Музей Дальней авиации расположен на авиабазе Энгельс, база долгое время была засекреченным режимным объектом, однако этот статус остался в прошлом. Выставка техники расположена на открытой площадке и включает в себя уникальные экспонаты: самолеты Ил, Ту, Ан, ЗМС, Л; ракеты нескольких видов; авиабомбы; фотографии, останки воздушных судов, награды и другие ценные памятные образцы, рассказывающие о развитии дальней авиации страны. Полное название - Музей 22-й Гвардейской тяжелой бомбардировочной Донбасской краснознаменной авиационной дивизии. Этот уникальный музей под открытым небом был открыт 6 сентября 2000 года. Он расположен на территории знаменитой авиабазе дальней авиации Энгельс. Ежегодно его посещают более 5000 человек.
В 1954-м году летная школа была переведена в город Тамбов, а в Энгельсе была создана авиационная часть дальней авиации. Первоначально на вооружении были переданы бомбардировщики М-4 конструкторского бюро Мясищева и вскоре модернизированные бомбардировщики ЗМ этого же КБ. Однако, постепенно, эти машины были переоборудованы в самолеты-заправщики, а оставшиеся были уничтожены после 1985-го года в соответствии с договором о сокращении вооружений. Самолеты-заправщики прослужили значительно дольше и были заменены самолетом Ил-78. Один из заправщиков ЗМС -2 находится в экспозиции музея.
Наконец, начиная с середины 1992-го года, на вооружение начали поступать сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160. Кроме этого, в 1999-м году, в счет оплаты долгов за газ, Украина передала России еще 8 самолетов Ту-160 и 3 самолета Ту-95МС. Все эти самолеты были размещены на территории Энгельсской авиабазы. В настоящее время на авиабазе размещены 16 единиц Ту-160 и около 20 самолетов Ту-95МС (информация из Википедии).
В 2003-м году с аэродрома Энгельс в кресле командира экипажа Ту-160 взлетал министр обороны Сергей Иванов, в 2005-м году полет на Ту-160 совершил президент России Владимир Путин. 10-го сентября 2008-го года два бомбардировщика Ту-160 совершили перелет с места базирования на аэродром Либертадор в Венесуэле.
В 2000-м году на территории авиабазы скопилось большое количество списанных самолетов, дожидающихся отправки в металлолом. В связи с этим, у командира части родилась идея организовать музей дальней авиации под открытым небом. Сегодня в музее находятся 14 самолетов, а также экспозиция крылатых ракет, авиационного вооружения и боеприпасов.
На стендах музея по часовой стрелке представлена история авиабазы, начиная с 1936-го года. Например, обломки первого фашистского самолета, сбитого женщинами из авиаполка Марины Расковой.
- самолёты: Ил-62, ЗМС-2, Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ту-95, Ту-22, Ту-134, Л-29, Л-39;
- крылатые ракеты: Х-55, Х-22НА, Х-20М, КСР-2УД;
- авиабомбы: ФАБ-9000М, ФАБ-5000М, ФАБ-3000М, ФАБ-1500М, ФАБ-500М, ФАБ-250М, ФАБ-250ТС, САБ-250Т, ОФАБ-250, НОСАБ-100ТК, ДОСАБ-100ТК;
- исторически ценные предметы: атрибутика Дальней авиации России, памятные фотографии, обломки редких самолётов.
Крупнейший в мире самолет-заправщик 3МС-2
Мясищев 3М — четырехдвигательный реактивный стратегический бомбардировщик. Крыло цельнометаллическое, стреловидное, имело так называемую «чистую» конструкцию — без гондол для шасси и двигателей на крыле. Шасси вилосипедного типа — две основные опоры шасси размещались одна за другой под фюзеляжем. Четыре реактивных двигателя были утоплены в центроплан. Самолет внешне очень похож на базовый М-4, но имеет множество мелких отличий: изменены аэрдинамические элементы, внутренняя компоновка, оборудование. Главным отличием 3М являются новые турбореактивные двигатели ВД-7.
