Сосновая Маза находится в центральной части района в 167 километрах от Саратова и 15 километрах от Хвалынска. Первые люди на месте современного села Сосновая Маза жили примерно в XI веке до нашей эры, о чём свидетельствуют открытия, сделанные в 1901 году. Село знаменито, найденным здесь в 1901 году кладом - комплекс медных изделий, относящихся к эпохе поздней бронзы (12—11 вв. до н. э.). Вес Сосново-Мазинского клада составлял 21 килограмм, всего было найдено около 70 орудий, в том числе серпы и кинжалы, характерные для Закавказья и Ирана позднего Бронзового века. Вероятно, вещи, вероятно, принадлежали вождю племенного союза или одного из племён, обитавших в степях. Клад выставлен в Государственном историческом музее Москвы, а три предмета в краеведческом музее Хвалынска.
После церковной реформы патриарха Никона и Большого Московского Собора 1667 года в глухие, малозаселённые хвалынские леса начали съезжаться скрывавшиеся от гонений противники нововведений. В 1669 году на речке Маза образовалось старообрядческое поселение Сосновая (Старая) Маза. Места эти были достаточно безопасными, и вскоре начали привлекать и простых беглых крестьян.
В начале XVIII века Петром I сюда были высланы из Нижегородской губернии опальные стрельцы-раскольники. Первая моленная в Сосновой Мазе была построена в 1765 году. Амнистированное в правление Екатерины II поселение стало государственным, земли были переданы Чудову монастырю, которому жители обязаны были платить подать. В середине XIX века с распространением старообрядчества Белокриницкого согласия в селе появилось большое количество его последователей. Большинство по прежнему составляли беглопоповцы.
Также в Сосновой Мазе имелась православная община и церковь в честь Покрова Божией Матери, по которой село также называли Покровским. На момент крестьянской реформы 1861 года в селе насчитывалось 317 дворов и 2236 жителей, образовавших одно сельское общество. Через Сосновую Мазу проходила дорога из Хвалынска в квартиру 2-го стана. Село являлось центром Сосново-Мазинской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии.
7 февраля 1910 года в селе состоялся беглопоповский собор поволжских (иргизских) часовенных. По данным 1910 года в Сосновой Мазе проживало 3614 человек, из них 1615 беглопоповцев, 611 беспоповцев и 666 старообрядцев Австрийского толка. У каждой общины была своя моленная. Последними в 1911 году была заложена церковь, строительство которой было завершено за год. Деревянное здание с колокольней было освящено в честь Вознесения Господня. Открытие состоялось 3 мая 1912 года, в престольный праздник. Первое богослужение совершил саратовский епископ Мелетий.
После Октябрьской революции в Сосновой Мазе был сформирован сельсовет. Вознесенская церковь сгорела в 1922 году. Некоторое время службы проводились в приспособленном доме, затем в село была перенесена церковь из Черемшанского женского монастыря, впоследствии закрытая и разобранная на строительные материалы для корпуса местной машинно-тракторной станции.
На фоне величественных сосен и живописных белоснежных холмов серые деревянные дома Сосновой Мазы кажутся особенно безликими. Правда, на многих окнах резные наличники обрамлены сверху башенками. И священник местного прихода отец Вадим подчеркивает, что это старообрядческий стиль: «Три башенки символизируют Святую троицу — Отца, Сына и Святого духа. Есть житие святой Варвары. В нем рассказывается, что ей было видение, после которого она велела сделать в отчей бане три окна в честь Святой троицы».
Сегодня Сосновая Маза является центром одноимённого муниципального образования. В селе проживает около 900 человек, имеются пункт связи и филиал Сбербанка, на центральной улице Ленина находятся дом культуры и двухэтажная средняя общеобразовательная школа. В 1995 году была вновь открыта старообрядческая церковь, освящение которой было ознаменовано крестным ходом, основой для неё послужил старинный кирпичный особняк, построенный в начале 20-го века. Половина села - старообрядцы. У старообрядцев довольно необычные кладбища - прямо в лесу.