Климат и ислам наложили свой отпечаток на заведения общественного питания на Востоке и Средней Азии. Большую часть года стоит жаркая погода, вынуждая потреблять много жидкости. Ислам запрещает своим последователям употребление спиртных напитков, что привело к отсутствию традиции их распития в мусульманских странах. Для утоления жажды самым популярным напитком в этих местах является зелёный чай. Поэтому национальное узбекское подворье Этнопарка "Национальная деревня народов Саратовской области" сделано в традициях узбекской чайханы.
В прошлом, в крупных городах чайхана располагалась рядом с караван-сараем, и представляла собой полноценные подобия современных гостиниц, с предоставлением дополнительных услуг — питания и чаепития. Здесь местные жители встречались с путешественниками, купцами и учёными и от них узнавали свежие новости о жизни в других странах. Здесь же составлялись бумаги, заключались торговые сделки. Посещение же чайханы женщинами считалось неподобающим.
В Средней Азии чайхана сегодня является одним из самых популярных и посещаемых мест после мечети. В настоящее время среднеазиатская культура, как и любая другая, постепенно расходится по миру с её носителями. Сегодня чайхану можно найти во многих городах мира.
«На Востоке, на Востоке, что за небо без луны? На Востоке, на Востоке, что за жизнь без чайханы!» - как верно поет группа «Ялла» уже многие годы! Ведь, действительно, чайхана - это один из синонимов Средней Азии, это душа и мирное дыхание Востока, это неотделимая часть красочных базаров и задушевный уголок тихих улочек.
Слово «чайхана» («чайхона», «чойхона») происходит от двух составляющих слов - «чой» (чай), тут и без перевода понятно, и слова «хона» («хана») - «комната, помещение», т.е. дословно «чайная комната». В Узбекистане так называют любое кафе, где подают национальные блюда.
Чайхона в национальной деревне это замкнутый архитектурный комплекс, ограниченный глухими стенами от улицы и соседних владений.
Узбекский дом
При возведении жилья узбекский народ учитывал рельеф и погодные условия. Поэтому в каждом отдельном городе существовала свои традиции, школа зодчества. Так, в горной местности из-за частых осадков и опасностью землетрясений строились дома с двойным деревянным каркасом. В городах практиковалось строительство домов с одинарным каркасом.Во второй половине XIX века дома обычно строились без фундамента. Изначально разравнивали площадку для строительства, после чего на землю укладывали саман – мелко нарезанную солому. Поверху возводили глинобитную стену, под которую укладывали жженный кирпич или камни – для защиты от сырости.
Планировка домовВ богатых домах дворы часто были двойными: внутренними и внешними. Во внутреннем дворе обитали дети и женщины, тогда как во внешнем принимали гостей. Здесь же располагались самые роскошные комнаты.Дома строились с учетом членов семьи и основными комнатами становились: кухня, гостиная, прихожая, несколько комнат, веранда и хозяйственные помещения. В городах с высокой плотностью населения гостиная часто располагалась на втором этаже – балахане.Проем входной двери всегда строился низким, чтобы люди входя и выходя из него, нагибались, то есть совершали поклон, так как порог дома считается священным. Легкий поклон помогал при входе выказать свое уважение к дому, его обитателям, к стране.
Для летнего и зимнего отдыха Спастись от сильной жары помогали веранды, где отдыхали летом. Зимой жили во внутренних комнатах. В Хорезме веранды строились высокими и широкими. Возле каждого дома строили бассейн, вокруг которого росли карагачи (гуджум). Они имели свойство охлаждать воздух. Поэтому Хорезм нередко называли страной гуджумов.Помещения в зимний период отапливались при помощи сандала – его использовали для согревания рук и ног. Для этого под невысоким квадратным столом делалось углубление в земляном полу, где постоянно тлели угли. Поверх стола набрасывалось большое стеганное ватное одеяло, чтобы хранить тепло. Вокруг стола место для сидения устилали курпачами (узкие стеганые ватные одеяла для сидения на полу).Узбеки издревле старались содержать свой двор в чистоте и опрятности, отличались стремлением к красоте. Поэтому каждая семья в меру своих возможностей старалась украсить свой дом. Это резные двери и ворота, красивые туркменские или иранские ковры и многое другое.