Первые самолеты прибыли на авиабазу Энгельс уже в 1957 году. В 1960 начали отрабатываться дозаправки 3М в воздухе. С 1961 году 3М участвовали в ряде учений с применением ядерного оружия. В 1962 году именно 3М были главным ядерным кулаком СССР и в разгар Карибского кризиса все самолеты находились в режиме максимальной готовности: экипажи все время находились рядом с заправленными и оснащенными ядерным оружием бомбардировщиками — к счастью, выполнять свою главную задачу им тогда не пришлось. В дальнейшем, часть самолетов 3М была переоборудована в самолеты-заправщики, долгое время являвшимися одними из лучших в мире. 3М в этой роли были замещены новыми заправщиками Ил-78 (на базе Ил-76) лишь в конце 1980-хх. Всего было выпущено 90 бомбардировщиков Мясищев 3М разных модификаций.
Самолет-топливозаправщик, переоборудованный из стратегического бомбардировщика 3МС. Единственный уцелевший экземпляр.
ЛТХ
Тип Стратегический бомбардировщик
Силовая установка 4 ТРД ВД-7Б тягой по 9,5 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 18 тонн
Практический потолок 12 150 м
Дальность полета 11 850 км
Максимальная взлетная масса 193 т
Максимальная скорость 930 км/ч
Размах крыла 53,14 м
Длина 49,2 м
Высота 11,5 м
Экипаж, чел - 8
Полезная нагрузка: 40000 кг топлива
Ракетоносец Ту-95К-22 с подвешенной ракетой Х-22
Ту-95 (проект «95», изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями[3]. До настоящего времени — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне. Остаётся на службе как носитель крылатых ракет, в том числе таких, как Х-101, благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолётов, а главное — большей скрытности от спутников SBIRS, способных наблюдать за крупными стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по выхлопам из последних.
Общее количество разработанных вариантов самолёта «95», включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществлённые проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее количество выпущенных машин — к 500 ед.
Создан в ОКБ-156, руководимом А.Н. Туполевым. Прототип совершил первый вылет 12 ноября 1952 г., поднимал экипаж лётчика-испытателя А.Д.Перелёта. Серийное производство началось в 1955 г. на Куйбышевском авиазаводе (в настоящее время - Самарский авиазавод) и продолжается по сей день. В начале 50-х годов в ОКБ А. Н. Туполева начались работы по созданию стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. В 1952 г. состоялся первый полет нового самолета, получившего обозначение Ту-95. В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации.
Особенностью новой машины явилось применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установкой турбовинтовых двигателей. Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Н.Д. Кузнецова. ТВД были снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два соосных винта в противоположные стороны. Расход топлива новых двигателей составлял всего 0.207 кг/(л.с.*ч). Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных. В ответ на перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков В-52 «Стратофортрсес» крылатыми ракетами ALCM, в СССР в 1981 г. принимается на вооружение новая модификация бомбардировщика - Ту-95МС. Ту-95МС предназначен для поражения крылатыми ракетами важных стационарных объектов днем и ночью в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара. Базировались Ту-95, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара.
В начале 70-ых годов советские конструкторы начали разрабатывать самолет для прорыва вражеских систем ПВО. Одним из предложений стала модернизация уже существующего самолета Ту-95КМ. Таким образом появился на свет стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95К-22. Название самолета обусловлено тем, что бомбардировщик оснащался комплексом К-22, который включал ракеты Х-22. Новый проект подразумевал возможность носки одной крылатой ракеты под фюзеляжем и двух - под крылом. В настоящее время Ту-95МС является основой воздушных стратегических сил России.
Модификация: Ту-95К-22
Размах крыльев, м: 50,04
Длина, м: 46,17
Высота, м: 12,5
Площадь крыла, м2: 283,7
Масса, кг
-пустого самолета: 90000
-максимальная взлетная: 185000
Тип двигателя: 4 х НК-12МВ
Тяга, кгс: 4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч: 910
Дальность полета, км: 10500
Практический потолок, м: 11600
Экипаж, чел: 9
Вооружение: две 23-мм пушки двухствольные ГШ-23, 1 х КР Х-20 комплекса К-20, подвешиваемая под фюзеляжем в районе бывшего грузоотсека, там же 1 х КР Х-22М, либо 2 — под крылом.
Боевой ракетоносец Ту-22КД
Самолёт Ту-22 создавался с целью заменить бомбардировщик Ту-16. Рабочее проектирование Ту-22 (проект «105») ОКБ Туполева (ведущий конструктор Д.Марков) начало 15 августа 1955 года и уже к августу 1957 года была закончена постройка планера первого прототипа. К лету 1958 года на прототип были установлены двигатели, и начались статические испытания. Ту-22 выпускались на Казанском заводе № 22 с 1959 года по декабрь 1969 года. Всего было выпущено 311 самолётов этого типа.
