В наши дни, как и прежде, село Белогорное является одним из крупнейших старообрядческих центров в Саратовской области. Оно пользуется большим авторитетом у старообрядцев поморского согласия. В настоящее время в селе проживает 800 жителей, половина из которых староверы. На большие праздники в 2 – х староверческих моленных собирается верующих гораздо больше, чем в никонианскую церковь. Село Белогорное (Самодуровка) основано семейством Климовых, которое принадлежало к духовному сословию и, отказавшись принять реформы Никона, вынуждено было бежать из Москвы из-за преследований приверженцев старой веры. Оно поселилось в приволжском глухом дремучем лесу, где прожило тайно около 30 лет. После 1714 года, когда Петр I ослабил преследования староверов, обложив их двойным налогом, беглецы вышли из леса, обустроили новое поселение, названное Самодуровкой, и стали жить открыто.
В середине XVIII века в селе появился первый представитель поморцев инок Зосима, вовлекший в свою веру всех (около 400) жителей села. Около 1780 года среди староверов возник спор о законности совершаемых Зосимой браков, закончившийся через 3 – 4 года переходом части старообрядцев в новообрядцы, но образованный в 1791 году приход оказался немногочисленным. Около 1796 года Зосима построил в селе моленную.
До 1826 года в самодуровском приходе состояло около 1700 человек: из них 18 числились старообрядцами-поповцами, остальные – новообрядцами, хотя большинство из них тайно придерживалось поморства. В 1826 году поморцами объявили себя 300 человек (у них были 2 моленные), а к маю 1827 года – почти все жители села, и в списках новообрядцев осталось не более 100 человек. Ряды прихожан редели, и к 1834 году их осталось единицы. Чтобы поправить положение, с 1834 по 1837 год к самодуровскому приходу власти приписали до 150 новообрядцев, и в 1837 году в селе стало 348 новообрядцев, 2407 поморцев и 90 беглопоповцев. Вскоре беглопоповцы исчезли: часть их перешла к новообрядцам, часть – к поморцам.
Около 1838 года среди старообрядцев вновь возник спор о законности брака. В результате некоторые из них перешли в единоверие, некоторые – в филипповское согласие. Последние вскоре преобразовались в федосеевцев. 14 мая 1839 года пожар уничтожил моленную, построенную Зосимой. Благодаря постоянно проводившейся между поморцами и федосеевцами полемике, в середине XIX века село превратилось в крупный старообрядческий центр. В 1850 году в нем проживал 2951 старообрядец, здесь была большая библиотека печатных и рукописных книг, отсюда велась активная пропаганда.
В 1890 году в Самодуровке проживало 4307 старообрядцев и 987 новообрядцев. Последних в селе всегда было меньше, чем старообрядцев: со времени основания прихода их количество колебалось от 12 до 19% от общего числа жителей. Поморцы имели 2 моленные и часовню на кладбище, федосеевцы – 1 моленную. В селе действовало до 10 старообрядческих школ, в каждой из которых обучалось по 30 – 40 детей. К самодуровским наставникам для отправления треб обращались поморцы из многих окрестных сел и городов.
По словам носителей традиции, до революции в селе было 5 поморских (Большая; Тюрьская; Коробова; Филюшкина; Доронина) и 1 федосеевская (Голодовкина) моленные. Их все закрыли в 1937 году, когда по селу прокатилась волна репрессий за веру. С этого времени старообрядцы стали молиться тайно, по домам.
В 1948 – 50 годах поморцы поставили на кладбище часовню вместо разрушенной. В 1975 году им вернули бывшую Большую моленную, службы стали проходить явно. Эта моленная действовала до 1996 года, когда ее снесли из-за ветхости здания. Вместо нее поморцам предоставили в центре села другое здание, где службы проводятся до сих пор. В Белогорном сейчас проживают 655 человек, больше половины села составляют поморцы. Активно молящихся около 60 человек. На службу часто приводят детей, молодежь венчается в моленной.
Федосеевцы имеют собственную моленную в западной части Белогорного. По численности община составляет примерно четверть села, но постоянно собираются на моления только 8 женщин. Поскольку федосеевцы не признают законность брака, молящихся именуют «монашками». В общине есть мужчины, но наставника давно нет.
Поморцы и федосеевцы объединяются 9 мая на кладбище, отмечая родительский день. Обычно здесь собирается более 1000 человек: кроме старообрядцев села, много приезжих из соседних городов (Вольск, Самара, Саратов, Сызрань, Тольятти, Хвалынск) и сел. Под влиянием старообрядцев находятся и новообрядцы, составляющие примерно пятую часть села. Они также родительский день отмечают 9 мая и кресты на могилах ставят по-старообрядчески, с голубцами.
С 1992 года из брачных общин осталась только одна.
Сейчас в селе имеется две общины брачных, которых называют здесь «поморцами» или «кулугурами», и феодосеевцев (безбрачных), которых называют «монашеской верой». Община поморцев располагается в отдельном молитвенном доме, переданном местной администрацией в 1999 году. Ранее в ней располагался сельсовет. В настоящее время в общине поморцев собираются на молитву по праздникам, когда с утра молятся каноны: Кресту, Богородице и Празднику. На моление собирается от 20 до 50 человек, а в именитые праздники, как Пасха, и того больше. Также практически ежедневно здесь совершаются требы: погребения и панихиды. На службы приходят староверы из близлежащих сел: Окатной мазы, Опалихи и Юловой. Туда же местным служителям приходится выезжать на похороны христиан.
