г. его увезли учиться в Москву, а затем в Петербург. Впоследствии Радищев приезжал на родину в 1775 г. уже юношей, чтобы повидаться с родителями и получить их согласие на женитьбу.
Памятником великому писателю в Саратове является городской Художественный музей, носящий его имя. Это был первый и самый крупный провинциальный художественный музей в России, открытый 29 июня 1885 г. внуком великого писателя Алексеем Петровичем Боголюбовым. Еще один памятник Радищеву — это улица его имени. На ней и стоит музей.
Перед музеем, посередине цветника стоит памятник писателю — бюст Александра Николаевича, установленный в 1956 г.
На территории Российской Федерации установлено множество памятников писателю и философу А.Н.Радищеву. В Саратове такой памятник занимает особое место в архитектуре города. Достоверно известно, что «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева тесно связаны с историей Саратовской губернии.
Памятник расположен в самом центре Саратова, около художественного музея на улице Радищева. С этого места берет свое начало сквер Театральной площади, пройдя через который можно добраться до оперного театра. Известно, что первый памятник Радищеву появился здесь в 1918 году. Его сделали по чертежам П.Дундука, и напоминала эта скульптура человека, который вырывается из цепей. Название у памятника было символическое – «Свобода». Через три года после установки памятник разрушился из-за некачественных материалов. Тогда же вместо него установили вазу, которая простояла здесь около 20 лет.
В 1956 году по проекту А.Кибальникова все-таки восстановили гипсовый вариант памятника и установили его на прежнем месте. К сожалению, материал снова оказался непрочным, поэтому в холодное время года даже приходилось накрывать памятник деревянным каркасом. В конце концов, в 1971 голу скульптуру переместили в хранилища музея. Только лишь в 1975 году на площади появился сделанный из качественных материалов памятник Радищеву, который и в наши дни является настоящим украшением Театральной площади.
Скульптурная композиция является памятником искусства местного значения.