Главными целями для Ту-22К являлись корабельные соединения вероятного противника, а самыми важными - авианосцы. Если полк в военное время уничтожит или, по крайней мере, выведет надолго из строя вражеский авианосец, то задача, стоящая перед ним, считалась выполненной. Но в таком качестве Ту-22К, к счастью для всех, реально выступать не довелось.
Эксплуатация Ту-22 выявила массу достаточно серьёзных недостатков самолёта. На больших сверхзвуковых скоростях из-за воздушных возмущений, вызванных неудачным расположением двигателей над хвостовым оперением, самолёт становился трудноуправляемым. Самолёт был неустойчив и склонен к продольной прогрессирующей раскачке. Из-за конструктивных просчётов и ошибок самолёт на протяжении всей своей эксплуатации постоянно дорабатывался представителями ОКБ и промышленности, и был доведён до более-менее нормального состояния к середине 80-х годов. Особенно тяжело вводился в строй ракетоносец Ту-22К. В Дальней авиации России Ту-22 пролетал до 1994 года.
Модификация Ту-22КД
Размах крыльев, м 23.65
Длина, м 42.20
Высота, м 10.40
Площадь крыла, м2 162.25
Масса, кг
пустого самолета 50000
нормальная взлетная 85000
максимальная взлетная 92000
Тип двигателя 2 ТРД РД-7М2
Тяга на форсаже, кгс 2 х 16500
Скорость, км/ч
максимальная 1640
крейсерская 950
Практическая дальность, км
на дозвуковой скорости 4550
на сверхзвуковой скорости 1750
Радиус действия, км
на дозвуковой скорости 2500
на сверхзвуковой скорости 1200
Практический потолок, м 13300
Экипаж, чел 3
Вооружение: одна 23-мм пушка НР-23 в хвостовом отсеке
бомбовая нагрузка - 13000 кг в бомбоотсеке
включает бомбы калибром от 250 до 9000 кг (в частности, 24 ФАБ-500 или одну ФАБ-9000), а также один или несколько спецбоеприпасов.
1 УР ⌠воздух-земля■ Х-22
Самолет-постановщик помех Ту-22ПД
В процессе эксплуатации Ту-22П оборудование самолёта постоянно модернизировалось. После установки в 1965 году системы дозаправки топливом в полёте самолёт получил обозначение Ту-22ПД. Ту-22ПД отличается наличием системы дозаправки в воздухе и двигателями РД-7М2. 4 самолёта Ту-22ПД применялись в Афганистане для прикрытия боевых действий Ту-22М3 вблизи пакистанской границы. Опыт боевых действий показал, что аппаратура РЭБ, установленная на самолёте, оказалась такой мощной, а диапазон частот таким широким, что в 350 км от летящего самолета глушились не только РЛС и средства военной связи, но и широковещательные радио- и телевизионные станции. Ту-22ПД был оборудован системой электронной разведки РЭБ-К, установленной в бомбоотсеке с выступающим на брюхе воздухозаборником, на некоторых машинах вместо кормовой пушечной установки устанавливалась станция РЭП СПС-100А.
В октябре 1988 г. четыре Ту-22ПД из 341 ТБАП, базировавшегося в Озерном, были переведены на базу Мары-2 для РЭП обеспечения действий бомбардировщиков Ту-22М3 из 185-го ТБАП из Полтавы. Самолеты радиоэлектронного противодействия были задействованы в районе пакистанской границы, для подавления возможных атак пакистанских F-16 и зенитных ракет. В январе 1989 г., после трех месяцев полетов, они были заменены четырьмя самолетами РЭП Ту-22ПД из барановического 203-го ТБАП.