На Пасху служба происходит с вечера и до 5 утра. До полуночи читаются каноны: Кресту, Богородице, Зосиме и Саватию соловецким и другие. В 12 часов ночи начинается пение Пасхального канона. Многие песнопения здесь поют на один глас, причем не без влияния местного фольклора. В некоторых песнопениях явно прослеживается наонная певческая традиция.
Наставником общины с 1992 года является Михаил Родионович Акимов (1924 г. р.). Хозяйством общины занимаются Федор Алексеевич Горелов и Клавдия Федотовна Титкова, они же являются и основными служителями. Всего же певчих около 10 человек.
На соборную молитву женщины надевают сарафаны и платки (под булавку) обязательно темного цвета. На «Троицу» дозволяется надевать и белые, и цветные платья и платки. Крещение проводят в купели, которую каждый раз приносят из моленной в дом крещаемого. Взрослых погружают в реке. В былые времена (еще 20 – 30 лет назад) местные староверы старались пригласить к себе в дом церковных певчих, а то и простых верующих, дабы пропели Рожество, прославили рождьшагося Спасителя. Сейчас эта традиция утрачена.
Последними наставниками феодосеевцев были: Гаранин Петр Емельянович, а затем Макеев Симеон Кириллович (60 – е годы), Кузнецов Еупл Канаевич (70 – е годы) и Шаров Маркел Федорович (80 – е годы). Одними из выдающихся певчих последнего времени были: Яшухина Дарья Тимофеевна и Голодовкина Парасковия Тимофеевна, обе умершие в 1996 году. Дарья Тимофеевна обладала настолько сильным голосом, что когда пела одна, казалось, что пела целая изба хороших певчих. Она же учила детей грамоте.
Сейчас феодосеевцы собираются на моление примерно по пятнадцать человек, из которых молящихся «крестом» только пять. На службе замолитвует Титкова Ирина Григорьевна, она же крестит и исповедует по «Скитскому покаянию». Служба происходит по праздникам и редко по воскресеньям. Вечером служат вечерню, утром – утреню, каноны (Кресту, Богородице и Празднику) и часы.
Раньше на большие праздники службу совершали с вечера, всю ночь и даже до часу дня. Заодно молились: малую вечерню, малую павечерницу, великую вечерню, утреню и часы.
К соборному молению бывших в браке христиан феодосеевцы принимают через исповедь и епитимию (или, как здесь называют, «через канон»), которая составляет 400 лестовок, аще же кто имеет более тяжкие грехи то и до 800. В свое время в общине были и настоящие постриженные монашки и девицы. Прежде бывшие девицы платок подвязывали под кромку. Сейчас же таковых не осталось, есть только замужние. Они подвязываются обычным образом – на угол.
Кладбище староверов уже 300 лет находится на «Лысой горе», в дубовой роще, в семи километрах от села (оно в несколько раз больше никонианского). Там стоит небольшой срубовой домик – часовня, в которой служатся погребения по умершим. Прямая дорога от села до «Лысой горы» называется «Мертвый гребень», именно по нему раньше носили усопших на кладбище: с верхнего конца села на руках, а из дальних районов - на лошадях или быках. На всех могилах стоят великие кресты с голубчиками. На горизонтальных перекладинах крестов вырезались надписи - свидетели очень далеких лет. Большинство из надписей прочесть уже невозможно. Весной кладбище украшается только что распустившимися ландышами и лазоревыми цветами (дикий пион).
В былые времена все местные староверы собирались на кладбище 6 мая на праздник «Егория» (Георгия Победоносца). Сначала в часовне пропевали канон Пасхе, а затем с пением «Христос Воскресе» шли за три километра в «Климов дол». Там служили заупокойную литию по своим приснопамятным предкам и возвращались на «Лысую гору» на могилы умерших за прошедший год, где пропевали индивидуальные литии. Вечером возвращались домой и отправлялись сажать картошку. Теперь эти мероприятия ежегодно совершаются 9 мая. Не ходят уже и в «Климов дол», но все остальное совершается по прежде бывшему. «Поморцы» поют канон Пасхе в Часовне, а феодосеевцы посреди кладбища перед принесенными иконами.
В настоящее время в Белогорном проживает около 800 жителей. Село является центром одноимённого сельского округа. Имеются отделения связи и Сбербанка, Дом культуры, библиотека, интернат для инвалидов, детский дом-школа "Солнышко". Местная столовая находится в сильно перестроенном здании "Тюревской" моленной – единственном сохранившемся до наших дней. Действующими являются два молитвенных дома: в бывшем здании сельсовета, переданном общине поморцев в 1999 году, и дом общины брачников. На 300-летнем старообрядческом кладбище на Лысой горе, дорога к которому называется "Мертвый гребень", находится небольшая деревянная часовня.