Модификация Ту-22ПД
Размах крыльев, м 23.17
Длина, м 41.60
Высота, м 10.13
Площадь крыла, м2 162.25
Масса, кг
пустого самолета 43600
нормальная взлетная 84500
максимальная взлетная 92000
Тип двигателя 2 ТРДФ РД-7М-2
Тяга, кгс
на форсаже 2 х 16500
максимальная бесфорсажная 2 х 11000
Максимальная скорость, км/ч 1600
Крейсерская скорость, км/ч 980
Практическая дальность, км 5600
Практический потолок, м 13500
Экипаж, чел 3
Ту-22РДМ. Разведчик
Следующим после Ту-22РДК и Ту-22РМ стал проект модернизации самолетов Ту-22РД, появившийся в результате работ по теме "Профиль". Учтя замечания, на нем использовали фотооборудование современных образцов, а также новейшие станции радиолокационной, радиотехнической и тепловой разведки, позволявшие выполнять разведку в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях. Прежние цельные створки грузового отсека были упразднены, вместо них установили небольшие передние и задние створки, разделенные посередине контейнером с разведывательной аппаратурой. Бомбардировочного вооружения самолет нести не мог, являясь "чистым" разведчиком.
Для выполнения радиоразведки в переднем техотсеке разместили блоки станции общей радиотехнической разведки СРС-13С "Тангаж" с антеннами на фюзеляже. Разработанная в Куйбышевском КБ "Экран" СРС-13С работала в диапазоне волн 1,8-300 см и позволяла определять тип РЛС по несущей частоте и периоду следования импульсов, а также их приблизительное местоположение, с записью информации на магнитную ленту бортового регистратора.
В контейнере, кроме АФА, устанавливалась бортовая аппаратура инфракрасной (тепловой) разведки 7Р "Осень" и радиолокационная станция бокового обзора М-202 "Шомпол".
Модификация Ту-22РДМ
Размах крыльев, м 23.17
Длина, м 41.60
Высота, м 10.13
Площадь крыла, м2 162.25
Масса, кг
пустого самолета 43600
нормальная взлетная 85000
максимальная взлетная 92000
Тип двигателя 2 ТРДФ РД-7М2
Тяга, кгс
на форсаже 2 х 16500
максимальная бесфорсажная 2 х 11000
Максимальная скорость, км/ч 1600
Крейсерская скорость, км/ч 975
Практическая дальность, км 5650
Практический потолок, м 13800
Экипаж, чел 3
Ту-22У - учебный самолёт
Проектирование учебно-тренировочного самолета Ту-22У началось в 1961 г. Год спустя приступили к заводским испытаниям первого, переделанного из Ту-22Р, учебного самолета ╧ 601. За кабиной контролируемого (обучаемого) пилота разместили кабину летчика-инструктора с характерным выступающим фонарем. Сняли кормовую стрелковую установку, претерпел изменения и состав оборудования. На катапультируемое кресло инструктора, выбрасывавшегося в аварийной ситуации, как и на боевых машинах, вниз, установили более мощный стреляющий механизм. Всего изготовлено 46 самолётов Ту-22У.
Модификация Ту-22У
Размах крыльев, м 23.65
Длина, м 41.60
Высота, м 10.13
Площадь крыла, м2 162.25
Масса, кг
пустого самолета 43580
нормальная взлетная 69000
максимальная взлетная 85000
топлива 40800
Тип двигателя 2 х ТРД ВД-7М
Тяга, кгс
взлетная 2 х 10500
на форсаже 2 х 16000
Максимальная скорость, км/ч 1387
Крейсерская скорость, км/ч 850
Перегоночная дальность, км 7200
Практическая дальность, км 5130
Боевой радиус действия, км 3150
Практический потолок, м 13250
Экипаж, чел 7
Многоцелевой истребитель МиГ-29
За счёт своих выдающихся качеств МиГ-29 активно поставлялся на экспорт во множество стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая самолёты палубного базирования. Начиная с 2007 года МиГ-29 базируется также на авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». К 2015 году РСК МиГ произвело свыше 1600 истребителей МиГ-29
ЛТХ:
Модификация МиГ-29
Размах крыла, м 11.36
Длина самолета со штангой ПВД, м 17.32
Высота самолета, м 4.73
Площадь крыла, м2 38.06
Масса , кг
пустого самолета 10900
нормальная взлетная 15300
максимальная взлетная 18100
Топливо, л
внутренее 4300
ПТБ 1500
Тип двигателя 2 ТРДДФ РД-33
Практическая дальность, км.
на малой высоте 710
на большой высоте 1430
с ПТБ 2100
Максимальная скороподъемность, м/мин 19800
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение:
одноствольная 30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект
150 патронов)
боевая нагрузка - 2000 кг на шести подкрыльевых узлах
две ракеты средней дальности Р-27Р и
до 6 ракет ближнего воздушного боя Р-73 или Р-60М
бомбы 250- или 500кг, КМГУ
НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б
Истребитель Миг-15
Проектирование нового истребителя было начато в конце 1946 года. 11 марта 1947 года Совет Министров СССР утвердил план опытного самолётостроения на 1947 год, в соответствии с которым приказом МАП № 210 ОКБ Микояна поручалось разработать фронтовой истребитель с герметичной кабиной и построить его в двух экземплярах. 27 ноября 1947 года «С-1» был выпущен из сборочного цеха и передан на заводские испытания. 30 декабря 1947 года лётчик-испытатель В. Н. Юганов поднял истребитель «С-1» в воздух.
Всего в СССР было построено от 11 073 до 13 131 МиГ-15, вместе с выпускавшиеся по лицензии в других странах — достигает 15 560 самолётов, что делает этот истребитель самым массовым реактивным боевым самолётом в истории авиации. В разное время он состояли на вооружении около 40 стран. Около 20 самолётов МиГ-15 были в разное время куплены частными лицами в США и Европе.
Наиболее известным пилотом МиГ-15 был Юрий Гагарин, два года летавший на этих самолётах в 769-м истребительном авиаполку Северного флота[9]. Гагарин погиб во время тренировочного полёта на МиГ-15УТИ в марте 1968 года. В СССР МиГ-15 и его модификации были сняты с вооружения в начале 1970-х годов.
Экипаж -1 чел
Максимальная скорость у земли — 1042 км/ч
Максимальная скорость на высоте 5000 м — 1021 км/ч, на высоте 10000 м — 974 км/ч
Скорость отрыва — 230 км/ч
Посадочная скорость — 174 км/ч
Дальность — 1335 км, с ПТБ — 1920 км
Практический потолок — 15100 м
Скороподъёмность у земли — 41 м/с
Время набора высоты 10 тыс. м. – 6,8 мин
Длина взлётной дистанции — 605 м
Длина посадочной дистанции — 755 м
Размах крыла — 10,08 м
Длина самолёта — 10,10 м
Высота самолёта — 3,7 м
Вес пустого самолёта — 3247 кг
Нормальный взлётный вес — 4917 кг
Количество топлива — 1210 кг
Двигатель — ТРД РД-45Ф
Тяга — 2270 кгс
Вооружение — одна пушка Н-37 и две НР-23
Точек подвески — 2
Ан-2
Ан-2 производился в СССР, Польше и продолжает выпускаться в КНР. Всего было построено более 18 тыс. Ан-2. Экспортировался в 26 стран мира. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 70 лет.
6 марта 1946 года было образовано ОКБ-153 по гражданским и транспортным самолётам при Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Его главным конструктором стал Олег Константинович Антонов. Первым заданием ОКБ стал сельскохозяйственный самолёт СХА-1, позднее переименованный в Ан-2.
31 августа 1947 года лётчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял в небо первый прототип Ан-2, обозначенный СХА. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ. По данным ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина», на середину 2017 года 90 % задач малой авиации в России всё ещё выполнялось самолётами Ан-2.
Модификация Ан-2
Размах крыла, м 18.18
Длина самолета,м 12.74
Высота самолета,м 4.68
Площадь крыла,м2
верхнего 43.55
нижнего 27.96
Масса, кг
пустого самолета 3400
максимальная взлетная 5250
Тип двигателя 1 ПД Швецова АШ-62ИР
Мощность, л.с. 1 х 1000
Максимальная скорость, км/ч 250
Крейсерская скорость, км/ч 185
Практическая дальность, км 2000
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 12 пассажиров или 1300 кг груза
Транспортный самолёт Ан-12БП
Модификация Ан-12
Размах крыла, м 38.00
Длина самолета,м 33.10
Высота самолета,м 10.53
Площадь крыла,м2 121.7
Масса, кг
пустого самолета 28000
нормальная взлетная 55100
максимальная взлетная 61000
Внутреннее топливо, л 18100
Тип двигателя 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20К
Мощность, л.с. 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч 777
Крейсерская скорость, км/ч 670
Практическая дальность, км 5700
Дальность действия, км 3200
Практический потолок, м 10200
Экипаж, чел 5 + 1
Полезная нагрузка: 90 солдат или 60 парашютистов или 20000 кг груза
Вооружение: две 23-мм пушки НР-23
Ан-24Т
Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за его штурвалом находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. Средний расчётный технический ресурс на одну машину на этапе ввода самолёта в эксплуатацию оценивался О. К. Антоновым в 30 тыс. лётных часов, соответственно, срок службы самолёта в условиях мирного времени оценивался им в 10—15 лет эксплуатации.
Модификация Ан-24
Размах крыла, м 29.20
Длина самолета,м 23.53
Высота самолета,м 8.32
Площадь крыла,м2 72.46
Масса, кг
пустого самолета 13300
максимальная взлетная 21000
Внутреннее топливо, кг 4760
Тип двигателя 2 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-24А
Мощность, л.с. 2 х 2550
Крейсерская скорость, км/ч 498
Практическая дальность, км 3000
Дальность действия, км 640
Практический потолок, м 8400
Экипаж, чел 5
Полезная нагрузка: 38 солдат или 30 парашютистов или 24 носилки с одним сопровождающим или 4612 кг груза
Военно-транспортный самолёт Ан-24ВСР
Ан-24ВСР - спецвариант Ан-24 для тренировки воздушных стрелков-радистов. По обоим бортам в корме имеются два больших блистера.По компоновке военно-транспортный самолёт Ан-24ВСР представляет собой свободнонесущий высокоплан. Силовая установка включает в себя два турбовинтовых двигателя; в мотогондоле правого двигателя располагается вспомогательный силовой агрегат. Шасси - трёхстоечное с носовой стойкой. Бортовой номер - 57, заводской номер - 8910609, год постройки - 1968.
Модификация Ан-24
Размах крыла, м 29.20
Длина самолета,м 23.53
Высота самолета,м 8.32
Площадь крыла,м2 72.46
Масса, кг
пустого самолета 13300
максимальная взлетная 21000
Внутреннее топливо, кг 4760
Тип двигателя 2 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-24А
Мощность, л.с. 2 х 2550
Крейсерская скорость, км/ч 498
Практическая дальность, км 3000
Дальность действия, км 640
Практический потолок, м 8400
Экипаж, чел 5
Учебно-тренировочный самолёт Ту-134УШС
Ту-134 (по кодификации НАТО: Crusty — «Резкий») — советский пассажирский самолёт на 76—80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении. Первый полёт выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации с сентября 1967 года. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего, вместе с опытными и предсерийными образцами, было построено 854 самолёта всех модификаций. Полностью производство было прекращено в 1989 году.
Модификация Ту-134Ш-1
Размах крыла, м 29.00
Длина самолета,м 37.10
Высота самолета,м 9.02
Площадь крыла,м2 127.3
Масса, кг
пустого самолета 29050
максимальная взлетная 47000
Внутреннее топливо, л 16500
Тип двигателя 2 ТВД Авиадвигатель Д-30-II
Тяга, кН 2 х 66.68
Крейсерская скорость, км/ч 885
Практическая дальность, км 3500
Дальность действия, км 1890
Практический потолок, м 11900
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: 12 курсантов
Ту-134УБЛ
Продолжает использоваться в ВВС России для обучения курсантов полётам на Ту-22М3 и Ту-160. Также его применяют для поддержания навыков строевых пилотов, чтобы сократить расход лётного ресурса боевых самолётов. Тренажёр для обучения экипажей лётчиков морской и стратегической авиации. Самолёт отличает особенная конструкция носовой части фюзеляжа, схожая с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160.
Самолет, получивший за свой длинный нос прозвище «Буратино», специальная форма носового обтекателя была сделана для имитации полета на боевом самолете, кроме того, внутри длинного носа находится радио-локационная станция, похожая на установленную на Ту-22. Первую машину построили на ХАПО в январе 1981 г. До весны выпустили несколько серийных самолетов, успешно прошедших совместные с заказчиком летные испытания. До 1983-го объединение сдало 90 Ту-134УБ-Л. Для авиации ВМФ изготовили один экземпляр модифицированного Ту-134УБ-К для тренировок штурманов-навигаторов и штурманов-операторов самолетов Ту-22М.
Модификация Ту-134УБ-Л
Размах крыла, м 29.01
Длина самолета,м 41.92
Высота самолета,м 9.14
Площадь крыла,м2 127.30
Масса, кг
пустого самолета 29000
нормальная взлетная 47600
максимальная взлетная 49000
топлива 14400
Тип двигателя 2 ТРДД ПНПО Авиадвигатель Д-30 11
Тяга, кН 2 х 66.70
Максимальная скорость, км/ч 890
Перегоночная дальность, км 1200
Дальность действия, км 3020
Практический потолок, м 11800
Экипаж, чел 3
Л-29 «Дельфин»
Совершил первый полёт 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в 1963—1973 годах, построено 3665 самолётов[3]. В дальнейшем был заменён на Aero L-39 Albatros.
«Дельфин» состоял на вооружении более 15 стран мира (СССР, ЧССР, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Гана, Гвинея, Египет, Индонезия, Ирак, Йемен, КНР, Мали, Нигерия, Румыния, Сирия, Уганда). Ряд снятых с вооружения самолётов приобретены частными лицами.
Модификация L-29
Размах крыла, м 10.29
Длина самолета,м 10.81
Высота самолета,м 3.13
Площадь крыла,м2 19.80
Масса, кг
пустого самолета 2236
нормальная взлетная 3280
максимальная взлетная 3540
Топливо, л
внутренние топливо 1050
ПТБ 2 х 150
Тип двигателя 1 ТРД Motorlet М. 701c 500
Тяга нефорсированная, кН 1 x 8.73
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 5000 м 655
на уровне моря 615
Крейсерская скорость, км/ч
на высоте 5000 м 545
на уровне моря 525
Практическая дальность, км 900
Боевой радиус действия, км 640
Продолжительность полета, ч.мин 2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин 840
Практический потолок, м 11500
Мак. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 200 кг на двух узлах подвески
2 контейнера с 7.62-мм пулеметами, или
2 100-кг бомбы или, 2 ПУ 55-мм НУРС С-5
Л-39 «Альбатрос»
Создан для замены учебно-тренировочного самолёта Aero L-29 Delfin. Совершил первый полёт 4 ноября 1968 года. В 1972 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился чешской фирмой Aero Vodochody до 1999 года. Всего было построено 2868 L-39 и 80 L-59. Состоит на вооружении более чем 30 стран мира. Эти самолеты использовались зачастую не только как учебные, но и как боевые. На представленном Л-39 имеются две установки для запуска неуправляемых ракет (НУРС) УБ-16М.
Л-39 — учебно-тренировочный самолёт, предназначенный для первоначального обучения курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью, обучения элементам боевого применения, связанных с перехватом воздушных целей визуально, действиям по наземным целям, а также тренировки лётного состава лётных училищ и строевых частей. С рабочего места инструктора возможна имитация некоторых отказов, также с целью обучения предусмотрена экипировка курсанта в различные типы лётного и высотного снаряжения. В состав обучающего комплекса также входят пилотажный тренажёр TL-39 и тренажёр для отработки навыков катапультирования NKTL-29/39.
Модификация L-39C
Размах крыла, м 9.44
Длина самолета,м 12.13
Высота самолета,м 4.47
Площадь крыла,м2 18.80
Масса, кг
пустого самолета 3395
нормальная взлетная 4337
максимальная взлетная 4600
Топливо, кг
внутренние топливо 980
ПТБ 544 (2 х 350 л)
Тип двигателя 1 ТРД ЗМДБ Прогресс АИ-25ТЛ
Тяга нефорсированная, кН 1 х 16.87
Максимальная скорость, км/ч 757 (М=0.8)
Крейсерская скорость, км/ч 700
Практическая дальность, км
с двумя ПТБ 1750
без ПТБ 1000
Максимальная скороподъемность, м/мин 1320
Практический потолок, м 11500
Макс. эксплуатационная перегрузка 12
Экипаж, чел 2
Вооружение: боевая нагрузка - 250 кг на 2 узлах подвески
типичная нагрузка: 130-мм НУР С-130,
ПУ УВ-16-57 16х57-мм НУР, и 100- кг бомбы.
Дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-62
Первый полёт совершил 2 января 1963 года. В эксплуатации с 1967 года. Производился серийно в 1966—1995 годах. Всего было выпущено 289 самолётов (с прототипами). Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу. На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил и служит в качестве правительственного («борт № 1») — в СССР, Российской Федерации, Северной Корее. В музее установлен самолет Ил-62, принадлежавший до 1980-го года Первому Секретарю ЦК ПОРП (коммунистической партии Польши) Эдварду Гереку.
Модификация Ил-62
Размах крыла, м 43.20
Длина самолета, м 53.12
Высота самолета, м 12.35
Площадь крыла,м2 279.55
Масса, кг
пустого самолета 70400
максимальная взлетная 160000
Тип двигателя 4 ТРДД НК-8
Тяга, кН 4 х 95.00
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км 9780
Практический потолок, м 14000
Экипаж, чел 5
Полезная нагрузка: 186 пассажиров или 23000 кг груза
Вертолет Ми-8
История вертолета МИ-8 началась еще в СССР. Впервые, он был разработан в начале 60 годов. Именно он является самым массовым двухдвигательным вертолетом, причем не только в России, но и во всем мире. Основная цель применения данной летательной машины – различные боевые и гражданские операции. Благодаря хорошим скоростным и техническим характеристикам сегодня очень активно проводят его конструкторские модификации. В совокупности с хорошей дальностью полета, модель МИ-8 является одной из самых приоритетных летательных машин для проведения ее дальнейших усовершенствований. Тем самым, МИ-8 определенно занимает почетное место в нашей авиационной промышленности.
Технические характеристики ТТХ вертолета МИ-8
Необходимый экипаж: 3 человека.
Максимальная скорость полета: 250 км/ч.
Максимальная высота полета: 4700 м.
Максимальная транспортная дальность полета: 445 км.
Максимальная пассажирская дальность полета: 500 км.
Масса вертолета: 6600 кг.
Максимальный вес груза на подвеске: 3000 кг.
Вес заправляемого топлива: 2800 кг.
Длина вертолета : 25,24 м.
Двигатель: 2 х ТВ2-117А
Максимальная мощность двигателя: 1700 л.с.
Расход топлива: 0,680 т/час.
ФАБ-9000 М-54
Крылатая ракета X-20 «Комета-20»
Создание авиационной системы ракетного оружия «К-20» на базе стратегического бомбардировщика Ту-95 со сверхзвуковой крылатой ракетой большой дальности Х-20 было начато в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 11 марта 1954 года. Главной задачей, стоявшей перед разработчиками, было создание стратегического носителя, способного поражать цели на территории США, не входя в зону действия их ПВО. Самолёт-снаряд разрабатывался в ОКБ-155 А. И. Микояна, главный конструктор — М. И. Гуревич. Х-20М — вариант с усовершенствованной термоядерной БЧ, принятый в результате на вооружение вместо Х-20.
Длина: 15,41 м
Диаметр: 1,89 м
Высота ракеты: 3,015 м
Размах крыла: 9,03 м
Стартовый вес: до 11800 кг
Скорость полёта: М=2
Дальность стрельбы: 600 км
Высота применения: 9-12 км
Система наведения: инерциальная + радиокомандная
Боевая часть: термоядерная, «изделие 37Д»
Масса БЧ: 2300 кг
Мощность БЧ: 3 Мт
Двигатель: короткоресурсный ТРДФ АЛ-7ФК
Топливо: ТС, Т-1
Тип ПУ: БД-206
Самолет-носитель: Ту-95К, Ту-95КД, Ту-95КМ, 3М-К-20 (проект)
Противокорабельная ракета КСР-2
Противорадиолокационная крылатая ракета КСР-11
Процедура следующая – Вы приезжаете в летный городок и на КПП выясняете, где находится штаб авиационной дивизии. Затем идете в штаб и на входе дежурному говорите, что хотели бы посетить музей. Дежурный по внутренней связи выяснит, когда Вы сможете посетить музей и скажет, когда приехать и к кому обратиться.
Музей открыт только в рабочие дни, примерно с 9 до 16 часов. С собой обязательно необходимо иметь паспорт. На самом деле, бояться ничего не надо, к посетителям на авиабазе относятся очень хорошо и даже если что-то непонятно, то объяснят.
Авиабаза находится в городе Энгельс, Саратовской области, ехать нужно до улицы Марины Расковой и у самолета-памятника свернуть на дорогу, ведущую вглубь Летного поселка к КПП.